скачать рефераты

МЕНЮ


Банкротство юридического лица как способ его ликвидации

При таких обстоятельствах производство по делу прекращено неправомерно Постановление ФАС Поволжского округ по делу №А55-31440/05-24 от 13 июня 2006 года//Вестник ВАС РФ.-2006.- № 8.- С.45..

Неисполнение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд приводит к наступлению в качестве специальной меры субсидиарной ответственности:

- по обязательствам должника, возникшим после истечения срока для направления заявления должника (п. 1 ст. 9 Закона о несостоятельности 1998 г., п. 2 ст. 10 Закона о несостоятельности 2002 г.);

- по неудовлетворенным требованиям кредиторов по денежным обязательствам и уплате обязательных платежей должника (п. 2 ст. 176 Закона о несостоятельности 1998 г., п. 2 ст. 226 Закона о несостоятельности 2002 г.).

К этой ответственности будут привлекаться лица, на которые законодательством о несостоятельности возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления (п. 1 ст. 9 Закона о несостоятельности 1998 г., п. 2 ст. 10 Закона о несостоятельности 2002 г.). В качестве таковых выступают собственник имущества должника - унитарного предприятия, учредители (участники) должника, руководитель должника, председатель и члены ликвидационной комиссии (ликвидатор).

В соответствии с п. 3 ст. 62 ГК РФ к ликвидационной комиссии полномочия по управлению делами юридического лица переходят с момента ее назначения. Следовательно, с момента назначения ликвидационной комиссии на ее председателя и членов возлагаются обязанности по обращению в суд с заявлением о признании должника банкротом, а до ее назначения - на руководителя должника.

В отличие от Закона о несостоятельности 1998 г. в Законе о несостоятельности 2002 г. в качестве общей санкции за нарушение его норм предусмотрено возмещение убытков. Подобная ответственность возлагается на руководителя должника или учредителя (участника) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, членов органов управления должника, членов ликвидационной комиссии (ликвидатора). Возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности. Соответственно ее применение будет основано на общих положениях гражданского права.

Ранее существовала возможность дисквалифицировать руководителя должника и членов ликвидационной комиссии (ликвидатора) в случае неисполнения обязанности по обращению в суд (п. 2 ст. 9 Закона о банкротстве 1998 г.). Законом о несостоятельности 2002 г. подобная санкция не предусмотрена.

Для обращения в суд с заявлением о банкротстве ликвидируемого должника важным условием является наличие решения о добровольной ликвидации юридического лица. От наличия или отсутствия решения о добровольной ликвидации юридического лица зависит, в частности, возможность рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должника по заявлению его кредитора Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 декабря 2001 года № А56-29610/00 // Вестник ВАС РФ. - 2002. - № 1. - С. 24..

В случае если дело о банкротстве возбуждено на основании поданного до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявления собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителя (участника) должника или руководителя должника, рассмотрение дела о банкротстве осуществляется без учета особенностей, предусмотренных Законом для банкротства ликвидируемого должника (п. 3 ст. 225 Закона о несостоятельности 2002 г.).

Если же после принятия заявления о банкротстве ликвидируемого должника суд признал недействительным решение общего собрания о ликвидации организации, то производство по делу о банкротстве ликвидируемого должника должно быть прекращено. Перевод в этом случае конкурсного процесса в обычные рамки недопустим, даже при условии наличия всех признаков, требуемых для инициирования процесса по делу о банкротстве в обычном режиме.

Сложнее обстоит дело, если заявление о признании должника несостоятельным подает кредитор. Ведь зачастую кредитор, осознав, что его требования не будут удовлетворены, стремится к скорейшей ликвидации должника. В такой ситуации находятся, например, банки, которые формируют резерв на возможные потери по ссудам при нарушении сроков выплаты процентов по основному долгу и до момента погашения либо списания задолженности с баланса. Основанием же для списания задолженности ликвидируемого должника выступает решение суда Пункты 3.1, 4.4.2 Инструкции Центрального банка РФ от 30 июня 1997 г. № 62а "О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам" (с последующими изменениями и дополнениями) // Банковский бюллетень. - 1998. - № 7. - С. 18..

Закон не ограничивает ликвидационную комиссию временными рамками в части составления промежуточного ликвидационного баланса должника. И при определенной недобросовестности ее председателя и членов этот процесс может затянуться на неопределенное время. Доказав эту недобросовестность, банки могут потребовать возмещения упущенной выгоды (в виде неполученных процентов на те денежные средства, которые были использованы при формировании резерва). Но все же банкам выгоднее высвободить денежные средства из резерва, чем инициировать судебный процесс о возмещении неполученных доходов с неопределенной перспективой.

Нормы Закона РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 1. - Ст. 6. не ограничивали право кредитора обратиться в суд с заявлением о признании ликвидируемого должника банкротом, по получении которого суд возбуждал производство по делу Пункт 4 приложения к письму ВАС РФ от 25.04.1995 № С1-7/ОП-237 «Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве)» // Вестник ВАС РФ. - 1995. - № 7. - С. 26..

