скачать рефераты

МЕНЮ


Деятельность Министерства сельского хозяйства Республики Татарстан

Деятельность Министерства сельского хозяйства Республики Татарстан

17

Содержание

1. Организация и управление деятельностью Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан

2. Кадровый резерв и организационная структура Министерства с/х и продовольствия РТ

3. Финансирование деятельности и реализации программ Министерства с/х и продовольствия РТ

1. Организация и управление деятельностью Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан

Министерство - это орган государственного управления отдельной сферой деятельности. Министерство - это центральный орган управления отраслью хозяйства страны (отраслевые министерства) или сферой деятельности (функциональные министерства). Например, министерства промышленности и торговли относятся к отраслевым, а министерства экономики, финансов, обороны, культуры - к функциональным.

Министерства возглавляются министрами. В разных странах существуют различные министерства, но некоторые существуют в подавляющем большинстве стран (министерства обороны, иностранных дел, финансов, здравоохранения и пр.)

Одним из министерств в РТ является Министерство сельского хозяйства и продовольствия.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке республиканской политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, устойчивого развития сельских территорий, а также изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов и среды их обитания (агропромышленный комплекс и рыболовство).

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан реализует государственную политику и осуществляет управление агропромышленным комплексом и продовольственным обеспечением.

Основными задачами министерства являются:

- обеспечение эффективной работы системы агропромышленного комплекса;

- обеспечение качества, конкурентоспособности и безопасности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

- обеспечение эффективного управления государственной собственностью в агропромышленном комплексе.

Министерство осуществляет следующие основные функции:

- управление сельским хозяйством;

- нормативно-правовое регулирование в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, контроль за исполнением нормативных правовых актов;

- управление отнесенными к собственности Республики Татарстан государственными мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями;

- управление ветеринарией;

- надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники.

К числу предприятий - объектов деятельности Министерства относятся ОАО "Казанский мясокомбинат", ОАО ХК "АК Барс", ООО "Полимекс", Ассоциация фермеров и крестьянских подворий Татарстана, ГУП "РАЦИН", ГУ ветеринарии КМ РТ, Татплодовощпром, ОАО "Татагрохим", ОАО "Татагролизинг", ОАО "ВАМИН-Татарстан", Татпотребсоюз, ГНУ "Татарский НИИ СХ РАСХН", Управление Федеральной службы по ветеренарному и фитосанитарному надзору по РТ, ФГУ "Российский с\х центр (РСЦ) по РТ ", Татарстанский региональный филиал ОАО "Россельхозбанк", ЗАО ХК "Золотой Колос", ЗАО " Агросила групп", ООО УК "КВ-Агро".

Деятельность самого министерства строится на плановом принципе, когда весь порядок действий регламентирован и заранее спланирован. Например, 30 октября 2008 г. был утвержден план действий Министерства на 2009 год. В данном плане указывается месяц проведения мероприятия, содержание самого мероприятия (это может быть проведение семинаров, разработка различных положений и отчетов, прогнозов, проведение проверок, встреча со студентами вузов и т.д.), а также ответственное за данное мероприятие лицо. Преимущество применения плановой системы заключается в точном понимании того, что нужно делать и кто это должен делать.

Помимо годовых общих планов, разрабатываются также месячные и недельные планы действия министерства (см.приложение 1). Это касается планирования деятельности самого министерства и его кадров внутри министерства.

Помимо планов, в министерстве разрабатываются комплексные программы по развитию сельского хозяйства в целом или отдельных его секторов. Среди таких программ можно выделить

- республиканская целевая программа "Развитие сельского хозяйства Республики Татарстан на 2008-2012 годы";

- комплексная целевая программа развития мясного скотоводства высококачественной говядины в РТ на 2009-2012годы;

- комплексная программа развития молочного скотоводства и увеличения производства молока в Республике Татарстан на 2009-2012 годы;

- программа "Энергоэффективность в Республике Татарстан на 2006-2010 годы";

- программа «Развитие коневодства и конного спорта в Республике Татарстан» на 2006-2010 годы;

- программа «Развитие свиноводства в Республике Татарстан» на 2006-2010 годы;

- программа развития животноводства в Республике Татарстан на 2006-2008 годы;

- республиканская целевая программа «Молоко Татарстана».

Важность разработки планов и программ подчеркнул министр сельского хозяйства и продовольствия М.Ахметов на встрече с руководителями хозяйств и агрономами 12.03.2009. Марат Ахметов рекомендовал руководителям хозяйств разработать рабочие планы проведения полевых работ и неукоснительно их выполнять. «Работать без грамотного планирования - это путь в тупик. Каждое хозяйство должно иметь качественно подготовленный план проведения работ - без этого доступа к бюджетным деньгам не будет».

