скачать рефераты

МЕНЮ


Анализ современного опыта исполнительного производства в Российской Федерации

3) лица, содействующие исполнительному производству.

В.Ф. Кузнецов считает, что субъектами исполнительного производства являются: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (городские, сельские поселения и иные муниципальные образования), суды общей юрисдикции, арбитражные суды, Конституционный Суд Российской Федерации, судебные приставы-исполнители, судебные приставы субъектов Российской Федерации, взыскатель, должник, органы прокуратуры, налоговые органы, банки и иные кредитные учреждения, оценщики, риэлторы, регистраторы, органы опеки и попечительства и др. Субъекты исполнительного производства могут быть разделены на группы и виды в зависимости от критерия, который положен в основу их дифференциации Кузнецов В.Ф. Система исполнительного производства (вопросы теории и практики): Дис. д.ю.н. Челябинск, 2004. С. 97..

Участники стадии исполнительного производства в гражданском процессе Англии подразделяются на четыре большие группы: 1) лица, участвующие в исполнительном производстве; 2) суд; 3) органы принудительного исполнения; 4) лица, содействующие проведению исполнительного производства Гладышев С.И. Исполнительное производство Англии. М.: Лекс-Книга, 2002. С. 60..

Таким образом, полагаем, что в связи с принятием новых процессуальных законов наиболее приемлемой будет следующая квалификация субъектов гражданского исполнительного права:

1) органы, осуществляющие исполнение;

2) лица, участвующие в гражданском исполнительном праве;

3) органы и организации, исполняющие требования юрисдикционных органов;

4) лица, содействующие исполнению.

К первой группе относится судебный пристав-исполнитель - лицо, наделенное властными полномочиями, который является обязательным субъектом гражданского исполнительного права. Вторая группа включает стороны (должник и взыскатель), представителей сторон, прокурора. Третья группа состоит из органов, организаций, исполняющих требования юрисдикционных органов: налоговые органы, банки и иные кредитные организации, Министерство финансов РФ (органы Федерального казначейства Министерства финансов РФ), а также другие органы, организации, должностные лица и граждане. В четвертую группу входят переводчики, понятые, специалисты и другие лица.

Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не дает полного перечня участников исполнительного производства и их правового положения. Состав субъектов гражданского исполнительного права не является неизменным и постоянным. Он зависит от стадии исполнения и характера совершаемых действий, оснований вступления в процесс тех или иных участников, поэтому в исполнительном кодексе Российской Федерации необходимо закрепить правовое положение субъектов гражданского исполнительного права.

2.4 Проблемы и пробелы исполнительного производства

В процессуальной науке практически не исследован вопрос об исполнении судебных актов по искам о признании и преобразовательным. Осуществить их при помощи традиционного механизма принудительного исполнения зачастую невозможно, а иной порядок ни процессуальным законодательством, ни законодательством об исполнительном производстве не урегулирован.

Хотя о существовании названной проблемы упоминается в целом ряде научно-теоретических исследований Деготь Е.А. Бесплатность исполнения - причина безответственности//ЭЖ-Юрист. 2006. № 36. С.4; Маганова Т. Долгий путь к исполнению//ЭЖ-Юрист. 2005. № 33. С.5., ни одного специального комплексного ее исследования нет.

Многие процессуалисты придерживаются той точки зрения, что исполнительное производство и применение мер принудительного исполнения возможно только при осуществлении решений, обязывающих должника к совершению каких-либо действий в пользу управомоченного лица, то есть при исполнении решений по искам о присуждении Зайцев И.М. Процессуальные функции гражданского судопроизводства. Саратов, 1990. С. 108; Гражданский процесс / Под ред. М.К. Треушникова. М., 2003. С. 377.. В исках о признании правовая определенность достигается самим содержанием судебного акта, вследствие чего такие решения на первый взгляд не нуждаются в принудительном исполнении.

Однако в преобразовательных исках и исках о признании такая принудительность носит иной, специфичный, характер.

