скачать рефераты

МЕНЮ


Договор купли-продажи

3. Порядку заключения государственных контрактов и договора поставки товаров для государственных нужд закон придает важное организационное значение.

В основе заключения государственного контракта лежит заказ государственного заказчика на поставку товаров для государственных нужд, принимаемый поставщиком (исполнителем). Если для государственного заказчика данный заказ можно считать административным актом, утверждаемым соответствующим органом государственной власти, то для поставщика он не является каким-либо плановым актом, обязывающим его в подавляющем большинстве случаев заключить государственный контракт . Указанный заказ имеет обязательную силу лишь для государственного заказчика, разместившего заказ, принятый поставщиком (исполнителем). При этом размещение государственных заказов о поставках продукции для федеральных нужд осуществляется государственными заказчиками путем открытых и (или) закрытых торгов, конкурсов, аукционов . Размещение государственных заказов через систему торгов, конкурсов и аукционов практикуется и применительно к поставке товаров для государственных нужд, предусмотренных другими законами.

При определении порядка заключения государственных контрактов законодатель детально регламентирует переговорный процесс заключения договора, устанавливая сроки и способы рассмотрения проекта контракта каждой стороной договора (ст. 528 ГК). При этом центр тяжести переносится на применение принципа максимализации переговорного процесса, ведущего к необходимости заключения государственного контракта. Если же сторона, для которой заключение государственного контракта обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить государственный контракт.

С той же тщательностью, что и при заключении государственного контракта, законодатель регулирует переговорный процесс по заключению договора поставки, применяя принципы максимализации к необходимости достижения соглашения между сторонами о заключении договора (ст. 529 ГК). Если поставщик (исполнитель) уклоняется от заключения договора поставки, покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора.

4. Исполнение государственного контракта осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 506 - 523 ГК о договоре поставки. В п. 2 ст. 531 ГК лишь оговаривается, что при поставке товаров для государственных нужд покупателям, указанным в отгрузочной разнарядке, товары оплачиваются государственным заказчиком, если иной порядок расчетов не предусмотрен государственным контрактом.

Вопрос об оплате товаров возникает и применительно к договору поставки товаров для государственных нужд. Но в этом случае речь идет не только и не столько о том, кто должен оплатить товар, но и о том, по каким ценам он должен оплачиваться и, что не менее важно, каким актом или документом определяются цены на данные товары.

Согласно ст. 532 ГК товары по договорам поставки оплачиваются покупателями по ценам, определяемым в соответствии с государственным контрактом. В указанной статье ГК предусматривается также важное положение, гарантирующее право продавцов на получение оплаты поставляемых товаров для государственных нужд. Государственный заказчик признается поручителем по обязательству покупателя в договоре поставки надлежащим образом оплачивать полученные им товары. Данное поручительство, вытекающее из закона, подчеркивает, что ключевым субъектом права в системе договоров по поставке товаров для государственных нужд (государственного контракта и договора поставки) является государственный заказчик. В его ведении находятся финансы, обеспечивающие поставку необходимых государству товаров, на него возлагаются функции по организации и осуществлению правовых связей между участниками отношений по реализации государственных интересов в рассматриваемой области экономики.

5. Ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение государственного контракта и договора поставки товаров для государственных нужд наступает на общих основаниях (ст. 393 и 394 ГК) в форме возмещения убытков или уплаты неустойки потерпевшей стороне. Ответственность наступает в соответствии с п. 3 ст. 401 ГК независимо от наличия вины.

Возмещение убытков, причиненных поставщику (исполнителю) в связи с выполнением или расторжением государственного контракта, предусмотрено ст. 533 ГК. Согласно п. 1 ст. 533 ГК убытки подлежат возмещению государственным заказчиком не позднее 30 дней со дня передачи товара в соответствии с государственным контрактом. При невозмещении данных убытков поставщик (исполнитель) вправе отказаться от исполнения государственного контракта и потребовать возмещения убытков, вызванных расторжением государственного контракта (п. 2 ст. 533 ГК).

