скачать рефераты

МЕНЮ


Договор купли-продажи

ГК предусматривает обязанности поставщика по восполнению недопоставки количества товаров и восполнению недопоставленного ассортимента товаров.

Согласно п. 1 ст. 511 ГК недопоставленное количество товара в отдельном периоде поставки должно быть восполнено поставщиком в следующем периоде (периодах) в пределах срока действия договора поставки, если иное не предусмотрено договором. При этом, если товары отгружаются нескольким потребителям, указанным в договоре поставки или отгрузочной разнарядке, товары, поставленные одному получателю сверх полагающегося ему количества, не засчитываются в покрытие недопоставки другим получателям, если иное не предусмотрено в договоре.

При недопоставке количества товаров, указанного в договоре, покупатель вправе отказаться от принятия просроченных по поставке товаров, предварительно уведомив об этом поставщика. Товары, поставленные поставщиком до получения уведомления, покупатель обязан принять и оплатить.

В соответствии со ст. 512 ГК недополученный ассортимент товаров восполняется в отличие от восполнения количества товаров на иных началах. Вначале стороны договора поставки должны своим соглашением определить ассортимент товаров, подлежащий восполнению, и соответственно исполнить данное соглашение. При отсутствии такого соглашения недопоставленный ассортимент восполняется поставщиком в количестве товаров в ассортименте, установленном для того периода, в котором допущена недопоставка. При этом поставка товаров одного наименования в большем количестве по сравнению с предусмотренным договором не засчитывается в покрытие товаров другого наименования, входящих в тот же ассортимент, и подлежит восполнению, кроме случаев, когда такая поставка производится с предварительного письменного согласия покупателя.

Обязанности принятия товаров покупателем в договоре поставки придается большое значение. В § 3 гл. 30 ГК, посвященном договору поставки, о данной обязанности покупателя говорится в двух статьях. Детальные положения об этом содержатся в подзаконных актах и, главное, должны предусматриваться сторонами в договоре поставки.

В ст. 513 ГК определяются основные действия, которые обязан совершить покупатель (потребитель) при принятии товаров. Согласно п. 1 данной статьи, покупатель (потребитель) обязан выполнить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки.

В число таких действий входит прежде всего осмотр принимаемых покупателем товаров в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота. В этот же срок покупатель (потребитель) должен проверить количество и качество товаров в определенном порядке и в случае выявления несоответствия товаров условиям договора или обнаружения недостатков товаров незамедлительно письменно уведомить об этом поставщика (п. 2 ст. 513 ГК).

Несколько иной порядок принятия товаров покупателем (потребителем) установлен при получении поставленных товаров от транспортной организации. В этом случае покупатель (потребитель) обязан проверить соответствие товаров сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах, и принять товары от транспортной организации с соблюдением правил, предусмотренных законами и иными правовыми актами, регулирующими деятельность транспорта.

Во всех случаях отказа от принятия товаров покупатель (потребитель) обязан обеспечить сохранность товара путем передачи его на ответственное хранение и незамедлительно уведомить об этом поставщика. В свою очередь, получив указанное уведомление, поставщик обязан в разумный срок вывезти товар или распорядиться им в установленном законом порядке. Скоропортящиеся товары подлежат немедленной реализации покупателем (потребителем) или поставщиком.

Необходимые расходы, понесенные покупателем (потребителем) в связи с принятием и отказом от принятия товаров, подлежат возмещению поставщиком.

В случае отказа покупателя от принятия товаров без установленных законом, иными правовыми актами или договором оснований поставщик вправе потребовать от покупателя оплаты товаров.

Параллельно с принятием товаров по договору поставки на покупателя (получателя) возлагается обязанность по возврату поставщику многооборотной тары и средств пакетирования, в которых поступил товар (ст. 517 ГК).

Обязанность покупателя (получателя) по оплате товаров в договоре поставки также имеет особенности. Поставленный покупателю (потребителю) товар оплачивается им в порядке и форме, предусмотренных договором поставки. Вместе с тем при отсутствии в договоре указаний о порядке и форме расчетов применяются расчеты платежными поручениями (ст. 516 ГК).

