скачать рефераты

МЕНЮ


Банкротство юридического лица как способ его ликвидации

Анализ зарубежного законодательства позволяет утверждать, что процедуру мирового соглашения можно разделить на два основных типа: первое предусматривает договоренность между должником, кредиторами, а иногда и заинтересованными сторонами, направленную на восстановление платежеспособности должника. Второе предусматривает процедуру распределения средств от продажи имущества должника, отличную от применимой в конкурсном производстве.

Мировое соглашение первого типа в некоторых странах (в частности, в Англии) применяется крайне редко, поскольку восстановление платежеспособности не является основной целью мирового соглашения (существуют другие отработанные процедуры, такие как "Лондонский подход", направленные на спасение компаний до начала формальных процедур несостоятельности) Карелина С.А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): Учебно-практическое пособие. - М., Волтерс Клувер. 2006. - С. 55..

Другая задача мирового соглашения в процедурах несостоятельности (банкротства) - это продажа бизнеса и распределение полученных в ее результате средств.

Дело в том, что по законодательству ряда стран процедура, эквивалентная внешнему управлению, не предусматривает порядка выплат кредиторам. Внешний управляющий может продать бизнес, но задача погашения требований кредиторов возлагается на конкурсного управляющего в последующих ликвидационных процедурах. Поэтому, чтобы избежать необходимости начала конкурсного производства, в таких случаях часто используют эквивалент мирового соглашения Шатохина К.А. Банкротство предприятий // Безопасность бизнеса. - 2006. - № 1. - С. 14..

Одним из примеров, когда мировое соглашение может быть предпочтительнее конкурсного производства, является ситуация, когда должник находится в процедурах банкротства по законодательству сразу нескольких стран.

По своей юридической природе мировое соглашение является сделкой, с которой законодатель связывает определенные правовые последствия. Вместе с тем мировое соглашение является одним из способов прекращения производства по делу о банкротстве. В информационном письме Президиума ВАС РФ от 6 августа 1999 г. № 43 уточняется, что в определении об утверждении мирового соглашения в соответствии с п. 7 ст. 85 АПК РФ говорится о прекращении производства по делу.

Иногда мировое соглашение расценивают как "соглашение должника с конкурсными кредиторами о прекращении дела о банкротстве на основе взаимных уступок" Масевич М.Г., Орловский Ю.П., Павлодский Е.А. Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве). - М., Юстицинформ. 1998. - С. 112..

Заметим, что еще в начале XX столетия российские цивилисты высказывали точку зрения, согласно которой мировое соглашение имеет исключительно внепроцессуальное, гражданско-правовое значение Моисеев С.В. Мировое соглашение в арбитражном судопроизводстве // Российская юстиция. - 1999. - № 10. - С. 12.. Согласно данной позиции оно представляет собой гражданско-правовой договор, прекращающий существующее обязательство между сторонами, по поводу которого возник спор.

По Закону о банкротстве 2002 г. мировое соглашение может быть заключено на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве (п. 1 ст. 150).

Сторонами мирового соглашения являются должник, конкурсные кредиторы и уполномоченные органы.

Закон о банкротстве 2002 г., так же как и Закон о банкротстве 1998 г., допускает участие в мировом соглашении третьих лиц. Речь идет о лицах, принимающих на себя часть обязательств должника либо обеспечивающих исполнение этих обязательств. После вступления мирового соглашения в силу такие лица становятся стороной мирового соглашения как гражданско-правового договора.

2.2 Упрощенные процедуры банкротства

Банкротство ликвидируемого должника является разновидностью упрощенных процедур банкротства, применяемых помимо ликвидируемого к отсутствующему должнику, должнику, не способному покрыть судебные расходы по делу о банкротстве, бездеятельному должнику.

Закон РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 1. - Ст. 6. не предусматривал упрощенных процедур банкротства. Эти нормы появились в Федеральном законе от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 2. - Ст. 222.. Содержатся они и в Федеральном законе от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 43. - Ст. 4190.. Вместе с тем указанные нормы не конструируют новых процедур банкротства. Они лишь предусматривают особенности применения и порядка осуществления уже установленной и регламентированной процедуры - конкурсного производства, закрепленной в предшествующих главах Законов о несостоятельности 1998 г. и 2002 г.

В связи с этим возникает вопрос о содержании понятия "процедура" и соотношении терминов "процедуры банкротства" (применительно к наблюдению, внешнему управлению, финансовому оздоровлению, конкурсному производству, мировому соглашению) и "упрощенные процедуры банкротства". Но в условиях отсутствия легального определения и дискуссионности данного вопроса его освещение в рамках настоящей статьи нецелесообразно. Поэтому процедуру банкротства мы будем трактовать как совокупность предусмотренных законодательством о несостоятельности юридических и фактических действий, направленных на достижение конкретного определенного законом результата с конечной целью удовлетворения требований кредиторов.