При расторжении государственного контракта по основаниям, указанным выше, поставщик также вправе отказаться от исполнения договора поставки для государственных нужд и потребовать, чтобы государственный заказчик возместил причиненные ему таким образом убытки.

В свою очередь государственный заказчик в случаях, указанных в законе, вправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена государственным контрактом, при условии возмещения причиненных убытков (ст. 534 ГК). При этом, если такой отказ привел к расторжению или изменению договора поставки товаров для государственных нужд, убытки, причиненные покупателю расторжением или изменением договора, возмещаются государственным заказчиком.

Право на отказ государственного заказчика от поставки предусмотренных государственным контрактом товаров может возникнуть в результате утраты потребности в них, появления на рынке более совершенных в техническом отношении изделий, изменения конъюнктуры рынка и т.п.

Ответственность в форме уплаты неустойки (пени, штрафов) может быть договорной и (или) установленной в законе. Следует, однако, отметить, что по сравнению с общим договором поставки при поставке товаров для государственных нужд преобладающей является неустойка, устанавливаемая законом.

Так, согласно Закону "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" при нарушении условий договора (контракта) по срокам и (или) количеству поставщик уплачивает неустойку в размере 50% стоимости недопоставленных товаров. При этом неустойка за недопоставку товаров имеет штрафной характер, т.е. с поставщика одновременно взыскиваются и убытки, и неустойка.

Закон "О государственном материальном резерве" за поставку (закладку) в государственный резерв материальных ценностей, не пригодных для длительного хранения, не комплектных или не соответствующих по качеству и ассортименту условиям государственного контракта (договора), предусматривает уплату изготовителем (поставщиком) штрафа в размере 20% стоимости забракованных, не соответствующих условиям договора (государственного контракта) материальных ценностей.

§ 5. Договор контрактации

1. Под договором контрактации понимается договор, по которому производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать в собственность выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, закупающему такую продукцию для переработки или продажи, а заготовитель обязуется уплатить обусловленную договором денежную сумму.

Договор контрактации - самостоятельный вид общего договора купли-продажи, применяемый в сфере отношений, регулируемых нормами о поставке товаров. Как следствие этого, согласно п. 2 ст. 535 ГК, к отношениям по договору контрактации, не урегулированным правилами § 5 гл. 30 ГК, применяются правила о договоре поставки (ст. 506 - 524), а в соответствующих случаях - о поставке товаров для государственных нужд (ст. 525 - 534). Если же и указанных правил окажется недостаточно для регулирования отношений по контрактации сельскохозяйственной продукции, подлежат применению общие нормы о купле-продаже.

По критерию применения источников правового регулирования, относящихся к поставке, следует различать два подвида договора контрактации: общий договор и специальный договор, подпадающий под действие Федерального закона от 2 декабря 1994 г. "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд".

Специфические черты договора контрактации состоят в субъектном составе договора, его предмете, которого в момент заключения договора еще нет в наличии, рассредоточенности момента заключения и исполнения договора, зависимости исполнения договора от природных явлений, часто не зависящих от воли производителя (засуха, наводнение, подверженность продукции различного рода заболеваниям, ухудшающаяся экология природной среды и т.д.). Одним словом, сельскохозяйственное производство продукции в отличие от промышленного производства до сих пор в немалой степени остается подверженным воздействию сил, полностью не подконтрольных воле как отдельных производителей, так и общества в целом. Учитывая особенности договора контрактации, законодатель исходит из необходимости первоочередной защиты прав и интересов производителя в данном договоре.

Отсутствие названных особенностей, характеризующих договор контрактации с учетом специфики объекта, является основанием для заключения иного вида договора. Так, на собранный урожай или выращенный производителем скот следует при их продаже заключать договор купли-продажи, но не договор контрактации.

Договор контрактации является консенсуальным, возмездным и двусторонним.

