скачать рефераты

МЕНЮ


Арбитражные соглашения и практика рассмотрения внешнеэкономических споров

Арбитражные соглашения и практика рассмотрения внешнеэкономических споров

2

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образовании

«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

КАФЕДРА ПРАВА

Специальность 021100 Юриспруденция

Ефимова Татьяна Николаевна

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Арбитражные соглашения и практика рассмотрения внешнеэкономических споров

Научный руководитель:

кандидат юридических наук

Стрекаловских А.П.

Допустить к защите :

Зав. кафедрой права, профессор

_____________ И.А. Куринова

Протокол заседания кафедры №

от « » « » 200 г.

Москва 2007

Аннотация

Темой настоящей дипломной работы является исследование арбитражного соглашения и практики рассмотрения внешнеэкономических споров.

Актуальность выбранной темы определяется тенденцией возрастания в Российской Федерации международных экономических отношений и существующими в связи с этим проблемами. Существуют серьезное противоречие между глобальным характером внешнеэкономического сотрудничества и правовым механизмом, в рамках которого преимущественно регулируются международные отношения.

Данная дипломная работа состоит из введения, трех глав, имеющих внутреннее деление, заключения и списка использованных источников и литературы.

В дипломной работе проведено исследование общей характеристики законодательства о международном коммерческом арбитраже; понятия арбитражного соглашения, его формы и содержания; эффективность мер по обеспечению иска в третейском разбирательстве, особенности его исполнения и обжалования

Информационной базой проводимого исследования послужили научная литература по теме исследования, материалы судебной практики, нормативные правовые акты. Поставленные задачи будут решаться общими и специальными методами. Такими, как, социологический, статистический, исторический, формально юридический.

Настоящая работа может представлять интерес для специалистов работающих в сфере международных экономических отношений.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1 Общая характеристика законодательства

о международном коммерческом арбитраже

1.1.Модельный закон ЮНСИТРАЛ и национальные

законы о международном коммерческом арбитраже

1.2. Международный арбитражный суд, внутригосударственные

третейские суды и их деятельность

Глава 2 Внешнеэкономические споры, подлежащие рассмотрению международными арбитражными судами. Процедуры рассмотрения внешнеэкономического спора

2.1. Арбитражные соглашения как юридический факт для рассмотрения дела международным коммерческим арбитражем

2.1.1. Виды арбитражных соглашений

2.1.2. Правовая характеристика арбитражного соглашения

2.1.3. Форма арбитражного соглашения

2.2. Правовые основания и процедуры третейского

разбирательства

2.2.1. Процессуальный порядок вынесения решения по спору

2.2.2.Признание и исполнение решений арбитражных судов

2.2.3.Признание и исполнение третейских решений

на территории РФ

Глава 3 Практические проблемы международного коммерческого

арбитража при рассмотрении внешнеэкономических споров

в настоящее время

3.1Эффективность мер по обеспечению иска

в третейском разбирательстве

3.1.1. Правовые основания принятия мер по обеспечению иска 85

3.2. Эффективность обжалования вынесенных арбитражных

решений

Заключение

Список библиографической литературы

Список сокращений

МКАС - Международный Коммерческий Арбитражный Суд

МАК - Морская Арбитражная Комиссия

РСПП - Российский союз промышленников и предпринимателей

ТПП - Торгово Промышленная Палата

ТС - Третейский Суд

ВТАК - Внешнеторговая Арбитражная Комиссия

Введение

Объектом исследования дипломной работы «Арбитражные соглашения и практика рассмотрения внешнеэкономических споров» является актуальной на сегодняшний день. Ее острота обусловлена тем, что в Российской Федерации возникает тенденция возрастания международных экономических отношений и как следствие этого углубление интеграционных процессов, происходящих во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества, что привлекает внимание, как юристов, так и простых граждан. Это объясняется тем, что главным приоритетом развития становится создание единого рынка товаров, услуг, инвестиций. На долю внешнеэкономических отношений приходится существенная часть мирового экономического сотрудничества. В связи с этим проблемам регулирования внешнеэкономических связей уделяется значительное внимание со стороны, как государств, так и международных организаций. Существует серьезное противоречие между глобальным характером внешнеэкономического сотрудничества и правовым механизмом, в рамках которого преимущественно регулируются международные отношения. Подобная ситуация порождает комплекс проблем, главная из которых - создание единых правил для участников этих отношений. Сегодняшняя практика арбитражных судов говорит о востребованности и распространенности института внешнеэкономических отношений.

