Аналитическая работа в ОВД
Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что руково-дителям ГРОВД обычно не хватает: А) сведений о перспективном социаль-но-экономическом и демографическом развитии города, района; прогноза преступности; обобщенной статистической информации о состоянии преступности и результатах оперативно-служебной деятельности органов внутрен-них дел республики, края, области; Б) методических материалов по орга-низации работы органов внутренних дел; В) материалов о передовом опыте организаторской работы, в том числе и о передовом опыте зарубежных ор-ганов внутренних дел; Г) сведений о новейших научных методах и техни-ческих средствах, применяемых для решения задач органов внутренних дел.
В тоже время не должно быть и избыточности информации. Стремление отдельных начальников в деталях ознакомится со всей информацией, пос-тупающей в горрайорган, не оправдано. Избыточная информация зачастую приносит не пользу, а вред так как в обильном потоке частностей можно упустить главное.
В этом отношении своевременными являются меры МВД России, направ-ленные на сокращение документооборота путем решительного пресечения фактов истребования из горрайорганов сведений, не предусмотренных ус-тановленными формами статистической отчетности, ограничения количест-ва истребуемых и направляемых управленческих документов структурным подразделениям МВД, ГУВД, УВД.
Начальник горрайоргана внутренних дел должен обеспечиваться, как правило материалами обобщенного характера, реферативного. При этом же-лательно, чтобы информация о возникающих проблемах и задачах содержала определенные оценки, предложения.
Информационные документы предназначенные для начальника, должны быть краткими по содержанию, но отражающими все необходимые сведения, т.е. они должны быть информационно емкими.
В решении задач по информационному обеспечению начальников гор-райлинорганов главная роль принадлежит вновь созданным штабам, обеспе-чивающим сбор и анализ основной информации об оперативной обстановке, подготовку проектов управленческих решений по комплексным проблемам борьбы с преступностью и укрепления правопорядка, а также связь со средствами массовой информации.
Наряду со штабом информационное обеспечение деятельности началь-ника осуществляется дежурной частью, секретариатом, всеми отраслевыми службами горрайоргана внутренних дел. Его текущая работа связана с ре-шением разнообразных и многочисленных задач оперативного управления, основывается прежде всего на ежесуточной информации, которая концент-рируется в дежурной части и секретариате.
Изучение опыта информационного обеспечения деятельности начальни-ка горрайоргана позволяет назвать следующие сведения, необходимые ему для оперативного повседневного управления горрайорганами и представля-емые дежурной частью за сутки:
- о чрезвычайных происшествиях и тяжких преступлениях в соответс-твии с перечнем оперативной информации объявленным приказом МВД России 170 - 1993 год "О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей органов внутренних дел;
- о факторах среды функционирования, могущих осложнить оператив-ную обстановку в городе, районе;
- об указаниях местных органов власти и управления, МВД, ГУВД,
УВД по различным вопросам (о вызове на совещание, представлении спра-вок и отчетов, проведения общегородских, районных мероприятий и др.);
- о количестве и характере заявлений и сообщений о преступлениях и правонарушениях;
- о характере и результатах действия личного состава по заявлени-ям и сообщениям о преступлениях, происшествиях;
- о раскрытии ранее совершенных преступлений, задержании лиц, на-ходящихся в розыске;
- о результатах работы по административным правонарушениям;
- о расстановке сил и средств горрайорган, сил общественности, участвующих в охране общественного порядка;
- о нарушении законности и дисциплины личным составом;
- о результатах проверки деятельности служб и подразделений. Важное место в информационном обеспечении работы начальника горрайоргана занимает секретариат, который реализует функцию документаци-онного обеспечения деятельности горрарайоргана внутренних дел. Через секретариат проходит значительная часть информации циркулирующей в горрайоргане внутренних дел. Задача его заключается в том, что предуп-редить информационную перегрузку начальника горрайоргана. Это достига-ется путем "фильтрации", "процеживания" поступающей информации секре-тарем, распределения документов между начальником и его заместителем, начальниками служб и подразделений в соответствии с перечнем разрабо-танным начальником ГРОВД, и функциональными обязанностями руководящего состава. для этого заводятся специальные папки для начальника, его за-местителей, начальников служб и подразделений.
