скачать рефераты

МЕНЮ


Договор перевозки грузов автомобильным транспортом

На "разовую" перевозку отправитель подает заказ, включающий наименование и адрес отправителя, дату и часы подачи автотранспорта, сведения о том, откуда взять и куда доставить груз (точный адрес), наименование и количество груза, род упаковки, количество мест и массу груза. Отсутствие в заказе необходимых реквизитов означает, что договорные отношения между сторонами не установлены (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.10.2007 г. № 15490/07 Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.10.2007 г. № 15490/07 // Вестник ВАС РФ. - 2008. - № 3. - С. 34.).

В принципе заказ можно сделать и по телефону, но тогда, разумеется, у отправителя могут возникнуть проблемы при необходимости установить в суде факт подачи заказа.

Перевозка грузов нетоварного характера (грунт в отвалы, снег и другие грузы, по которым не ведется складской учет) оформляется не накладной, а актом замера или взвешивания.

Форма и порядок заполнения накладной утверждены Инструкцией от 30.11.1983 г. Министерства финансов СССР № 156, Государственного банка СССР № 30, Центрального статистического управления при Совете Министров СССР № 354/7, Министерства автомобильного транспорта РСФСР № 10/998 "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом" О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом [Текст]: [инструкция Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998, от 30.11.1983 г., по состоянию на 28.11.1997] // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. - 1986. - № 11. - С.47.. Отправитель заполняет товарно-транспортную накладную, как правило, в четырех экземплярах и передает вместе с грузом представителю перевозчика шоферу-экспедитору, который расписывается во всех экземплярах, подтверждая прием грузов к перевозке. Первый экземпляр остается у отправителя для списания товарно-материальных ценностей, а остальные вручаются шоферу и передаются им получателю груза. Представитель получателя удостоверяет во всех экземплярах накладной прием груза своей подписью и печатью (штампом) и оставляет себе один экземпляр для оприходования товарно-материальных ценностей. Третий и четвертый экземпляры остаются у перевозчика в качестве приложений к счету за перевозку и к путевому листу. По согласованию с перевозчиком отправитель может выписывать дополнительные экземпляры товарно-транспортных накладных Морозов С.Ю. Договоры, регулирующие перевозки грузов в прямом смешанном сообщении [Текст] // Юрист. - 2008. - № 8. - С. 27..

1.2 Стороны в договоре перевозки грузов автомобильным транспортом

Интересна динамика представления об участниках договора перевозки и научно-правового исследования субъектного состава данной группы правоотношений. Длительное время многими правоведами роль истинных субъектов правоотношений по перевозке отводилась лишь грузоотправителю и перевозчику. В большей степени это можно объяснить тем, что в качестве договора перевозки как такового рассматривался, прежде всего реальный договор перевозки грузов. Таким образом, грузополучатель в таком случае оставался в качестве своего рода третьего лица в правоотношении.

На сегодняшний день структура правоотношений по перевозке настолько сложна, построена посредством взаимодействия и взаимозависимости различных этапов единого процесса, что цель данного процесса непосредственно доставка объекта перевозки в пункт назначения -- уже зачастую не может быть достигнута при участии лишь двух этих субъектов. По этой причине к числу субъектов правоотношений по перевозке будет справедливо причислить и других лиц (многочисленные аэропорты, порты, пограничные железнодорожные станции и др.).

Немалая роль в этом разнообразии понимания и регулирования статуса участников перевозочных отношений отводится международным договорам, а также актам национального законодательства.

Например, в Конвенции ООН (Гамбург, 31 марта 1978 г) «О морской перевозке грузов» О морской перевозке грузов [Текст]: [конвенция Организации Объединенных Наций заключена в Гамбурге 31.03.1978 г.] // Закон. - 2000. - № 6. - С. 18. число участников договора перевозки («перевозчик», «грузоотправитель», «грузополучатель») увеличивается за счет фактического перевозчика. В ст. 1 этой Конвенции мы встретим следующие определения: «Перевозчик» означает любое лицо, которым или от имени которого с грузоотправителем заключен договор морской перевозки груза.

«Фактический перевозчик», по мнению Н.Ю Ерпылева, означает любое лицо, которому перевозчиком поручено осуществление перевозки груза или части перевозки, и включает любое другое лицо, которому поручено такое осуществление перевозки Ерпылева Н.Ю. Правовое регулирование международных речных перевозок грузов [Текст] // Транспортное право. - 2007. - № 2. - С. 14..

«Грузоотправитель» означает любое лицо, которым или от имени или от лица которого заключен договор морской перевозки груза с перевозчиком, или любое лицо, которым или от имени или от лица которого груз фактически сдается перевозчику в связи с договором морской перевозки.

