скачать рефераты

МЕНЮ


Анализ системы и структуры органов государственной власти на примере Новосибирской области

Решение законодательного органа о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов законодательного органа государственной власти субъекта. В случае отклонения представленной кандидатуры Президентом Российской Федерации не позднее семи дней со отклонения повторно вносится предложение о кандидатуре. В случае двукратного отклонения представленной кандидатуры высшего должностного лица Президент назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на период до вступления в должность лица, наделенного полномочиями, но не более чем на шесть месяцев.

Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет. Он не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федераций, судьей, замещать иные государственные должности федеральной государственной службы, государственной службы субъекта Российской Федерации, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью.

Гражданин Российской Федерации может быть наделен полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа субъекта) на срок не более пяти лет.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации представляет субъект Российской Федерации в отношениях с органами власти при осуществлении внешнеэкономических связей, вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта, обнародует законы или отклоняет законы, принятые законодательным органом субъекта Российской Федерации, формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; участвовать в его работе с правом совещательного голоса, обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта с иными органами государственной власти субъекта; может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта с федеральными органами исполнительной власти, осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случаях, когда высшее должностное лицо временно (в связи с болезнью или отпуском) не может исполнять свои обязанности, их исполняет должностное лицо, предусмотренное конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации [1.3., ст. 18].

Полномочия высшего должностного лица прекращаются досрочно в случае его смерти; отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия законодательным органом субъекта, а также за надлежащее исполнение своих обязанностей; его отставки по собственному желанию; признание судом недееспособным, безвестно отсутствующим или объявления умершим; его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; утраты гражданства Российской Федерации [1.3., ст.19].

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе выразить недоверие высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа власти субъекта) в случаях издания им актов, противоречащих законодательству Российской Федерации и субъектов, если они установлены судом, и не устранены в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения; грубого нарушения законов, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан; ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей. Эти решения принимаются двумя третями голосов (при двухпалатном законодательном органе 2/3 голосов от каждой из палат) от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов. Решение о недоверии высшему должностному лицу направляется на рассмотрение Президента Российской Федерации для решения вопросов об отрешении его от должности, что влечет за собой отставку возглавляемого указанным лицом высшего исполнительного органа субъекта. В случае отставки он продолжает действовать до сформирования нового высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Президент назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица на период вступления в должность лица, наделенного полномочиями высшего должностного лица в случае досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта; временного отстранения высшего должностного лица от должности; отсутствия законодательного органа власти субъекта или его самороспуске; непринятия законодательным органом субъекта по представленной Президентом Российской Федерации кандидатуре в установленный срок решения о ее отклонении или о наделении кандидатуры полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации; двукратного отклонения законодательным органом власти субъекта представленной кандидатуры.

Временно исполняющий обязанности высшего должностного лица не имеет права распускать законодательный (представительный) орган власти субъекта, вносить предложения об изменении конституции (устава) субъекта Российской Федерации. Для него могут быть установлены конституцией (уставом) ограничения на осуществление отдельных полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

В случае досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица предложение о кандидатуре высшего должностного лица вносится Президентом не позднее 14 дней со дня досрочного прекращения полномочий [1.3., ст. 19].

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом. Он обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на территории субъекта. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. Финансирование осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации [1.3., ст. 20].

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта в законодательный (представительный) орган власти субъекта проект бюджета субъекта Российской Федерации, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта, обеспечивает исполнение бюджета и готовит отчет об его исполнении и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта, формирует иные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, управляет и распоряжается собственностью субъекта, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту, вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу привести в соответствие с законодательством Российской Федерации, изданные им правовые акты в случае, если они противоречат законодательству, а также обратиться в суд, осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством[1.3., ст. 21].

Высшее должностное лицо субъекта издает указы (постановления) и распоряжения, обязательные исполнению в субъекте Российской Федерации. Не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным закона, принятым по предмета ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации [1.3., ст. 22].

2.3 Механизм формирования судебной власти в субъектах Российской Федерации

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только в лице судей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществления правосудия.

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей [1.2., ст. 1].

В Российской Федерации действуют Федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации [1.2., ст. 4].

Судьями являются лица, наделенные в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов полномочиями осуществлять правосудие и исполнять свои обязанности на профессиональной основе [1.2., ст. 11]. Отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе [1.2., ст. 13]. Судья неприкосновенен и несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия. Полномочия прекращаются или приостанавливаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи [1.2., ст. 15].

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов [1.2., ст. 4]. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов [1.2., ст. 17].

Конституционный (уставной) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом для рассмотрения вопросов соответствия законов субъектов, нормативно-правовых актов органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации конституции (уставу) субъекта, а также для толкования конституции (уставу) субъекта Российской Федерации.

Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта. Суд рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Решение конституционного суда, принятые в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом [1.2., ст. 27].

В существовании такого контрольного органа региональные органа власти объективно мало заинтересованы, поэтому конституционные (уставные) суды действуют далеко не везде. Их полномочия часто реализуют суды общей юрисдикции.

Мировые судьи являются низшим звеном судов общей юрисдикции. Число мировых судей и судейских участков определяются Федеральным законом и законом и законом региона. Мировые судья в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются Федеральным законом и законом субъекта [1.2., ст. 28].

Мировые судьи призваны облегчить доступ гражданам к правосудию. Они рассматривают: имущественные споры при цене иска менее 500 МРОТ, трудовые споры (кроме восстановления на работе), бракоразводные и другие дела, разгружают федеральную систему судов, ускоряя рассмотрение дела.

Мировой судья единолично рассматривают дела, отнесенные к его компетенции, в пределах судебного участка.

