скачать рефераты

МЕНЮ


Деятельность органов самоуправления на поселенческом уровне

Деятельность органов самоуправления на поселенческом уровне

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ФЕДЕРАЛЬНОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПО ВОПРОСАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1.1 Понятие местного самоуправления

1.2 Федеральное и региональное законодательство в сфере местного самоуправления

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОКТЯБРЬСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

ГЛАВА 3.СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ ОКТЯБРЬСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ПО РЕШЕНИЮ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

3.1 Понятие местной администрации

3.2 Структура Октябрьского сельского поселения

3.3 Устав Октябрьского сельского поселения

3.4 Бюджет сельского поселения

3.5 Решение вопросов местного значения

ГЛАВА 4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В МАСШТАБАХ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Местное (муниципальное) самоуправление - одна из демократических основ системы управления обществом и государством, важнейший структурный элемент устройства власти в РФ. Пункт 2 статьи 3 Конституции РФ гласит: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» [2,4]. Статья 12: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти» [2,6].

Таким образом, местное самоуправление - это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Тема данной курсовой работы преследует цель раскрытия основных вопросов деятельности органов самоуправления на поселенческом уровне.

Вполне очевидно, что местное самоуправление - это возможность на местах самостоятельно решать вопросы жизнеобеспечения, ключевые проблемы хозяйствования с полной ответственностью за принимаемые решения. Конституция Российской Федерации впервые закрепила самостоятельность местного самоуправления в качестве основополагающего принципа организации власти и управления на местах. Самостоятельность, в данном понимании, - это способность независимо, под свою ответственность решать вопросы местного значения, подкрепленная необходимыми материальными средствами (средства местного бюджета, муниципальная собственность). Данные вопросы самостоятельности особенно актуальны в настоящее время, в момент приведения законодательства органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объектом исследования в работе является Октябрьское сельское поселение Красноармейского района Краснодарского края. Предметом исследования является система управления социально-экономическими процессами на уровне поселения.

С целью раскрытия указанной темы определяются следующие вопросы содержания:

В первой главе идет речь о действующем федеральном и региональном законодательстве по вопросам местного самоуправления.

Во второй главе анализируем социально-экономическое развитие Октябрьского сельского поселения.

В третьей главе раскрывается содержание деятельности администрации Октябрьского сельского поселения по решению вопросов местного значения.

В четвертой, заключительной главе дипломной работы определяются проблемы и перспективы развития местного самоуправления в сельском поселении.

В работе предпринята попытка в практической части проанализировать Устав Октябрьского сельского поселения, принимаемые проективные направления деятельности администрации поселения и вопросы каждодневной, то есть оперативной деятельности.

В приложении систематизированы материалы, отражающие практику работы администрации сельского поселения по разрешению вопросов местного значения с учетом прохождения автором работы практики непосредственно в администрации Октябрьского сельского поселения.

ГЛАВА 1. ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ФЕДЕРАЛЬНОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПО ВОПРОСАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1.1 Понятие местного самоуправления

Слово «муниципалитет» происходит от латинского «municipium», так в эпоху римской республики назывались города, пользовавшиеся правами самоуправления. В настоящее время муниципалитет - это избираемое городское или сельское самоуправление.

Понятие «муниципальное право РФ» характеризует вполне самостоятельное правовое образование в системе права РФ, хотя и не относиться к числу основных отраслей права. Таким образом, муниципальное право можно определить, как право местного самоуправления. Местным самоуправление называется организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного характера и управление муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем различных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местной власти.

Все отношения, возникающие в процессе организации и действие местных органов управления, и призвано регулировать муниципальное право. В частности оно регулирует:

1. выбор населением организационных форм самоуправления, его структуры, формирования соответствующих органов;

2. управление муниципальной собственностью, хозяйством, формированием и исполнением местного бюджета;

3. осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им в соответствие с законодательными и правовыми актами федеральных органов власти и органов власти субъектов федерации;

4. реализацию органами местного самоуправления конституционного права на судебную защиту, на компенсацию расходов, возникающих в связи с возложением на них дополнительных расходов, а также в связи с неправомерными действиями органов государственной власти.

Основные направления муниципальной деятельности характеризуются функциями местного самоуправления. Перечень полномочий органов самоуправления (под полномочиями мы будем понимать правовое выражение их деятельности) позволяет выделить следующие основные функции:

1. обеспечение участия населения в решении местных дел (ст.131)

2. управление муниципальной собственностью (ст. 132) [2,44]

3. обеспечение развития соответствующей территории

4. охрана общественного порядка (ст.132)

5. защита интересов и прав местного самоуправления,

гарантированных Конституцией РФ (ст. 133) [2,44]

6. обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах

К принципам местного самоуправления относятся следующие основополагающие принципы:

1. самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения

2. организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством

3. многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления

4. соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.

