скачать рефераты

МЕНЮ


Аналитическая работа в ОВД

Источниками статистической информации являются первичные статис-тические учеты, различные формы статистической отчетности о работе ор-ганов внутренних дел либо иных государственных органов, общественных организаций, предприятий, учреждений, за определенный период времени. Ценность и функциональное значение статистики как источника информации состоит в том, что она обеспечивает возможность провести сравнительный анализ результатов деятельности органа внутренних дел, выявить опреде-ленные тенденции в изменениях оперативной обстановки, дать количест-венную оценку состояния дел.

Носителями информации как правило, являются какие - либо докумен-ты: заявления, постановления, решения, экспертные заключения, различ-ные обзоры, аналитические справки, нормативно-методические документы, направляемые по подчиненности нижестоящим органом. Они играют важную роль в контроле за исполнением ранее принятых решений, наполняют коор-динационные и субкоординационные связи органов управления информацион-ным содержанием.

Таким образом, система информации (информационная система) - это организованная в соответствии со специально разработанными классифици-рованными признаками деятельность по сбору, хранению, обработке, ана-лизу и выдаче информации получателям в целях обеспечения нормального функционирования субъекта управления и эффективного воздействия на объект управления.

Все виды и источники информации о деятельности органов внутренних дел и ее результаты должны отвечать определенным требованиям. К ним, в частности, относятся требования объективности, комплексности, опти-мальности, конкретности, непрерывности и др. Главным из этих требова-ний является требование объективного подхода, которое предъявляется ко всей социальной информации, отражающей общественные и личные интересы и потребности. Это означает, что любая информация служащая базой для выработки управленческих решений, должна отражать реальное положение дел в правоохранительной сфере государственного управления, действи-тельное состояние борьбы с преступностью, охраны прав и свобод и законных интересов граждан.

Решение проблем укрепления законности и правопорядка на любом уровне управления предполагает учет и анализ как позитивных так и не-гативных обстоятельств, факторов и явлений, глубокое, всестороннее и непредвзятое их изучение. Иными словами, информация должна быть объек-тивна и служить гарантией выработки обоснованном управленческого реше-ния, а в конечном счете - правильной организации управленческого про-цесса.

Отсюда вытекает следующее важное требование к социальной информа-ции - комплексность, системный подход к оценке социальных явлений и процессов. Это требование применительно к организации управления орга-на внутренних дел находит свое выражение, в частности в том, что при оценке состояния оперативной обстановки нельзя опираться на отдельно взятые, быть может даже весьма веские факты. Необходимо выявить приро-ду возникновения этих фактов причем это относится ( к положительным и отрицательным фактам), ответить на вопрос, образуются и складываются ли за ними те или иные явления, тенденции и лишь после этого принимать во внимание при выработке управленческих решений.

При сборе и анализе информации, используемой в процессе управле-ния органами внутренних дел, следует руководствоваться требованием оп-тимальности и, в частности, избегать двух крайностей - обилия и дефи-цита информации. Иными словами, с одной стороны, нельзя подменять ка-чество информации ее количеством, а с другой - переоценивать значение каких-либо данных и сведений в ущерб другим, необоснованно суживать информационную базу анализа состояния правопорядка. Полнота, репрезен-тативность информации дают возможность отразить главные стороны изуча-емого вопроса, повышают качество управленческих решений за счет учета различных факторов, прямо или косвенно влияющих на результативность работы органов внутренних дел.

Следует отметить, что определение оптимума информации в смысле обеспечения ее полноты во многом обусловлено уровнем профессиональной подготовки, жизненным опытом, стажем службы в органах внутренних дел и другими личностными характеристиками объекта управления.

Как видно с требованиями оптимальности органически связано требо-вание конкретности информации. Для организации управленческой деятель-ности - это требование особенно актуально. Неопределенные, непроверен-ные данные будучи положенные в основу оценки оперативной обстановки, приводя к принятию неверных содержащих серьезные ошибки управленческих решений, которые подчас, могут иметь отрицательные последствия для всей управляющей системы, а в конечном счете - для выполнения конкрет-ных задач, стоящих перед данным органом внутренних дел.