Постановления мировых судей являются обязательным для всех органов государственной власти, местного самоуправления, юридических, должностных и физических лиц.

Мировые судьи назначаются законодательным органом субъекта Российской Федерации или избираются населением судебного участка на срок не более пяти лет. Они входят в единую судебную систему Российской Федерации. На них распространяются гарантии независимости и неприкосновенности, материального обеспечения, установленные законом.

Финансирование и материально техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется из федерального бюджета, а также органами юстиции или органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

3. Анализ системы и структуры органов государственной власти в Новосибирской области

3.1 Институциональный анализ деятельности органов государственной власти Новосибирской области

Государственную власть в Новосибирской области осуществляют Губернатор Новосибирской области, Новосибирский областной Совет депутатов, администрация Новосибирской области и иные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области, Уставный суд Новосибирской области и мировые судьи Новосибирской области. Для осуществления отдельных государственных функций Новосибирской области создаются государственные органы Новосибирской области такие как избирательная комиссия Новосибирской области и Контрольно - счетная палата (прил. 1).

Губернатор Новосибирской области является высшим должностным лицом Новосибирской области. Губернатор Новосибирской области возглавляет высший исполнительный орган государственной власти Новосибирской области - администрацию Новосибирской области. Должность Губернатора Новосибирской области является назначаемой должностью по представлению Президента Российской Федерации и государственной должностью Новосибирской области. Губернатор Новосибирской области представляет Новосибирскую область в отношениях с органами государственной власти страны и при осуществлении внешнеэкономических связей [1.5., ст.27, 29].

В процессе осуществления государственного управления Губернатор Новосибирской области взаимодействует с администрацией Новосибирской области по вопросам организации деятельности, подписания отзывов администрации на проекты федеральных законов, обеспечения координации деятельности с иными органами государственной власти Новосибирской области и организации взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями; с Советом Федерации Федерального Собрания по вопросам его формирования путем назначения представителя (члена) от администрации Новосибирской области; с Президентом и Правительством Российской Федерации по вопросам внесения на рассмотрения проектов нормативных правовых актов, издание которых находится в их компетенции; с аппаратом Губернатора по вопросам назначения на должность и освобождения от должности первых заместителей, заместителей Губернатора, руководителей исполнительных органов государственной власти Новосибирской области; с Новосибирским областным Советом депутатов по вопросам представления на согласование кандидатур первого заместителя Губернатора, финансового органа исполнительной власти, органа исполнительной власти в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Новосибирской области и в сфере социальной защиты населения, по вопросам досрочного прекращения, требования созыва внеочередного заседания и созывать ранее срока, участия в работе с правом совещательного голоса, предоставления проекта областного бюджета Новосибирской области и отчета о его исполнении, предоставления на утверждение программы социально-экономического развития области и отчета о выполнении, предложения о внесении изменений в постановления Новосибирского областного Совета депутатов либо об их отмене; с областными и территориальными органами государственной власти Новосибирской области по вопросам отмены правовых актов противоречащих законодательству, дачи согласия на назначение руководителей; с совещательными консультативными органами при Губернаторе по вопросам определения структуры и организации деятельности; с органами местного самоуправления по вопросам отрешения от должности главы муниципального образования и главы местной администрации, назначения членов административных комиссий муниципальных образований Новосибирской области и утверждение состава; с избирательной комиссией Новосибирской области по вопросам назначения половины членов; с унитарными предприятиями и областными государственными учреждениями по вопросам назначения (утверждения) руководителей; с прокурором Новосибирской области по вопросам назначения на должность; с населением по вопросам награждения наградами Новосибирской области и присвоения почетных званий, учреждения и назначения именных стипендий студентам, аспирантам, выделения грантов, присуждения именных премий молодым ученым и специалистам; осуществляет иные взаимодействия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Новосибирской области [1.5., ст. 29].

Новосибирский областной Совет депутатов - постоянно действующий высший и единственный законодательный (представительный) орган государственной власти Новосибирской области. Новосибирский областной Совет депутатов обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать [1.5., ст. 32].

В процессе осуществления государственной управления Новосибирский областной Совет депутатов взаимодействует с Губернатором Новосибирской области; с Государственной Думой Федерального Собрания по вопросам осуществления права законодательной инициативы; с Советом Федерации Федерального Собрания по вопросам его формирования путем избрания представителя (члена) от Новосибирского областного Совета депутатов; Уполномоченным по правам человека по вопросам назначения и освобождения от должности; с прокурором Новосибирской области по вопросам согласования назначения его на должность; с судьями Новосибирской области по вопросам формирования структуры; с Контрольно - счетной палатой по вопросам формирования структуры; с избирательной комиссией Новосибирской области по вопросам назначения половины членов; с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по вопросам назначения на должность руководителей; с административной комиссией по вопросам назначения состава; с квалификационной комиссией при Адвокатской палате по вопросам назначения представителей Новосибирского областного Совета депутатов, со средством массовой информацией по вопросам его учреждение, обнародование результатов законотворческой деятельности; и иные вопросы, отнесенные к ведению Новосибирского областного Совета депутатов [1.5., ст. 36].

Администрация Новосибирской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, который на всей территории Новосибирской области обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Новосибирской области, законов и иных нормативных правовых актов Новосибирской области, осуществляет систематический контроль за их исполнением исполнительными органами государственной власти Новосибирской области, а также принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации и Новосибирской области. Администрация Новосибирской области наделена общей компетенцией, обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. Администрация Новосибирской области возглавляет систему органов исполнительной власти Новосибирской области и осуществляет общее руководство их деятельностью [1.5., ст. 43].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.