скачать рефераты

МЕНЮ


Дисквалификация как вид административного наказания

Дисквалификация как вид административного наказания

2

Содержание

Введение

1. Общая характеристика административных наказаний

1.1 Понятие и цели административного наказания

2. Дисквалификация один из видов административного наказания

2.1 Понятие дисквалификации как ответственности

2.2 Субъекты, к которым применяется дисквалификация

2.3 Основания применения дисквалификации

3. Применение дисквалификации

3.1 Производство по делам о правонарушениях

3.2 Исполнение постановлений суда о дисквалификации

3.3 Ведение реестра лиц, в отношении которых применена мера дисквалификация

Заключение

Список используемой литературы

Введение

В п. 2 статьи 1 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в установлении своих гражданских прав и обязанностей. Права граждан могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В данном качестве ограничения этого права выступают как запреты на осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, так и запреты заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, а также занимать руководящие должности, для отдельных субъектов. Налоговая служба России так классифицирует существующие ограничения права на осуществление предпринимательской деятельности:

- связанные с профессиональной деятельностью;

- налагаемые в связи с совершенным правонарушением;

- ограничения, с признанием индивидуального предпринимателя несостоятельным;

- возрастные ограничения и ограничения, связанные с признанием лица в установленном порядке недееспособным;

- применяемые к юридическим лицам как субъектам предпринимательской деятельности. Письмо ФНС России от 13.09.2005 г. «О применении дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации».

Частным случаем подобного ограничения в правах физического лица в части реализации права на осуществление предпринимательской деятельности, является дисквалификация - принципиальная новелла в российском законодательстве.

Она - дисквалификация, представляет собой ограничение права на труд и права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Например, судебным решением устанавливается запрет на осуществление:

- организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций в органе юридического лица;

- полномочий члена совета директоров;

- предпринимательской деятельности по управлению юридическим лицом.

Запрещение занимать определенные руководящие должности ограничивает осуществление деятельности в области предпринимательства. Это показывает, что дисквалифицированное лицо не полностью лишается права заниматься предпринимательской деятельностью, а определенным ее видом. Данный запрет распространяется на специальные виды деятельности, для занятия которыми необходимы профессиональные навыки, требующие квалификации и позволяющие принимать решения или совершать конкретные действия, специфика которых устанавливается законодательством. Это взаимосвязано тем, что лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.

Границы личности в гражданских правах как вид наказания имеет древние истоки - как выражение недоверия общества к личности, нарушающей установленные нормы, и стремление обезопасить общество от результатов ее деятельности, а также в качестве наказаниетельной меры, означающей юридическую смерть лица без применения смертной казни. Например, во Франкском королевстве в период действия Салической правды применялась такая санкция за уклонение от явки в суд или от исполнения судебного решения, как поставление ослушника вне закона - он изгонялся из общества и приравнивался к зверям. В древнем французском законодательстве бесправие было смягчено и означало гражданскую смерть - осужденный утрачивал все свое имущество, лишался права на получение какого-нибудь имущества, наследства, терял право распоряжаться имуществом. Шигин Н.С. Дисквалификация: проблемы реализации и применения на практике. // Административная ответственность: вопросы теории и практики. Институт государства и права Российской Академии Наук, М., 2005., С. - 16. В нашей стране при Петре I была введена процедура шельмования - имя преступника прибивалось к виселице, палач над коленопреклоненным преступником ломал шпагу, и его объявляли вором (шельмой). Данный человек предавался церковной анафеме и объявлялся вне закона, отлучался от Церкви и ее обрядов, от таинств, брака и возможности принесения присяги, фактически исключался из общества. Аналогичным к шельмованию видом наказания была политическая смерть, заключавшаяся в конфискации имущества, лишении чести, всех прав состояния и службы. В последствии, среди уголовных наказаний по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1846 года предусматривалось лишение всех прав состояния - лишение прав, преимуществ, собственности, прекращение супружеских и родительских прав, а среди исправительных - лишение всех особенных прав и преимуществ, то есть лишение почетных титулов, дворянства, чинов, знаков отличия, права поступать на службу, записываться в гильдии, быть свидетелем и опекуном. Среди особенных наказаний можно также выделить наказания, сравнимые с дисквалификацией - исключение со службы и отстранение от должности. Например лишение права заниматься определенной деятельностью как отдельное уголовное наказание появляется в Уложении 1886 года. Исаев И.А. История государства и права России. М., «Юристъ», 2003., С. - 37. Поэтому в течение долгого времени ограничение в праве занимать руководящие должности не был отделен от общего «поражения в правах» и применялось как уголовное наказание, что нашло отражение и в современном Уголовном кодексе РФ как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (занимать должности на государственной или военной службе, в органах местного самоуправления, заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью).