Конкретность информации нельзя рассматривать в отрыве от требова-ния непрерывности ее поступления. Только лишь при данном условии можно говорить о достаточно высоком уровне организации системы информации и действительности информационных потоков. Вне регулярного, системати-ческого поступления информации (как от субъекта управления к объекту управления, так и наоборот) процесс управления начинает терять эффек-тивность, поскольку становится затруднительно, а порой и просто невоз-можно, выявлять тенденции и причины позитивных и негативных явлений, своевременно разрабатывать и принимать меры по оперативному реагирова-нию на осложнение оперативной обстановки.

По существу информационное обеспечение управления представляет собой специфический вид управленческой деятельности по созданию, орга-низации функционирования и развития информационных систем.

Понятие информационное обеспечение может иметь отношение к управ-ленческому процессу в целом (например, информационное обеспечение на уровне ГОРОВД, ГУВД и т.п.) к отдельным функциям управления (например, информационное обеспечение планирования), к деятельности структурных подразделений органа внутренних дел (например информационное обеспече-ние отдела муниципальной милиции административного округа в городе ли-бо к деятельности отдельных должностных категорий сотрудников ОВД (например, информационное обеспечение начальника горрайоргана).

Информационное обеспечение крайне важно для главного субъекта уп-равления - руководителя органа внутренних дел, координирующего дейс-твия подчиненных, эффективность деятельности которого находится в пря-мой зависимости от имеющихся в его распоряжении и удовлетворяющих его информационные потребности информационных систем.

Информационное обеспечение управленческой деятельности руководи-теля предполагает решение следующих основных вопросов по созданию не-обходимых информационных систем:

- установить источники, виды и переодичность поступления информа-ции;

- наметить и осуществить сбор, обработку и анализ информации;

- определить круг потребителей каждого вида информации и их об-ратные связи и т.д.

Повышение уровня информационного обеспечения во многом зависит от качества работы информационных центров, деятельность которых направлена на проектирование, организаций функционирования и совершенство-вания информационных систем.

К сожалению проектирование информационных систем, как правило, отстает от реорганизации систем управления в органах внутренних дел, что приводит на этапе становления вновь образованию субъекта управле-ния к дефициту необходимой информации, с одной стороны и к избытку ус-таревшей и непригодной информации с другой. Все это, естественно сни-жает эффективность функционирования нового органа управления, создает дополнительное напряжение в разработке информационных систем, удовлет-воряющих новые задачи управления.

В современных условиях совершенствования информационных систем невозможно без использования электронно-вычислительной техники и авто-матизированных банков данных.

Объективными предпосылками компьютеризации управленческих процес-сов являются усложнение и растущее многообразие функций управления, образование потребности в обработке крупномасштабных массивов социаль-ной информации, создание широко развитых каналов по обмену информаци-онными потоками и др.

Использование вычислительной техники в органах внутренних дел не только значительно снижает трудоемкость обработки учетных материалов, ускоряет документооборот и т.п., что заметно приводит к повышению ка-чества управленческой деятельности, а в конечном счете - к активизации борьбы с преступностью.

ВЫВОД: Сказанное позволяет прийти к выводу, что процесс управле-ния неосуществим без соответствующего информационного обеспечения как всего управленческого цикла, так и отельных его стадий.

2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (МИЛИЦИИ)

Социальная информация имеет большое научное и практическое значе-ние для разработки эффективных систем управления органами внутренних дел (милицией), формирование стиля и методов планирования, принятия и исполнения решений, контроля и оценки эффективности работы.

Деятельность органов внутренних дел (милиции) по обеспечению правопорядка, охране прав и законных интересов граждан должна быть соци-ально оцениваемой, что необходимо для реализации управленческих право-охранительных функций в единой и целостной системе. Основное содержа-ние системы составляет "сама деятельность органов внутренних дел (ми-лиции) по укреплению правопорядка, охране прав и законных интересов граждан, состояние правопорядка (оперативной обстановки в регионе) как часть социальной действительности.

Данная система состоит из ряда элементов.

Первым элементом системы является сбор информации о ней: наблюде-ние, анализ документов, опросы, описание опыта работы органов внутрен-них дел (милиции), результатов их деятельности, обобщение складываю-щейся практики.

