скачать рефераты

МЕНЮ


Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей работу с приемными семьями

Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей работу с приемными семьями

34

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Специальность «Социальная работа»

Специализация «Социально правовая поддержка населения»

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей работу с приемными семьями»

Хабаровск 2009

Содержание

Введение

I. Общая характеристика приемной семьи.

1.1 История развития семейных форм воспитания детей-сирот в России

1.2 Понятие приемной семьи

1.3 Состояние и перспективы развития института приемной семьи в Хабаровском крае

II. Правовое регулирование приемной семьи.

2.1 Правовые основы функционирования приемной семьи

2.2 Содержание ребенка переданного в приемную семью

Заключение

Список литературы

Введение

Беспристрастная статистика свидетельствует, что перестройка российской экономики, переход ее на рыночную основу весьма болезненно отразились на положении семьи. Демографы фиксируют катастрофическое падение рождаемости по стране: через 60 лет население России сократится вдвое. В то же время среди новорожденных детей отмечается нарастание врожденных умственных пороков. Эту последнюю тенденцию связывают с отсутствием контроля за рождаемостью в семьях группы риска, характеризующихся алкоголизацией, наркотической зависимостью, умственной неполноценностью родителей и другими формами социального неблагополучия, а также с рождением детей у люмпенизированных женщин от случайных половых партнеров. Такие дети в первую очередь становятся питомцами детских домов и интернатов (95% всего контингента этих учреждений).

В последние годы число детей, родители которых лишаются родительских прав в связи с недееспособностью, неуклонно растет. Сегодня детские дома и интернаты переполнены, в них находится, по данным статистики, около 160 тыс. детей, а число детей, нуждающихся в социальной помощи и защите, достигло 600 тыс. Одновременно ставится под сомнение целесообразность содержания детей в подобных учреждениях: научные исследования и жизненная практика свидетельствуют о крайне низких адаптивных способностях детей, выходящих в жизнь из детских домов и интернатов. Становится очевидной необходимость внедрения альтернативных форм содержания и воспитания детей, оставшихся без родительского попечения, и в нашей стране.

Одной из таких форм является приемная семья, чрезвычайно распространенная в ряде развитых стран как форма защиты детства. В России практика функционирования приемной семьи пока еще не нашла своего повсеместного внедрения и распространения. Существующие в разных регионах страны (преимущественно в крупных городах) единичные опыты такого рода не имеют методического обоснования и экспериментальных апробаций, а поэтому необходимый опыт приобретается методом проб и ошибок на реальных детях, что абсолютно неприемлемо в воспитательном отношении.

Введение института приемной семьи требует прежде всего создания нормативно-правовой базы, которая обеспечила бы эффективный механизм выделения и отбора приемных семей, этапов подготовки приемных родителей к их деятельности, юридических прав и обязанностей, принципов оплаты труда и т. д.

Сложившийся институт домов-интернатов показал, что их воспитанники не получают тех необходимых бытовых знаний, которым обычные дети обучаются в семье. Нередко дома-интернаты выпускают подростков совершенно не подготовленных к жизни в обществе, к жизни в семье. Многие из них, в итоге, оказываются на улице и представляют собой благодатную почву для влияния криминогенной среды.[14]

Возможно, некоторые из существующих проблем и призвана решить приемная семья.

Целью курсовой работы является изучение проблем приемной семьи.

Объект исследования - приемные семьи.

Предмет исследования - проблемы приемных семей.

Задачи:

1. Изучение литературы для выявления понятий «приемная семья» и их проблем;

2. Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей работу с такими семьями;

3. Изучение статистических данных с целью определения наличия приемных семей в городе Хабаровске.

В рамках нашего исследования использовались методы анализа, обобщения полученных данных, а также их статистический анализ.

Актуальность данной темы на современном этапе, очевидна, потому что на сегодняшний день свыше 700 тыс. детей остались без попечение родителей и воспитываются в интернатах и приютах. Последнее десятилетие в Российской Федерации держится довольно стойкая тенденция: из 100000 детей, оставшихся без попечения родителей, 70 процентов передаётся, на воспитание в семьи, 30 процентов устраивается на воспитание в детские интернатные учреждения. Казалось бы, соотношение в пользу семейного устройства детей, однако на деле это означает, что свыше 30000 детей ежегодно передаётся на воспитание в учреждения интернатного типа.[12]

Приемная семья не так близка для большинства граждан в быту, обычной жизни, как многие другие темы и целые разделы семейного права, с которыми сталкиваемся каждый день.

