скачать рефераты

МЕНЮ


Анализ современного опыта исполнительного производства в Российской Федерации

В то же время нужно отметить, что, несмотря на достаточно широкое использование понятия "стадия процесса исполнения", стадийность исполнения по-прежнему остается одним из наименее изученных в теоретическом плане вопросов. Научное обоснование стадийности исполнения предполагает разработку таких основных категорий, как сущность стадии исполнения, классификация и критерии выделения стадий, задачи и действия, характерные для той или иной стадии Малешин Д.Я. Движение дела по стадиям в исполнительном производстве//Исполнительное право. 2006. № 1. С.22..

Поскольку процесс исполнения судебных постановлений - гражданский, правоприменительный процессы и процесс социального управления соотносятся между собой как часть и целое, то указанные выше критерии выделения стадий могут быть, с нашей точки зрения, использованы при анализе стадийности процесса исполнения судебных постановлений.

Кроме того, обоснование стадийности исполнения будет более правильным как с логических, так и с общетеоретических позиций в случае использования общефилософских методов исследования. Учитывая, что исполнение судебных постановлений представляет собой деятельность, мы считаем выделение в ней определенных стадий с применением деятельностного подхода наиболее обоснованным.

Таким образом, общая схема стадийности любой деятельности в полной мере может быть применена и в отношении исполнения судебных постановлений. Использование деятельностного подхода позволяет нам предположить, что исполнение развивается в рамках четырех стадий: возбуждения, подготовки, осуществления и окончания. В то же время обоснование стадийности будет более аргументированным, если применять и другие методы исследования. В частности, сравнительный анализ, а также системный подход позволяют нам при анализе стадийности исполнения использовать критерии выделения стадий в процессах более высокого уровня: гражданском, правоприменительном и социального управления.

Исходя из указанных критериев и общих положений стадийной организации деятельности, можно выделить следующие признаки стадии процесса исполнения судебных постановлений. Во-первых, полагаем, что любая стадия - это система, система процессуальных действий. Будучи частью деятельности, стадия, в свою очередь, также является деятельностью с соответствующими элементами как статичного, так и динамичного характера. Другими словами, это отдельная деятельность более низкого уровня и в то же время часть деятельности более высокого уровня. Во-вторых, любая стадия обладает самостоятельной задачей. Выполнение такой задачи обусловливает совершение особых действий. В-третьих, любой стадии присуще качественное своеобразие ее содержания, т.е. специфика совершаемых процессуальных действий. В-четвертых, любая стадия обособлена во времени. В-пятых, результаты стадии должны быть закреплены в процессуальном документе. Соответственно, критерием выделения стадии процесса исполнения является, по нашему мнению, совокупность указанных признаков:

1) самостоятельное положение в системе деятельности по исполнению;

2) наличие самостоятельной задачи;

3) качественное своеобразие содержания;

4) обособленность во времени;

5) закрепление результатов в процессуальном документе.

Используя этот критерий, следует выделять в процессе исполнения судебных постановлений четыре стадии:

1) возбуждение;

2) подготовку;

3) осуществление мер принудительного исполнения;

4) окончание Малешин Д.Я. Понятие стадии исполнительного производства // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 2002. № 4. С. 119 - 120..

Обжалование действий судебного пристава и определений суда по вопросам исполнения не является, по нашему мнению, отдельной стадией процесса исполнения. Выше мы уже отмечали, что развитие деятельности может осложняться и в определенных случаях движение может повторяться вновь до устранения возникших препятствий. Поэтому, исходя из указанных условий стадийности общей теории деятельности, обжалование следует рассматривать, на наш взгляд, как дублирование некоторых предшествующих той или иной стадии действий. Иными словами, в процессе обжалования происходит повторное движение деятельности в той или иной стадии (либо в отдельных действиях), сопровождающееся устранением возникших преград стандартного развития деятельности по исполнению. Поэтому обжалование мы не рассматриваем в качестве стадии. Кроме того, следует учитывать, что цель исполнения не всегда может быть выполнена. В таких случаях деятельность по исполнению может прекратиться на любой текущей стадии.

Стадию исполнения судебных постановлений можно, с нашей точки зрения, определить как обособленную во времени, обладающую качественным своеобразием содержания и направленную на выполнение самостоятельной цели часть системы процессуальных действий по исполнению судебных постановлений.