Следующий элемент - это аналитические (социологические, кримино-логические) исследования, происходящие в органах внутренних дел (либо в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступностью), про-цессов.

С помощью социологических, социально-психологических, правовых, экономических, статистических и других методов исследований становится возможным выявить и сформулировать закономерности формирования и ре-альное состояние оперативной обстановки, особенности стиля организа-торской деятельности аппаратов и служб органов внутренних дел, причины и условия, способствующие эффективной деятельности органов внутренних дел; результативность мер по предупреждению и раскрытию преступлений и других правонарушений.

Количественные характеристики исследуемых явлений позволяют на основе сравнительного анализа, определения этапов в развитии тех или иных проблем увидеть конкретные формы, проявления известных тенденций, дают возможность руководству МВД,УВД горрайорганов более эффективно организовать охрану общественного порядка и обеспечить общественную безопасность.

К целесообразным и необходимым относится проведение исследований общественного мнения, ориентированных на описание соответствующего объекта, когда возможны коррекция либо опровержение распространенного представления о чем-либо. Исследования общественного мнения, например, позволяют уточнить представления о состоянии сознания отдельных соци-альных групп об актуальных потребностях и интересах населения данного региона в сфере правопорядка. Описание населения к тому или иному со-бытию или явлению имеет характер прикладных разработок и их применение ограничено сравнительно узкой сферой, как правило, общими представле-ниями об общественном мнении.

Задачей исследования может быть выявление причинно-следственной связей и зависимостей объекта изучения, раскрытие тенденций и закономерностей его существования и развития. Особенности исследования в этой связи обусловливается спецификой предмета отражения (сфера право-порядка, обеспечения общественной безопасности, охраны общественного порядка и борьбы с преступностью), субъекта отражения (например, соци-альные группы, коллективы). Предметом отражения общественного мнения по вопросам обеспечения правопорядка выступает правоохранительная по-литика как сложное общественное явление, включающее как совокупность идей, отношений ( в том числе регулируемых нормами права), органов, организаций, учреждений и отдельных граждан.

Отношения в сфере правопорядка всегда динамичны и развиваются в результате разрешения тех или иных противоречий, а актуальные стороны этих отношений (соотношение государственных и общественных начал в ох-ране общественного порядка и борьба с преступностью, пути совершенс-твования деятельности органов милиции, упрочения их связи с населением и т.д.) являются предметом заинтересованного обсуждения населения.

Изучение общественного мнения по вопросам обеспечения правопоряд-ка предполагает характеристику особенностей его субъекта, т.е. целесо-образно выделять внутри общественной структуры отдельные группы с уче-том их различий в характере и содержании труда, уровне профессиональ-ной квалификации и т.п. с тем, чтобы наиболее полно охарактеризовать их интересы в сфере правопорядка.

Исследования общественного мнения органами внутренних дел (мили-цией) целесообразно проводить по двум основным направлениям:

а) анализ состояния общественного мнения и процесс его функциони-рования в социальных группах регионов;

б) анализ процесса формирования общественного мнения (информиро-вание населения органами милиции) по вопросам охраны общественного по-рядка и обеспечению общественной безопасности.

Характеристика состояния общественного мнения по вопросам обеспе-чения правопорядка в регионе и социальных группах предполагает выявле-ние сформировавшегося по какому-либо вопросу, правоохранительной поли-тики и практики общественного мнения коллективным мнениям определенной социальной группы на материалах средств массовой информации.

Практическое значение исследований общественного мнения по вопросам обеспечения правопорядка состоит в повышении научного уровня теку-щего и перспективного планирования, в построении эффективной системы информационного обеспечения управленческой деятельности в целом, пос-кольку общественная критика работы милиции существенно обогащает ин-формационную базу принятия управленческих решений. кроме того, общест-венное мнение по вопросам обеспечения правопорядка наряду с теорети-ческой и практической значимостью играет важную роль в формировании правовой культуры населения.

