скачать рефераты

МЕНЮ


Дисциплинарная ответственность

Административная ответственность, как и уголовная, дисциплинарная, - кара и преследует цели частной и общей превенции правонарушений. Но поскольку некоторые административные правонарушения являются длящимися, важна также цель административной ответственности - стимулировать выполнение субъектами права их обязанностей.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что административная ответственность - это специфическое положение правонарушителя, который наряду с претерпеванием административно-принудительных средств воздействия реализует процессуальные права на дачу объяснения по существу нарушения, справедливую и объективную оценку компетентным органам совершенного деяния и корректное с правовой и моральной точек зрения применения к нему административного наказания.

Таким образом, административная ответственность - это реализация административной нормы должностным лицом, органом либо судом в отношении физического или юридического лица, совершившего административный проступок.

1.3 Юридический состав административной ответственности

В любом совершенном государстве действует большое число различных юридических обязательных правил, соблюдение которых соответствует интересам государства, общества и конкретного гражданина, а их нарушение нередко приводит к общественно опасным последствия.

Одной из существенных особенностей такого рода правил является то, что они защищаются административными санкциями, а их нарушение квалифицируется в качестве административного правонарушения. Определяющим основанием административной ответственности выступает административное правонарушение (проступок).

Любое правонарушение имеет свой состав. Под составом административного проступка обычно понимается совокупность установленных КоАП РФ элементов (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона), при наличии которых конкретное общественно опасное деяние признается административным правонарушением. К объективным элементам состава относится:

объект посягательства, то есть регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения;

объективная сторона - это внешние признаки, характеризующие противоправные действия или бездействие, результат посягательства, причинную связь между деянием и наступившими последствиями, место, время, обстановку, способ, орудия и средства совершенного административного правонарушения.

К субъективным элементам состава относятся признаки, характеризующие субъект административного правонарушения (возраст, вменяемость, особенности административно-правового статуса - гражданин, должностное лицо, юридическое лицо), вина которого заключается в форме умысла или неосторожности, кроме того, мотив и цель административного правонарушения.

Так, состав административного правонарушения характеризуют: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Общими объектами административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области государственного управления и регулируемые нормами административного, а в ряде случаев конституционного, финансового, земельного, экологического, таможенного и других отраслей права. В качестве родового объекта административного проступка выступают: личность, права и свободы граждан, общественная безопасность, государственный и общественный порядок, отношения в сфере экономики, установленный порядок управления.

Каждый конкретный проступок имеет непосредственный объект посягательства (честь, достоинство граждан - при мелком хулиганстве, спокойствие при шуме в ночное время).

Анализируя объективную сторону административного правонарушения, Л.Л. Попов справедливо отмечает, что правоприменитель должен учитывать значительное многообразие проявления объективной стороны конкретных составов административных проступков11 Административное правонарушение // Административное право: Учебник. / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 1999. - С. 30. Например, мелкое хулиганство может выражаться в оскорбительном приставании к гражданам в форме навязчивости, хватания за руки, одежду; нецензурной брани, сопровождаемой скандалом и угрозой; и т.д.

Нередки случаи, когда объективная сторона конкретных составов административных правонарушений формулируется с помощью бланкетных диспозиций (норм). Содержание объективной стороны характеризуют и такие квалифицирующие признаки, как повторность, неоднократность, злостность, систематичность противоправного посягательства, длящееся правонарушения.

Повторность означает совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административной ответственности (то есть находилось в состоянии административной наказанности). Это квалифицирующий признак служит обстоятельством, отягчающим ответственность, и влечет более строгое административное наказание.

Неоднократность административного проступка признается совершение более двух однородных правонарушений, предусмотренных КоАП. Злостным, систематическим продолжающимся административным правонарушением является совершение ряда возобновляемых во время тождественных действий или бездействий, составляющих в совокупности единое правонарушение. Каждый из названных признаков, имеющих юридическую природу, поскольку они зафиксированы в правовой норме, характеризует специфические черты объективной стороны конкретного административного правонарушения и оказывает решающее влияние на квалификацию деяния и выбор правоприменителем вида и размера административного взыскания, налагаемого на правонарушителя.

