скачать рефераты

МЕНЮ


Бюрократия и бюрократический аппарат

строгий надзор за соблюдением принципов деполитизации и департизации государственной службы;

совершенствование законодательства о выборах с целью свести к минимуму использование административного ресурса;

разработка федеральной программы обучения населения основам политико-государственного управления России и реализация ее в учебных заведениях.

Конечной целью реформы государственной службы является обеспечение четкой, эффективной и экономной деятельности государственного аппарата, ориентация государственной службы на соблюдение законных прав и свобод граждан и всех субъектов права, предотвращение возможности использования аппарата как средства подчинения его партийным или групповым влияниям и как источника незаконного присвоения общественного богатства. В России должен быть сформирован корпус государственных служащих, действующий на профессиональной основе, стабильный, немногочисленный, управляемый, политически нейтральный и законопослушный.

Заключение

Таким образом, на основании изучения темы выпускной квалификационной работы представляется возможным сделать следующие выводы:

Одним из первых ученых, занявшихся проблемой бюрократии, положившему начало развитию теории бюрократии являлся Г.В.Ф.Гегель. Именно Гегель одним из первых начал разработку института государственного управления, дал обстоятельный анализ чиновничества, его сущности, структур и функций. Государственная бюрократия характеризуется Гегелем как главная властвующая составная часть общества, где сосредоточены государственное сознание, образованность и профессионализм.

Следом за Гегелем проблемами бюрократии занялись такие ученые и мыслители как А.Токвиль, Дж.С. Милль и др.

Существенную роль в развитие теории бюрократии сыграл К.Маркс, несмотря на то, что проблема бюрократии не являлась центральной и не получила систематического рассмотрения в трудах К.Маркса. Специфика идеи Маркса состоит в том, что он дал более конкретный и более социологический поворот политическому варианту анализа. Главной целью бюрократии у Маркса становится стремление снизить остроту конфликта в обществе.

Однако первым ученым давшим понятие бюрократии и систематизировавшим анализ государственной бюрократии стал М. Вебер. Исходным пунктом анализа бюрократии для М.Вебера является факт роста и усложнения организаций в современном обществе. Он рассматривает бюрократию как основу современной теории принятия решений. Главной характеристикой бюрократии у него стала рациональность поведения и действия, обусловленная как ее особым положением в иерархии общества, так и жесткой связью с правилами функционирования всякой сложной организации.

Развитие теории бюрократии в XX в. Относится к периоду после Первой Мировой войны. Появились так называемые «классические школы», «школы человеческих отношений» и др.

Одним из важнейших мыслителей, сыгравшим огромную роль в развитии теории бюрократии в XX в. Явился М. Крозье. Главной темой его исследований становится изучение роли государства в процессе реформирования общества.

Проведенный анализ основных теоретических подходов к исследованию проблем бюрократии показывает, что представителей разных школ прежде всего разделяет акцентирование внимания либо на формально-структурных, либо на человеческих сторонах административной организации; при этом каждая из теорий выявляет в объекте исследования имманентно присущие ему элементы и процессы, которые существуют как противоречивое взаимодополняющее единство, что позволяет этим теориям сосуществовать, дополнять или конкурировать друг с другом, культивируя тем самым поле общего научного поиска, органично включающего достижения различных научных школ.

В России бюрократия как постоянное явление возникло с оформлением государственной службы. Возникновение профессиональной государственной службы связывают с именем Петра I, а именно с его государственными реформами. Введение "Табель о рангах" определило основы государственной службы в России. "Табель о рангах" действовала два столетия и регулировала государственную службу, а также узаконила, положение российского чиновничества.

В настоящее время в России действует Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации», регламентирующий правовые, организационные, кадровые вопросы, связанные с государственной службой в Российской Федерации.

Можно сказать, что в настоящее время еще не прошел этап реформирования государственной службы. Одним из основных этапов реформирования явилось появление и введение в действие Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Государственная гражданская служба является одним из видов государственной службы. В России с 2003 года действует Федеральная программа о реформировании государственной службы. На этапе реформирования государственной службы должно быть в полном объеме реализованы приоритетные направления реформы государственной службы Российской Федерации.

В современной России огромной проблемой в реформировании государственной службы является проблема коррумпированности чиновников различного уровня. Несмотря на наметившуюся тенденцию борьбы с коррумпированными чиновниками их число не уменьшается. Коррупция проникла во все сферы государственной власти. Для борьбы с коррупцией в России необходимо на законодательном уровне (в России отсутствует Закон «О борьбе с коррупцией»), необходимо создание самостоятельной федеральной службы по борьбе с коррупцией (в настоящее время в России действует Совет при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией), привлекать к борьбе с коррупцией широкую общественность, средства массовой информации и т.д.

Бюрократизм государственных служащих является огромной проблемой в становлении России как демократического государства. Государственная бюрократия функционирует как политико-административный институт. Бюрократизм чиновников проявляется различными способами. Это и совмещение государственной службы и участия в деятельности политических организаций, использовании служебного положения в интересах политических партий, способность самостоятельно генерировать политические решения, исходя из интересов бюрократической организации, вмешательство исполнительной власти в дела политических партий, движений, установление контроля над ними, произвол чиновников. Каким бы образом не проявлялась бюрократия она, прежде всего, наносит ущерб интересам гражданского общества.