Объектом дипломной работы являются нормы международного права и внутреннего российского законодательства регулирующие процедуру внешнеэкономических споров и заключение арбитражного соглашения. В Типовом законе (принят в Нью-Йорке 21 июня 1985) ЮНСИТРАЛ «О международном торговом арбитраже», принятом в Нью-Йорке 21.06.1985 г. записано: «арбитражное соглашение - это соглашение сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть в связи с каким-либо конкретным правоотношением». Таким образом, арбитражное соглашение - это соглашение, выражающее волю сторон о передаче споров в арбитраж.

Предметом проводимого исследования является арбитражное соглашение, как основа разрешения внешнеэкономических споров.

Целью дипломной работы является анализ различных видов арбитражных соглашений, выявление их положительных сторон и недостатков, выработка предложений по совершенствованию законодательства.

В соответствии с указанной целью можно определить следующие задачи дипломной работы:

- рассмотреть виды, характер, форму и содержание арбитражных соглашений

определить порядок направления и заполнения исков в международный коммерческий арбитраж

обозначить правила вынесения решений международного коммерческого арбитража по внешнеэкономическим спорам

показать каким образом происходит исполнение и оспаривание решений международного арбитража,

дать оценку применения международных обычаев и иных неформальных источников, а также нормам, имеющим международное происхождение.

Задачей дипломной работы является анализ арбитражного соглашения как основы при рассмотрении внешнеэкономического спора, его положительные стороны и недостатки.

Цель и задачи работы определяются её структурой. Дипломная работа состоит из трех взаимосвязанных частей.

Гипотезой исследования является возможность на практике рассмотреть систему урегулирования внешнеэкономических споров по аналогии и употребить единообразный подход по вопросу применения норм международного и национального права в решении внешнеэкономических разногласий.

Поставленные задачи будут решаться общими и специальными методами. Такими, как, социологический, статистический, исторический, формально юридический.

В дипломной работе использованы научные выводы: российских ученых - авторов в области международного частного права и гражданского права таких, как М.М.Богуславский, М.И.Рагинский, В.В.Витрянский, А.Г.Котельников, Е.В.Брунцева ,В.П.Звеков ,А.И.Минаков.

Цели и задачи, поставленные в предложенной работе, будут решаться путем рассмотрения законодательства Российской Федерации, международных нормативно-правовых актов, использования Обзора судебной практики Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Нормативные акты, ссылки которые содержатся в дипломной работе, приведены с учетом изменений и дополнений на дату написания работы.

Глава 1 Общая характеристика законодательства о международном коммерческом арбитраже

1.1 Модельный закон ЮНСИТРАЛ и национальные законы о международном коммерческом арбитраже

Для системного восприятия законодательства о международном коммерческом арбитраже необходимо отследить историю его становления в России. Развитие права в государствах Европы на протяжении веков косвенным образом обуславливало развитие, в широком смысле слова - права Российской Империи. Из далеких времен существования Священной Римской Империи Немецкой Нации шел процесс онемечивания римского частного права, придания ему черт и особенностей того времени, во многом и современных черт. «Гражданский процесс не изменился за последние 2500 лет» - существующее мнение во многом истинно, когда говорят о неразрывной восходящей связи римского, немецкого, российского гражданского процессуального права. Существенное влияние на российскую правовую культуру оказало и французское право, в том числе знаменитый Кодекс Наполеона, который дополнялся соответствующим французским гражданским процессуальным законодательством. Перенимание у Европы прогрессивных элементов культуры в свое время прямо или косвенно сводилось, в том числе, и к перениманию правовых норм, по которым регулировалась жизнь общества. Философские трактаты и правовые учения европейских мыслителей пользовались популярностью среди русской знати, в первую очередь у монархов. Все новое когда-нибудь обязательно переставало быть новым и становилось нормой.

