скачать рефераты

МЕНЮ


Дисциплинарная ответственность

В настоящее время такая мера дисциплинарного взыскания, как арест военнослужащего на срок до 10 суток с содержанием на гауптвахте не может применяться. Согласно ст. 22 Конституции Российской Федерации арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

28 февраля 1996 года от имени Российской Федерации в г. Страсбурге была подписана Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, которая была ратифицирована Федеральным законом «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протокол к ней» от 30 марта 1998 №54-ФЗ, согласно которой каждая страна, подписавшая данную Конвенцию, обязана обеспечить любому лицу, находящемуся под ее юрисдикцией, права и свободы, определенные Конвенцией. Согласно ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе как в случаях и в порядке, установленном законом. В Конвенции приведен исчерпывающий перечень случаев, когда человек может быть подвержен лишению свободы. Возможность ареста гражданина в дисциплинарном порядке по единоличному решению воинского командира Конвенция не предусматривает.

На несоответствие норм Дисциплинарного Устава ВС РФ данным конституционным нормам было указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 марта 2002 г. №6-П по делу о проверке конституционности ст. 90, 96, 122 и 216 УПК РСФСР в связи с жалобами граждан С.С. Маленкина, Р.Н. Мартынова и В.С. Пустовалова.

В целях приведения общевоинских уставов в соответствие с указанными выше нормативными правовыми актами и обеспечения прав и свобод военнослужащих Президентом Российской Федерации издан Указ «О внесении изменений в общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации» от 30 июня 2002 года №671, согласно которому с 1 июля 2002 года внесены изменения в Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации и в Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 года №2140.

Согласно изменениям, внесенным в Дисциплинарный Устав Вооруженных Сил Российской Федерации, признаны утратившими силу нормы, предусматривавшие возможность применения к военнослужащему ареста с содержанием на гауптвахте в качестве меры дисциплинарного взыскания, а также включены нормы, определяющие порядок применения командиром указанной меры дисциплинарного воздействия на подчиненных.

Очень важно, что дисциплинарная ответственность и соответственно дисциплинарная практика отказалась от ряда суровых наказаний. Отменены нормы, предусматривающие применение таких взысканий, как дисциплинарный арест военнослужащих, сотрудников милиции, перевод работников на нижеоплачиваемую работу.

Дисциплинарные взыскания ухудшают правовое положение наказанного, на определенное время создают для него состояние наказанности. Дисциплинарные взыскания - это меры воздействия, закрепленные в нормативно-правовых актах и налагаемые компетентными, специально уполномоченными субъектами линейной власти на служащих, совершивших проступок в связи с исполнением служебных обязанностей или совершивших иные деяния, влияющие на их особый правовой статус.

Цель их применения двоякая: с одной стороны - наказать виновного, с другой - общая и частная превенция правонарушений, - достигается как содержанием, так и процедурой их назначения. Применение взысканий к виновным лицам не только принуждает нарушителя к соблюдению норм служебной дисциплины, но и побуждает их к сознательному исполнению служебного долга, оказывая при этом общепредупредительное воздействие не только на самого нарушителя, но и на других служащих.

Поскольку дисциплинарные взыскания осуществляются в рамках устойчивых коллективов, среди них много морально-правовых санкций (замечание, выговор), санкций, изменяющих, прекращающих связи лица с коллективом (понижение в должности, увольнение).

Характерным для всех видов государственной службы является наличие «общих» санкций, таких как: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение. Однако для отдельных видов службы установлены иные виды санкций.

Так, например, для сотрудников ОВД предусмотрено «понижение в должности», а для военнослужащих предусмотрены «свои» специфические виды взысканий, таких как «лишение очередного увольнения из расположения воинской части», «назначение вне очереди в наряд на работу», «лишение нагрудного знака» и некоторые другие. Для тех и других существуют взыскания в виде «снижения в специальном звании на одну ступень».

Особенностью военной службы является и разграничение мер взыскания в зависимости: от условий прохождения службы (по контракту, по призыву); от принадлежности к определенному составу (солдаты, матросы, сержанты; прапорщики, мичманы; офицеры); от пола (на женщин некоторые виды взысканий не налагаются).

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности милитаризованных служащих урегулирован администратино-процессуальными нормами. В Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации дисциплинарному производству посвящено около тридцати статей.

Правовыми актами установлены сроки давности привлечения к дисциплинарной ответственности. Военнослужащие, лица рядового, начальствующего состава МВД по общему правилу могут привлекаться к ответственности до истечения 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке. Если давностный срок истек, а дисциплинарное взыскание не наложено, дисциплинарное производство, на каком бы этапе оно не находилось, должно быть прекращено.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено: в период нахождения сотрудника в отпуске или командировке, в случае, если со дня совершения проступка прошло более шести месяцев, во время болезни сотрудника.

Дисциплинарная ответственность военнослужащего не исключается в случае его освобождения от исполнения служебных обязанностей по болезни. Так, «решением Новороссийского гарнизонного военного суда удовлетворено заявление Ч. Об оспаривании действий командира воинской части, связанных с привлечением заявителя к дисциплинарной ответственности. Признан незаконным приказ командира части об объявлении Ч. Выговора.