Поскольку министерство - это унитарная организация, то в ее рамках широко применяются организационно-распорядительные методы управления. Организационно-распорядительные методы - это методы на основе силы и авторитета власти, т.е. указов, законов, постановлений, приказов, распоряжений, указаний, инструкций и т.д. Они позволяют:

- регламентировать деятельность (всей организации, структурных подразделений, должностей, функций);

- обеспечивать организацию нормативами (времени, численности персонала, нормативами выработки, концентрации вредных веществ, нормативами соотносительности, например преподавателей и студентов в вузе);

- поддерживать дисциплину (предостережение, разъяснение, ознакомление, советы).

Однако в последнее время в связи с развитием социальных отношений используются социально-психологические методы, т.е. это методы, использующие индивидуальное и общественное (групповое) сознание и психологию, основывающиеся на общественно-значимых морально-этических категориях, ценностях и воспитании.

К основным факторам, определяющим ход социальных процессов, относятся: возраст; пол; этническая принадлежность; уровень образования и квалификация; размер рабочей группы; психологический климат.

На основании вышеприведенного можно сказать какой же тип организации представляет из себя министерство.

С точки зрения методов работы и приспособляемости к изменениям внешней и внутренней среды организации министерство относится к механистическому типу. Механистические организации - это организации, деятельность которых основывается на формальных правилах и процедурах, централизованном принятии решении, узко определенной ответственности в трудовых операциях и жесткой иерархии власти. Это бюрократический тип организации. Он целесообразен в тех случаях, когда организация оперирует в простой стабильной внешней среде, когда цель проста, труд достоверно измеряется и мотивирует работника, власть руководителя признается работниками как законная.

По типу взаимодействия с человеком министерство представляет из себя корпоративную организацию. Корпоративная организация - это замкнутая группа людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией и авторитарностью руководства.

Что касается организационной культуры министерства, то можно сказать, что организационная культура унитарной организации относится скорее к рационально-прагматическая концепции организационной культуры В рамках этого подхода постулируется обусловленность будущего развития прошлым опытом организации. Это вытекает из положения, что поведение членов организации определяется ценностями и базовыми представлениями, вырабатываемыми в результате исторического развития организации. Кроме того, большая роль в формировании и изменении организационной культуры отводится руководству организации. Именно поэтому эта концепция называется рациональной - формирование организационной культуры рассматривается как сознательный и контролируемый процесс.

Можно сказать, что организационная культура - это система ценностей и норм поведения, разделяемых всеми членами организации, имеющая целью ее эффективное функционирование

2. Кадровый резерв и организационная структура Министерства с/х и продовольствия РТ

Если рассматривать организационную структуру Министерства, то можно сказать, что она относится к классу линейн-функциональных типов организационных структур. Организационная структура представлена нами в приложении 2.

Линейно-функциональная структура является трансформацией функциональной и одновременно совмещает в себе качества линейной структуры.

В ней основная доля полномочий возлагается на линейного руководителя, который принимает решения относительно любых действий своих подчиненных (естественно, в рамках отведенных ему полномочий). В то же время имеются и функциональные руководители, которые консультируют его и помогают ему принять правильные решения, разрабатывая их варианты; их руководство исполнителями хотя и входит в их полномочия, все же носит исключительно формальный характер.

Преимущества линейно-функциональной структуры:

- линейный руководитель выполняет функции координатора, что исключает противоречия в решениях и распоряжениях;

- в основе этой системы лежит один канал коммуникации - канал между руководителем и подчиненным, а следовательно, исполнитель не должен согласовывать распоряжения, которые исходят от разных органов управления и могут вступать в противоречие друг с другом

- линейный руководитель является единственным руководителем для каждого из работников. Как следствие - более сильная мотивация и отсутствие возможности избежать выполнения своих обязанностей;

- уровень компетентности решений сохраняется на том же уровне, что и при функциональной структуре;

- персональная ответственность руководителя за результаты принимаемых им решений.

Благодаря своим преимуществам линейно-функциональная структура управления получила широкое распространение, являлась практически единственным вариантом организации предприятий в нашей стране и вполне соответствовала командно-административным принципам и методам управления

Недостатки линейно-функциональной структуры:

- излишнее усложнение вертикальных отношений в организации;

- на горизонтальном уровне, напротив, отношения развиты слишком слабо, поскольку решения в конечном счете принимает линейный руководитель. В этом отношении функциональная структура более совершенна, поскольку она обеспечивает «связность» действий подразделений, объединенных процессом производства (по крайней мере, в каждой из областей, за которые отвечают функциональные службы);

- каждое звено в рамках линейно-функциональной структуры стремится к решению стоящих перед ним задач, а не к достижению целей, стоящих перед организацией в целом.

В состав руководства Министерства входят:

- Ахметов Марат Готович - заместитель Премьер-министра Республики Татарстан - министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан;

- Нуртдинов Минсагир Гайсович - Первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан;

- Салахов Айдар Фаслахович - Заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РТ по административной работе;

- Габдрахманов Ильдус Харисович - Заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РТ по земледелию;

- Хазипов Назип Накипович - Заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РТ по животноводству;

- Тагирзянов Тальгат Галимзянович - Заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РТ по инженерно-технической политике;

- Якушкин Николай Михайлович - Заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РТ по экономике и аграрным преобразованиям.

