скачать рефераты

МЕНЮ


Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей работу с приемными семьями

В приемную семью можно передавать сразу несколько детей. Это могут быть как родные братья и сестры, так и чужие друг другу дети. Проживая в семье, дети быстрее развиваются и обучаются. Быстрее исчезают имеющиеся недостатки в их развитии. Они учатся проявлять заботу друг о друге и помогать друг другу. Подобные качества во многих случаях отсутствуют у ребенка, воспитывающегося в родной семье, но не имеющего братьев или сестер. Такие качества очень важны в жизни ребенка. И для каждого человека, особенно для несовершеннолетнего, важно иметь свой дом, где его любят и всегда ждут. Каждый ребенок хочет жить в таких условиях, в которых живет большинство его сверстников.

Приемная семья - это платный вид опеки (попечительства). Основным отличием приемной семьи от «классической» опеки является специфическое основание возникновения - договор о создании приемной семьи. Разница между приемной семьей и опекой по действующему законодательству проявляется и в правовом статусе лица, на которое возложена обязанность заботиться о ребенке. Приемные родители делают это за плату, а кроме того, во всех случаях они имеют право на возмещение расходов, связанных с исполнением ими своих обязанностей (ст. 155 СК).

Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). В Положении о приемной семье определены порядок организации приемной семьи, условия передачи детей в такую семью, права и обязанности приемных родителей, гарантии прав ребенка, передаваемого на воспитание, материальное обеспечение приемной семьи. Разработана форма договора, заключаемого между органами опеки и попечительства и приемными родителями.

Деятельность приемной семьи по отношению к ребенку носит временный характер и предполагает пребывание в ней до момента решения его дальнейшей судьбы (направление в детский дом, интернат, опека, усыновление или возвращение ребенка в семью биологических родителей). При этом возвращение в родную семью обусловлено изменением образа жизни биологических родителей (лечение от алкоголизма или наркомании, других болезней, устройство на работу, правопослушный характер жизнедеятельности и др.), которое фиксируется органами опеки и попечительства в течение определенного отрезка времени, регламентируемого судебными органами.

Сроки пребывания детей в приемной семье колеблются от одного месяца до нескольких лет в зависимости от степени неблагополучия биологической семьи, а также тех целей, которые преследуются при изоляции ребенка от биологических родителей. Кратковременное пребывание обусловлено обычно необходимостью срочного выведения ребенка из родной семьи в связи с кризисной ситуацией. Пока ребенок приходит в себя в психологически комфортных условиях приемной семьи, принимаются решения о его дальнейшей судьбе. Более длительное пребывание ребенка, в семье приемных родителей связано с ожидаемым улучшением ситуации в его родной семье. Наконец, помещение ребенка в приемную семью сроком на несколько лет означает невозможность социальной реабилитации семьи биологических родителей и преследует цель пребывания ребенка здесь до обретения им полной самостоятельности, т. е. до наступления совершеннолетия.

Учитывая сложность контингента детей, предлагаемых в приемную семью (социальная запущенность, болезни, физические и психические дефекты), предполагается право приемной семьи на возвращение детей до истечения срока контракта в виде исключения. В случае накопления взаимной усталости детей и приемных родителей при содействии социального педагога возможны варианты обмена детьми в приемных семьях.

Таким образом, приемную семью можно определить как опеку (попечительство) над ребенком (детьми), которая осуществляется по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем), в течение срока, указанного в договоре.

1.3 Состояние и перспективы развития института приемной семьи в Хабаровском крае

Для изучения нынешнего состояния института приемной семьи в Хабаровском крае мы обратились к социологическим опросам жителей края по проблемам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан в 2006-2007 гг.

Результаты исследований свидетельствуют, что большинство опрошенных жителей Хабаровского края оценивают значимость проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей достаточно высоко: 94% опрошенных отметили важность данного вопроса. Следовательно, большинство жителей края понимают актуальность и остроту проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В общем мнении доминирует представление о том, что наиболее эффективной формой устройства детей-сирот является усыновление - 43,7 %, воспитание в приемных семьях - 41,2%, в домах семейного типа - 32%, замещающих семьях (патронат, опека, попечительство) - 21%.[10;49]

Результаты исследования позволяют сделать вывод, что третья часть опрошенных отмечает хорошее знание о приемной семье как форме семейного обустройства детей-сирот, а более половины опрошенных имеют некоторые представления. Только десятая часть призналась в незнании этой формы семейного обустройства детей - 10,6%. В целом, это позволяет говорить об актуальности проблем детей-сирот в общественном мнении жителей края. Вместе с тем, опыт регионов РФ показывает, что повышение информированности населения через средства массовой информации о приемной семье, приводит к росту числа детей, которых берут на воспитание в приемные семьи.

Сегодня в современном обществе существует стереотип, что родственники относятся отрицательно к приему ребенка из детского дома кем-нибудь из членов семьи. Данную гипотезу позволил оценить проекционный вопрос: «Как бы Вы отнеслись к тому, что кто-нибудь из Ваших близких, родственников или друзей взял на воспитание из детского дома ребенка?». Ответы респондентов опровергли выдвинутое предположение, так как большинство опрошенных (78,2%) отметили, что отнеслись бы к решению родственников принять ребенка на воспитание в семью положительно, нежели отрицательно. При этом такие оценки населения доминируют на протяжении двух исследовательских периодов, что позволяет говорить об устойчивости данных оценок в сознании респондентов.