В кассационном порядке данное судебное решение отменено в связи с неправильным применением норм материального права и вынесено новое решение, в соответствии с которым в удовлетворении заявления Ч. Отказано по следующим основаниям. Признавая незаконным приказ командира воинской части о привлечении Ч. К дисциплинарной ответственности за нарушение требований статей 13 и 64 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, суд первой инстанции в решении сослался на то, что Ч. Нанес оскорбление врачу части С. Во время, когда он был освобожден от исполнения служебных обязанностей по болезни. Следовательно, этот проступок не был связан с военной службой, а произошел на почве личных взаимоотношений между Ч. И С. На этом основании суд пришел к выводу о том, что Ч. Мог нести гражданско-правовую ответственность, а не дисциплинарную ответственность.

Однако такой вывод суда нельзя признать обоснованным. Как указано в приказе командира части от 27 сентября 2002 года №561, 19 сентября того же года в служебное время в помещении отделения несекретного делопроизводства части в присутствии других военнослужащих Ч., употребляя нецензурные слова, выразил свое недовольство врачу части С. В связи с тем, что тот во исполнение своих должностных обязанностей обращался к начальнику инфекционного отделения по поводу окончания срока лечения Ч. За данный проступок Ч. Объявлен выговор.

При избрании меры дисциплинарного воздействия командиром части учтено, что Ч. И ранее неоднократно допускал грубость в отношении должностных лиц воинской части. Несмотря на то, что Ч. Отрицал в суде факт высказывания в адрес С. Нецензурных выражений, изложенные в приказе командира воинской части фактические обстоятельства происшедшего нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства в показаниях свидетелей С., К. и М. В статье 7 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации указано, что в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание и объем прав, обязанностей и ответственности военнослужащих зависят от того, находятся ли они при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) или нет. Той же статьей Устава и частью 1 статьи 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы, в частности, в случаях нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью.

Статьи 13 и 64 Устава обязывают военнослужащих уважать честь и достоинство каждого, соблюдать правила воинской вежливости, поведения, постоянно служить примером высокой культуры, скромности и выдержанности, свято блюсти воинскую честь, защищать свое достоинство и уважать достоинство других. Употребление нецензурных слов, грубость несовместимы с понятием воинской чести и достоинством военнослужащих.

В статье 1 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации воинская дисциплина определена как строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров и начальников. В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих» за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, которые определены общевоинскими уставами. Согласно статье 48 Дисциплинарного устава военнослужащие лично несут дисциплинарную ответственность за нарушение воинской дисциплины и общественного порядка.

По делу установлено, что 19 сентября 2002 года Ч. Приказом командира воинской части был освобожден от исполнения служебных обязанностей по болезни. Однако в течение установленного распорядком дня служебного времени он находился на территории воинской части. Следовательно, в соответствии с приведенными правовыми нормами, Ч. Считался исполняющим обязанности военной службы. Поэтому на него в полной мере распространялись уставные требования о соблюдении воинской дисциплины, за нарушение которых предусмотрена дисциплинарная ответственность. При таких обстоятельствах оспариваемое действие командира воинской части по привлечению Ч. К дисциплинарной ответственности совершено им в соответствии с законом в пределах его полномочий»11 Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел по искам и жалобам военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц // Обзор судебной и арбитражной практики. Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации от 27.10. 2004 г. .

По общему правилу дисциплинарное взыскание налагается путем издания письменного приказа. На военнослужащих, сотрудников милиции самые легкие взыскания (замечание, выговор, назначение вне очереди в наряд на работу) могут налагаться устно.

Поскольку законодательство не устанавливает требований к форме приказов о наложении взысканий, на практике используются такие варианты:

издается специальный приказ о наложении взыскания на одного человека;

одним специальном приказом привлекаются к ответственности несколько человек;

в приказе, подводящем итоги деятельности, проверки, содержится много пунктов, а один или несколько из них содержат решения о наложении взысканий;

взыскание налагается решением коллегии (коллегиального органа).

Приказ должен быть доведен до сведения виновного под расписку. В войсковых формированиях практикуется объявление приказов перед строем, на совещаниях11 Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. - 2 -е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2006. - С. 571.

Приказ о наложении взыскания - одна из разновидностей административных актов. Он вступает в силу немедленно. Как всякий административный акт приказ может быть пересмотрен. Основанием для такой факультативной стадии, как стадия пересмотра, могут быть жалоба наказанного, протест прокурора, усмотрение вышестоящего руководителя (командира), усмотрение должностного лица, подписавшего приказ. Изменить, отменить приказ могут его автор, вышестоящий руководитель и суд.

Не во всех дисциплинарных уставах и иных подобных актах говорится о праве члена устойчивого коллектива обратиться с жалобой в суд. Но такое право они, как и все граждане, имеют в соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и Законом Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Кстати, в ст. 4 этого Закона прямо сказано о возможности военнослужащего обратиться в суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих его права и свободы.