Судебная реформа в России в конце 19 века является одним из свидетельств данному тезису. Законодательство царской России перед Первой Мировой войной все еще продолжало испытывать на себе влияние права крепнущей Германской Империи - уже имеющей к тому времени в своем распоряжении Гражданский Процессуальный Кодекс 1879 г., действующий по сей день. В свою очередь, после окончания Великой Отечественной Войны советская правовая система оказала сильнейшее влияние на формирование нового правопорядка в странах Восточной Европы, в том числе в Германской Демократической Республике. В конце XX века стало возможным говорить о том, что существовавший разрыв в развитии правовых систем стран Западной и Восточной Европы был преодолен, а в XXI век Россия вошла уже с новыми правовыми системами, которые по своей структуре являются значительно современными, чем правовые системы государств Европейского Союза.

Импульсом для создания такого законодательства стал Модельный Закон ЮНСИТРАЛ "О международном торговом арбитраже", который был рекомендован к принятию Общим Собранием Организации Объединенных наций 11.12.1985 г. Как известно, идея его разработки была сформулирована еще в 60-е гг. в Международном Торговой Палате (г. Париж), теперь эта организация является учредителем одного из самых известных и широко используемого международного арбитражного суда. Благодаря подготовке данного акта Комиссией ООН, состоявшей из специалистов разных государств, было обеспечено международное признание Модельного Закона, которое своим результатом имело постепенное принятие национальных законов на основе модельного. Первой страной, инкорпорировавшей в свою правовую систему Закон ЮНСИТРАЛ, была Канада (1986г.) Шумилов В.М. Краткая история международного права //Юрист-международник - №4, 2005 - 125с.

.

В Российской Федерации Закон «О международном коммерческом арбитраже» вступил в силу и действует с июля 1993 г. Его текст максимально приближен к положениям Модельного Закона ЮНСИТРАЛ. Ранее на территории Советского Союза и Российской Федерации до 1993 г. действовало «Положение о международном арбитражном суде». Одной из отличительных особенностей действующего российского закона является включение в его текст Приложения №1 о конкретном третейском суде - Международном Коммерческом Арбитражном Суде (МКАС) при ТПП РФ, г. Москва (старейшем третейском суде, действующим до сих пор, начиная с 1932 г.), а также положения о Морской Арбитражной Комиссии (МАК) при ТПП РФ.

Поздняков В.С., Международный коммерческий арбитраж в Российской Федерации, М.,1996 г. с.72

Российская Федерация является основной экономической доминантой с динамично и устойчиво развивающимися секторами добывающей и перерабатывающей промышленности. Успешно идет диверсификация российской экономики, которая все меньше становится зависимой от экспорта сырья и в свою очередь начинает осваивать зарубежные рынки товаров с высокой степенью обработки. В то же время продвижение продаж неиссякаемого ресурса - российской электроэнергии на Запад делает особенно привлекательным этот сектор экономики для внутренних и иностранных инвестиций и увеличивает экономический и стратегический потенциал государства. Россия является государством с наиболее хорошо развитой системой рыночных законов. Существующая более 70 лет традиция разрешения споров в Международном Коммерческом Арбитражном Суде при Торгово-Промышленной Палате РФ в г. Москве в дальнейшем будет проанализирована в данном исследовании. На современном этапе типовой Закон ЮНСИТРАЛ «О международном торговом арбитраже» создал единые рамки для рассмотрения внешнеэкономических споров в самых разных государствах. Однако смежные национальные нормативные акты, содержащие, к примеру, коллизионные нормы, в соответствии с которыми определяется, в том числе и применимое судом для разрешения спора право, остаются оригинальными и своеобразными, несмотря на все попытки унификации по сей день. Впрочем, и базовая основа, содержащаяся в типовом Законе ЮНСИТРАЛ, не всегда полностью перенимается при принятии соответствующего нормативного акта.

1.2.Международный арбитражный суд, внутригосударственные третейские суды и их деятельность

Арбитраж признается международным, если отвечает определенным условиям: во-первых, коммерческие предприятия сторон арбитражного со-глашения в момент его заключения должны находиться в различных государствах; во-вторых, место арбитража должно находиться за пределами государства, в котором стороны имеют свои коммерческие предприятия, если оно определено в арбитражном соглашении или в соответствии с ним. или любое место, где должна быть исполнена значительная часть обязательств, вытекающих из торговых отношений, или место, с которым наиболее тесно связан предмет спора, также должно находиться за пределами государства, в котором стороны имеют свои коммерческие предприятия; в-третьих, стороны прямо выраженным образом договорились о том, что предмет арбитражного соглашения связан более чем с одной страной.