Граждане, зная заинтересованность милиции в информации, характе-ризующей ее деятельность по обеспечению правопорядка, охотнее оказыва-ют помощь милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступ-ностью, становятся нетерпимее к различного рода правонарушениям. На важность учета социальной информации обращается внимание в актах орга-нов внутренних дел: указаниях, инструкциях и методических рекомендаци-ях, в частности по приему граждан, работе с письмами, реагированию на критические публикации в печати, по анализу оперативной обстановки в регионе, по изучению общественного мнения о работе милиции и др.

С учетом социальной информации о деятельности органов внутренних дел принимается конкретное управленческое решение, являющееся формой, содержащей модель определенной деятельности в конкретных условиях. Уп-равленческое решение претворяется в жизнь практической правоохрани-тельной и иной деятельности сотрудниками органов внутренних дел. Эта деятельность образует новое состояние правопорядка (оперативной обста-новки), которое вновь становится объектом изучения: описания, аналити-ческого исследования, в результате чего выявляются новые общественные интересы, уточняются задачи деятельности, используются новые формы и методы работы и т.д.

Практика показывает, что только в условиях честного диалога орга-нов внутренних дел с населением, в разумном взаимодействии со средс-твами массовой информации не остается места слухам, сплетням, провока-ционным версиям. К сожалению не всегда органы внутренних дел благоже-лательно относятся к критическим выступлениям, ими не используются в полной мере возможности газет, радио и телевидения в формировании по-зитивного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел. Безразличное отношение к критики, игнорирование критических замечаний, непринятие практических мер по устранению недостатков, ошибок, непри-нятие практических мер по устранению недостатков, не способствует улучшению этой работы органов внутренних дел. Кроме того общественная критика не всегда включается в систему контроля органов внутренних дел, а в том случае, когда включается, ей не придается должного значе-ния. В этой связи важное значение приобретает совершенствование меха-низмов включения (учета) общественной практики в систему ведомственно-го контроля.

3. Аналитическая работа в ОВД

Министерство внутренних дел Российской Федерации в последнее вре-мя уделяет большое внимание совершенствованию деятельности горрайли-норганов внутренних дел, справедливо считая их основным звеном системы органов внутренних дел.

Решению этой задачи во многом способствует приказ МВД России 420 - 1993 г. " О мерах по совершенствованию организации работы городских, районных органов внутренних дел и линейных органов внутренних дел на транспорте", которым определены шесть примерных моделей оргштатного построения горрайлинорганов, приведенных в соответствии с реальными нагрузками и условиями работы, приближенных к населению. Приказом чет-ко определен круг полномочий начальника горрайлиноргана (в том числе и как старшего оперативного начальника), расширены его права по оргштат-ной и кадровой работе, объявлены типовые положения об управлении (от-деле) внутренних дел города (района, района в городе) и линейном уп-равлении (отделе, отделении) внутренних дел на транспорте, о штабе УВД (ОВД), города (района, района в городе) линейного УВД (ОВД) на транс-порте, примерный перечень основных обязанностей руководителей этого звена.

Образование штабных подразделений и тылового обеспечения в структуре горрайлинорганов позволит повысить эффективность управления и усовершенствовать работу по материально-техническому, финансовому и хозяйственному обеспечению.

В это же время улучшение организации деятельности горрайлинорга-нов немыслимо без информационного обеспечения процесса управления, так как руководителю нужна постоянная информация об организации и функцио-нировании управляемой системы.

Процесс информационного обеспечения руководителя можно предста-вить в виде следующих пяти этапов:

- выявление и изучение информационных потребностей начальника ГРОВД с учетом решаемых задач, функциональных обязанностей, индивиду-альных интересов и других особенностей;

- определения на этой основе содержания, тематической направлен-ности, объема и видов информации;

- формирование подразделений и установление круга лиц, ответс-твенных за обеспечение информацией, определение и разграничение их компетенции;

- регламентация форм, методов, средств представления информации;

- организация фактического обеспечения начальника необходимой и достаточной информацией.

Весь смысл информационного обеспечения работы начальника горра-йоргана состоит в том, чтобы из общей совокупности информации с учетом ее источников, сложившейся периодичности поступления отобрать только те сведения, которые ему необходимы и достаточны для выполнения своих функций.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.