Семья приемных родителей -- это социальный институт, объектом воздействия которого являются дети, изъятые в срочном порядке из кризисных семей по причине угрозы для их здоровья и жизни, вплоть до решения судебными органами их дальнейшей судьбы. Приемная семья предназначена для детей, страдающих от недоедания и отсутствия ухода со стороны родителей, а также перенесших различные формы физического, психического или сексуального насилия. Питомцами приемной семьи могут стать также дети в случае педагогической несостоятельности или длительной болезни их генетических родителей и т. д. Таким образом, приемная семья как бы выполняет функцию «скорой помощи» в случае возникновения в биологической семье кризисных условий. Поэтому цель приемной семьи -- создать благоприятные условия для временного пребывания детей, пока осуществляется социальная и медицинская реабилитация их биологических родителей. Ребенок возвращается к своим кровным родителям, когда восстанавливается относительно нормальная жизнедеятельность семьи и нет опасности его здоровью и жизни.[15]

I. Общая характеристика приемной семьи

1.1 История развития семейных форм воспитания детей-сирот в России.

Для нашего исследования представляет интерес рассмотрение проблем приемной семьи, но первоначально нам необходимо рассмотреть феномен «приемная семья», историю его образования и развития. С этой целью мы обратились к изучению научной литературы, которая дает нам возможность разобраться в этом вопросе.

История развития института замещающей семьи в России уходит корнями в XVIII век, когда Екатерина II издала Указ «Учреждения для управления губерниями» от 7 ноября 1775 г. В ст. 301 этого документа говорилось: «Буде же малолетний остался без всякого имения, тогда городовой сиротский суд старается поместить малолетнего по состоянию его, или в общественных для сирых училищах, или у доброхотных людей, дабы научился науке, или промыслу, или ремеслу, и доставлен был ему способ учиться добрым гражданином» (ссылка). Так в России зародилась одна из форм воспитания детей-сирот - патронат, целью которого являлась передача детей, оставшихся без родителей, в семьи «на руки надежным, добродетельным и добронравным людям за умеренную плату»

Под патронажем Императрицы существовали воспитательные дома и приюты, главное назначение которых было укрыть детей на время от беды, а затем отправить в семью «благонравного поведения».

В 1763 г. был учрежден Московский Воспитательный дом. В его стены принимали младенцев, «не спрашивая приносящего», кто он таков и чьего младенца принес, требовалось только спросить: не знает ли он, крещен ли младенец и как его имя. Поступивший под опеку Воспитательного дома ребенок должен был пользоваться всеми благами отечественного призрения, заботившегося о его проживании, а затем и воспитании из него полезного гражданина для Отечества.

Однако число детей в воспитательных учреждениях быстро росло, а условия жизни ухудшались. Чрезвычайная скученность, недостаток в питании, отсутствие ухода и медицинской помощи привели к высокой смертности детей.

Николай I повелел всех приносимых в Воспитательный дом грудных детей без всякого изъятия, сразу отсылать в деревни для воспитания и уже ни в коем случае без особого разрешения обратно не принимать. Учебные классы укомплектовывались только сиротами обер-офицеров, военных и гражданских чинов. Дети обучались по программам гимназий и в последствии переводились в различные высшие учебные заведения. Дети-сироты, которых отдавали на воспитание в деревни оставались под надзором Дома, их периодически навещал инспектор, а воспитателям выплачивалось денежное вознаграждение, девочкам при выходе замуж выдавалась небольшая сумма денег.[17;12]

В годы правления Павла I устройство судеб сирот взяла на себя супруга императора Мария Федоровна. Она предлагала отдавать на воспитание детей-сирот в государевы деревни добропорядочным крестьянам. Предлагалось мальчикам жить в таких семьях до 18 лет, девочкам - до 15. Дальнейшее будущее этих детей устраивалось органами общественного призрения.[16;112]

Главной целью государственных и частных учреждений дореволюционной России было воспитание детей-сирот, способных обеспечить себе средства к существованию и вести в дальнейшем достойный образ жизни. Надо отметить, что наблюдение и контроль за первыми годами самостоятельной жизни сирот продолжался после их выпуска и если была необходимость поддержки и помощи, то она осуществлялась опекунским Советом.