Субъектами административного правонарушения являются физически и юридические лица. В юридической литературе выделяют общих, специальных и особых субъектов11 Ситдиков В.Т. Административная ответственность: Учебное пособие: в 2-х ч. Ч. 1. Общая часть. - Уфа, Восточный университет, 2000. - С. 29.

Общими субъектами административного правонарушения признаются вменяемые граждане Российской Федерации, достигшие 16-летнего возраста.

Специальными субъектами административного проступка выступают должностные лица; родители несовершеннолетних детей, находящихся на территории нашей страны иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, лица без гражданства.

Особым объектом административного правонарушения являются военнослужащие и находящиеся на военных сборах граждане, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, которые за административные проступки несут ответственность по дисциплинарным уставам. Однако за нарушение Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил они несут ответственность на общих основаниях. Исключения из этой общей нормы состоит в том, что к указанным лицам не могут быть применены исправительные работы и административный арест, а к военнослужащим, кроме того, штраф и лишение права управления транспортными средствами. Вместе с тем полномочные органы и должностные лица, рассматривая дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и приравненными к ним лицами, могут вместо наложения административного взыскания передавать материалы о правонарушении соответствующим органам военного управления (командиру воинской части, военному коменданту, начальнику гарнизона) для решения вопроса о привлечении военных к дисциплинарной ответственности.

Работники железнодорожного, морского, речного транспорта и гражданской авиации, на которых распространяется действие уставов о дисциплине, несут в соответствии с этими уставами дисциплинарную ответственность за совершение ими при исполнении служебных обязанностей проступков, непосредственно предусмотренных КоАП РФ.

Должностные лица несут административную ответственность не только за собственные действия и бездействия, связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением ими служебных обязанностей, но и за проступки подчиненных ими работников, нарушающих соответствующие правила.

Под должностным лицом в соответствии с примечанием ст. 2.4. КоАП РФ понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляет функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости. К ним относятся лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных учреждениях, а также Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.

Субъективная сторона административного правонарушения представляет собой вину и может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

Действуя с умыслом, правонарушитель осознает противоправный характер своего действия или бездействия, предвидет возможность или неизбежность наступления опасных последствий, противоправного результата и желает его наступления (прямой умысел) или не желает, но предвидит и сознательно его допускает либо относится к нему безразлично - косвенный умысел.

В большинстве случаев умышленную форму вины можно установить лишь на основе анализа всех сторон состава административного правонарушения и прежде всего его объективной стороны. Так, об умышленной вине может свидетельствовать характер совершения проступка, например, грубое нарушение правил охоты, и другие конкретные особенности действия или бездействия, предусмотренные КоАП РФ. При этом умышленная вина может служить основанием для применения к правонарушителю более строгого взыскания.

Содержание умышленной вины определяется характером административного правонарушения, состав которого может быть формальным или материальным.

Формальным признается такой состав административного правонарушения, который не предусматривает наступления в результате его совершения какого-либо общественно опасного последствия. Например, нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм и т.д.

Материальный состав административного правонарушения включает в себя помимо противоправного действия или бездействия обязательное наступление в результате их совершения общественно опасных последствий (например, нарушение водителями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение легких телесных повреждений или материальный ущерб).

Административный проступок может быть совершен и по неосторожности (п. 2 ст. 2.2 КоАП РФ). Неосторожная вина проявляется в двух формах: легкомыслие и небрежность.

Легкомыслие состоит в том, что лицо предвидит возможность наступления противоправного результата, но самонадеянно рассчитывает его предотвратить. Например, водитель автомашины, подъезжая на большой скорости к перекрестку, рассчитывал остановить машину при сигнале, запрещающим движение, но не сумел этого сделать и выехал на перекресток на красный цвет. Небрежность состоит в непредвидении возможности противоправных последствий, хотя при данных обстоятельствах лицо должно было и могло их предвидеть.

Административное правонарушение, совершенное по неосторожности, является менее опасным по сравнению с правонарушением, совершенным умышленно.