Важное место в деятельности начальника ГРОВД занимают анализ и оценка оперативной обстановки. Информационной базой этой работы явля-ется главным образом статистическая информация о состоянии преступнос-ти и результате оперативно-служебной деятельности.
Накопителями указанной информации являются:
1. Единый журнал учета преступлений, уголовных дел (материалов, протоколов) и лиц совершивших преступления. Информация в нем формиру-ется на основании статистических карточек формы 1 - на выявленное преступление; формы 1.1 - о результатах расследования преступления; формы 1.2 - об установлении лица, совершившего преступление; формы 2 - на лицо, совершившее преступление; статистический талон формы 3 - о принятом решении по уголовному делу.
2. Журнал регистрации материалов, по которым вынесено постановле-ние об отказе в возбуждении уголовного дела.
3. Книга учета заявлений и сообщений о преступлениях.
4. Журнал учета информации, поступившей в ОВД по телефону, телег-рафу, в виде срабатывания приборов охранной сигнализации и иных сигна-лов о происшествиях.
5. Статистические отчеты о следственной работе (форма 1-Е, 1-ЕМ), о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях (форма 2-Е).
С созданием штабов появилось возможность наиболее рационально ор-ганизовать информационное обслуживание начальника горрайоргана внут-ренних дел.
Ежемесячно с нарастающим итогом штабом составляется для начальни-ка справка о состоянии преступности, в которой предусматриваются дан-ные по видам преступлений общеуголовной направленности, экономической направленности, совершенных в отчетном месяце. В преступлениях обще уголовной направленности выделяются тяжкие, менее тяжкие, другие прес-тупления. Указываются преступления, по которым уголовные дела приоста-новлены по п.п. 1-3 ст. 195 УПК РСФСР, окончены расследованием и нап-равлены в суд.
Сведения о состоянии, структуре, динамике преступности даются по городу району в целом, отдельно выделяется городская преступность, преступность в сельской местности, по населенным пунктам района, тер-ритории обслуживания городскими, поселковыми отделениями милиции (если таковые имеются), участкам участковых инспекторов милиции, зонам опе-ративного обслуживания.
Выделяются преступления совершенные в условиях неочевидности, в общественных местах (в том числе уличные), несовершеннолетними, лицами в нетрезвом состоянии, ранее совершившими преступления, нераскрытые, из них количество тяжких, проценты нераскрыты тяжких преступлений, об-щий процент нераскрытых тяжких преступлений, общий процент нераскрытых преступлений.
Все эти сведения даются в сравнении с аналогичным периодом прош-лого года. Штабом также ежемесячно готовятся данные о количестве лиц, привлеченных к уголовной ответственности, в которых предусматриваются следующие позиции:
- всего привлечено за преступления общеуголовной направленности, в том числе рабочих и служащих, колхозников, учащихся, студентов, частных предпринимателей, кооперативов, несовершеннолетних, ранее судимых, лиц без постоянного источника дохода, безработных, беженцев, лиц в нетрезвом состоянии, жителей другой области, края, республики, входящей в состав РФ, жителей другого государства, без определенного места жительства и занятий.
Ежемесячно для начальника готовятся данные о раскрытии преступле-ний с учетом участия конкретных служб и подразделений.
Отдельно показывается работа по преступлениям, регистрируемым по линии аппаратов по борьбе с экономическими преступлениями.