В дальнейшем, учитывая развитие рыночных отношений, с одной стороны, и нарастание необходимости государственного управления экономикой, с другой стороны, ограничение в праве осуществлять предпринимательскую деятельность выделяется как мера предупреждения возможного наступления вредных последствий экономической деятельности. По Положению о ремеслах и промыслах 1868 года в Германии уполномоченному органу предоставляется право запретить осуществлять ремесленную деятельность как лицу, самостоятельно ее осуществляющему, так и лицу, являющемуся наемным работником и занимающему руководящие должности на предприятии, если лицо не отвечает требованию благонадежности. Рамки неблагонадежности формируются судебной практикой и учеными юристами: к примеру, неблагонадежным является предприниматель, который своим поведением демонстрирует, что он будет осуществлять предпринимательскую деятельность, нарушая действующее законодательство; не вносит платежи по социальному страхованию и не платит установленные налоги; принимает на работу иностранных лиц, не имеющих разрешения; не предоставляет грузовое транспортное средство на технический осмотр и др. Килина А.Ф. Дисквалификация в немецком и российском административном праве. // Административная ответственность: вопросы теории и практики. Институт государства и права Российской Академии Наук, М., 2005., С. - 59. Например в Великобритании дисквалификация в качестве санкции применяется с 1987 года с момента принятия Закона «О дисквалификации директоров». Письмо ФНС России от 13.09.2005 г. «О применении дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации». В следствии, возникает административно-правовая направленность ограничения в гражданских правах, связанная с административными проступками, а не с уголовными преступлениями, и с предупреждением вреда обществу или работающим на предприятии лицам в предпринимательской сфере.

Первый раз понятие «дисквалификация» в современной России было закреплено в Федеральном законе от 8 января 1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)». В ст. 9 данного Закона под дисквалификацией понималось лишение права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами на срок и в порядке, которые установлены федеральным законом.

С вступлением в силу Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее Кодекс административных правонарушений) дисквалификация была установлена как один из видов административного наказания. По данному кодексу дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В настоящее время дисквалификация как мера административной ответственности установлена в целях защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства, а также предупреждения совершения административных правонарушений в сфере экономической деятельности.

В представленной работе я намереваюсь рассмотреть вопросы, связанные с дисквалификацией как видом административного наказания, а именно:

- показать субъекты административной ответственности, к которым может быть применено подобное наказание;

- определить основания применения этой меры, закрепленные в Кодексе об административных правонарушениях РФ;

- рассмотреть порядок рассмотрения дел об административных нарушениях, которые могут повлечь за собой наказание в виде дисквалификации;

- рассмотреть, как происходит исполнение постановления суда о дисквалификации, обращая особое внимание на ведение реестра дисквалифицированных лиц;

- на проблемах толкования и применения правовых норм остановиться, касающихся дисквалификации, и предлагаемых специалистами путях их решения.

1. Общая характеристика административных наказаний

1.1 Понятие и цели административного наказания

В принятом Кодексе административных правонарушений РФ 2002 года за совершенные административные правонарушения законодатель предусматривает не административные взыскания, а административные наказания, что, по сути, соответствует целям и задачам построения демократического, правового и справедливого государства.

Административное наказание - это мера ответственности, применяемая в установленном законом порядке к лицу, совершившему административное правонарушение. Пункт 1 статьи 3.1. КоАП РФ.

Наказание всегда выражает отрицательную оценку государством совершенного правонарушения. Являясь принудительной мерой, в то же время содержит в себе воспитательную цель и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. Пункт 2 статьи 3.1. КоАП РФ.

Административные наказания являются наказаниетельными, «штрафными» санкциями; как правило, они состоят в лишении или ограничении прав, благ. За совершенное правонарушение индивид либо лишается какого-то субъективного права, либо на него возлагаются специальные «штрафные» обязанности.

Административное наказание - это разновидность административного принуждения. От других мер административного принуждения они отличаются тем, что как уже говорилось выше, являются наказаниетельными санкциями, преследуют специфические цели, применяются в строго урегулированном процессуальном порядке. Административными признаются только те принудительные меры, которые установлены статьями Кодекс административных правонарушений РФ и порядок назначения которых также определяется соответствующими нормами Кодекса.

А такие, меры административного принуждения, как приостановление органами, осуществляющий государственный пожарный надзор, работы пожароопасного производственного участка; запрещение органами государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ транспортировку пищевых продуктов в случаях нарушения санитарных правил; отзыв лицензии и ряд иных принудительных действий, предусмотренных различными актами и применяемых в административном порядке, не являются административными наказаниями.

