скачать рефераты

МЕНЮ


Договор перевозки грузов автомобильным транспортом

При автомобильных перевозках грузов согласно пункту 133 Правил срок исковой давности устанавливается в один год с момента получения ответа на предъявленную претензию либо неполучения от перевозчика ответа в течение тридцати дней, как это установлено пунктом 132 Правил.

При исчислении срока исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров перевозки, на которые распространяется действие КДПГ, хозяйственные суды должны руководствоваться пунктом 1 статьи 32 КДПГ, которым установлен годичный срок исковой давности. Однако в случае умышленных неправомерных действий или такого ненадлежащего исполнения обязательств, которое согласно закону, применяемому хозяйственным судом, рассматривающим дело, приравнивается к умышленным неправомерным действиям, - устанавливается в три года. Течение срока исковой давности начинается:

в случае частичной утраты груза, повреждения его или просрочки в доставке - со дня сдачи груза;

в случае утраты всего груза - с тридцатого дня по истечении согласованного срока доставки или, если таковой не был согласован, с шестидесятого дня после принятия груза перевозчиком к перевозке;

во всех прочих случаях - по истечении трехмесячного срока со дня заключения договора перевозки.

Наличие или отсутствие умышленных неправомерных действий в таких случаях устанавливается хозяйственным судом, рассматривающим конкретное дело.

Обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности при автомобильных перевозках грузов, устанавливаются записями (отметками) в товарно-транспортных накладных, а при возникновении разногласий между сторонами договора - актами установленной формы согласно Правилам. Как правило, бланки актов должны быть у водителя. Однако если водитель отказывается выдать заказчику чистый бланк акта, то это не лишает его права составить акт произвольной формы, но с указанием необходимых данных, предусмотренных в утвержденной форме бланка акта.

Освобождение от ответственности перевозчика

Перевозчик и заказчик освобождаются от уплаты штрафа за невыполнение договора, если оно произошло вследствие: явлений стихийного характера (заносы, наводнения, пожары и т.п.); аварий, устранение которых занимает не менее трех суток; временного прекращения или ограничения движения автотранспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования.

Перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза в случаях, когда: груз прибыл в исправном автотранспортном средстве за исправными пломбами грузоотправителя, а штучный груз - в исправной таре или без нарушений упаковки и пломб грузоотправителя; недостача, порча или повреждение произошли вследствие естественных причин, связанных с перевозкой груза на автотранспортном средстве с открытым кузовом; сопровождение груза производится заказчиком; недостача груза не превышает естественной убыли, а также в иных случаях, если докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Перевозчик освобождается от ответственности за качественное состояние перевозимой стеклянной тары (цвет бутылок или банок, а также наличие на них щербинок, сколов, посечек и т.п.).

Перевозчик возмещает заказчику в случае предъявления им претензий стоимость утраченных, недостающих, испорченных или поврежденных грузов на основании счета заказчика, а в тех случаях, когда расчеты за груз через банк не производятся, - на основании документа, заменяющего счет. Если груз, за утрату или недостачу которого перевозчик выплатил соответствующую неустойку, будет впоследствии найден, грузополучатель (грузоотправитель) вправе потребовать выдачи ему этого груза, возвратив полученную за его утрату или недостачу неустойку.

За простой автотранспортного средства под погрузкой или разгрузкой сверх установленных договором норм времени, а также за простои автотранспортного средства в месте стоянки или пути следования, возникшие по вине грузоотправителя (грузополучателя), они должны оплатить перевозчику неустойку по повременному тарифу, если иное не предусмотрено договором. В Российской Федерации данная норма конкретизируется п.4 ст. 35 Устава автомобильного транспорта, в частности штраф за задержку (простой) транспортных средств, поданных для погрузки (выгрузки) составляет 5% провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении, и 1% среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении.

Если грузоотправителем предъявлен к перевозке груз, не предусмотренный заявкой или принятым к исполнению разовым заказом, или с назначением в другой пункт, перевозчик может отказаться от перевозки, взыскав стоимость использования автотранспортных средств. За отказ от оформления или за неправильное оформление товарно-транспортной накладной, а также путевого листа грузоотправитель (грузополучатель) уплачивает неустойку перевозчику в размере, предусмотренном договором.