Л.Н. Завадская выделяет в качестве самостоятельной характеристики судебного решения принудительность как возможность внешнего воздействия на поведение субъектов, как утверждение воли, закрепленной в нормах права либо в судебном решении, действующую лишь в случаях противоправного поведения субъектов, уклоняющихся от реализации судебных решений, и в зависимости от вида судебного решения проявляется по-разному. В решениях о присуждении она выступает как возможность осуществления права помимо воли обязанного лица (исполнимость), а в решениях о признании и преобразовании носит опосредованный характер, что находит свое выражение в возможности применения организационных, административных, дисциплинарных мер, направленных в конечном итоге на осуществление решений. Принудительность представляется автору более широким по объему понятием, чем исполнимость Завадская Л.Н. Реализация судебных решений. М., 1982. С. 15..

Действия иных лиц в рамках исполнительного производства (банков, работодателей, хранителей имущества должника и других) являются вторичными (производными) и исполнительными не являются Кузнецов В.Ф. Правовой механизм принудительного исполнения судебных актов и постановлений. М.: Изд-во МГУ, 2003. С. 20.. Под исполнительными понимаются совершаемые уполномоченными должностными лицами от имени органа принудительного исполнения действия, обеспечивающие и осуществляющие принудительное исполнение. Следовательно, до возбуждения исполнительного производства действия перечисленных лиц не являются исполнительными, но при этом будут принудительными, поскольку совершаются помимо воли обязанного лица. В конечном итоге все сводится к определению объема понятий исполнительного производства и принудительного исполнения. Выдвигается положение о том, что содержание института принудительного исполнения гораздо шире института исполнительного производства и, соответственно, законодательство о принудительном исполнении включает в себя законодательство об исполнительном производстве Чечот Д.М., Игнатенко А.А., Дымкина М.Ю. Некоторые аспекты концепции исполнительного кодекса РФ // Проблемы защиты прав и законных интересов граждан и организаций: Материалы междунар. науч.-практ. конф. / Кубан. гос. ун-т. Краснодар, 2002. С. 232..

Между тем действующее законодательство не дает оснований для такого вывода. В первую очередь речь идет о ст. 1 Федерального закона "Об исполнительном производстве", называющей сферу действия этого акта как закона, определяющего условия и порядок именно принудительного исполнения судебных и иных актов. Логично предположить, что процесс принудительного исполнения регламентируется именно законодательством об исполнительном производстве. Подтверждает этот вывод и норма ст. 3 Федерального закона "Об исполнительном производстве", называющая единственным органом принудительного исполнения в Российской Федерации службу судебных приставов и службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, деятельность которых также охватывается действием законодательства об исполнительном производстве. Все иные органы и лица, исполняющие требования исполнительных документов, органами принудительного исполнения не являются.

Таким образом, если понимать исполнительное производство как систему правовых норм, регулирующих юридическую деятельность по принудительному осуществлению исполнительных документов Гражданский процесс: Учебник / Под ред. В.В. Яркова. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 533., - а именно такое определение основано на положениях действующего законодательства, - приходится констатировать, что исполнительное производство суть принудительное исполнение. Несмотря на то что действия иных органов, организаций, должностных лиц и граждан, исполняющих требования судебных актов и актов других органов (налоговых органов, банков, иных кредитных организаций), предусмотрены законодательством об исполнительном производстве (ст. 5 Закона "Об исполнительном производстве"), органом принудительного исполнения является только судебный пристав-исполнитель. Следовательно, только его деятельность будет деятельностью по принудительному исполнению. До тех пор пока взыскатель не инициирует исполнительное производство, действия иных лиц по осуществлению исполнительного документа не будут являться исполнительными. Только с момента возбуждения исполнительного производства такие действия (если они производятся на основании постановлений судебного пристава-исполнителя) будут являться и исполнительными, и принудительными (если понимать осуществление принудительных действий только как прерогативу службы судебных приставов).