Рассмотрим функции основных отделов и секторов Министерства.

Отдел финансирования (нач. Гельман Александр Хаимович)

- участие в разработке законодательных актов и реализации республиканских, межрегиональных и межведомственных программ по вопросам финансирования, кредитования и налоговых вопросов;

- финансирование мероприятий из бюджета РФ;

- приемка месячных, квартальных и годовых отчетов сельскохозяйственных предприятий, объединений, организаций, управлений и учреждений в части контроля за использованием выделенных бюджетных средств;

- анализ их финансового состояния, показателей бизнес-планов сельхозпредприятий и организаций АПК, смет бюджетных учреждений;

- оказание организационно-методической и практической помощи структурным подразделениям Министерства, сельхозпредприятиям, объединениям, организациям, управлениям в вопросах финансирования, кредитования и налогообложения.

Отдел развития продовольственного рынка (нач. Зиннуров Ильяс Авзалович)

- участие в разработке и реализации республиканских, межрегиональных и межведомственных программ по развитию продовольственного рынка с целью обеспечения продовольственной безопасности;

- обеспечение мониторинга и анализа продовольственного рынка;

- обобщение, изучение и анализ передового опыта по вопросам развития конкурентоспособных производств для продвижения продукции предприятий АПК РТ на внутренние и внешние рынки сбыта.

Отдел инновационной политики и целевых программ (нач. Гафуров Ильдар Шаукатович). Отдел выступает в качестве организатора по разработке и реализации инновационных, целевых инвестиционных и социальных программ в агропромышленном комплексе за счёт всех источников финансирования и осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан.

Отдел развития отраслей земледелия (нач. Валеев Ильдус Равилович

- разрабатывает и обеспечивает внедрение ресурсосберегающих технологий возделывания сельскохозяйственных культур, устойчивых к болезням и вредителям высокоурожайных сортов, эффективной системы семеноводства, сортосмены и сортообновления;

- разрабатывает мероприятия по внедрению достижений отечественной и зарубежной науки и передового опыта в растениеводстве республики, направленные на повышение продуктивности полей, их интенсивное использование, улучшение структуры посевных площадей;

- вносит предложения по разработке и внедрению новых технологий в производство растениеводческой продукции;

- разрабатывает перспективные и текущие планы по актуальным вопросам растениеводства.

Отдел развития отраслей животноводства (нач. Лабуткин Виталий Григорьевич).

- организует работу по улучшению породного состава скота и птицы, внедрению новых технологий кормления и содержания скота и птицы, приобретению и реализации племенного материала,

- разрабатывает мероприятия по внедрению достижений отечественной и зарубежной науки и передового опыта в районах республики, направленные на повышение продуктивности, интенсивное использование животных, улучшение структуры и воспроизводства стада, сокращение бесплодия маточного поголовья, эффективное использование кормов и добавок,

- планирует перспективное размещение животных, вносит предложения по созданию ассоциаций и акционерных обществ по производству и заготовкам молока, мяса, яиц с участием животноводческих комплексов и птицеводческих хозяйств, вносит предложения по разработке и внедрению новых технологий содержания и кормления скота и птицы, прогрессивных форм организации и оплаты труда в животноводстве в районах республики, прогнозирует развитие животноводческих комплексов, и птицеводческих хозяйств, производство и закупки молока, мяса, яиц.

Отдел экономического анализа и планирования (нач. Зайнуллин Ильяс Гайфуллович)

- разработка прогнозов по сельскому хозяйству на краткосрочную,среднесрочную и долгосрочную перспективу;

- анализ состояния экономики отраслей сельского хозяйства, выявление тенденций из развития и выработка мер по их стабилизации;

- участие в разработке по определению экономической политики, стратегии и приоритетных направлений и программ развития агропромышленного комплекса.

Отдел реструктуризации предприятий АПК и развития агробизнеса (нач. Гарифуллин Рустам Зиннатович)

- управление процессами аграрных преобразований в агропромышленном комплексе;

- разработка и реализация методических рекомендаций по адаптации организационно-правовых форм хозяйствования к рыночным условиям экономики;

- проведение работ по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей через реструктуризацию долгов и процедуры несостоятельности (банкротства);

- разработка и внедрение прогрессивных форм оплаты труда, рекомендаций по материальному стимулированию труда, реализации и соблюдению трудового законодательства в агропромышленном комплексе республики.

Сектор по техническому перевооружению (нач. Асафова Людмила Васильевна)

- осуществление мероприятий по поставке передовой высокопроизводительной сельскохозяйственной техники, технологического оборудования и энергосберегающих технологий, а также другого имущества, которое предназначено для агропромышленного комплекса Республики Татарстан;

- решение задач по обеспечению целевого, эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на приобретение сельскохозяйственной техники;

- обеспечение мероприятий по своевременной оплате сельскими товаропроизводителями лизинговых платежей.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.