Важным элементом эффективного развития института приемной семьи выступает осуществление деятельности по формированию банка данных семей, желающих стать приемными родителями. Безусловно, данная деятельность предполагает проведение глубокой, всесторонней и адресной работы с населением по выявлению этого потенциала. В то же время результаты социологического исследования позволили представить общее состояние потенциала населения по развитию приемных семей в регионе.

Конечно, ввиду отсутствия целенаправленной государственной социальной политики по развитию семейных форм устройства и воспитания детей-сирот, готовность населения стать приемными родителями будет не велика. Только лишь 1% опрошенных уже воспитывает детей из детских домов и еще 1% готовы взять ребенка на воспитание. Однако, если «спроецировать» этот показатель на численность населения Хабаровского края (за вычетом молодежи, пенсионеров, несемейной части населения), то получится достаточно значительный потенциал населения, выражающийся в сотнях, и в тысячах людей, готовых взять на воспитание ребенка из детского дома.

Оценивая факторы, которые препятствуют реализации потенциала населения по приему детей из детских домов, следует отметить, что доминирующее влияние оказывает «страх перед неизвестностью», связанный с высокой ответственностью, неизвестной наследственностью ребенка, психологическими барьерами.

Во-первых, большинство респондентов боятся высокой ответственности за принятие ребенка в свою семью и его воспитание. На втором месте обозначен такой фактор как «неизвестная наследственность ребенка». Данный фактор может говорить о некотором скрытом неприятии детей из детских домов, наделяя их негативными характеристиками. Озабоченность людей можно объяснить тем, что в общественном мнении сформировалось негативное отношение ко всем детям-сиротам как «продукту алкогольного и наркотического зачатия», социальных заболеваний (сифилиса, гонореи, дебилизма и других форм психического отклонения).

Третьим фактором, затрудняющим развитие приемных семей, респонденты считают «трудный психологический барьер», т.е. боязнь негативных последствий и уверенность в отрицательном результате приема. Но для решения этой проблемы международный опыт развития подобных структур разработал достаточно эффективную систему поддерживающий учреждений, призванных помочь и родителям, и детям решить психологическую проблему адаптации и дальнейшего развития. Данный опыт может быть использован региональными структурами Хабаровского края, с учетом имеющегося опыта работы с подобными детьми.

В общем, оценивая результаты социологического опроса, можно сделать вывод, что в Хабаровском крае имеется хороший потенциал для развития института приемной семь. Жители края понимают важность проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Они готовы брать этих детей в свои семьи на воспитание, хоть и испытывают определенных страх. Но все причины этого страха скорее субъективны, чем объективны и их устранение при наличии целенаправленной волевой политики со стороны государства, поддержке и дополнительном стимулировании, возможно.

В этой главе была рассмотрена история развития семейных форм воспитания от образования и до сегодняшних дней, выявлены недостатки и успехи социальной политики государства в этой области в различные промежутки времени. Также дано определение института приемной семьи и приведены статистические данные о наличии приемных семей в Хабаровском крае и информированность его жителей о таком институте.

II. Правовое регулирование приемной семьи

2.1 Правовые основы функционирования приемной семьи

Основным отличием приемной семьи от других форм попечения является то, что приемные родители состоят в договорных отношениях с органами опеки и попечительства и получают плату за выполнение своих обязанностей. Следовательно, отношения между приемными родителями, приемными детьми и органами опеки и попечительства должны регулироваться законодательно.

Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать 8 человек. Ребенок старше 10 лет может быть передан в приемную семью только с его согласия; дети, находящиеся в родстве между собой, передаются обычно в одну приемную семью, кроме тех случаев, когда по медицинским показателям или другим причинам они не могут воспитываться вместе.

Материальное обеспечение приемных детей и родителей-воспитателей. Первые находятся на полном государственном обеспечении, вторые получают плату за свой труд. Государственные органы и органы местного самоуправления выделяют денежные средства на воспитание каждого ребенка, а также льготы, установленные законодательством. На содержание каждого приемного ребенка (детей) приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг и предоставляются льготы, установленные законодательством РФ для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На ребенка (детей), передаваемого на воспитание в приемную семью на один год и более, выделяются средства на приобретение мебели. Органы местного самоуправления, исходя из принимаемых ими решений, выделяют денежные средства приемным семьям на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату услуг бытового обслуживания. Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемным семьям в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Договор между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание на установленный срок как основа отношений по семейному воспитанию, подбор родителя-воспитателя, приравнивание его труда к труду в сфере производства.