Административные наказания применяются за нарушение норм административного, конституционного, трудового, финансового, гражданского, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и других отраслей права. Назначение наказания наносит виновному правовой урон, временно ухудшает его правовое положение (ограничивает права, возлагает дополнительные обязанности), а также создает состояние наказанности, которое прекращается, если лицо в течение года не совершило нового административного правонарушения. Административное наказание всегда отражает данную государством официально и гласно отрицательную оценку совершенного правонарушения.

Наказание - это «правовой урон» привлеченному к ответственности. Административное наказание причиняет субьекту определенные неудобства, лишения. Это необходимо для того, чтобы перевоспитать субъекта, которому назначено наказание, в духе уважения к закону и правопорядку, чтобы предупредить совершение новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Наказание не является самоцелью, она необходимое средство воспитания, предупреждения правонарушений. Наказание предотвращает новые нарушения со стороны виновного (частная превенция) и правонарушение других лиц (общая превенция). Д.Н. Бахрах. Административное право. М, 2000., С. - 497.

Административные наказания налагаются «карательными» органами и должностными лицами путем издания специальных индивидуальных актов. Наказания защищают правопорядок косвенно, не могут непосредственно обеспечить выполнение обязанности, но, возлагая дополнительные, «штрафные» обязанности, ущемляя правовую сферу лица, они тем самым побуждают его в дальнейшем не нарушать закон, стимулируют его будущее поведение.

Кодекс административных правонарушений РФ существенно перераспределил компетенцию судов и иных субъектов административной юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Если Кодекс административных правонарушений РСФСР предусматривал 43 федеральных органа, которые могли рассматривать дела об административных правонарушениях и принимать решения по ним, то Кодекс административных правонарушений РФ установлено 62 субъекта административной юрисдикции федерального уровня. Кроме судов это комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также 60 органов системы исполнительной власти. Подобное увеличение численности субъектов административной юрисдикции обусловлено в основном существенным возрастанием предусмотренных Кодекс административных правонарушений РФ составов административных правонарушений (Особенная часть Кодекс административных правонарушений РФ насчитывает 414 статей, многие из которых включают по несколько составов правонарушений). Административное право / Коллектив авт-в - М., 2003., С. - 179.

Кроме того, в субъектах РФ в дополнение к субъектам административной юрисдикции, перечисленных в Кодекс административных правонарушений РФ, могут создаваться административные комиссии и иные региональные коллегиальные органы, а также уполномоченные на то органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов РФ. Они уполномочены к рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ.

В соответствии со статьёй 22.1. Кодекс административных правонарушений РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных этим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции:

- судьями или мировыми судьями;

- комиссиями по делам несовершеннолетних;

- федеральными органами исполнительной власти, также их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Дела предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

- органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ;

- мировыми судьями;

- комиссиями по делам несовершеннолетних;

- административными комиссиями, иными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ. Бровко Н.В. Административное право. - Ростов на Дону, 2003., С. - 73.

Отличие наказаний от иных средств административного принуждения тем, что обычно их применение создает для нарушителей «состояние наказанности», которое существует в течение установленного законом срока и является одним из элементов исправительно-воспитательного воздействия на них.

Перечень наказаний в законе дан в строго определенном порядке: от менее суровых к более суровым. Иными словами, закон содержит «лестницу наказаний». Это нужно и для тех, кто издает нормы права, и для тех, кто их принимает. Велико ее значение, когда нормы содержат альтернативные санкции.

С момента вступления в силу Кодекс административных правонарушений РФ прошло около двух лет. Период, конечно, не такой большой для того, чтобы в полной мере оценить его достоинства и недостатки. Правоприменительная практика показывает, что не все проблемы решены в нем достаточно четко. Остановлюсь на проблемах, связанных с соотношением положений Кодекс административных правонарушений РФ и НК РФ.

В соответствии с изменившимися условиями рыночной экономики Особенная часть Кодекс административных правонарушений РФ была дополнена новыми составами административных правонарушений. Появилась специальная глава 15, в которой сформулированы нормы, предусматривающие административную ответственность за правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг. В ней содержатся 26 составов административных правонарушений, за которые законодатель устанавливает административную ответственность. Каленский П.В. Особенности исполнения постановления (решения) о дисквалификации. «Современное право», № 9/2004.

До введения в действие нового Кодекс административных правонарушений РФ ответственность за нарушение налогового законодательства регулировалась только НК РФ (в Кодекс административных правонарушений РСФСР в 1986 г. была введена ст. 156 «Уклонение от подачи декларации о доходах»). В настоящее время часть норм об ответственности перенесена в Кодекс административных правонарушений РФ, другая часть, в том числе и ответственность граждан и юридических лиц за нарушение законодательства о налогах и сборах, осталась в НК РФ. Гл. 16НК РФ

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.