скачать рефераты

МЕНЮ


Договор перевозки грузов автомобильным транспортом

Квалификация обязательств по перевозке груза и багажа как обязательств по выполнению работ имеет, скорее, теоретическое значение. Договоры перевозки, как базовые договоры в системе транспортных договоров, получили достаточно полное правовое регулирование в рамках соответствующих уставов и кодексов. Однако наряду с договором перевозки выделяются и другие транспортные договоры, регулирующие отношения, так или иначе связанные с перевозками. Определение их правовой природы приобретает важное значение при выборе модели правового регулирования, а также способов правового регулирования.

Включение обязательств перевозки в одну группу с подрядными обязательствами не означает безусловного распространения норм о подряде на транспортные договоры, хотя в литературе указывается на возможность применения данных норм к отдельным транспортным договорам. Так, О.Н. Садиков, характеризуя договоры об организации перевозок (ст. 789 ГК РФ) и договоры между транспортными организациями (ст. 799 ГК РФ), квалифицирует их как «особые договоры транспортного права, которые обслуживают процесс транспортировки, но договором перевозки не являются и должны быть отнесены к числу договоров подрядного типа, регулируемых в основном нормами транспортного права и субсидиарно-общими нормами о подряде» Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право: Курс лекций [Текст] / Отв. ред. Садиков О.Н. - М., Норма. 2006. - С. 383.. Представляется, что применение к транспортным договорам норм о подряде возможно только в случаях, прямо указанных в законе, а не субсидиарно. Такой подход к правовому регулированию транспортных договоров позволяет учитывать и то обстоятельство, что транспортные договоры не однородны по своей правовой природе.

В настоящее время существует огромное многообразие услуг которые способны обеспечивать индивидуальное и коллективные потребности участников гражданского оборота. Сохранение особенности каждой из таких услуг может быть по общему правилу обеспечено при условии, если будет проведена необходимая дифференциация в их регулировании в рамках общего понятия договора услуг. С учетом этого обстоятельства законодатель, определяя место услуг в ГК, мог бы, казалось, воспользоваться в качестве образца для регулирования отношений, возникающих по поводу возмездного оказания услуг, моделями построения тех глав ГК, в которых наряду с общими положениями о договоре определенного типа содержится регулирование в соответствующих пределах каждого из его видов, например, купля-продажа, аренда и др. Однако применительно к услугам такое решение было бы практически невозможным. Причина этому -- обилие используемых в гражданском обороте разновидностей услуг. Институт возмездного оказания услуг предназначен для регулирования тех правоотношений, которые, с одной стороны, не могут быть эффективно регламентированы подрядными нормами, а с другой по своей значимости и индивидуализирующим их свойствам еще не достигли той степени, при которой оказывается необходимым выделение каждого из них в особый договорной тип Брагинский М.И. Договоры подряда и возмездного оказания услуг по гражданскому законодательству [Текст] // Законодательство и экономика. - 1977. - № 18. - С. 42 - 43..

Давая общую характеристику месту рассматриваемых обязательств в системе гражданско-правовых договоров, следует обратить внимание на два момента:

1) договор возмездного оказания услуг, так же как и договор подряда, относится к группе обязательств, направленных на выполнение работы;

2) правоотношения возмездного оказания услуг имеют особенности. Отличающие их от подряда, которые и послужили причиной формирования самостоятельного договорного института.

Решающее значение для разграничения договоров подряда и оказания услуг имеет лежащий в их основе характер интереса соответствующей стороны -- заказчика. Если этот интерес сводится к совершению действий, налицо договор возмездного оказания услуг, а в случае, когда предполагается совершение действий с передачей результата, имеет место договор подряда, в котором большое внимание уделено акту сдачи-приемки работ. Результат в договоре подряда должен быть не только определенно обозначенным, но и отделимым от действий. В этой связи услуги имеют место, прежде всего тогда, когда результат действий если и есть, то находится за пределами договора.