Подчеркнем, что разработанная стадийность касается исполнения постановлений как имущественного, так и неимущественного характера. Разница между исполнением указанных постановлений заключается прежде всего в совершении действий, составляющих только одну стадию - осуществление мер принудительного исполнения. В остальных же стадиях действия по исполнению во многом одинаковы. Поэтому полагаем, что исполнение указанных постановлений должно осуществляться по стадиям возбуждения, подготовки, применения мер принудительного исполнения и окончания.

Проект Исполнительного кодекса впервые предусматривает стадийную организацию исполнительного производства. Выделены пять стадий: 1) возбуждение и подготовка; 2) обеспечение; 3) осуществление; 4) распределение взысканных сумм между взыскателями; 5) завершение Игнатенко А.А., Кириленко Н.В., Матвеев А.В., Шерстюк В.М., Ярков В.В. К разработке проекта Исполнительного кодекса Российской Федерации // Законодательство. 2001. № 8. С. 85.. В то же время указанная классификация вызывает некоторые замечания.

Раздел ИК РФ о стадиях можно, с нашей точки зрения, разделить на четыре подраздела, соответствующих стадиям. Учитывая, что целью введения нормативной регламентации постадийного движения дела является, по нашему мнению, повышение эффективности исполнения путем установления правильной логической последовательности совершения исполнительских действий, то наличие в этой сугубо специальной части ИК иных подразделов, не затрагивающих стадийное деление исполнения, может негативно отразиться на соблюдении последовательности совершения исполнительских действий.

Подчеркнем, что возбуждение и подготовка, согласно сформулированной выше классификации, являются двумя самостоятельными стадиями. Проект ИК предусматривает подраздел 11 "Возбуждение и подготовка исполнительного производства", объединяющий регламентацию этих двух стадий. Однако, учитывая, что возбуждение и подготовка не должны совпадать как по времени, так и по содержанию, такое разграничение должно сохраниться и при нормативной регламентации. В противном случае эффективная реализация стоящих перед этими группами действий самостоятельных целей будет достаточно затруднительна. Кроме того, предусмотренная в проекте стадия обеспечения исполнительных действий состоит преимущественно из подготовительных действий. То есть действия по подготовке фактически отнесены к двум разным стадиям. Очевидно, что такое разъединение однородных действий не может положительно отразиться на эффективности подготовки. Поэтому полагаем, что должны быть выделены две отдельные стадии и соответственно два отдельных подраздела: возбуждение и подготовка Деготь Б.Е. Стадии исполнительного процесса//Современное право. 2005. № 5. С.10..

Движение дела в стадии возбуждения заключается, по нашему мнению, в последовательной смене выдачи исполнительного документа, предъявления его в службу судебных приставов и вынесения судебным приставом постановления о возбуждении исполнительного производства, а также в совершении некоторых других действий, связанных с вышеперечисленными. Стадия подготовки состоит, на наш взгляд, из трех групп действий: 1) действий, направленных на добровольное исполнение; 2) действий, направленных на установление местонахождения должника или его имущества; 3) некоторых иных действий, обеспечивающих эффективное осуществление исполнительных действий.

Стадия осуществления заключается, с нашей точки зрения, в применении мер принудительного исполнения. Перечень таких мер установлен в законодательстве. Они могут быть имущественного и неимущественного характера. Так, например, при обращении взыскания на имущество стадия осуществления состоит из ареста и реализации имущества, а также распределения взысканных денежных средств. Предусмотренная в проекте стадия "распределение взысканных сумм между взыскателями" не может быть самостоятельной стадией по следующим причинам. Во-первых, эти действия затрагивают только исполнение судебных постановлений имущественного характера и не касаются иных мер принудительного исполнения. Поэтому эта стадия будет автоматически отсутствовать при исполнении судебных постановлений неимущественного характера. Во-вторых, полагаем, что распределение следует рассматривать в качестве действия, составляющего основную стадию осуществления исполнительных действий, о чем подробнее будет сказано ниже.

Последняя стадия должна именоваться, по нашему мнению, как "окончание исполнительного производства". Такая точка зрения основана на разработанной концепции о двух формах окончания: прекращении исполнительного производства и возвращении исполнительного документа.