2. Сторонами договора контрактации являются производитель и заготовитель. В качестве продавца в договоре контрактации может выступать непосредственно производитель сельскохозяйственной продукции: хозяйственное общество и товарищество, производственный и потребительский кооператив, иное юридическое лицо независимо от формы собственности, ведущее сельскохозяйственное производство на началах основной или подсобной производственной деятельности, и индивидуальный предприниматель (чаще всего глава крестьянского или фермерского хозяйства). Законом "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" допускается участие в договоре контрактации на стороне производителя также лиц, ведущих личное подсобное хозяйство. При этом стороной в договоре контрактации может быть лишь производитель сельскохозяйственной продукции, являющейся предметом данного договора.

В качестве заготовителя в договоре контрактации выступают физические и юридические лица, закупающие сельскохозяйственную продукцию с целью переработки или продажи, т.е. лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Это - коммерческие организации независимо от форм их собственности и индивидуальные предприниматели, занимающиеся профессионально переработкой сельскохозяйственной продукции (молокоперерабатывающие фирмы, изготовители шерстяных изделий и т.д.) или ее продажей на оптовом и розничном торговых рынках.

При заготовке сельскохозяйственной продукции для государственных нужд заготовителями в качестве государственных заказчиков, как говорилось в § 4 настоящей главы, могут быть также исполнительные органы федеральной власти РФ и субъектов Федерации и некоммерческие организации.

В целом же договор контрактации с участием негосударственных субъектов носит предпринимательский характер, а в случаях участия в нем органов государственной власти РФ и субъектов РФ и граждан-непредпринимателей приобретает общегражданскую правовую природу.

3. Предмет договора контрактации - сельскохозяйственная продукция: продукция растениеводства, животноводства, других отраслей сельскохозяйственного производства, не подвергшаяся переработке. Данная продукция может быть использована заготовителем в качестве сырья, продовольствия, отдельных компонентов при изготовлении промышленных товаров, в медицине, а также в торговле и иных сферах жизнедеятельности общества, в том числе при создании государственных резервов.

Предметом договора контрактации служат вещи, определяемые родовыми признаками. Разумеется, они индивидуализируются партиями (иными способами) при передаче их производителем заготовителю.

4. Содержание договора контрактации составляют права и обязанности сторон и их реализация в ходе исполнения договора.

Основные обязанности производителя - передача заготовителю выращенной (произведенной) сельскохозяйственной продукции в количестве и ассортименте, предусмотренных договором контрактации, и переход к заготовителю права собственности на передаваемую продукцию. Если о передаче продукции говорится в ст. 537 ГК, то о переходе к заготовителю права собственности на продукцию в законе не упоминается, хотя молчаливо предполагается. Условия договора о качестве продукции, согласно Закону "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", должны соответствовать государственным стандартам, техническим условиям, медико-биологическим и санитарным нормам, особым условиям, устанавливаемым договорами .

Условия о количестве и ассортименте сельскохозяйственной продукции имеют особо важное значение для договора контрактации. Объясняется это известной долей непредсказуемости получения производителем указанного в договоре количества и ассортимента продукции в связи с возможными природными катаклизмами или, наоборот, чрезмерно благоприятными погодными условиями для выращивания (производства) сельскохозяйственной продукции. Известно, что договоры контрактации, как правило, заключаются до начала (иногда задолго) сельскохозяйственных работ по выращиванию (производству) продукции. В определенной степени известным выходом из неблагоприятного положения для производителей в указанных случаях являются гарантии, даваемые государством в договорах контрактации для государственных нужд. Так, при перепроизводстве Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов Федерации гарантируют закупку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по заключенным договорам у товаропроизводителей (поставщиков) и предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье. Зерно, сахарная свекла, семена масличных культур, лен-долгунец, скот и птица, молоко, шерсть, предложенные товаропроизводителем к реализации, закупаются в полном объеме.