«Грузополучатель» означает лицо, управомоченное на получение груза Кокин А.С. Международная морская перевозка груза: право и практика [Текст] - М., Волтерс Клувер. 2008. - С. 104..

А в Конвенции ООН от 24 мая 1980 г. «О международных смешанных перевозках грузов» естественно возникает еще один «фигурант»: «Оператор смешанной перевозки» означает любое лицо, которое от собственного имени или через другое действующее от его имени лицо заключает договор смешанной перевозки и выступает как сторона договора, а не как агент, или от имени грузоотправителя или перевозчиков, участвующих в операциях смешанной перевозки, и принимает на себя ответственность за исполнение договора Богуславский М.М. Международное частное право: учебник [Текст] - М., Юристъ. 2008. - С. 211..

При этом «Международная смешанная перевозка» означает в названной Конвенции перевозку грузов, по меньшей мере, двумя разными видами транспорта на основании договора смешанной перевозки из места в одной стране, где грузы поступают в ведение оператора смешанной перевозки, до обусловленного места доставки в другой стране. Операции по вывозу и доставке грузов, осуществляемые во исполнение договора перевозки только одним видом транспорта, как Определено в таком договоре, не считаются международной смешанной перевозкой.

Дефиниции же понятий «грузоотправитель» и «грузополучатель» в этой Конвенции схожи с их дефинициями в Конвенции «О морской перевозке грузов».

В Конвенции «О международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа» содержится свое понятие «перевозчик». Под ним понимается юридическое или физическое лицо, осуществляющее международные перевозки пассажиров и багажа и зарегистрированное как субъект предпринимательской деятельности согласно законодательству государства местонахождения (ст. I) О международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа [Текст]: [конвенция СНГ заключена в г. Бишкеке 09.10.1997 г.] // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. - 1997. - № 3. - С. 46-62..

Перевозчик - это лицо, осуществляющее в соответствии с законодательством предпринимательскую деятельность по перевозкам на основании договора перевозки или на иных законных основаниях непосредственно либо посредством сотрудничества с иными субъектами гражданского оборота.

В числе сторон договора перевозки наряду с перевозчиком значительное место занимает грузоотравитель. Надо сказать, что четкого и единого, общепринятого определения понятия «грузоотправитель», законодательство не предусматривает.

Большой энциклопедический словарь «Экономика и право» содержит несколько определений данного понятия. Однако наиболее подходящим из них является следующее: «грузоотправитель» -- юридическое или физическое лицо, осуществляющее операции по отправке груза в соответствии с заключенным договором конкретному адресату». Действительно, данная дефиниция достаточно полно охватывает наиболее характерные свойства одной из сторон договора перевозки, если в понятие «груз» включить и багаж, также перевозимый на основании договора перевозки Гавриленко В.Г., Никитенко П.Г., Ядевич Н.И. Право и экономика. Большой энциклопедический словарь высшего управленческого персонала. [Текст] - Мн., Право и экономика. 2001. - С. 193..

Как уже отмечалось выше, в теоретическом отношении в качестве грузоотправителя может выступать как юридическое, так и физическое лицо. Однако на практике наибольшая доля в удельном весе всех перевозок, осуществляемых на территории большинства современных государств, происходит по инициативе коммерческих организаций, которые зачастую вступают с перевозчиками в договорные отношения по перевозке грузов (произведенной продукции и пр.) для доставки иным лицам во исполнение своих договорных обязательств по поставке товаров и др.

Изучая правовой статус грузополучателя в структуре правоотношений по перевозке грузов, необходимо отметить, что в юридической литературе еще с дореволюционных времен ведется дискуссия на предмет отнесения грузополучателя к определенной категории субъектов данной группы правоотношений. Некоторые ученые-правоведы полагают, что грузополучателя следует считать третьим лицом в договоре перевозки, некоторые характеризуют договор перевозки груза как договор о вручении исполнения третьему лицу (К.К. Яичков Яичков К.К. Договор железнодорожной перевозки грузов по советскому праву. [Текст] - М., Юридическая литература. 1958. - С. 144.), иные авторы и вовсе считают грузополучателя и грузоотправителя одной стороной в договоре перевозки грузов (Л.И. Раппопорт, М.К. Александров-Дольник Рапопорт Л.И. Правовое положение грузополучателя в договоре грузовой железнодорожной перевозки [Текст] // Научные записки Харьковского института советской торговли. - 1957. - Вып. VI. - С. 171-173; Александров-Дольник М.К. Содержание договора грузовой перевозки [Текст] // Советское государство и право. - 1954. - № 4. - С. 107.). Тем не менее наиболее сформированными и аргументированными, и в то же время совершенно противоположными по своей сути принято считать две существующие на сегодняшний день концепции: а) концепция, утверждающая, что договор перевозки является договором в пользу третьего лица; б) концепция, согласно которой грузополучатель является полноценной стороной договора, а сам договор перевозки грузов - не дву -, а многосторонним.