Территориальная основа местного самоуправления - это городские и сельские поселения. Однако оно осуществляется и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций (район, сельский округ, и т.д.)

Деятельности органов местного самоуправления основана на действующей Конституции и на правовых актах субъектов РФ, а также на основе положений местных представительских органов.

Экономическая основа местного самоуправления - муниципальная собственность, к ней относятся жилищный фонд, нежилой фонд, бюджетные и внебюджетные средства, и т.д. Органы местного самоуправления имеют свою экономическую и финансовую базу, формируют бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.

Полномочия местного самоуправления, которые реализуются населением непосредственно, а также через выборные и другие органы местного самоуправления, включают: собственные полномочия местного самоуправления, а также отдельные государственные полномочия, переданные им государством.

Глава местного самоуправления непосредственно или через образуемые им органы осуществляет управление муниципальным хозяйством, распоряжается имуществом и т.д. Издает постановления и распоряжения в пределах своих полномочий.

Представительный орган местного самоуправления утверждает бюджет, устанавливает налоги и сборы, утверждает программы развития и т.д. Также осуществляют контроль за деятельностью главы администрации.

Органы местного самоуправления организуют исполнение законов РФ, указов Президента, правовых актов субъектов РФ, на территории которых они находятся.

1.2 Федеральное и региональное законодательство в сфере местного самоуправления

Конституция Российской Федерации определяет местное

самоуправление как одну из самостоятельных форм осуществления власти народом, признавая и защищая экономическую основу самоуправления - муниципальную собственность равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.

Конституционное право граждан России на осуществление местного самоуправления обеспечивается самостоятельностью населения в решении вопросов местного значения, самостоятельностью органов, создаваемых населением для этой цели и конституционным запретом на ограничение прав местного самоуправления, обеспечивающимся судебной защитой. Общие исходные принципы организации местного самоуправления, установленные в Конституции России, соответствуют международным стандартам, закрепленным в Европейской Хартии местного самоуправления (принята Советом Европы 15 октября 1985 г.). Европейская Хартия определяет местное самоуправление как ПРАВО и действительную способность местных сообществ "контролировать и управлять в рамках закона под свою ответственность и на благо населения значительной частью общественных дел". Конституцией России право населения, местных сообществ на самоуправление не только признается, но и декларируется его гарантия всеми государственными органами: как федеральными органами власти, так и органами власти субъектов Федерации. Это гарантии экономические, юридические, организационные. Реализация полномочий местного самоуправления должна обеспечиваться достаточными финансовыми ресурсами, наличием муниципальной, в том числе земельной, собственности. Юридические гарантии включают установление федеральными законами, законами субъектов Федерации статуса местного самоуправления, обеспечения обязательности решений органов местного самоуправления. Организационные и кадровые гарантии включают подготовку на государственном уровне муниципальных служащих различных рангов, информационное обеспечение местного самоуправления.

Одно из ключевых понятий, раскрывающих сущность местного самоуправления, - самостоятельность. Органы местного самоуправления, в соответствии с Конституцией, наделяются собственной компетенцией, свободой в осуществлении этой компетенции и несут за это ответственность. Самостоятельность местного самоуправления подчеркивается тем, что Конституция не включает органы местного самоуправления в систему органов государственной власти. Однако это ни в коей мере не означает, что местное самоуправление находится вне системы государственно-властных отношений и абсолютно независимо от государства. С точки зрения сохранения единства власти и государственности такая трактовка, безусловно, поверхностна и неправомерна. Речь в Конституции идет о самостоятельности в пределах полномочий. Полномочия же предоставляются законом, принимаемым органом государственной власти. Таким образом, для сохранения единства власти нет никакой необходимости лишать местное самоуправление самостоятельности. Помимо этого в государстве существуют такие институты, как государственный контроль за реализацией переданных государственных полномочий, предусмотренный частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, прокурорский надзор за законностью в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, и, наконец, судебная власть. И что особо важно, пределы самостоятельности местного самоуправления определяются наличием и объемом его финансово-экономической базы, определяемой и регулируемой правовыми актами органов государственной власти.

Более того, в целях укрепления и сохранения территориальной целостности России как федерации возникает объективная необходимость выведения органов самоуправления из-под диктата органов государственной власти. Города, сельские населенные пункты, нынешние районы не являются экономически замкнутыми и самодостаточными образованиями и стремятся к "расширению" связей, укрепляющих "государственность". Поэтому федеральная власть, предоставляя и гарантируя в соответствии с Конституцией определенную самостоятельность местному самоуправлению, создает опору федеративному государству в решении вопросов, представляющих общенациональные и региональные интересы, и способствует консолидации всех структур власти.