На территории России деятельность международных третейских судов регулируется Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» Российская Газета 1993г. 14 августа

, основанным на Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже (Женева, 21 апреля 1961г.) и типовом законе ЮНСИТРАЛ «О международном торговом арбитраже» (комиссия ООН по праву международной торговли, 21 июня 1985года). Положения Закона о МКА о направлении сторон спора из государственного суда в третейский суд, об обеспечительных мерах, об основаниях и порядке признания и проведения в исполнение решений третейских судов применяются и в случаях, когда арбитраж находится вне территории России (ст.1 Закона о МКА). Арбитражный процесс под ред. д.ю.н.,проф. Р.Е.Гукосяна М.2006г. стр. 381

Регламенты международных арбитражных судов, действующих на территории РФ, должны быть подчинены положениям Закона о МКА, в котором практически полностью отсутствуют императивные нормы. Положения Закона о МКА могут быть изменены соглашением сторон. Характерной чертой Закона о МКА является отсутствие конкретных установлений, поэтому регламенты международных коммерческих судов обычно детализируют положения о процедуре рассмотрения дела.

При заключении арбитражных оговорок стороны вправе руководствоваться Арбитражным Регламентом ЮНСИТРАЛ (Комиссия ООН по праву международной торговли,1976г.)

Международные третейские суды, как правило, рассматривают споры, имеющие международный характер и возникающие в сфере делового оборота. Однако это правило не является абсолютным: регламентом соответствующего суда может быть предусмотрено право разрешения споров, возникающих в сфере делового оборота, которые не имеют международного характера (например, ст.1 Арбитражного регламента Международного Арбитражного суда при Международной торговой палате (Париж), ст.1 регламента арбитражного института торговой палаты Стокгольма и др.Регламенты международных арбитражных судов: сб./сост. Л.Н.Орлов, И.М. Павлов М., 2001.

). Применяя право, международный третейский суд не стеснен рамками национального законодательства по месту своего нахождения (ст. 28 Закона о МКА).

Кроме известного во всем мире Международного Коммерческого Арбитражного СудаРозенберг М. Актуальные вопросы практики разрешения споров в международном коммерческом арбитражном суде при ТПП РФ/М.Розенберг//Хозяйство и право - №12, 2003 - 140

при Торгово-Промышленной Палате РФ (г. Москва) на территории России в настоящее время организовано и действует несколько десятков международных арбитражных судов и третейских судов, регламенты которых позволяют разрешать споры с участием сторон из других государств. Среди российских центров международного коммерческого арбитража кроме г. Москвы можно выделить г.г. Санкт-Петербург, Саратов, Челябинск, Нижний Новгород, Краснодар, Воронеж, Барнаул и т.д. как правило, третейские суды там организованы и действуют при региональных торгово-промышленных палатах. В настоящее время в Российской Федерации пока не существует какого-либо объединения, которое бы систематизировало и анализировало результаты деятельности российских третейских судов

В качестве примера создания на территории Российской Федерации третейского суда со специфической компетенцией, можно привести Третейский Суд при Российском Союзе промышленников и предпринимателей (в соответствии с его Регламентом на рассмотрение данного суда могут передаваться споры с иностранным элементом, поскольку членами РСПП являются юридические лица с участием иностранного капитала, а также иностранные компании).

Внутригосударственные третейские суды создаются и действуют на основании ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» Российская газета 2002г. 27 июля. Эти суды рассматривают экономические споры между субъектами, действующими на территории России и не обремененными ино-странным элементом.

В Законе о ТС прямо определены принципы третейского разбирательства (ст. 18). В отличие от Закона о МКА Закон о ТС обладает большим количеством императивных и детализирующих предписаний. В нем установлены императивные требования, предъявляемые к третейским судьям и к их числу (ст. 8, 9), запрет на изменение обязательных правил третейского разбирательства (ст.19) и т.д. Законом о ТС предусмотрен свидетельский иммунитет третейского судьи (ст.22)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.