При этом сторонники первой концепции (например, В.В. Кулаков) доказывают ее истинность тем, что договор перевози грузов сам по себе служит достижению целей, на которые направлены первоначальные обязательства -- договоры поставки и другие. Следовательно, договор перевозки выполняет своего рода посредническую функцию в процессе исполнения основного обязательства. Кроме того, потенциальный грузополучатель, выступающий непосредственно в договоре перевозки груза в качестве третьего лица, уже в момент заключения основного договора выражает свое согласие на последующее заключение договора перевозки, то есть выражает свое согласие стать конечным получателем груза Кулаков В.В. О правовом положении грузополучателя в обязательстве перевозки [Текст] // Российский судья. - 2008. - № 6. - С. 28..

В свою очередь, приверженцы другой концепции аргументируют свою правоту тем, что договор перевозки является не дву-, а многосторонним, в котором грузополучатель выступает в роли полноправной стороны. Фактически все стороны договора -- грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель -- имеют в данном процессе одну общую цель -- доставку груза в пункт назначения и вручение (получение) его грузополучателем либо уполномоченным им лицом.

Немало сторонников такой трактовки этого вопроса и среди наших современников. «Участником договора перевозки является также грузополучатель (получатель). Иногда грузоотправитель и грузополучатель являются одним и тем же лицом. Однако чаще всего в качестве грузополучателя (получателя) выступает физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза, багажа. Его наименование указывается в перевозочных документах» Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). [Текст] / Под ред. Садикова О.Н. - М., Инфра-М. 2008. - С. 398.. Действующее законодательство также неоднозначно трактует эту проблему.

Например, в ГК (ст. 739) закреплено понятие договора перевозки грузов, в котором в числе лиц, обремененных соответствующими обязанностями, то есть в числе непосредственно сторон этого договора, называет лишь грузоотправителя и перевозчика. В то же время другие нормы ГК содержат права и обязанности грузополучателя по отношению к перевозчику. Так, в ст. 751 ГК указано, что «до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном законодательством. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок» Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) [Текст] / Под ред. Абовой Т.Е., Кабалкина А.Ю. - М., Юрайт-Издат. 2008. - С. 342..

В российском законодательстве можно найти и прямую установку на необходимость согласования условий договора перевозки с грузополучателем. Например, в Правилах перевозки железнодорожным транспортом грузов на особых условиях говорится следующее: «В случаях, если свойства груза или их состояние либо предлагаемые грузоотправителем условия перевозок не предусмотрены правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, в соответствующих договорах перевозчиков с грузоотправителями могут устанавливаться особые условия перевозок таких грузов и ответственность сторон за их перевозку и сохранность» Об утверждении правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности [Текст]: [постановление Правительства РФ № 111, от 02.03.2005 г., по состоянию на 21.02.2007] // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 10. - Ст. 851..

При этом грузоотправитель перед заключением с перевозчиком договора перевозки груза на особых условиях должен согласовать данные условия с грузополучателем. Во-первых, представляется необходимым на законодательном уровне необходимо определиться и четко обозначить «кто есть кто» в договоре перевозки, как, указывает В.С. Каменков, в договоре транспортной экспедиции: «По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента -- грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза» Каменков В.С. Предмет договора транспортной экспедиции [Текст] // Транспортное право. - 2008. - № 3. - С.19..

Путь разрешения обозначенной проблемы видится в практическом подходе к ней. Это значит, что правоприменитель, и в первую очередь суд (хозяйственный суд), должен оценивать правовой статус каждого, из участников договора перевозки исходя из конкретных обстоятельств дела. Предпосылки для такого подхода также имеются. Скажем, если грузоотправитель и грузополучатель являются одним и тем же лицом, то, безусловно, такой договор будет двусторонним, и грузополучатель фактически будет стороной договора.

Нужно также учитывать, что на практике договор перевозки может представлять собой не идеально классический перевозочный контракт, а сложную компиляцию из частей различных договоров с множеством участников, имеющих неодинаковый правовой статус. И здесь без учета конкретных обстоятельств ни как не обойтись.