При устройстве в приемную семью родительские правоотношения не возникают. Попавший в приемную семью ребенок продолжает сохранять правовую связь со своими родителями. Ребенок (дети), переданный на воспитание в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию (по потере кормильца, инвалидности) и другие социальные выплаты и компенсации, которые перечисляются в соответствии с законодательством Российской Федерации на счета, открывающиеся на имя ребенка (детей) в банковском учреждении. За ребенком (детьми) сохраняется также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением; при отсутствии жилого помещения он имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно Семейному Кодексу РФ приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетие лица обоего пола, за исключением:

- лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

- лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных в родительских правах;

- отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей;

- бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

- лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять детей на воспитание в приемную семью.

В качестве приемных родителей могут выступать:

1)семейные пары, имеющие собственных детей разного возраста;

2)семейные пары без детей (возраст супругов не ограничен, однако желательно, чтобы это были люди трудоспособного возраста);

3)неполные семьи (мать или отец с ребенком или детьми);

4)одинокие люди (женщины, мужчины до 55 лет);

5)состоящие в незарегистрированном, гражданском браке семейные пары.

Приведенный перечень включает возможных претендентов на роль приемных родителей. Однако здесь заложены объективно обусловленные предпочтения в выборе тех или иных претендентов на эту роль. На наш взгляд, предпочтения должны строиться в убывающей последовательности, от № 1 к № 5, хотя могут иметь место и исключения, связанные с определенными личностными характеристиками потенциальных приемных родителей.

Мотивы приемных родителей во многом близки к мотивам родителей-усыновителей. Как правило, решение стать приемными родителями определяет не один мотив, а их комплекс. Ведущими мотивами выступают:

- желание иметь ребенка в случае невозможности по физиологическим причинам завести собственного;

- любовь к детям, в то время как собственные уже выросли;

- чувство милосердия к детям, нуждающимся в поддержке и защите;

- смерть собственного ребенка;

- гибель близких родственников;

- чувство одиночества;

- религиозные мотивы.

Существует лишь один мотив приемных родителей, отличающий их от усыновителей: интерес к материальному вознаграждению за труд. В условиях нашей страны мотивом к занятию этим видом деятельности может послужить также стремление улучшить жилищные условия семьи, если этот фактор будет задействован при реализации программы «Приемная семья».

Решение взять в семью приемных детей может быть мотивировано также не вполне осознанными причинами, например желанием дать ребенку то, чего сами родители были лишены в детстве; стремлением излить на ребенка свою любовь (ребенок -- объект любви); желанием иметь ребенка как субъекта (источника) любви; желанием доказать себе и окружающим, что можешь воспитать ребенка, даже если не можешь его родить, и т. д.

На каждого ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, орган опеки и попечительства или администрация воспитательного и лечебного профилактического учреждений, учреждения социальной защиты населения и других аналогичных учреждений передают приемным родителям следующие документы:

· свидетельство о рождении;

· выписку из истории развития ребенка (истории новорожденного) о состоянии здоровья;

· справку о состоянии здоровья матери и течении родов (в случае передачи ребенка из родильного дома, родильного отделения лечебно-профилактического учреждения);

· документы об образовании (для детей школьного возраста);

· документы о родителях (копию свидетельства о смерти, приговор или решение суда, справку о болезни, розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);

· справку о наличии и местонахождении братьев и сестер;

· опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;

· документы о закреплении ранее занимаемой жилищной площади за несовершеннолетним;

· копию решения суда о взыскании алиментов, документы, подтверждающие право на пенсию, пенсионную книжку на ребенка, получающего пенсию, документы о наличии счета, открытого на имя ребенка в банковском учреждении

Указанные документы передаются непосредственно приемным родителям не позднее двухнедельного срока после заключения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

Как считают специалисты (Т.И. Шульга, В. Слот, Х. Спаниярд), при курировании приемной семьи очень важно по возможности предупреждать конфликты между родителями ребенка и приемными родителями, хорошо подготовив, например, приемных родителей к факту, что:

· приемный ребенок не является их собственным ребенком и никогда им не станет;

· приемный ребенок должен быть верным по отношению к своим родителям, несмотря на все неблагоприятные события;

· ребенок рано или поздно должен будет покинуть приемную семью, в частности, например, из желания вернуться к своим родителям;

· родителям ребенка часто бывает трудно (из чувства стыда) предпринять шаги на удаление ребенка из семьи.

Иногда является необходимым запретить контакт между приемными и биологическими родителями; в таком случае контакт осуществляется через социальных работников и социальных педагогов.[18]

Во всех случаях при курировании ребенка родители и приемные родители исходят из интересов ребенка. Иными словами, при конфликтных ситуациях между родителями и приемными родителями социальные работники по возможности не должны принимать ничью сторону. Они могут встать на чью-либо сторону, если затронуты интересы и безопасность ребенка. Связь ребенка с родителями по возможности должна оставаться ненарушенной и улучшаться, несмотря на то, что они временно делегируют воспитание ребенка приемными родителями.

Таким образом, можно сделать вывод, что правоотношения, связанные с правовым режимом приемной семьи имеют многогранный характер и регулируются нормами различных отраслей права.

2.2 Содержание ребенка переданного в приемную семью

Общий принцип содержания ребенка в приемной семье - приравнивание его к детям - воспитанникам домов ребенка, детских домов и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся в интернатных учреждениях.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.