Рассмотренная информация дает возможность начальнику ежемесячно видеть, как работает горрайорган, какие изменения происходят в геогра-фии, динамике, структуре преступлений и лиц, их совершающих, работу по раскрываемости преступлений, работу с отдельной категорией лиц(несо-вершеннолетние, ранее судимые, неработающие),по линии ОБЭП и др., что позволяет своевременно концентрировать внимание на этих проблемах, принимать решения по рациональной расстановке сил и средств, а также меры по повышению эффективности деятельности отдельных служб и сотруд-ников.
Кроме общего анализа и оценки оперативной обстановки по городу (району) начальник должен анализировать и оценивать конкретные направ-ления борьбы с преступностью и охраны общественного порядка.
Источником для такого анализа в дополнение к цифровой статистической информации являются аналитические справки, подготавливаемые отраслевыми службами.
Периодичность представления информации отраслевыми службами на-чальнику горрайоргана, а также позиции по которым она может быть представлена, зависят от актуальности той или иной проблемы на терри-тории города, района, от того, какое внимание придают ей центральные и местные органы самоуправления, МВД России, МВД, ГУВД, УВД, от задач, решаемых начальником горрайоргана, характера решения, для принятия ко-торого требуется информация.
Рационализация информационного обеспечения начальника ГРОВД долж-на начинаться с изучения сложившейся практики, что позволит определить, насколько достаточно и полно начальник снабжается информацией, оценить ее с точки зрения не только достаточности, но и избыточности, выявить дублирование в различных документах, внести предложения по упорядоче-нию информационных потоков, разработать перечень необходимой информа-ции.
Для обеспечения полноты оценки складывающейся оперативной обста-новки сегодня не обойтись без привлечения на постоянной основе дополнительной информации, прежде всего социального, экономического, демог-рафического характера, а также материалов научных криминологических исследований и результатов опроса общественного мнения.
Важное значение имеет обеспечение регулярного поступления инфор-мации из таких служб местных органов, как налоговая инспекция, комитет по делам молодежи, архитектурное управление, комиссии по приватизации, земельной реформе, бюро по труду и занятости, миграционная служба, бюд-жетная комиссия и др.
Наряду с традиционными формами накопления информации (книги, жур-налы, картотеки, отчеты о результатах деятельности, аналитические справки по оценке оперативной обстановки и др.) практике известны и такие формы, как информационно-справочное дело горрайоргана, оператив-ный блокнот начальника, журнал оперативного слежения за обстановкой, картографический метод накопления информации, создание кабинетов уп-равления в крупных городских органах внутренних дел.
Совершенствование информационного обеспечения начальника связано также с применением технических средств, которые позволяют ускорить ин-формационные процессы. Это достигается при помощи современных средств связи, использования промышленного телевидения в крупных ГРОВД.
Большие перспективы в совершенствовании информационного обеспече-ния деятельности начальника горрайоргана открываются в связи с внедре-нием автоматизированных информационных систем на базе ЭВМ как на уров-не МВД, ГУВД, УВД, так и на уровне ГРОВД.
В этой связи в приказе МВД России N 420-1993 г. внимание главы управлений МВД России и управлений министерства, научно-исследователь-ских учреждений обращено на обеспечение единой политики компьютериза-ции горрайлинорганов, изучение опыта использования ЭВМ и оказание по-мощи МВД, ГУВД, УВД, УВДТ в разработке и внедрении информационных сис-тем в горрайлинорганах.
Определенный интерес представляет опыт Зеленоградского ОУВД Моск-вы в применении средств обработки и передачи информации. С 1990 г. в ОУВД активно ведется работа по информатизации и автоматизации как в аппарате, так и в подчиненных подразделениях. На начальном этапе работа велась отделением информатики, структурно находящимся в составе штаба, а в 1993 г. в рамках АСУ "Патруль" был создан отдел автоматизации, ко-торый продолжил начатую работу, определяя техническую политику ОУВД, направленную на применение современных средств обработки и передачи информации. В рамках этой работы отделом совместно с другими фирмами была создана локальная вычислительная сеть, выполненная на базе пакета фирмы Novell-Netware v. 311, и внедрено прикладное программное обеспе-чение, работающее под управлением MS-DOS с использованием СУБД Btrie-ve. На основе этой локальной сети были созданы и функционируют следую-щие системы и комплексы:
1.Информационная система "Поиск", которая ориентирована на сбор, хранение и обработку информации в рамках вычислительной сети в таких подразделениях, как начальник УВД, медвытрезвитель, дежурная часть му-ниципальных и городских отделений, дежурная часть ГАИ, группа регист-рации ГАИ, паспортный отдел, группа по лицензионно-разрешительной рабо-те, служба участковых инспекторов, отдел дознания, ИВС.