Обязательства по оказанию услуг -- относительно новый для нашего законодательства институт, хотя отдельные виды услуг в той или иной форме встречались и раньше (поручение, экспедиция и т.п.). Возможно, со временем нормы об обязательствах по оказанию услуг станут играть роль общих положений для всех подобных обязательств. В настоящее же время законодатель, во избежание коллизии правовых норм и руководствуясь принципом законодательной экономии, установил правило о неприменении норм гл. 39 ГК ко всем обязательствам по оказанию услуг, самостоятельно урегулированным в кодексе. Так, из сферы действия гл. 39 ГК исключены такие обязательства по оказанию услуг, как поручение и комиссия Гражданское право: Учебник. Часть II [Текст] / Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. - М., Проспект. 2007. - С. 354.. При этом сам перечень обязательств, на которые не распространяется действие гл. 39 ГК, поскольку в него попали как обязательства по оказанию услуг, так и обязательства, не являющиеся таковыми, свидетельствует о том, что позиция законодателя в определении границ обязательств по оказанию услуг и оптимальных форм их правового урегулирования еще не устоялась.

В последнее время в гражданском законодательстве появляются все новые виды договоров оказания услуг, ранее неизвестные отечественной правовой системе. Аналогичная тенденция прослеживается и в зарубежных государствах, где стремительно растет доля услуг в имущественном обороте, вытесняя торговлю материальными вещами и технологией.

В целом развитие правового института возмездного оказания услуг можно предположить по нескольким направлениям. Прежде всего, это усиление нормативного содержания гл. 39 ГК «Возмездное оказание услуг», выполняющей в настоящее время, образно говоря, роль «отчего дома» для тех договоров возмездного оказания услуг, которые не обрели статус поименованного договора в ГК РФ. Данное положение не исключает параллельного развития норм, посвященных правовому регулированию отдельных видов договоров возмездного оказания услуг на уровне специального законодательства.

Сам процесс «отпочковывания» новых договорных типов будет осуществляться по мере «накопления» и нормативного оформления специфических юридических признаков каждого договора. Возможно, что сценарий «отпочковывания» в ГК будет представлен на первом этапе дифференциацией норм о договорах, отражающих видовые особенности того или иного договора возмездного оказания услуг в рамках гл. 39 ГК. На втором этапе -- «отпочковывание» норм в самостоятельный правовой институт, но при условии наличия объективных предпосылок -- критериев, свидетельствующих о новом типе договора Шаблова Е.Г. Перспективы развития правового института возмездного оказания услуг [Текст] // Журнал российского права. - 2002. - № 1. - С. 64..

Глава 2. Ответственность в договоре перевозки автомобильным транспортом

2.1 Ответственность в международных перевозках

Осуществление перевозки грузов возможно в рамках заключения следующих договоров:

-- договора перевозки непосредственно с организацией-перевозчиком;

-- договора транспортной экспедиции, на основании которого на экспедитора возлагаются обязанности по выполнению или организации выполнения перевозки груза.

Ответственность при осуществлении перевозки грузов может возникать в связи с нарушением различных условий договора, однако наиболее часто встречающимися на практике являются ситуации применения ответственности в связи с нарушением сроков доставки груза или не сохранностью груза, под которой понимается утрата, недостача или повреждение (порча) груза.

Гражданский кодекс РФ в отношении ответственности за нарушение любых обязательств устанавливает общее правило, заключающееся в том, что должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств (ст. 393 ГК РФ). Размер убытков в общем случае определяется в соответствии со ст. 15 ГК РФ как совокупность реального ущерба и упущенной выгоды.

В то же время гражданское законодательство допускает возможность применения ограниченной ответственности, однако только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено законом или договором (п. 1 ст. 15, п. 1 ст. 400 ГК РФ).

Ответственность перевозчика по внутренним перевозкам

Ответственность за нарушение условий договора перевозки определяется соглашением сторон, если Гражданским кодексом РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное (п. 2 ст. 784, п. 1 ст. 793 ГК РФ).

Вместе с тем допускается по соглашению сторон ограничение или исключение ответственности перевозчика, установленной законом, но только в случаях, прямо предусмотренных транспортными уставами и кодексами.

Из приведенных положений законодательства относительно установления ответственности (или ее ограничения) по договору перевозки, очевидно, следует приоритет норм закона, и в первую очередь, Гражданского кодекса РФ. Одновременно допускается возможность дополнительной договорной ответственности, если данный вид (размер), ответственности предусмотрен законодательством или такая возможность прямо не запрещена законом Фаст О.Ф. Некоторые аспекты ответственности по договору перевозки пассажиров автомобильным транспортом [Текст] // Современное право. - 2006. - № 11. - С. 26..