В случаях когда товары в соответствии с условиями договора поставки должны оплачиваться получателем товаров, который, однако, неосновательно отказался от исполнения данной обязанности, поставщик вправе предъявить требование об оплате поставленных получателю товаров непосредственно получателю.

При поставке товаров отдельными частями, входящими в комплект, оплата производится после отгрузки (выборки) последней части, входящей в комплект, если иное не предусмотрено договором.

В ст. 522 ГК содержится норма, предусматривающая оплату поставленных однородных товаров по нескольким договорам поставки при недостаточности денежных средств у покупателя для оплаты всех договоров. В подобного рода случаях покупатель вправе определить договор, согласно которому должна засчитываться уплачиваемая сумма. Если же покупатель таким правом не воспользовался, оплата товаров засчитывается в погашение обязательств по договору, срок исполнения которого наступил ранее, а при одновременном сроке исполнения по нескольким договорам - пропорционально в погашение обязательств по всем договорам.

6. Последствия ненадлежащего исполнения договора поставки и ответственность сторон за нарушение обязательств имеют свои особенности, предусмотренные в § 3 гл. 30 ГК, которые объясняются спецификой субъектного состава, предметом и содержанием договора поставки.

При поставке товаров ненадлежащего качества положения ст. 475 ГК, определяющие права покупателя (получателя) в договоре купли-продажи, применяются с двумя поправками. Во-первых, поставщик вправе при получении уведомления покупателя о недостатках поставленного товара без промедления заменить поставленные товары товарами надлежащего качества. В этом случае положения ст. 475 ГК к такому продавцу не применяются. Во-вторых, согласно диспозитивной норме права, содержащейся в п. 2 ст. 518 ГК, покупатель (получатель), продающий поставленные товары в розницу, вправе требовать замены в разумный срок товара ненадлежащего качества, возвращенного его потребителем.

Общие последствия поставки некомплектных товаров, определяемые в ст. 480 ГК, в договоре поставки применяются с одним исключением. Поставщик, получивший уведомление покупателя (получателя) о некомплектности поставленных товаров, вправе без промедления доукомплектовать такие товары или заменить их новыми комплектными (ст. 519 ГК).

При неиспользовании поставщиком указанных прав при поставке товаров ненадлежащего качества и некомплектных товаров покупатель вправе приобрести аналогичные товары у других лиц с отнесением на поставщика всех необходимых и разумных расходов на их приобретение (п. 1 ст. 520 ГК). Покупатель (получатель) также вправе отказаться от оплаты товаров ненадлежащего качества и некомплектных, а если такие товары оплачены, потребовать возврата уплаченных за них сумм.

Односторонний отказ от исполнения договора поставки допускается в случаях существенного нарушения договора одной из сторон. Согласно п. 2 ст. 523 ГК нарушение договора поставщиком предполагается существенным при поставке товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок, и при неоднократном нарушении сроков поставки товаров. Существенными для покупателя являются неоднократное нарушение сроков оплаты товаров и неоднократная невыборка товаров.

Договор поставки считается расторгнутым или измененным с момента получения одной стороной от другой стороны уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, если иной срок не указан в уведомлении либо не определен соглашением сторон.

Сторона, получившая указанное уведомление, вправе обжаловать его в судебном порядке.

Особенности ответственности за нарушение условий договора поставки, предусмотренные в ГК, касаются главным образом ответственности поставщика. Они относятся ко взысканию неустойки за недопоставку или просрочку поставки и к способам начисления убытков при расторжении договора поставки.

Согласно ст. 521 ГК неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязанности в пределах действия договора поставки, если иной порядок уплаты неустойки не установлен законом или договором. При этом необходимо иметь в виду, что в условиях рыночной экономики в России рассматриваемая неустойка имеет преимущественно договорный характер.

Положения ст. 524 ГК об исчислении убытков при расторжении договора поставки являются новыми для современного российского законодательства. По содержанию они относятся к упрощенным способам определения убытков, возмещаемых при нарушении условий договора поставки.