Рассмотрев жалобу, вышестоящий начальник, суд может признать ее необоснованной и оставить приказ в силе. Если жалоба будет признана обоснованной, приказ отменяется полностью или частично. Довольно широкое применение получила такая практика: вышестоящий начальник поручает руководителю, издавшему приказ, пересмотреть свое решение.

Порядок исполнения приказа во многом зависит от избранных дисциплинарных взысканий. Многие из них имеют только морально-правовое содержание (выговор и т.д.) и их исполнение состоит в доведении их до сведения, оглашении. Если начальник избрал взыскание организационного характера - понижение в должности, увольнение (исключение) и т.п., - его нужно выполнить реально.

В отношении военнослужащих, сотрудников милиции взыскания должны быть исполнены не позднее месячного срока со дня издания приказа. По истечении месячного срока давности дисциплинарное взыскание не может быть приведено в исполнение, но оно подлежит учету. Взыскания, налагаемые на военнослужащих и служащих правоохранительных органов, заносятся в их служебные карточки.

После издания приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности для виновного возникает особое правовое состояние - состояние наказанности. Во-первых, в течение срока действия взыскания меры поощрения, как правило, не применяются. Во-вторых, в это время может быть применено такое поощрение, как досрочное снятие ранее наложенного взыскания. В-третьих, совершение нового проступка в течение срока действия взыскания считается повторным (систематическим) нарушением дисциплины и влечет применение более суровых санкций. В-четвертых, наличие дисциплинарного взыскания не позволяет положительно решить вопрос о представлении к очередному званию.

Как и члены трудовых коллективов, члены административных коллективов (военнослужащие, сотрудники милиции и др.) считаются не привлекавшимися к дисциплинарной ответственности по истечении годичного срока давности. Иными словами, если в течение года член коллектива не совершил нового дисциплинарного взыскание автоматически теряет юридическую силу и состояние наказанности прекращается.

По общему правилу годичный срок давности исчисляется со дня наложения взыскания, то есть с даты издания приказа. Устные взыскания, налагаемые на сотрудников органов внутренних дел, считаются снятыми по истечении одного месяца. Совершение нового проступка прерывает течение неоконченного срока давности погашения взыскания. Со дня издания нового приказа начинается срок погашения обоих взысканий.

Таким образом, основными признаками дисциплинарной ответственности являются:

1. применяется, как правило, за дисциплинарные проступок, но может наступить и за совершение иных правонарушений (например, на основании ст. 2.5. КоАП РФ);

2. состоит в применении карательных санкций - дисциплинарных взысканий;

3. право на ее применение принадлежит субъектам линейной власти; она, как правило, реализуется в рамках линейной власти, в отношении линейно подчиненных руководителю членов коллектива.

2.2 Дисциплинарная ответственность судей и прокуроров за совершение административных правонарушений

Статья 122 Конституции Российской Федерации закрепила принцип неприкосновенности судей, а именно судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Статья 12.1 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» установлена дисциплинарная ответственность судей. Комментируемая статья, в сущности, является новеллой настоящего Закона, ибо прямо устанавливает дисциплинарную ответственность судей.

Исходя из смысла п. 1 данной статьи Закона понятие «дисциплинарный проступок» имеет расширенное значение: дисциплинарный проступок - это нарушение норм не только данного Закона, но и Кодекса судейской этики, Кодекса судейской чести судьи РФ. Таким образом, любой аморальный проступок судьи должен расцениваться как дисциплинарное нарушение, сюда же относится нарушение судьей неписаных правил морали, этикета и нравственности.

Решение о наложении взыскания принимает соответствующая квалификационная коллегия судей. На судей Конституционного Суда Российской Федерации дисциплинарное взыскание накладывается по решению Конституционного Суда (ст. 15 Федерального Конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

За совершение дисциплинарного проступка на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание - предупреждение или досрочное прекращение полномочий.

Так, Б. с февраля 2000 года работала в должности судьи Арбитражного суда г. Москвы. Указом Президента Российской Федерации от 10 февраля 2004 года №181 назначена судьей Девятого арбитражного апелляционного суда. В мае 2004 г. ей присвоен второй квалификационный класс.

Решением Высшей квалификационной коллегии судей РФ от 25 мая 2005 года по представлению председателя Девятого арбитражного апелляционного суда на судью Б. наложено взыскание в виде досрочного прекращения ее полномочий судьи за совершение дисциплинарного проступка с лишением квалификационного класса.

Не согласившись с данным решением квалификационной коллегии, Б. и ее представители обратились в Верховный Суд РФ с жалобами, в которых просят о его отмене как не соответствующего Европейской хартии о статусе судей, Закону РФ от 26 июня 2002 г. «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральному закону от 14 марта 2002 г. «Об органах судейского сообщества», а также Положению о квалификационных коллегиях судей от 15 июня 2002 г. и Регламенту Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

При этом в жалобах указывают на то, что выводы квалификационной коллегии о сознательном изменении ею текста постановления по делу N А40-39644/04-14-405, замене его первого листа, противоречивости ее объяснений об обстоятельствах изготовления данного постановления являются необоснованными.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.