Преодоление бюрократии и бюрократизма в системе государственных органов прежде всего зависит от реформирования системы государственной службы. Необходимо создавать социальный контроль за деятельностью государственного аппарата в целом. Необходимо повышать профессионализм государственных служащих. Реформирование системы государственной службы обеспечит

предупреждение, выявление и устранение обстоятельств, способствующих коррупции и злоупотреблениям на государственной службе;

подконтрольность и открытость системы государственной службы гражданскому обществу, включающих использование современных информационных технологий в деятельности государственных органов и государственных служащих;

дебюрократизацию отношений между государственными органами, государственными служащими и гражданами, структурами гражданского общества.

Конечной целью реформы государственной службы является обеспечение четкой, эффективной и экономной деятельности государственного аппарата, ориентация государственной службы на соблюдение законных прав и свобод граждан и всех субъектов права, предотвращение возможности использования аппарата как средства подчинения его партийным или групповым влияниям и как источника незаконного присвоения общественного богатства.

Список использованной литературы

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. - 1993. - № 12 (4).- 25 декабря.

2. Федеральный закон от 27 июля 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службе». - М.: Юридическая литература, 2003г.

3. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». - М.: Инфра, 2004.

4. Конституция Республики Башкортостан от 24.12.1993 года. - Уфа: Китап, 1994.

5. Указ Президента РФ от 19.11.02 г. №1336 «О федеральной программе «Реформирование государственной службы РФ (2003-2005 годы)» // Российская газета. 2002, 23 ноября

6. Указ Президента РБ « Об утверждении программы борьбы с преступностью в Республике Башкортостан. 2004-2006 годы. Правовая база Консультант Плюс. Региональное законодательство.

7. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 1574 «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы». - М.: Инфра, 2006.

8. Указ Президента Российской Федерации № 1437 «О продлении реализации Федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005гг.) на 2006-2007 гг.».»

9. Федеральная программа «Реформирование государственной службы 2003-2005гг.», утвержденная Президентом Российской Федерации 19 ноября 2002 года.

10. Указ от 15 мая 1997 г. «О предоставлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе»

11. Указ от 6 июня 1996 г. «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы»

12. Указ от 8 апреля 1997 г. «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд»

13. Указ от 4 апреля 1992 г. «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы».

14. Закон Республики Башкортостан

Специальная литература

1. Атаманчук Г.В. Методологические предпосылки концепции государственной службы Российской Федерации // Государственная служба Российской Федерации: первые шаги и перспективы. - М.: Изд-во РАГС, 2002.

2. Блюмкин В.А. Бюрократизм: социально-нравственные аспекты. М.: Инфра, 2000.

3. Борисов В.К. Демократизация общества и преодоление бюрократизма (социально-политический аспект). М.: Проспект, 2002.

4. Брудер В. Бюрократия // Полис. - 1999. № 5. - С. 41-48.

5. Быстренко В.И. История государственного управления и самоуправления в России: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005.

6. Вячеслав Смольков Бюрократия и бюрократизм: как свести болезнь к минимуму? // Государственная служба. - 2005. - № 5. - С. 21-29.

7. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. Проблемы бюрократии у Макса Вебера. // Вопросы философии. - 2003. - № 3. - С. 36--44.

8. Гегель Г.В. Философия права. М.: Новый свет, 1990.

9. Барабашев А.Г. Государственная служба в Российской Федерации: современное состояние, проблемы и перспективы. (Аналитический обзор направлений и содержания реформирования госслужбы в РФ) // Государственная служба. - 2005. - № 4. - С. 22-30.

10. Граждан В.Д. Государственная служба как профессиональная деятельность. - Воронеж: Квадрат, 2003.

11. Гудков А., Левада Ю., Лсаинсон Ф., Седов Л. Бюрократизм и бюрократия: необходимость уточнений // Государство и право. - 2004. - № 1. - С. 42-52.

12. Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества // Общественные науки и современность. 2005 - № 2. - С. 19-26.

13. Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. СПб.: Нева, 2006.

14. Козбаненко В.А. Государственная служба в системе государственного управления // Государственное управление: основы теории и организации. -2000. - № 11. - С. 60-70.

15. Комаровский В.С. Политические факторы реформирования государственной службы // Государственная служба: первые шаги и перспективы. - М.: Изд-во РАГС, 2005.

16. Крозье М. Организационные изменения в системе государственного управления. - М.: РАГС, 2003.

17. Купряшин Г.Л. Бюрократия и бюрократизм в административно-государственных учреждениях // Государственное управление: основы теории и организации. - М.: Юридическая литература, 2005.

18. Курашвили Б.П. Борьба с бюрократизмом. - М.: Юристъ, 2005.

19. Лазарев Б.М. Государственная служба. - М.: Луч, 2000.