В настоящее время кредитор не может обратиться в суд с заявлением о признании ликвидируемого должника банкротом. Лишение кредитора подобного права объясняется спецификой хозяйственной ситуации (ликвидацией должника). Если принятие решения о ликвидации и создании ликвидационной комиссии имело место до обращения кредитора в арбитражный суд и возбуждения дела о банкротстве должника, то рассмотрение в арбитражном суде спора о признании должника банкротом в порядке, предусмотренном Законом о несостоятельности, по заявлению кредитора должника исключается в любом случае, поскольку причиной ликвидации юридического лица является не его банкротство, а иные основания. Так, решения арбитражных судов первой и второй инстанций, признавших банкротом ликвидируемого должника по заявлению кредитора, были отменены постановлением кассационной инстанции Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 апреля 2004 г. № А55-3823/02-5 // Вестник ВАС РФ. - 2004. - № 7. - С. 28..

В то же время если решением арбитражного суда по ранее рассмотренному делу коммерческая организация признана несостоятельной (банкротом), то иск о ее ликвидации в связи с осуществлением ею деятельности с неоднократными и грубыми нарушениями закона и иных правовых актов не подлежит рассмотрению Пункт 14 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 января 2000 г. № 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)» // Вестник ВАС РФ. - 2000. - № 3. - С. 11..

Признаком несостоятельности ликвидируемого должника является также просрочка исполнения денежных обязательств (обязанности по уплате обязательных платежей). Однако факты наличия просрочки в исполнении денежных обязательств (обязанностей по уплате обязательных платежей), превышения размера задолженности сверх законодательно определенных минимальных величин для решения вопроса о возбуждении производства по делу о банкротстве ликвидируемого должника значения не имеют.

Федеральная налоговая служба Российской Федерации (далее - ФНС) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании несостоятельным (банкротом) отсутствующего должника - Общества с ограниченной ответственностью "Прима-С" (далее - ООО "Прима-С") и открытии конкурсного производства по упрощенной процедуре банкротства.

Исковые требования мотивированы тем, что просроченная свыше трех месяцев кредиторская задолженность ООО "Прима-С" по уплате обязательных платежей на 01.06.2005 без учета штрафных санкций и пени составляет 925136,89 руб., что превышает установленную ст. 6 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" сумму для возбуждения дела о банкротстве. Кроме того, Общество не представляет в налоговый орган отчетность более года, и установить его местонахождение невозможно, в связи с чем ООО "Прима-С" является отсутствующим должником.

В судебном заседании представители ООО "Прима-С" пояснили, что Общество не является отсутствующим должником, поскольку находится по указанному в учредительных документах адресу и ведет активную экономическую деятельность.

Как видно из материалов дела, ФНС Российской Федерации в лице Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 14 по Самарской области (далее - МРИ ФНС N 14) выявлена задолженность ООО "Прима-С" по налогам и сборам на 01.06.2005 в размере 925136,39 руб., в результате чего налоговым органом было вынесено решение от 28.10.2003 и Постановление от 30.10.2005 N 12 о взыскании налога (сборов), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации.

Решением от 29.07.2005 N 11553/81 в связи с неисполнением ООО "Прима-С" обязанности по предоставлению отчетности МРИ ФНС России N 14 по Самарской области были приостановлены все расходные операции по счетам должника, кроме платежей в бюджет и внебюджетные фонды в коммерческом банке "Самарский кредит".

Поскольку принимаемые Межрайонной инспекцией ФНС N 14 по Самарской области меры по взысканию недоимки, штрафов и пени не привели к погашению задолженности, налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о признании ООО "Прима-С" несостоятельным (банкротом) как отсутствующего должника.

Положения о банкротстве отсутствующего должника применяются также в случае, если имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве или если в течение последних двенадцати месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника (ст. 230 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"). Аналогичная правовая позиция отражена в Постановлении Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29.

Лица, обладающие правом на подачу заявления о признании отсутствующего должника банкротом, обязаны приложить к названному заявлению документы, подтверждающие наличие обстоятельств, позволяющих отнести должника к отсутствующему, в частности документ органа связи о невозможности вручить должнику корреспонденцию, справку Налоговой инспекции о непредставлении отчетной документации налоговым органом, доказательства фактического прекращения должником своей деятельности.

Кроме того, в материалах дела отсутствуют сведения о направлении налоговым органом корреспонденции в адрес директора Общества Скрицкого В.А., являющегося руководителем должника - юридического лица, сведения о котором содержатся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц. Следовательно, факт отсутствия единоличного органа управления Общества не может считаться доказанным.

ООО "Прима-С" представлены документы, свидетельствующие об отсутствии операций по счетам должника в банках (решение № 11533/81 от 29.07.2005, сведения о счетах Общества, справка "Промавтобанка" от 03.11.2005 № 04/1815).

Указанные обстоятельства имеют существенное значение для решения вопроса об обоснованности введения процедуры конкурсного производства в порядке упрощенного производства, однако не были исследованы судом, что является основанием для отмены судебного акта и направления дела на новое рассмотрение Постановление ФАС Поволжского округа по делу № А55-24465/05-18 от 20 июня 2006 года// Вестник ВАС РФ.-2006.- №8.-С.67..