Закрепленные в Конституции РФ принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации развиваются в федеральном законодательстве, в конституциях и уставах субъектов Федерации и их законодательстве. Наиболее существенным для местного самоуправления стало принятие в августе 1995 года Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Разработка проекта закона началась еще в марте 1994 года в Министерстве по делам национальностей и региональной политики.

Длительный путь от проекта до Закона объясняется очень жестким противостоянием сторонников и противников местного самоуправления, как в субъектах Федерации, так и в Правительстве, Совете Федерации, Администрации Президента.

С 1 сентября 1995г. (дата опубликования в "Российской газете") Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вступил в действие.

Основная задача, решаемая данным законом, - обеспечение САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (главное для закона слово!) местного самоуправления, гарантированной Конституцией Российской Федерации. Это достигается через:

1. право на самостоятельность населения в формировании органов местного самоуправления для решения своих повседневных проблем (вопросов местного значения) и самостоятельность этих органов от государственной структуры управления (системы органов государственной власти), реализующей, как правило, интересы государства "вообще" - то есть ориентирование органов местного самоуправления, прежде всего на интересы населения, их избравшего;

2. способность органов местного самоуправления решать проблемы избравшего их населения (законодательное наделение необходимой для этого неотъемлемой компетенцией и соответствующими правовыми гарантиями);

3. возможность населения и его органов местного самоуправления реально решать свои проблемы, - то есть наличие у местного самоуправления финансово-экономической базы и права самостоятельно ею распоряжаться.

Таким образом, Федеральный закон " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - это не только и не столько закон о самостоятельности местной власти (хотя это, безусловно, важнейшее условие), это закон о реальных механизмах осуществления народовластия в России. Он устанавливает порядок реализации прав граждан на местное самоуправление, предоставляет населению широкую свободу в выборе форм его осуществления, определения структуры органов местного самоуправления. В законе четко разграничены полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти и установлены обязательные прямые выборы населением органов местного самоуправления.

Из текста закона следуют три направления реализации его положений:

1. создание законодательной и нормативной базы местного самоуправления;

2. создание организационных структур местного самоуправления;

3. проведение разграничения полномочий, финансов и собственности (включая землю) между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Эти направления должны реализовываться (в рамках их компетенции):

1. на федеральном уровне - органами государственной власти Российской Федерации;

2. на уровне субъекта Федерации - органами государственной власти соответствующего субъекта Федерации;

3. на уровне местного самоуправления - населением муниципальных образований и созданными им органами местного самоуправления

Но прописать все в деталях Федеральный закон не может, да и не должен, так как Конституция Российской Федерации предусматривает, что установление общих принципов организации местного самоуправления, развивающих конституционные положения о местном самоуправлении, относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Ряд наиболее крупных "блоков" вопросов должны быть разрешены в федеральном законодательстве - это, прежде всего вопросы, которые трудно решаются на уровне области, республики: собственность, земля, финансы, урегулирование конфликтов между местным самоуправлением и органами государственной власти субъекта Российской Федерации (первый шаг в этом направлении сделан законодателем в новом Гражданском Кодексе, где впервые субъектом гражданских отношений наряду с Российской Федерацией и субъектами Федерации выступают и муниципальные образования).

Основная же масса организационных вопросов должна определяться законодательством субъектов Российской Федерации и уставами самих муниципальных образований, так как при осуществлении местного самоуправления особенно велика роль местных условий и традиций.

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» четко регламентируется понятие местного самоуправления (ст. 1), права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления (ст. 2). Отдельная глава посвящена вопросам местного значения, а так же права органов местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений (гл. 3). Большое значение имеет глава 5: формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Но как было сказано выше, прописать все в деталях Федеральный закон не может, да и не должен. Поэтому более полно раскрывает эти и другие вопросы краевые законы. В Краснодарском крае важную роль играет

Закон Краснодарского края «О местном самоуправлении в Краснодарском крае». Здесь шире раскрываются такие вопросы, как формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления (гл. 5), наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (гл. 4). Несколько глав посвящены органам местного самоуправления и должностным лицам, их правам, обязанностям, ответственности (гл. 6, 8). Рассматривается такой вопрос, как межмуниципальное сотрудничество в Краснодарском крае (гл. 7). Немаловажную роль играет глава 2, которая называется «принципы территориальной организации местного самоуправления в Краснодарском крае» (ст. 6-9).

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.