20. Левинсон А.Г. Термин «бюрократия» в российских контекстах // Вопросы философии. 2004. - № 7. - С. 24 -28.

21. Лобанов В. Реформирование государственного аппарата: мировая практика и российские проблемы // Организация государственной службы. - 2004. - № 11. - С. 53-62.

22. Лукьяненко В.И. Контроль в системе государственной службы: Учебная литература. -М.: Издательство РАГС, 2005.

23. Лунеев В.В. Политические и правовые проблемы коррупции // Коррупция в органах государственной власти: природа, меры противодействия, международное сотрудничество. Н. Новгород.: Знание, 2001

24. Магомедов К.О. Государственная служба и проблемы совершенствования управления в условиях становления гражданского общества в России // Государственная служба России. - 2006. - № 1. - С. 15 - 22.

25. Макаренко В.П. Теория бюрократии М.Вебера и буржуазные концепции организации и управления // Вопросы философии. - 2005. - № 6. - С. 17-26.

26. Мальцев В.А. Государственный служащий современного типа. - М.:: Изд-во РАГС, 2001.

27. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 8.

28. Маркс К. К критике гегелевской философии права. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 270.

29. Масловский М.В. Политическая социология бюрократии. - М.: Инфра, 1999.

30. Морозова Е.Г. Административные реформы конца XX века: чему нас учит зарубежный опыт // Научные доклады. Вып. 1. - М.: Изд-во РАГС, 1999. С. 94-96

31. Нестик Т.А. Бюрократия в зарубежных исследованиях // Общественные науки и современность. - 1999. - № 2. - С. 52-59.

32. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. - М.: Статут, 2003.

33. Оболонский А.В. Бюрократия и бюрократизм// Государство и право. - 2004. - №12. - С.88 - 96.

34. Оболонский А.В. На службе государевой: к истории российского чиновничества // Общественные науки и современность. - 2002. - № 3. - С. 35-43.

35. Оболонский А.В. Реформа российской государственной службы: концепция и стратегия // Общественные науки и современность. - 2005. - № 3. С. 5 - 10.

36. Ожиганов Э.Н. Политическая теория Макса Вебера. СПб.: Питер, 1996.

37. Орехов А.М. Бюрократия: от традиционного общества к информационному // Социально-политический журнал. 2003. - № 6. - С. 108 - 113.

38. Охотский Е.В., Смольков В.Г. Проблемы бюрократии и преодоление бюрократизма на государственной службе // Государственная служба: теория и организация. - 2005. - № 10. - 10-32.

39. Патяени E.O. К анализу сложных форм опосредствования индивидуальной деятельности (На примере опосредствующей функции системы бюрократического управления) // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы. M.: Наука, 1993.

40. Пинчот К., Пинчот Э. От бюрократической организации - к саморегулирующейся организации // Государственная служба. Проблемы реформирования. Зарубежный опыт. - 1997. - № 8. - С. 12-19.

41. Пушкарем Г.В. Государственная бюрократия как объект исследования // Общественные науки и современность. - 2003. - № 5. - С. 17-26.

42. Соловьев А. Этика бюрократии: постсоветский сиадром// Общественные науки и современность - 2000. - №4. - С. 69-76

43. Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации: проблемы реформы// Проблемы государственной власти. - 2005. - № 4. - С. 11-17.

44. Теория государства и права. Учебник - 3-е изд. / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: ЗЕРЦАЛО, 2003.

45. Томиличенцева Л.Д. Нравственно-психологические аспекты бюрократизма// Духовность: традиции и проблемы. Уфа: Китап, 1998.

46. Худокормов А.Г. Экономические корни бюрократизма. М.: Просвет, 2001.

47. Шаров А.В. Правовые и организационные проблемы регулирования государственной службы. - М.: Статут, 2006.

48. Щварц Г. Истоки современной модернизации государственной службы // Государственная служба. Проблемы реформирования. Зарубежный опыт. - 2004. - № 12. - С. 66-69.

Приложение

Деятельность «классической бюрократии»

Деятельность «политической бюрократии»

Ориентация на «общее благо», «общественные интересы» и т.п.

Ориентация на различные политические группы, интересы и цели

Убеждение в том, что проблемы должны решаться на чисто деловой основе, политически нейтрально

Убеждение в том, что проблемы должны решаться в процессе политических переговоров путем достижения компромиссов

Плюралистическая политическая полоса обеспечения (парламент, партии, группы интересов и т.д.) в принципе рассматривается как излишняя и даже опасная

Плюралистическая полоса обеспечения признается необходимой для проведения в жизнь политико-государственных решений

Отвергается участие масс в политике и управлении

В принципе одобряется политическая масс

Слабое взаимодействие между бюрократами и политиками

Относительно интенсивное взаимодействие между бюрократами и политиками

Элитная солидарность (убежденность в том, что чиновники госаппарата должны представлять собой элиту в моральном и интеллектуальном отношении)

Незначительная элитная солидарность

Ориентация на процедурные способы деятельности

Ориентация на программные и проблемные методы деятельности (участие в разработке и оценке государственных программ, принятии решений)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.