За задержку автотранспортных средств и контейнеров, возникшую вследствие того, что к товарно-транспортной накладной не были приложены документы, необходимые для исполнения таможенных, санитарных или других правил, заказчик уплачивает неустойку, предусмотренную договором. Заказчик возмещает перевозчику убытки, возникшие по его вине при погрузке или разгрузке.

Ответственность за несвоевременную подачу транспорта

Обязательства по перевозке грузов подчиняются общим правилам гражданского законодательства об ответственности лишь в той мере, в какой соответствующий вопрос не нашел должного отражения в нормах транспортных уставов, кодексах и других актах, регулирующих перевозку грузов. Анализ этих норм позволяет выделить две группы обстоятельств, в которых получают отражение особенности ответственности перевозчиков за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором и грузоотправителя за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам. Они касаются: 1) условий ответственности; 2) характера, размера и форм ответственности. Рассмотрим каждую из этих групп.

Ответственность за неподачу транспортных средств и за неиспользование поданных транспортных средств носит взаимный характер: грузоотправитель отвечает перед перевозчиком, которому он должен сдать груз для перевозки, а перевозчик отвечает перед грузоотправителем, грузы которого он обязан перевезти. Нарушение обязанностей перевозчиком выражается в описанных далее формах.

Неподача транспортных средств под погрузку. Для того чтобы обязанность перевозчика по подаче транспортных средств была признана выполненной, требуется строгое соответствие этой подачи количественным показателям заявки или иного договора. Заявка (заказ) считается перевозчиком невыполненной, если, несмотря на ее своевременную подачу грузоотправителем, транспортные средства в соответствующие сроки не подавались или подавались в меньшем, чем предусмотрено заявкой (заказом), количестве.

Подача под погрузку неисправных транспортных средств или транспортных средств, непригодных для перевозки конкретных грузов. С точки зрения юридической квалификации в рассматриваемом случае имеет место ненадлежащее исполнение обязанностей. Но по своим последствиям оно тождественно неисполнению: и в первом, и во втором случаях грузоотправитель лишен возможности осуществить предусмотренную заявкой (заказом) погрузку, что приводит к срыву перевозки груза.

Обязанность перевозчиков по подаче грузоотправителям транспортных средств, пригодных для перевозки конкретного груза, прямо предусмотрена уставами и кодексами. При нарушении перевозчиком этой обязанности грузоотправитель вправе не принять транспортные средства под погрузку, и тогда они не включаются в счет выполнения обязательства по перевозке груза.

Нарушение грузоотправителями своих обязанностей может выразиться следующим образом:

а) поданные транспортные средства не используются;

б) поданные перевозчиком транспортные средства признаются неиспользованными в случае их простоя при отказе от уже поданных транспортных средств или при их недогруженности (например, из-за отсутствия груза);

в) последовал отказ от предусмотренных заявкой (заказом) транспортных средств. Такой отказ может быть сделан только до их подачи перевозчиком.

В отличие от общегражданской имущественной ответственности по принципу вины (ст. 401 ГК), ответственность за невыполнение заявки (заказа) при перевозках грузов на транспорте наступает не только за вину, но и за случай.

Вина третьих лиц в невыполнении заявки (заказа) и другие возможные причины не снимают имущественной ответственности с перевозчика и грузоотправителя за невыполнение принятой заявки на перевозку грузов (ст. 401 ГК).

Обязательства перевозчика перед заказчиком возникают из договора. Соответственно, определение начала возникновения обязательства перевозчика по подаче транспорта и, как следствие, оценка добросовестности его исполнения может быть произведена сторонами только на основании заключенного договора.

В соответствии со ст. 402 ГК РБ договор считается заключенным, если стороны в требуемой форме достигли соглашения по всем существенным условиям договора.

Такое соглашение может быть достигнуто как подписанием сторонами полного текста договора, так и принятием перевозчиком к выполнению разового заказа, оформленного по установленной форме.[15]

С момента получения заказчиком от перевозчика подтверждения принятия заказа у последнего возникает обязательство по своевременной подаче транспорта в согласованный срок. Что понимает законодатель под определением "своевременная подача транспорта"? Исходя из содержания гл.46 Правил, опоздание на срок более 30 минут от времени, согласованного сторонами, рассматривается как несвоевременная подача транспортных средств для перевозки груза.