В этих условиях критерий неоплатности, который применительно к ликвидируемому должнику присутствует, является не столько критерием банкротства, сколько критерием необходимости обращения в арбитражный суд с заявлением о банкротстве ликвидируемого должника Телюкина М.В. Признаки несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников // Юридический мир. - 1999. - № 12. - С. 18..

Упрощение процедур банкротства ликвидируемого должника выражается в отказе от использования процедур наблюдения, внешнего управления и финансового оздоровления, даже если есть основания полагать возможность восстановления платежеспособности. Арбитражный суд сразу принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего.

Таким образом, Законы о несостоятельности 1998 г. и 2002 г. занимают продолжниковскую позицию, обеспечивая интересы учредителей юридического лица - скорейшую ликвидацию должника в условиях неудовлетворения требований кредиторов. Возможность по ходатайству собрания кредиторов (в их интересах) ввести внешнее управление имуществом ликвидируемого должника в настоящее время отсутствует Там же..

Нарушение требования об обращении в суд при обнаружении недостаточности имущества ликвидируемого должника для удовлетворения требований всех кредиторов недопустимо, поскольку может явиться основанием для отказа во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.

К отсутствующим должникам законодатель относит юридических лиц, которые фактически прекратили свою деятельность, не находятся по адресу, указанному в учредительных документах, и установить их местонахождение не представляется возможным.

Помимо этого положения, касающиеся упрощенных процедур банкротства, применяются в том случае, когда имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве или когда в течение последних 12 месяцев не проводились операции по счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника (ст. 230 Закона о банкротстве 2002 г.) <*>.

Заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано в арбитражный суд конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности.

Следует обратить внимание, что заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства (п. 2 ст. 227 Закона о банкротстве 2002 г.). Порядок и условия финансирования процедур банкротства, включая размер вознаграждения конкурсного управляющего, определяются Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 21 октября 2004 г. № 573 "О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующего должника" Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 44. - Ст. 4347.).

Вместе с тем при отсутствии финансирования процедур банкротства заявления о признании отсутствующего должника банкротом судом возвращаются; дела о признании банкротом таких должников, возбужденные до вступления в силу Закона о банкротстве 2002 г., по которым не принято решение, подлежат прекращению производством П. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. № 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" // Вестник ВАС РФ. - 2003. - № 6. - С. 21..

Лица, обладающие правом на подачу заявления, должны приложить к нему документы, подтверждающие отсутствие должника, в частности документ органов связи о невозможности вручить корреспонденцию, справку органов внутренних дел об отсутствии гражданина по месту жительства и об объявлении его в розыск, акты судебных приставов о невозможности взыскания в связи с отсутствием органов юридического лица или гражданина и имущества и т.д.

Особенностью рассмотрения дела о банкротстве в отношении отсутствующего должника является то обстоятельство, что закон предусматривает для разбирательства сокращенный срок (месячный), поскольку в отношении данного должника не применяются ни наблюдение, ни финансовое оздоровление, ни внешнее управление.

Конкурсный управляющий осуществляет опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в отношении отсутствующего должника. Одновременно он письменно уведомляет о банкротстве отсутствующего должника всех известных ему кредиторов. Данные кредиторы в месячный срок со дня получения уведомления могут предъявить свои требования.

Если в ходе конкурсного производства обнаружено имущество должника, конкурсный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к общим процедурам банкротства, предусмотренным Законом о банкротстве 2002 г.

После продажи обнаруженного имущества вырученная сумма идет на покрытие судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения конкурсному управляющему, после чего требования кредиторов удовлетворяются в порядке очередности, предусмотренной Законом о банкротстве 2002 г.

По завершении расчетов с кредиторами конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд свой отчет для утверждения и вынесения определения о завершении конкурсного производства.

Заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности (ст. 227).

Общие положения Закона о банкротстве 2002 г. о праве кредитора на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом имеют определенное значение и в деле о банкротстве отсутствующего должника. Право кредитора на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом обусловлено наличием у него материально-правового притязания к должнику. Закон о банкротстве в качестве кредиторов должника (для целей возбуждения дела о банкротстве) рассматривает только кредиторов по денежным обязательствам и по обязательным платежам. При этом не всякий кредитор по денежному обязательству обладает правом на подачу заявления о признании должника банкротом. Таким правом обладают лица, признаваемые в соответствии с Законом о банкротстве 2002 г. конкурсными кредиторами.

К конкурсным кредиторам относятся кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника - юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия (ст. 2).

Таким образом, в рассматриваемом вопросе важно наличие денежного обязательства и характер правоотношения, из которого оно вытекает. Право кредитора на подачу заявления о признании должника банкротом обусловлено не только наличием денежного обязательства или требования по обязательным платежам. Денежное требование (требование по обязательным платежам) должно иметь соответствующий размер, состав и срок неисполнения его должником. Эти показатели определяют признаки банкротства должника в общих процедурах банкротства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.