Арбитражные суды, как подтверждает судебная практика, именно так и поступают при разрешении споров, вытекающих из договора перевозки.

Так, решением арбитражного суда удовлетворен иск грузополучателя по следующим причинам. Суд установил, что перевозчик контролировал процесс погрузки груза ненадлежащим образом, а предпринятый грузоотправителем и водителем дополнительные действия по креплению груза не обеспечили его сохранности в пути следования, что привело к повреждению груза Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.2008 г. № 7137/08 // Вестник ВАС РФ. - 2008. - № 11. - С. 67..

Весьма большой интерес вызывает вопрос о правовом статусе иных транспортных организаций, не являющихся непосредственно сторонами договора перевозки, однако принимающих в процессе транспортировки груза самое активное участие. То же самое относится и к организациям, участвующим в правоотношениях по доставке и выдаче грузополучателю грузов и (или) багажа. Безусловно, данный вопрос привлекает внимание многих правоведов, и на сей счет среди ученых также существует своего рода спор, который заключается в наличии нескольких различных по своей сущности концепций.

Сторонники противоположной концепции, напротив, полагают, что промежуточные перевозчики, несмотря на факт их прямого участия в процессе перевозки, не наделены никакими правами и, соответственно, не обременены никакими обязанностями в отношении грузоотправителя и грузополучателя, ибо они отвечают сугубо за процесс

надлежащей транспортировки объекта перевозки в рамках того участка маршрута, в котором он должен этим заниматься в соответствии с договором и товарно-транспортной накладной.

Действующее законодательство о перевозке, в том числе по ее участникам (субъектам), нуждается в дальнейшем совершенствовании.

1.3 Обязанности и права в договоре перевозки грузов автомобильным транспортом

До прибытия автомобиля нужно подготовить груз к перевозке (затарить, подгруппировать по грузополучателям, заготовить товарно-транспортные документы, пропуска и т. п.). При предъявлении грузов в таре или упаковке следует замаркировать каждое грузовое место. Грузы, нуждающиеся в таре, должны предъявляться к перевозке в исправной таре, соответствующей государственным стандартам или техническим условиям. Сельскохозяйственные продукты можно передать в нестандартной таре, обеспечивающей их сохранность. Если указанная обязанность не будет выполнена в срок, обеспечивающий своевременную отправку, груз считается непредъявленным для перевозки. Предъявление груза перевозчику - это не право, а обязанность отправителя (п. 1 ст. 794 ГК РФ). Ответственность за ее неисполнение установлена п. 4 ст. 35 УАТ, согласно которой за простой транспорта по вине отправителя последний уплачивает штраф в размере пяти процентов провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении; одного процента среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении, определенной в соответствии с установленным договором сроком выполнения соответствующей перевозки.

Время прибытия автомобиля под погрузку и его убытия нужно отметить в товарно-транспортных накладных. За нарушение этой обязанности с отправителя взыскивается штраф. Если возник спор с шофером перевозчика о времени подачи автомобиля под погрузку, стороны составляют акт о неправильной отметке времени прибытия. Если в пункте отправки работает диспетчер, он также вызывается для составления акта. Временем прибытия считается момент предъявления шофером путевого листа. Погрузка считается законченной после вручения шоферу оформленных товарно-транспортных накладных. Время пробега автомобиля от ворот или КПП к месту погрузки и обратно исключается при исчислении времени нахождения автомобиля под погрузкой. Если автомобиль прибыл ранее согласованного времени, указанного в заказе (заявке), можно начать погрузку либо с момента фактического прибытия (с этого момента автомобиль будет считаться прибывшим под погрузку), либо дождаться наступления установленного в заказе (заявке) времени (в этом случае и автомобиль считается прибывшим в согласованное время). Согласно УАТ погрузка, закрепление, укрытие и увязка грузов производятся силами отправителя. Но договор может возложить эту обязанность на перевозчика. Шофер обязан проверить соответствие укладки и крепления груза требованиям безопасности и сообщить отправителю о замеченных недостатках укладки и крепления. Отправитель обязан устранить такие недостатки. Приспособления для погрузки и перевозки (козлы, стойки, щитовые ограждения и т. п.) предоставляются и устанавливаются отправителем и снимаются получателем. В товарно-транспортной накладной отправитель указывает, должен ли перевозчик выдать эти приспособления получателю вместе с грузом либо возвратить отправителю за его счет. Брезент и веревки для укрытия и увязки грузов должен предоставить перевозчик с оплатой по тарифам Курноскина О.Г. Договоры на транспорте: образцы, рекомендации, комментарии [Текст] - М., Альфа-Пресс. 2008. - С. 76..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.