При переходе права собственности от производителя к заготовителю на передаваемую сельскохозяйственную продукцию следует руководствоваться ст. 223 ГК, согласно которой право собственности у приобретателя вещи возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

Основные обязанности заготовителя сводятся к принятию сельскохозяйственной продукции и ее оплате.

Согласно п. 1 ст. 536 ГК презюмируется, что заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения с обеспечением вывоза, если иное не предусмотрено договором контрактации.

Возможен и иной вариант, когда сельскохозяйственная продукция принимается в месте нахождения заготовителя или ином указанном им месте. Предполагается, что доставка сельскохозяйственной продукции в данное место обеспечивается производителем. В этом случае заготовитель не вправе отказаться от доставленной производителем продукции при ее соответствии условиям договора контрактации и передаче заготовителю в обусловленный договором срок (п. 2 ст. 536 ГК).

Заготовитель обязан не только принять от производителя сельскохозяйственную продукцию, подлежащую переработке, но и возвратить отходы от переработки с оплатой по цене, определенной договором контрактации.

К сожалению, в § 5 гл. 30, посвященной договору контрактации, не упоминается об обязанности заготовителя оплатить полученную им сельскохозяйственную продукцию. Поэтому применительно к общему договору контрактации следует руководствоваться диспозитивной нормой ст. 516 ГК о расчетах за поставленные товары по договору поставки и ст. 458 и 486 ГК о договоре купли-продажи.

Рассматриваемая обязанность заготовителя в совокупности с определением цен на заготавливаемую по линии государства сельскохозяйственную продукцию предусмотрена в Законе "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд".

Согласно п. 1 ст. 6 Закона Правительство РФ ежегодно по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ и представителями общественных объединений, выражающих интересы товаропроизводителей (поставщиков) и потребителей (покупателей), устанавливает на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие для государственных нужд гарантированный уровень закупочных цен, обеспечивающий возмещение материальных затрат и получение товаропроизводителем (поставщиком) дохода, достаточного для расширенного воспроизводства.

Договор контрактации считается действующим по тем договорным ценам, которые на момент его заключения были определены по соглашению сторон, и не может быть расторгнут в последующем одной из сторон на основании несогласия с установленной ценой. Определенные в договоре на момент расчета цены на закупаемую и поставляемую сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие для государственных нужд индексируются с учетом инфляции. При этом Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ гарантируют товаропроизводителям (поставщикам) продукции растениеводства, поставляющим ее для государственных нужд, авансовую оплату в размере не менее 50% стоимости объема поставок, определенных договором, в том числе 25% после заключения договора и 25% после завершения сева, а по продукции животноводства - выплату дотаций из соответствующего бюджета, обеспечивающих рентабельность ее производства.

Расчеты юридических лиц (заготовителей с производителями), находящихся на территории РФ, производятся посредством инкассовой формы, если иной порядок не предусмотрен в договорах контрактации.

5. Ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение договора контрактации наступает в форме возмещения потерпевшей стороне убытков или уплаты неустойки. При этом производитель сельскохозяйственной продукции, выступающий в договоре контрактации в том числе как предприниматель, несет ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение договора лишь при наличии его вины.

Основание и размер неустойки (пени, штрафов) в общем договоре контрактации устанавливаются соглашением сторон, в договоре контрактации для государственных нужд - Законом "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд". Так, в случае неисполнения обязательств договора по объему закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд в установленный срок виновная сторона уплачивает другой стороне неустойку (штраф) в размере 50% стоимости недопоставленной или непринятой продукции. Кроме уплаты неустойки (штрафа) виновной стороной возмещаются также убытки в части, не покрытой неустойкой за несвоевременную оплату закупленной и поставленной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; заготовитель уплачивает производителю пеню в размере 2%, а при просрочке оплаты более 30 дней - в размере 3% суммы несвоевременно оплаченной продукции за каждый день просрочки платежа.

Уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают виновную сторону от исполнения обязательств в натуре, если иное не предусмотрено договором контрактации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.