После Октябрьской революции 1917 г. воспитание детей было объявлено государственной заботой, а сам воспитательный процесс был унифицирован. Советская власть не сочла нужным сохранить патронат как форму воспитания детей. I Всероссийский съезд по охране детства (февраль 1918 г.) высказался против патроната «как против института, умирающего вместе с разрушением индивидуальной семьи» (ссылка) По закону об опеке и усыновлении воспитатели приемных детей не могли рассчитывать на государственную помощь. Как следствие, число желающих принять в свою семью чужих детей в стране становилось все меньше, а количество бездомных и брошенных детей стремительно росло.[8;34]

В отличие от дореволюционных сиротских заведений, новые государственные детские дома влачили жалкое существование. Советская власть вынуждена была учитывать очевидные преимущества патронатного воспитания в обеспечении эффективной социальной адаптации детей при значительно меньших материальных затратах на их содержание. Органам народного образования было позволено направить деятельность на расширение применения устройства детей в семьи ремесленников и крестьян. Концепция патронатного воспитания в советской России начала реализоваться после проведения второго Всероссийского совещания охраны материнства и младенчества состоявшегося в апреле 1923 года. Крестьянским дворам, принимающим для подготовки к сельскохозяйственному труду воспитанников детских домов, разрешалось иметь дополнительные наделы земли для этих воспитанников, освобождать от уплаты единого сельскохозяйственного налога в течение трех лет.

В 20-е - 30-е годы XX в. в регионах Дальнего Востока России предусматривались льготы по сельскохозяйственному налогу хозяйствам, принявшим к себе воспитанников детских домов. В середине 20-х годов XX в. Осуществлялась передача беспризорных детей и части контингента детских домов в крестьянские семьи (не более двух детей в семью). Размер единовременного пособия, выдаваемого крестьянским дворам, принимавшим на воспитание детей, составлял 50 рублей. В 1925-1926 гг. в крестьянские и рабочие семьи было передано 25 детей, а в 1927г. - уже 208. К середине 30-х годов число патронируемых в крае достигло 1850 человек.

В 1925 году в стране началась компания по усыновлению детей, чтобы разгрузить детские дома. Но спустя какое-то время, Российское государство вынуждено было вновь вернуться к передаче детей в приемные семьи на основании письменного договора о воспитании. Гражданин, заменивший ребенку родителей, пользовался самой разнообразной помощью со стороны государства: ему выделялись средства для хозяйственного обзаведения, выплачивалось ежемесячное пособие на содержание приемного ребенка, предусматривались налоговые льготы и др. К середине 30-х годов на патронате находилось уже 38 тыс. несовершеннолетних.

В самом общем виде отношения патронирования, существовавшие в России в те годы, можно свести к следующим моментам:

- патронирование производилось на добровольных началах;

- гражданин-воспитатель (патрон) получал вознаграждение за свою деятельность;

- дети передавались на воспитание государственными органами власти и управления, что позволяло контролировать законность и правильность передачи несовершеннолетних в семьи;

- срок патронирования всегда ограничивался (от 5 месяцев до 3, 14, 16, а позднее - и 18 лет).[7;5]

В годы Великой Отечественной войны поднялась вторая волна детской беспризорности, что обусловило возрождение практики передачи детей-сирот в семьи.

В 1957 г. делается попытка изучения особенностей патронатной семьи: А.И. Довгалевская описывает мотивы патронирования, критерии выбора ребенка, некоторые социальные характеристики семей, демонстрирует достаточно высокую эффективность данной модели воспитания детей-сирот.