Ответственность за нарушение сроков доставки в Гражданском кодексе РФ отсутствуют нормы, регулирующие ответственность за нарушение сроков доставки грузов. Такая ответственность, но только для междугородных перевозок, предусмотрена Уставом автомобильного транспорта РСФСР, утвержденным постановлением Совмина РСФСР от 08.01.1969 г. № 12 с последующими изменениями и дополнениями (далее -- УАТ РСФСР), далее УАТ РФ от 8 ноября 2007 г. В соответствии со ст.34 п.11 главы 6 за просрочку доставки груза перевозчик уплачивает грузополучателю штраф за просрочку груза в размере девяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не установлено договором перевозки груза. Общая сумма штрафа за просрочку доставки груза не может превышать размер его провозной платы. Просрочка доставки груза исчисляется с двадцати четырех часов суток, когда должен быть доставлен груз, если иное не установлено договором перевозки груза. Основанием для начисления штрафа за просрочку доставки груза служит отметка в транспортной накладной о времени прибытия средства в пункт выгрузки. Отсутствие законодательно установленных мер ответственности за нарушение сроков доставки груза при городской и пригородной перевозки внутри Российской федерации не исключает возможность договорного регулирования в этой части с учетом общих положений гражданского законодательства об ответственности сторон. В то же время если груз не был выдан грузополучателю по его требованию: при городской и пригородной перевозке -- в течение 10 дней со дня приема груза, при междугородной перевозке -- в течение 30 дней по истечении срока доставки, а при перевозке в прямом смешанном сообщении -- по истечении четырех месяцев со дня приема груза к перевозке, то согласно п. 3 ст.14 УАТ РФ от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ грузоотправитель и грузополучатель вправе считать груз утраченным и потребовать возмещение за утрату груза. Пример: Перевозчик по своей вине нарушил срок доставки груза при междугородней перевозке на 3 суток. Провозная плата, уплаченная заказчиком за перевозку, составила 20 000 руб.

Размер неустойки за нарушение срока доставки груза 3 суток составит 27 % (9% *3).

Сумма неустойки составит 5 400 руб. (20 000 руб. * 27%).

Ответственность за несохранность груза. Ответственность за несохранность груза возлагается на перевозчика с момента принятия груза к перевозке и до выдачи его грузополучателю, если перевозчик не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело Расулов А.В. Ответственность железной дороги за несохранность принятого к перевозке груза [Текст] // Транспортное право. - 2008. - № 3. - С. 21..

В частности, к обстоятельствам, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, относятся случаи несохранности груза в следствие: а) вины грузоотправителя (грузополучателя); б) особых естественных свойств перевозимого груза; в) недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены по наружному виду при приеме груза к перевозке, или применения тары, не соответствующей свойствам груза или установленным стандартам, при отсутствии следов повреждения тары в пути; г) сдачи груза к перевозке без указания в товарно-транспортных документах его особых свойств, требующих особых условий или мер предосторожности для сохранения груза при перевозке или хранении; д) сдачи к перевозке груза, влажность которого превышает установленную норму. Таким образом, гражданское законодательство устанавливает презумпцию виновности перевозчика в случае несохранности груза и, соответственно, его обязанность доказывать свою невиновность. Однако в отдельных случаях для этого перевозчику достаточно лишь подтвердить наличие соответствующих обстоятельств, в результате чего уже заказчик должен доказать, что эти обстоятельства не исключают виновность перевозчика в несохранности груза. Перечень таких обстоятельств приведен в ст.34 гл.6 УАТ РФ от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ п.7. Перевозчик возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, багажа в размере:

стоимости утраченных или недостающих груза, багажа в случае утраты или недостачи груза, багажа;

суммы, на которую понизилась стоимость груза, багажа в случае повреждения (порчи) груза, багажа или стоимости груза, багажа в случае невозможности восстановления поврежденных (испорченных) груза, багажа;

доли объявленной ценности стоимости груза, багажа, соответствующей недостающей или поврежденной (испорченной) части груза, багажа в случае недостачи, повреждения (порчи) груза, багажа, сданных для перевозки с объявленной ценностью;

объявленной стоимости в случае утраты груза, багажа, а также невозможности восстановления груза, багажа, сданных для перевозки с объявленной ценностью и испорченных или поврежденных. Стоимость груза, багажа определяется исходя из цены груза, багажа, указанной в счете продавца или предусмотренной договором перевозки груза, договором перевозки пассажира, а при отсутствии счета или указания цены, в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Перевозчик наряду с возмещением ущерба, вызванного утратой, недостачей, повреждением (порчей) перевозимых груза, багажа, возвращает грузоотправителю или грузополучателю, пассажиру провозную плату, полученную за перевозку утраченных, недостающих, поврежденных (испорченных) груза, багажа, если эта провозная плата не входит в стоимость груза.