В этой системе содержится информация в формализованном виде по следующим объектам: Лица", "Уголовные дела", "Система учета", "Автот-ранспорт", "Оружие", "Вещи", "Объекты" и т.д. Система обеспечивает оперативный доступ пользователей к базам данных различного назначения непосредственно с рабочих мест сотрудников независимо от удаленности их рабочих мест сотрудников независимо от удаленности их рабочего мес-та от места формирования и хранения данных.
Система предусматривает разграничение доступа пользователей к ин-формации как средствами парольной защиты, так и средствами администра-тора данных. Последний позволяет создать на конкретном месте строго ог-раниченный набор функций, разрешенных к использованию.
2.Комплекс контроля дислокации и приданных сил ОУВД.
3.Комплекс ведения и контроля выполнения оперативно-тактических планов ОУВД.
4.Комплекс ввода и отображения оперативной информации по ОУВД и автоматизированного формирования оперативной сводки по ОУВД.
5.Комплекс ведения журнала инспекции и проверок ОУВД.
6.Комплекс накопления и использования неформализованной оператив-ной информации в подразделениях службы криминальной милиции ОУВД.
7.Комплекс "Финансовая часть ОВД". Помимо разработанного отделом совместно с другими фирмами программного обеспечения в ОУВД находятся в эксплуатации следующие системы, переданные отделу вышестоящими орга-низациями:
-система проверки угнанного автотранспорта в рамках АСУ "Патруль";
-дактилоскопический комплекс;
-программный комплекс для связи с ЗИЦ ГУВД;
-база данных абонентов Московской ГТС "Соната", позволяющая оперативному дежурному быстро узнать номер абонента МГТС;
-программный комплекс "Сводка ГУВД", благодаря которому оператив-ный дежурный формирует сводку происшествий в рамках требований ГУВД.
В настоящее время активно ведутся работы по созданию системы оп-ределения местоположения подвижного объекта и автоматизированного уп-равления нарядами "Гранит", цифровой карты для нужд правоохранительных служб и информационного поля дежурной части ОУВД.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
Таким образом, из вышесказанного следует, что подготовка любого рода решений, планов органов внутренних дел должна осуществляться с учетом интересов населения, а недостаток соответствующей социальной информации целесообразно восполнять научной оценкой сложившейся обста-новки. Теория и практика социального управления требуют, чтобы основу разрабатываемых решений, планов, определяющих деятельность органов внутренних дел, составляла информация, достоверно отражающая общие и специфические интересы населения.
Литература:
Основная
1. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Учебник. ИКД «Зеркало-М», 2001.
2. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА, 2002.
3. Коренев А.П. Административное право России. ч.1. Учебник. М.,2001.
4. Основы управления в ОВД: Учебник/ Под общ. Ред. В.П. Сальникова. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.
Дополнительная
Федеральный закон от 18 апреля 1991 г. "О милиции".
Приказ от 20 ноября 2002 года № 1120дсп «Об организационных вопросах и структурном построении аппаратов, подразделений и организаций системы ОВД РФ».
Приказ от 23 ноября 2002 г. № 1150 «О введении в действие систем оценки деятельности ОВД, отдельных подразделений криминальной милиции и милиции общественной безопасности, органов предварительного расследования»
Страницы: 1, 2, 3
|