Между тем существуют судебные решения, исполнить которые через службу судебных приставов невозможно. Следует согласиться с мнением ученых, которые говорят о наличии ряда актов, не подлежащих принудительному исполнению Ярков В.В. Современные проблемы правосудия в Российской Федерации // Реформа гражданского процессуального права: Материалы междунар. конф. / Под общ. ред. М.М. Богуславского, Н.А. Трунка. М., 2002. С.13.. Таковы решения по искам о признании, многим преобразовательным искам. Поскольку реализация судебного решения не сводится только к его принудительному исполнению в рамках исполнительного производства, помимо гражданско-процессуальной формы исполнения правоведы предлагают выделять административно-правовую, исполняемую должностными лицами либо административными органами Кузнецов В.Ф., Ярков В.В. Проблемы реализации судебных решений о признании // Правоведение. 1988. № 3. С. 73..

Основная цель исков о признании - ликвидация правовой неопределенности в отношениях сторон, уточнение их прав и обязанностей (позитивный иск) либо отсутствия таковых (негативный) Шумкова И.В. О пробелах и проблемах исполнительного производства//Арбитражный и гражданский процесс. 2006. № 12. С.15; Косткина О. О некоторых проблемах исполнительного производства //Исполнительное право. 2006. № 3. С.34..

Решения по искам о признании не нуждаются в принудительном исполнении, поскольку правовая определенность достигается самим содержанием судебного акта.

Подчас судебного признания недостаточно, необходим еще и официальный документ, предусмотренный законом, - свидетельство о расторжении брака, ордер, свидетельство о регистрации права на недвижимое имущество и т.д. В таком случае только совокупность решения и акта образует фактический состав, который необходим для наступления соответствующих правовых последствий.

Исполнение судебных актов по искам о признании и преобразовательным не всегда сопровождается выдачей установленного законом документа. В отдельных случаях этот процесс заключается только в осуществлении уполномоченными на то органами, организациями в установленном законом порядке государственной регистрации либо фиксации прав или ограничения прав граждан и юридических лиц без выдачи соответствующего документа. Так, при исполнении судебного решения о расторжении брака органы загса не только вносят соответствующую запись, но и выдают свидетельство о расторжении брака, что и образует фактический состав из совокупности решения суда и предусмотренного законом официального документа. В то же время, исполняя требования судебного акта о дисквалификации физического лица путем внесения записи об этом в реестр дисквалифицированных лиц, уполномоченная на ведение реестра Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству осуществляет только фиксацию ограничения прав дисквалифицированного без выдачи какого-либо официального документа. В данном случае сложный фактический состав образует совокупность судебного решения и действий по фиксации ограничений прав дисквалифицированного лица в соответствующем реестре.

Именно выдача документа либо осуществление акта регистрации или фиксации определенного права лица на основании судебного решения является в конечном итоге тем правовым последствием, к которому стремится обратившийся за судебной защитой. Это образует особую форму исполнения - назовем ее реализацией (для отличия от исполнительного производства).

Под реализацией следует понимать особую форму исполнения судебных актов, заключающуюся в осуществлении органами, организациями и лицами в установленном законом порядке государственной регистрации, фиксации прав (ограничения прав) граждан и юридических лиц и (или) выдаче им предусмотренных законом документов на основании решения суда по ряду дел неискового производства.

Процедура принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, как она урегулирована в действующем законодательстве, применима в основном к решениям о присуждении.

Отсутствие специальной регламентации осуществления решений о признании и преобразовании в законодательстве об исполнительном производстве можно расценить как законодательный пробел, требующий восполнения.

Законодательство об исполнительном производстве регулирует в том числе разнообразные исполнительные процедуры, которые можно разбить на группы: 1) принудительное исполнение судебных актов и актов других органов через службу судебных приставов; 2) исполнение требований судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств налоговыми органами, банками и иными кредитными организациями в случаях, предусмотренных федеральным законом; 3) исполнение требований судебных и иных органов другими лицами в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Реализация в перечне процедур не фигурирует. Однако осуществление установленного законом порядка государственной регистрации, фиксации прав (ограничения прав) граждан и юридических лиц и (или) выдачи органами, организациями, лицами предусмотренных законом документов на основании решения суда представляет собой не что иное, как исполнение предписаний судебных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом. Логичным было бы закрепление реализации в качестве исполнительной процедуры в Федеральном законе "Об исполнительном производстве". Каждую из этих процедур можно именовать особой формой исполнения, понимая под формой "вид, тип, устройство, структуру, внешнее выражение чего-нибудь, обусловленное определенным содержанием" Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Изд-во "Русский язык", 1981. С. 761.. Если считать исполнительное производство родовым понятием, реализацию можно рассматривать как подвид (подгруппу), в него входящую.