При определении убытков сторона в договоре (покупатель или продавец в зависимости от того, кто нарушил условие договора) должна доказать, что между установленной в договоре ценой товаров и ценой по совершенной сделке взамен расторгнутой имеется существенная разница.

Убытки, возникшие при совершенной взамен расторгнутого договора поставки сделке, называются конкретными убытками (п. 1, 2 ст. 524 ГК). Они считаются понесенными покупателем, если вследствие нарушения договора продавцом покупатель в разумный срок после расторжения договора поставки купил аналогичные товары у другого лица по более высокой цене. Они считаются понесенными продавцом, если вследствие нарушения договора поставки покупателем продавец в разумный срок после расторжения договора поставки продал товары другому лицу по более низкой цене по сравнению с той, которая была определена в договоре.

Убытки, возникшие от не совершенной взамен расторгнутого договора поставки сделки, называются абстрактными. Соответственно они по аналогии с конкретными убытками могут считаться понесенными как покупателем, так и продавцом в зависимости от того, кто нарушил условия договора поставки (п. 3 ст. 524 ГК). В этом случае разница в цене устанавливается между ценой договора поставки и текущей ценой на момент расторжения договора поставки.

Текущей ценой признается цена, обычно существующая при сравнимых обстоятельствах на аналогичный товар в месте передачи товара, указанного в договоре. В случае невозможности определения данной цены может быть использована разумная текущая цена, существующая в другом месте, с учетом разницы в расходах по транспортировке товара.

Как видно из изложенного, применение категорий конкретных и абстрактных убытков значительно упрощает и ускоряет для сторон договора поставки порядок исчисления убытков при расторжении договора. Если же стороны считают конкретные и абстрактные убытки недостаточными для покрытия причиненных им реальных убытков, покупатель или продавец на основании п. 4 ст. 524 ГК вправе довзыскать разницу между реальными и конкретными или абстрактными убытками в общем порядке, установленном ст. 15 ГК. Но в этом случае доказывание реальных убытков будет достаточно сложным по сравнению с доказыванием конкретных и абстрактных убытков.

В целом же понятие конкретных и абстрактных убытков, по нашему мнению, может быть использовано и при определении убытков в других гражданско-правовых договорах, разумеется, с учетом их специфики.

§ 4. Договор поставки товаров для государственных нужд

1. Договор поставки товаров для государственных нужд - разновидность договора поставки. Согласно ст. 506 и 525 ГК по данному договору поставщик (исполнитель), осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок (сроки) товары в собственность государственному заказчику (определяемому им покупателю) за определенную в договоре денежную сумму в целях использования для государственных нужд.

Выделение рассматриваемого договора в отдельный вид договора купли-продажи объясняется исключительно необходимостью обеспечения экономических интересов и жизнедеятельности государства и общества в целях:

1) создания и поддержания государственных материальных резервов;

2) обеспечения обороны и безопасности страны;

3) осуществления экспортных поставок товаров по международным договорам государства;

4) выполнения федеральных государственных программ.

Для реализации указанных целей, как сказано в ст. 525 ГК, в части, не урегулированной § 4 гл. 30 ГК, применяются законы о поставке товаров для государственных нужд. В настоящее время в их число входят: Федеральные законы от 13 декабря 1994 г. "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" <1>, от 2 декабря 1994 г. "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" <2>, от 27 декабря 1995 г. "О государственном оборонном заказе" <3>, от 29 декабря 1994 г. "О государственном материальном резерве" <4>.

Договор поставки товаров для государственных нужд призван служить в качестве правового механизма для обеспечения государственных нужд в различных сферах экономики (производстве, строительстве, получении услуг и т.п.).

В ГК формируется особый тип гражданско-правового договора, называемого государственным контрактом, который необходимо закрепить наряду с публичным договором в разделе III "Общая часть обязательственного права" части первой ГК.