Ряд замечаний вызывает постадийное распределение тех или иных действий по исполнению. Так, разъяснение судебного акта, отсрочка и рассрочка исполнения, согласно проекту включенные в состав стадии осуществления исполнительных действий, являются, на наш взгляд, подготовительными действиями, о чем более подробно будет указано ниже. Нормы Исполнительного кодекса о добровольном исполнении должны касаться, по нашему мнению, прежде всего стимулирования такого исполнения. Полагаем, что стимулирование добровольного исполнения является по своей природе подготовительным действием.

Исходя из того что нормы о последовательном движении дела по стадиям являются общими и затрагивают любое исполнительное производство, независимо от особенностей мер принудительного исполнения, раздел этот должен находиться в общей части ИК Малешин Д.Я. Стадии исполнительного производства // Законодательство. 2002. № 8. С. 56.. В каждом подразделе следует, по нашему мнению, определить, во-первых, задачи соответствующей стадии и, во-вторых, последовательность совершения исполнительских действий, затрагивающих исключительно динамику развития дела и не касающихся особенностей исполнения того или иного исполнительного документа.

Кроме того, считаем, что в разделе Исполнительного кодекса о стадиях должна быть отражена главным образом динамика исполнительного производства. Общие нормы, не регулирующие стадийное развитие исполнения, не должны быть включены в состав этого раздела. Например, ввиду того что приостановление исполнительного производства возможно на любой стадии, нормы, регулирующие этот вопрос, имеют, по нашему мнению, общий характер и должны содержаться в общей части кодекса. Поэтому вряд ли обоснованно включать их в раздел о стадиях.

Таким образом, исходя из разработанной стадийности исполнительного производства, а также указанных замечаний, полагаем, что в основу структуры раздела о стадиях должно быть положено развитие исполнения по четырем стадиям: возбуждению, подготовке, осуществлению и окончанию.

2.3 Классификация субъектов исполнительного производства

Все участники гражданского исполнительного права являются субъектами гражданских исполнительных правоотношений, возникающих в связи с его исполнением.

Понятие субъектов гражданского исполнительного права намного шире понятия субъектов исполнительного производства, поскольку в него включаются все участники по любому делу, которое принудительно исполняется Марданов Д.А. Классификация субъектов гражданского исполнительного права//Исполнительное право. 2006. № 2. С.56..

Субъекты исполнительного производства - граждане, организации и должностные лица, принимающие участие в процессе принудительного исполнения предусмотренных законом юрисдикционных актов Исполнительное производство / Под ред. Я.Ф. Фархтдинова. СПб.: Питер, 2004. С. 67..

Субъекты гражданского исполнительного права - это все участники принудительного исполнения конкретного исполнительного документа, вынесенного по решению юрисдикционного органа. Субъекты гражданского исполнительного права занимают различное правовое положение, наделены разным объемом прав и обязанностей, поэтому по своим правомочиям, по характеру заинтересованности в исполнении разделяются на группы. Субъекты гражданского исполнительного права - физические и юридические лица, участвующие в порядке исполнения юрисдикционных актов.

В научной литературе о квалификации субъектов гражданского исполнительного права имеются различные мнения.

Так, И.Б. Морозова предлагает разделить участников исполнительного производства на следующие группы:

1) основные участники исполнительного производства;

2) лица, содействующие исполнению Морозова И.Б., Треушников А.М. Исполнительное производство. М.: Городец, 2004. С. 62..

М.А. Викут предложила следующую классификацию участников исполнительного производства:

1) стороны, т.е. лица, имеющие как материальную, так и процессуально-правовую заинтересованность в результатах исполнительного производства;

2) представители сторон, т.е. лица, имеющие только процессуально-правовую заинтересованность в результате исполнительного производства;

3) переводчик, понятые, специалисты - лица, юридически не заинтересованные в результате исполнительного производства, но содействующие его законному завершению Викут М.А. Участники исполнительного производства // Система гражданской юрисдикции в канун XXI века: современное состояние и перспективы развития: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. В.В. Яркова, М.А. Викут, Г.А. Жилина. Екатеринбург, 2000. С. 506 - 511..

О.В. Исаенкова предлагает разделить всех участников исполнительного производства на три группы:

1) лица, осуществляющие принудительное исполнение;

2) стороны (взыскатель и должник);

3) лица, содействующие исполнительному производству (представители сторон, прокурор, переводчик, понятые, специалисты, работники ОВД, хранители имущества, аукционисты и другие реализаторы арестованного имущества) Исаенкова О.В. Проблемы исполнительного права в гражданской юрисдикции: Дис. д.ю.н. Саратов: СГАП, 2003. С. 275..