Таким образом, по мнению И.С. Иванова, при возложении вины за несохранность груза на перевозчика ответственность последнего ограничена стоимостью груза, упущенная выгода и иные расходы заказчика (за исключением провозной платы) не возмещаются Иванов И.С. Юридические конструкции вины в российском законодательстве [Текст] // Российский следователь. - 2006. - № 9. - С. 27..

Обращаем внимание, что в случае обнаружения впоследствии считавшегося недостающим груза (в том числе при нарушении сроков доставки), заказчик вправе потребовать выдачи ему этого груза, возвратив перевозчику полученное за его утрату или недостачу возмещение. Однако это не исключает права заказчика потребовать от перевозчика уплаты штрафа за нарушение сроков доставки в порядке, установленном ст. 14 УАТ РФ от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ. Пример: ООО (поставщик) заключило договор поставки партии ткани на сумму 100 000 руб. с ОАО. Условиями договора предусмотрена уплата поставщиком неустойки в сумме 5 000 руб. в случае невыполнения обязательств по поставке товара.

Для доставки груза ООО заключило договор перевозки с ЗАО (перевозчик) с объявлением ценности груза в размере 100 000 руб. Провозная плата, уплаченная перевозчику, составила 10 000 руб.

Во время перевозки на автомобиле, перевозящем груз, вышло из строя сцепное устройство, в связи, с чем произошло его опрокидывание в реку. В результате данного ДТП весь груз был испорчен. В такой ситуации ЗАО ООО за испорченный груз в размере объявленной стоимости 100 000 руб. и возвращает провозную плату в размере 10 000 руб.

Убытки ООО по выплате неустойки ОАО в размере 5 000 руб. за недоставку товара, возникшие по вине перевозчика, возмещению последним не подлежат Постановление президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.02.2008 г. № 53710/07 // Вестник ВАС РФ. - 2008. - № 7. - С. 27..

Пример: ООО (поставщик) заключило договор поставки партии ткани на сумму 100 000 руб. с ОАО.

Для доставки груза ООО заключило договор перевозки с ЗАо (перевозчик) с объявлением ценности груза в размере 100 000 руб. Провозная плата, уплаченная перевозчику, составила 10 000 руб.

Транспортировка осуществлялась при сопровождении экспедитора (представителя ООО) в контейнере с пломбами ООО. При передаче груза ОАО все пломбы были в исправном состоянии. ОАО при приеме товара выявлен брак на сумму 20 000 руб.

В такой ситуации ЗАО (перевозчик) освобождается от ответственности в отношении бракованного груза. Отсутствуют основания и в отношении возврата части провозной платы, приходящейся на бракованный груз.

Убытки по бракованной продукции относятся на счет поставщика, так как перевозчик доказал отсутствие своей вины Постановление ФАС Поволжского округа от 16.05.2006 г. по делу № А55-30043/2005-38 // Вестник ВАС РФ. - 2007. - № 2. - С. 42..

Порядок определения норм применимого права к правоотношениям сторон по перевозке грузов зависит от целого ряда факторов, в частности от государственной принадлежности участников (местонахождение участников в различных государствах), территории, на которой происходит исполнение обязательств, а также от условий договора.

Учитывая международный характер перевозок, а также возможное участие в договорных отношениях иностранных лиц, правовое регулирование таких правоотношений осуществляется в соответствии с нормами международного частного права и условиями договора. То есть в каждом конкретном случае правоотношения сторон по международной перевозке груза будут регулироваться действующими международными договорами (конвенциями), а в случае их отсутствия - нормами национального законодательства, применение которого установлено соглашением сторон Михайлов С. Международные перевозки: расчеты упрощены [Текст] // ЭЖ-Юрист. - 2007. - № 2. - С. 8.. При отсутствии такого соглашения вопросы применимого права определяются судом на основании коллизионных норм, определяемых по законодательству страны, в которой находится суд, рассматривающий дело.

В частности, в российском законодательстве коллизионные нормы сформулированы в разделе VI "Международное частное право" части третьей Гражданского кодекса РФ. Согласно п. 1 ст. 1186 ГК РФ право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных юридических лиц, определяется на основании международных договоров Российской Федерации, Гражданского кодекса РФ, других законов (п. 2 ст. 3 ГК РФ) и обычаев, признаваемых в Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.