1.4 Меры административной ответственности

В соответствии со ст. 1.3. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №195 - ФЗ11 Российская газета. - 31 декабря 2001 г. - № 256 (с изм. и доп. от 27 июля 2006 г.) к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях среди прочего относится установление перечня видов административных наказаний и правил их применения. Возможные виды административных наказаний устанавливаются только КоАП РФ. Перечень видов административных наказаний, установленных в КоАП РФ, не может быть расширен законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Систематизированный и исчерпывающий перечень административных наказаний дан в ст. 3.2. КоАП РФ. Все они образуют систему административных наказаний, которая включает карательные санкции, разные по содержанию, тяжести и иные признаки. Перечень наказаний дан в определенной последовательности от менее суровых к более суровым. Законодателем определена иерархия наказаний, которая должна учитываться как законодательными органами субъектов Российской Федерации, так и судьями, органами, должностными лицами, рассматривающими дела об административных правонарушениях и назначающими административные наказания11 Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. - 2 -е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2006. - С. 542.

В настоящее время КоАП РФ установлены восемь видов административных наказаний. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

предупреждение;

административный штраф;

возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

административный арест;

административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

дисквалификация;

административное приостановление деятельности.

В отношении физических лиц могут применяться все эти виды административных наказаний. В отношении юридических лиц - только такие административные наказания, как предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Все административные наказания характеризуются общим основанием их применения - совершением административного правонарушения. Законодательство об административных правонарушениях, кроме того, определяет единые принципы и порядок их назначения. Среди административных наказаний по содержанию карательного воздействия можно выделить: морально-правовое (предупреждение); имущественные (административный штраф, возмездное изъятие предмета, конфискация предмета); ограничивающие личные свободы физических лиц (административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации); организационные (лишение специально права, предоставленного физическому лицу, дисквалификация). Отметим, что назначение шести из девяти предусмотренных КоАП РФ видов наказаний находится в юрисдикции судей. К наказаниям, которые может назначать только судья, относятся: возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация, административное приостановление деятельности.

Эти наказания назначаются судьями по всем составам правонарушений, за совершение которых они предусмотрены. В административном порядке КоАП РФ разрешает применять только предупреждение, штраф и в отдельных случаях - административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях подразделяет административные наказания на основные и дополнительные. Дополнительное наказание назначается в качестве второго наказания к основному. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 14.16 КоАП РФ розничная продажа этилового питьевого спирта (за исключением продажи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям), спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов влечет наложение административного штрафа (основное наказание) с конфискацией этилового спирта (дополнительное наказание).

В соответствии со ст. 3.3. КоАП РФ предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание.

Меры административной ответственности можно охарактеризовать в зависимости от ограничений, устанавливаемых для правонарушителя.

Предупреждение (ст. 3.4. КоАП) является мерой административной ответственности, выраженной в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме и применяется преимущественно к лицу, виновному в совершении административного правонарушения, причинившего незначительный вред. Предупреждение в устной форме (замечание) административным наказанием не является11 Стахов А.И. Административная ответственность: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. - С. 19.

Предупреждение как мера административного наказания всегда назначается путем вынесения соответствующего письменного постановления и вручения или направление копии постановления лицу, привлеченному к административной ответственности, или его законному представителю. Предупреждение - самая легкая по карательному воздействию мера административного наказания. Предупреждение влечет за собой те же юридические последствия, что и все другие административные наказания. Применение этой меры, как и других административных наказаний, влечет для нарушителя неблагоприятные правовые последствия. Субъект ответственности в течение года считается лицом, привлекавшимся к административной ответственности. Это может повлиять на вид и размер наказания, назначаемого за повторное административное правонарушение, быть обстоятельством, отягчающим административную ответственность. По своему содержанию, предупреждение - мера морально-правового воздействия.

При малозначительности совершенного правонарушения возможно освободить лицо, его совершившее, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Несмотря на то, что подобное устное замечание делается в результате совершения правонарушения, его нельзя отождествлять с предупреждением как мерой наказания. Устное замечание не относится к наказаниям и не влечет неблагоприятных правовых последствий. Эта мера морального воздействия.

Административный штраф (ст. 3.5. КоАП РФ) представляет собой денежное взыскание, налагаемое уполномоченным органом (должностным лицом) на физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение. Будучи наказанием имущественного характера, он достаточно эффективен, наиболее распространен и может применяться только в качестве основного административного наказания. Штраф предусматривается практически всеми статьями Особенной части КоАП РФ и соответствующими статьями законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.