Правовые особенности договора поставки товаров для государственных нужд проявляются в его субъектном составе и в связи с этим в структуре договорных связей, основаниях и порядке заключения и исполнения договора, ответственности сторон за ненадлежащее исполнение и неисполнение договора. Расходы по поставке товаров для государственных нужд финансируются за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования РФ, а в случаях, указанных в названных выше законах, - и субъектов РФ. В общем виде можно сказать, что в законодательстве, посвященном договорам по поставке продукции для государственных нужд, предусматриваются повышенные требования к заключению и исполнению договоров. В частности, это выражается в увеличении числа императивных норм, регулирующих данные договорные отношения, прежде всего в вопросах ответственности за неисполнение и ненадлежащее исполнение договоров.

2. Субъектами договора о поставке товаров для государственных нужд на стороне заказчика являются государственные органы и организации, выступающие в качестве юридических лиц, на стороне поставщика - государственные и частные организации (юридические лица). Конкретный состав участников договора определяется структурой договорных связей, устанавливаемых на основе заказа государственного заказчика.

ГК и указанными выше федеральными законами предусматриваются две категории договора поставки товаров для государственных нужд: государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд и договор поставки товаров для государственных нужд.

Первый из них выполняет функцию основного и нередко единственного договора по отношению ко второму; второй - заключается в случаях, предусмотренных первым, и может существовать лишь вместе с ним.

Согласно ст. 526 ГК по государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд (далее - государственный контракт) поставщик-исполнитель обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик - обеспечить оплату поставленных товаров. Под указанием иному лицу понимается выдача государственным заказчиком поставщику отгрузочной разнарядки о поставке товаров указанному в ней получателю, не являющемуся стороной государственного контракта.

В роли государственных заказчиков по договору о поставках продукции для федеральных государственных нужд выступают федеральный орган исполнительной власти, федеральное казенное предприятие или государственное учреждение; о закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в зависимости от вида продукции - Федеральная продовольственная корпорация, Министерство сельского хозяйства, Федеральное агентство по государственным резервам, в субъектах РФ - государственные органы и организации, определяемые органами власти субъектов РФ; о поставках товаров для нужд обороны - федеральный орган исполнительной власти, имеющий войска или вооруженные формирования.

В роли поставщика по государственному контракту могут выступать любые государственные и частные предприятия и организации (юридические лица), производящие нужные государству товары. Среди них законодатель выделяет предприятия и организации, обязанные заключать государственный контракт. В их числе значатся: по поставкам продукции для федеральных государственных нужд - казенные предприятия и организации, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара; по поставке товаров в государственный материальный резерв - поставщики, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара, и предприятия, в объеме производства которых государственный оборонный заказ превышает 70%; по выполнению оборонного заказа - унитарные предприятия, организации, занимающие доминирующее положение на товарном рынке или обладающие монополией на производство продукции для оборонного заказа при условии, что оборонный заказ обеспечивает установленный Правительством РФ уровень рентабельности производства продукции.

При этом заключение государственного контракта обязательно для поставщика (исполнителя) лишь при условии, что государственным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного контракта. Приведенное положение о возмещении убытков не распространяется на казенные предприятия.

Согласно п. 1 ст. 529 ГК договор поставки товаров для государственных нужд заключается в случае, предусмотренном государственным контрактом. Документом об определении государственным заказчиком покупателя, являющимся основанием для заключения договора поставки, служит извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю), направляемое сторонам договора поставки. Покупатель, однако, вправе полностью или частично отказаться от товаров, указанных в данном извещении, и от заключения договора на их поставку. В этом случае поставщик (исполнитель) должен незамедлительно уведомить государственного заказчика о таком отказе и просить прикрепить к нему другого покупателя. Государственный заказчик обязан выдать поставщику (исполнителю) извещение о прикреплении к нему нового покупателя либо направить поставщику (исполнителю) отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров либо сообщить о своем согласии принять и оплатить товары (п. 2 ст. 530 ГК). При невыполнении государственным заказчиком обязанностей, связанных с отказом покупателя от договора поставки, поставщик (исполнитель) вправе либо потребовать от государственного заказчика принять и оплатить товары, либо реализовать товары по своему усмотрению с отнесением разумных расходов, связанных с их реализацией, на государственного заказчика.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.