Г.Д. Улетова дополняет данную классификацию еще одним видом участников - налоговые органы, банки и иные небанковские финансовые учреждения, другие органы, организации, должностные лица и граждане, в случаях, предусмотренных федеральным законом, т.е. лица, не имеющие процессуальной и материальной заинтересованности в результатах исполнительного производства, но содействующие законной реализации юрисдикционных актов Улетова Г.Д. Сравнительный анализ исполнительного производства по законодательству Казахстана и России // Заметки о современном гражданском и арбитражном праве / Под ред. М.К. Треушникова. М.: Городец, 2004. С. 315 - 325..

Ю.Л. Мареев, И.П. Гришин считают, что всех участников следует разделить на группы:

1) стороны;

2) орган судебного исполнения;

3) суд;

4) лица, содействующие исполнительному производству Гражданский процесс: Учебник / Под ред. М.К. Треушникова. М., 2003. С. 379 - 389..

В.М. Шерстюк по целям участия классифицирует субъекты на четыре группы:

1) органы принудительного исполнения;

2) суд (судья);

3) стороны;

4) другие участники исполнительного производства Гражданский процесс / Под ред. М.К. Треушникова. М., 2003. С. 495..

В.М. Шерстюк, М.Д. Олегов в своей совместной работе приводят следующую классификацию субъектов исполнительного производства: 1) органы принудительного исполнения; 2) органы и организации, исполняющие требования актов юрисдикционных органов или обеспечивающие совершение исполнительных действий; 3) суды общей юрисдикции и арбитражные суды; 4) лица, участвующие в исполнительном производстве (стороны, иные участники исполнительного производства, содействующие исполнению) Исполнительное производство. Практикум для старших судебных приставов: Учебное пособие / Отв. ред. В.В. Ярков. М.: Статут, 2000. С. 39..

М.Д. Олегов в дальнейшем предлагает следующий вариант квалификации:

1) суд;

2) судебный пристав-исполнитель;

3) органы и организации, исполняющие требования судебных актов и актов других органов;

4) стороны Гражданское процессуальное право России: Учебник / Под ред. М.С. Шакарян. М.: Юристъ, 2002. С. 497 - 502..

Н.Н. Чигорин дает такую классификацию субъектов: 1) органы, исполняющие юридические акты; 2) стороны; 3) суд; 4) прокурор; 5) лица, содействующие исполнению; 6) лица, чьи права могут быть так ли иначе затронуты (нарушены) при исполнении решений Чигорин Н.Н. Обращение взыскания на ценные бумаги в исполнительном производстве. Автореф. к.ю.н. М., 2003. С. 15..

По взгляду В.В. Яркова, по своей процессуальной роли, возможностям воздействия на ход исполнительного производства, по характеру своей заинтересованности субъекты исполнительного производства квалифицируются на пять групп:

1) органы принудительного исполнения;

2) суды общей юрисдикции и арбитражные суды;

3) стороны исполнительного производства;

4) органы, исполняющие требования исполнительных документов;

5) лица, содействующие процессу исполнения Настольная книга судебного пристава-исполнителя: Учебно-методическое пособие / Отв. ред. В.В. Ярков. М.: БЕК, 2001. С. 111; Ярков В.В. Субъекты исполнительного производства // Закон. 2004. № 12. С. 26 - 32.. А.А. Максуров предлагает условно участников гражданского исполнительного правоотношения подразделить на три группы: 1) органы и организации, исполняющие требования судебных актов и актов других органов либо обеспечивающие исполнительные действия (налоговые органы, банки и иные кредитные организации); 2) лица и организации, непосредственно способствующие совершению исполнительных действий (переводчик, специалист, понятые, сотрудники милиции); 3) факультативная группа - участники гражданского исполнительного правоотношения, которые могут появиться (а могут и не появиться) в зависимости от характера требований исполнительного документа Максуров А.А. Гражданское исполнительное правоотношение // Гражданское исполнительное право: Учебник / Под ред. А.А. Власова. Экзамен, 2004. С. 44 - 89..

Д.Х. Валеев писал о квалификации субъектов исполнительного производства Валеев Д.Х. Комментарий к Федеральному закону "Об исполнительном производстве". СПб.: Питер, 2003. С. 103.:

1) властные органы, осуществляющие исполнение;

2) лица, участвующие в исполнительном производстве;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.