Упрощенная процедура банкротства как установленный законодательством особый сокращенный порядок применения специальных мер к должнику, имеющему признаки банкротства, характеризуется относительной оперативностью проведения судебного разбирательства и осуществления процедур банкротства (фактически используется только одна процедура банкротства - конкурсное производство). Поскольку упрощенная процедура банкротства реализуется в условиях особой хозяйственной ситуации, складывающейся в отношении должника, то она приводит и к некоторой предопределенности 11. Белых В.С., Дубинчин А.А., Скуратовский М.Л. Правовые основы несостоятельности (банкротства). - М., БЕК 2001. - С. 190. решения суда (т.к. сразу открывается конкурсное производство с последующей ликвидацией должника). Ведь субъект, подпадающий под упрощенную процедуру банкротства, уже фактически не осуществляет деятельность, приносящую прибыль (доход). Поэтому в интересах гражданского оборота как можно скорее от такого субъекта избавиться, что, собственно, и решает законодательство о несостоятельности Эбзеев Б.Б. Гражданский оборот: понятие и юридическая природа // Государство и право. - 1999. - № 2. - С.35..

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

- в общем порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, если его имущества достаточно для удовлетворения требований всех кредиторов;

- в порядке, предусмотренном Законом о несостоятельности (банкротстве), если его имущества не достаточно для удовлетворения требований всех кредиторов.

Следует отметить, что нормы о банкротстве ликвидируемого должника могут быть применены только по отношению к юридическим лицам Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 января 2000 г. № 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)» // Вестник ВАС РФ. - 2000. - № 3. - С. 11., и лишь к тем категориям, к которым применимы нормы законодательства о банкротстве. Так, Закон о несостоятельности 1998 г. распространял свое действие на все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (за исключением казенных предприятий), на некоммерческие организации, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда.

Сфера применения Закона о несостоятельности 2002 г. более широка, поскольку действие указанного Закона распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций.

Если юридические лица не могут выступать в качестве должников в конкурсном процессе, то законодательство в таких случаях должно предусматривать иные механизмы, направленные на удовлетворение требований кредиторов. Так, в соответствии с п. 6 ст. 63 ГК РФ при недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения. В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 48. - Ст. 4746. учредители (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования) несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенных предприятий при недостаточности их имущества.

Но в некоторых случаях мы сталкиваемся с явными недоработками. Так, политическая партия является общественным объединением (Пункт 1 ст. 3 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ "О политических партиях") Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 29. - Ст. 2950., по обязательствам которого его участники (члены) не отвечают (п. 2 ст. 117 ГК РФ). В самом Законе о политических партиях наличествуют нормы, регулирующие ликвидацию этого юридического лица в обычном порядке, - при достаточности имущества для удовлетворения требований всех кредиторов. Ликвидация политической партии в условиях недостаточности имущества для удовлетворения требований всех ее кредиторов Законом специально не регламентируется. А наличие запретительной нормы Закона о несостоятельности 2002 г. приводит нас к неутешительному выводу: либо Закон презюмирует, что долговые обязательства политических партий никогда не превысят имеющееся имущество (это утверждение не может являться аксиомой), либо политическую партию, обладающую всеми признаками несостоятельности, нельзя будет ликвидировать по этой причине, и соответственно кредиторы будут защищены в меньшей степени, чем обычно. Ситуация, аналогичная политическим партиям, складывается и в отношении религиозных организаций.

По общему же правилу, если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном:

- если заявление о признании должника банкротом подано в период с 01.03.1998 по 02.12.2002 - параграфом 1 главы Х "Особенности банкротства ликвидируемого должника" Закона о несостоятельности 1998 г.;

- если заявление о признании должника банкротом подано после 02.12.2002 - параграфом 1 главы ХI "Особенности банкротства ликвидируемого должника" Закона о несостоятельности 2002 г.

Причины, по которым должник - юридическое лицо ликвидируется, значения не имеют. Они могут быть и не связаны с недостаточностью имущества для удовлетворения требований всех. Важно другое. Если в процессе ликвидации выясняется, что должник не в состоянии погасить требования кредиторов, то ликвидация должна продолжаться в соответствии с нормами Закона о несостоятельности.

Упрощение процедуры банкротства ликвидируемого должника касается в первую очередь признаков банкротства. В качестве обязательного признака банкротства выступает установление факта недостаточности стоимости имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов на фоне уже принятого решения о ликвидации. Это может быть известно как исполнительным органам управления, так и ликвидационной комиссии должника.