Нормативное регулирование реализации законодательством об исполнительном производстве могло бы устранить проблему, не позволяющую в настоящее время считать ее исполнительной процедурой.

Существует ряд особенностей, отличающих реализацию от исполнительного производства.

Прежде всего отметим различные правовые источники, регулирующие процесс исполнения в том и в другом случаях. В исполнительном производстве таковыми являются нормативные правовые акты, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации и бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств или иного имущества либо по совершению в их пользу определенных действий или воздержания от совершения этих действий Настольная книга судебного пристава-исполнителя / Под ред. В.В. Яркова. М., 2001. С. 91.. Источниками исполнительного производства являются Федеральные законы "Об исполнительном производстве" и "О судебных приставах", другие федеральные законы, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов (ст. 2 Закона "Об исполнительном производстве").

Реализация регламентируется нормативными правовыми актами, содержащими нормы, регулирующие условия и порядок осуществления установленного законом порядка государственной регистрации, фиксации прав (ограничения прав) граждан и юридических лиц и (или) выдачи органами, организациями и лицами предусмотренных законом документов на основании решения суда по ряду дел неискового производства. В условиях законодательной неурегулированности этого процесса единого источника реализации не существует, как нет и единого законодательства о реализации. Не регламентируется этот вид исполнения и законодательством об исполнительном производстве. Приходится констатировать, что источниками реализации является многочисленный ряд законодательных актов, определяющих порядок приведения в жизнь теми или иными специальными органами возложенных на них федеральным законом обязанностей по исполнению требований судебных актов. В перечне таких источников назовем Федеральные законы "Об актах гражданского состояния", "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", "О лицензировании отдельных видов деятельности", "О рынке ценных бумаг", "Об акционерных обществах". Эти нормативно-правовые акты определяют порядок исполнения тех или иных действий, связанных с реализацией, а также компетенцию, полномочия, ответственность органов, осуществляющих требования судебных актов.

Таким образом, источники исполнительного производства и источники реализации различны, и положение это может быть устранено только включением реализации в процесс исполнительного производства, регулируемый соответствующим законодательством. Это создаст правовые основания для отнесения реализации к исполнительному производству.

Реализация включает в себя и выдачу различных документов. Судебный пристав-исполнитель осуществляет требования исполнительных документов, открытый перечень которых содержится в п. 1 ст. 7 Закона "Об исполнительном производстве". Судебные акты к их числу не относятся, поскольку исполнительными документами могут быть признаны только федеральным законом, а федерального закона на этот счет нет.

Реализацией исполняются требования судебных актов, которые исполнительными не являются. Это значит, что при реализации исполнительные документы, как их определяет законодательство об исполнительном производстве, отсутствуют.

Особенностями отличается и субъектный состав реализации в сравнении с исполнительным производством.

Традиционно в правоотношениях в качестве их элементов выделяют субъект, объект и содержание. Каждый из них по-разному проявляет себя в исполнительном производстве и в реализации.

Объектом правоотношений в исполнительном производстве служат действия субъектов, направленные на исполнение, осуществляемые на основе принципа диспозитивности. Объектом реализации также выступают действия субъектов, но направлены они на исполнение актов, которые законодатель к исполнительным не относит.

Содержание правоотношений в исполнительном производстве представляет собой взаимосвязанные и корреспондирующие права и обязанности субъектов правоотношений: с одной стороны, судебного пристава-исполнителя, выполняющего свои функции административно-правовыми методами, с другой - права и обязанности других участников исполнительного производства. Содержание правоотношений по реализации составляют права и обязанности органов, исполняющих требования судебных актов (органы загса, учетно-регистрационные органы в сфере недвижимости и др.), с одной стороны, и иных участников реализации - с другой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.