В таком виде патронат просуществовал до 1 ноября 1969 г., т. е. до введения в действие нового Кодекса о браке и семье РСФСР. Согласно новой партийно-государственной политике школы-интернаты были признаны лучшей формой воспитания и обучения детей, а институт замещающей семьи прекращал свое существование. Отказ от этой формы воспитания объяснялся коммунистическими идеями: воспитание должно осуществляться на безвозмездной основе, лишь в силу морального долга. К тому же, считалось, что отпали условия для детской беспризорности и безнадзорности (патронат вводился как один из способов борьбы с ними).

В 1988 г. реанимация патронатной модели была связана с политикой «перестройки и гласности». При активном участии западных миссионеров стала активно возрождаться патронатная система воспитания детей.

Итак, рассмотрев процесс развития семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно выявить как положительные, так и отрицательные стороны организации обустройства этой категории детей.

Исторические уроки внедрения семейных форм воспитания для современного российского государства состоят в следующем:

- власти боролись с беспризорностью и преступностью несовершеннолетних, а не защищали законные права и интересы ребенка;

- коллективная ответственность не оправдывала себя в должной мере из-за отсутствия соответствующего законодательства и нормативно-правовой базы;

- в обществе господствовало мнение, что замещающие родители должны брать на себя обязанности по воспитанию детей-сирот на общественных началах и энтузиазме.

Анализ отечественного исторического опыта социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, показывает, что наибольшую эффективность дает их воспитание в замещающей семье, поскольку оно гарантирует обеспечение безопасность и защищенности ребенка. Также семейно воспитание имеет больше возможностей для развития детей по всем направлениям, нежели общественное.

1.2 Понятие приемной семьи

Приемная семья является возрожденной формой семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Она обеспечивает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, их право на семейное воспитание. Предложена она была еще общесоюзным Детским Фондом им. В.И. Ленина. Правовым основанием подобного рода устройства детей, лишившихся родительского попечения, стало Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31.07.1987 г. «О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В его развитие Совет Министров СССР 17.04.1988 г. Принимает Постановление «О создании детских домов семейного типа для того, чтобы помочь каждому ребенку обрести чувство уверенности в своих силах, убежденности в том, что он необходим людям, выработать у него полезные качества для участия в производственной и общественной жизни страны». Достижению целей, стоящих перед детскими домами семейного типа, призваны были способствовать в прежние годы, во-первых, детские городки из одноквартирных многокомнатных домов для проживания семей, воспитывающих не менее 10 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; во-вторых, отдельные семьи, воспитывающие не менее 5 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающие в многокомнатных отдельных квартирах в обычных домах, специализированных домах или в группах таких домов.[11]

В соответствии с Положением о приемной семье, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 17.07.1996 г. №829 «приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья - приемной семьей.

Современная правовая модель приемной семьи вобрала в себя лучший опыт дореволюционной России в вопросах устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья, с одной стороны, обладает всеми признаками семьи как таковой, поскольку общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотрена семейным законодательством, а с другой - имеет только ей присущие особенности.[13;53]

Приемная семья является самостоятельной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее основу составляют супруги, пожелавшие взять чужих детей в семью на воспитание. Как правило, это заботящиеся друг о друге и о своих близких лица, которые осознают свою ответственность за судьбу чужих детей. Они понимают сложность и ответственность своей роли как приемных родителей. Взаимоотношения между приемными родителями, а также между приемными родителями и приемными детьми в будущем могут стать моделью семьи приемного ребенка. В силу этого очень важен подбор приемных родителей.

Приемными родителями на практике чаще всего выступают супруги, имеющие своих детей. Поэтому приемные дети с первых минут проживания в приемной семье на примере приемных родителей и их детей учатся строить свои взаимоотношения как со взрослыми, так и с другими детьми. Они сразу же ощущают семейное тепло и уют. А для обездоленного ребенка чрезвычайно важно иметь близких, которых он может называть мамой и папой, братом и сестрой. Ребенку необходимо слышать такое обращение к себе, как «сынок» или «доченька». При таком обращении и проявлении иных знаков внимания и любви «замерзшая» от невзгод душа ребенка наполняется теплом и нежностью, что так важно для его физического и душевного здоровья, а также для всей его последующей жизни.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.