При достаточности для удовлетворения требований кредиторов стоимости имущества должника - юридического лица, принявшего решение о ликвидации, его ликвидация по решению арбитражного суда в порядке, предусмотренном Законом о несостоятельности, исключается Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 декабря 2001 г. № А56-29610/00 // Вестник ВАС РФ. - 2002. - № 1. - С. 24; Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 мая 2002 г. № Ф04/1684-415/А27-2002 // Вестник ВАС РФ. - 2002. - № 9. - С. 32..

В случае установления в ходе ликвидации юридического лица недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов (п. 4 ст. 61 ГК РФ) правом Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 июля 1998 г. № 7542/97 // Вестник ВАС РФ. - 1998. - № 10. - С. 27; Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 мая 2002 г. № Ф04/1684-415/А27-2002 // Вестник ВАС РФ. - 2002. - № 8. - С. 25; Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 августа 2002 г. № А42-3823/02-5 // Вестник ВАС РФ. - 2002. - № 10. - С. 22. на обращение в суд с заявлением о признании юридического лица банкротом обладают только указанные в Законе лица: ликвидационная комиссия, собственник имущества должника - унитарного предприятия, учредитель (участник) должника или руководитель должника (п. п. 2, 3 ст. 174 Закона о несостоятельности 1998 г., п. п. 2, 3 ст. 224 Закона о несостоятельности 2002 г.).

При обнаружении того, что стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана (обязан) обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Если же ликвидационная комиссия не создана, но решение о ликвидации уже принято, то заявление о признании должника банкротом должно быть подано в арбитражный суд собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителем (участником) должника или руководителем должника.

Руководитель должника, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязаны обратиться в арбитражный суд с заявлением должника не позднее одного месяца с момента обнаружения недостаточности имущества должника для удовлетворения требований кредиторов. Заявление подается тем лицом, которое имеет право подписи на момент направления его в арбитражный суд. Неисполнение этой обязанности влечет субсидиарную ответственность лиц, обязанных его подписывать, по обязательствам, возникшим после истечения указанного срока.

Недостаточность (или достаточность) имущества должника для полного удовлетворения требований всех кредиторов может быть достоверно установлена при составлении промежуточного ликвидационного баланса, содержащего сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения. При наличии достоверной информации об имущественном положении должника вывод о достаточности имущества может быть сделан и ранее составления промежуточного ликвидационного баланса.

Федеральная налоговая служба в лице Инспекции Федеральной налоговой службы России по Промышленному району г. Самары обратилась с заявлением в Арбитражный суд Самарской области о признании Закрытого акционерного общества "Научно-производственное объединение "Кристалл", г. Самара, несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника.

Как видно из материалов дела, согласно учетным данным налогоплательщика Закрытым акционерным обществом "Научно-производственное объединение "Кристалл" за первый квартал 2002 г. представлена нулевая отчетность, сведения об осуществлении деятельности в 2002 г. не представлены.

Отчетность 2004, 2005 гг. в Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Промышленному району не представлена. Последняя налоговая и бухгалтерская отчетность была представлена 21.07.2003. Согласно сведениям о движении денежных средств на расчетных счетах ответчика, представленных Открытым акционерным обществом "Башпромбанк", г. Уфа, КБ "Транснациональный банк", г. Самара, Федеральным депозитным банком, г. Москва, должник не осуществляет операции по банковским счетам: по счету 40702810000710000093, открытому в Открытом акционерном обществе "Башпромбанк", - с 01.10.2004, а по расчетным счетам в Транснациональном банке и Федеральном депозитном Банке - с момента их открытия.

Суммарная просроченная (свыше трех месяцев) кредиторская задолженность без учета пеней и штрафов по состоянию на 18.10.2005 составляет 66559273 руб. 63 коп.

В соответствии со ст. 227 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в случае, если гражданин-должник или руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом, независимо от размера кредиторской задолженности.

Статья 230 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" предусматривает, что предусмотренные параграфом 2 гл. XI указанного Федерального закона положения применяются также в случае, если имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве или если в течение последних двенадцати месяцев с даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.

В соответствии со ст. 21.1 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ (в редакции Федерального закона от 02.07.2005 N 83-ФЗ) "юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом", то есть по решению регистрирующего органа.

Согласно п. 3 Информационного письма Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 17.01.2006 N 100 при поступлении заявления о принудительной ликвидации или о признании банкротом юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица согласно п. 1 ст. 21.1 Закона о регистрации, данное заявление возвращается арбитражным судом заявителю применительно к п. 1 ч. 1 ст. 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, когда решение об исключении недействующего юридического лица из реестра не принято ввиду поступления возражений на основании п. 4 ст. 21.1 Закона о регистрации или признано недействительным в судебном порядке. Если указанные обстоятельства выясняются в процессе производства по делу о ликвидации (банкротстве) юридического лица, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

По смыслу п. 4 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается в случае, если имеются заявления (возражения) кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из реестра.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.