Правила регламентируют четкое время прибытия транспорта только в отношении внутриреспубликанских перевозок (гл.46 Правил). Но ГК не делает разделения на внутриреспубликанские и международные перевозки. Ст. 748 ГК РБ устанавливает общую ответственность перевозчика за несвоевременную подачу транспортных средств вне зависимости от вида перевозки. Размеры ответственности перевозчика за несвоевременную подачу транспорта законодательством не определены. Этот вид ответственности относится к договорным видам ответственности, т.е. устанавливаемым соглашением сторон. Однако если стороны не оговорили в договоре размер ответственности, например, в виде неустойки в процентах от стоимости перевозки, это совершенно не значит, что перевозчика нельзя привлечь к ответственности. В этом случае применяются общие положения законодательства об ответственности за невыполнение обязательств.

Если заказчик понес убытки вследствие несвоевременной подачи перевозчиком транспорта, эти убытки могут быть возмещены за счет виновного лица, т.е. перевозчика (п.1 ст. 364 ГК РБ). Под убытками заказчика понимаются те расходы, которые он не понес бы, если бы смог загрузить транспортное средство своевременно, а также неполученные им доходы. Например, расходы по скадскому хранению груза, расходы по аренде разгрузочных машин и механизмов, неустойка, выплаченная заказчиком по договору (например, если заказчиком выступает экспедитор, который несет ответственность перед грузоотправителем) и так далее.

Особо отметим, что пунктом 398 Правил опоздание транспорта на срок более 2 часов расценивается как невыполнение заказа по вине перевозчика.

Для внутриреспубликанских перевозок правила устанавливают ответственность перевозчика за невыполнение заказа в виде обязанности уплатить заказчику неустойку в размере 20% от стоимости услуг по перевозке. Стороны могут устанавливать другой размер ответственности (п.395 Правил).

В отношении международных перевозок транспортное законодательство такой конкретики не содержит, соответственно действуют опять-таки общие правила ответственности, рассмотренные выше. Кроме того, согласно ст. 368 ГК РБ, если перевозчик не предоставил транспортные средства в оговоренные сроки, заказчик получает право привлечь для выполнения работ по перевозке другого перевозчика и потребовать от перевозчика, не выполнившего заказ, возмещения расходов и других убытков, понесенных вследствие таких действий. В данном случае убытками дополнительно явится разница между стоимостью перевозки, указанной в договоре, и той стоимостью, которую заказчик уплатил другому перевозчику.

Если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлена неустойка, то убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой. Законодательством или договором могут быть предусмотрены случаи, когда допускается взыскание только неустойки, но не убытков; когда убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки; когда по выбору кредитора могут быть взысканы либо неустойка, либо убытки.

Обстоятельства, освобождающие перевозчика и грузоотправителя от ответственности за невыполнение обязательств по заявкам (заказам) на перевозку грузов могут быть разделены на три группы:

1) действие непреодолимой силы и военные действия;

2) прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, установленные в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом;

3) иные случаи, предусмотренные транспортными уставами и кодексами.

Наличие обстоятельств, названных в первой группе, свидетельствует о том, что нарушение выполнения заявки (заказа) на перевозку имело место при таких условиях, которые исключают ответственность перевозчика либо грузоотправителя.

Обстоятельства второй группы возникают в связи с распоряжением компетентных органов, обязывающих или управомочивающих перевозчика не подавать под перевозку в соответствии с заявкой (заказом) перевозочные средства, а грузоотправителя не производить погрузку груза в связи с запрещением или ограничением погрузки грузов в определенных направлениях. При подобных обстоятельствах имеет место не нарушение обязательства перевозчиком или грузоотправителем, а освобождение их от обязанности его исполнения.

Обстоятельства третьей группы возникают в случаях, предусмотренных конкретно в каждом уставе, кодексе.

Рассмотрим названные группы.

К обстоятельствам первой группы, освобождающим перевозчика и грузоотправителя от ответственности за невыполнение принятой заявки на перевозку грузов на всех видах транспорта, относятся прежде всего непреодолимая сила и военные действия.

Непреодолимая сила является чрезвычайным и непредотвратимым в конкретных условиях событием. На практике характер непреодолимой силы чаще всего носят стихийные явления природы (землетрясения, наводнения, пожары и т.д.). Стихийные явления освобождают перевозчика и грузоотправителя от ответственности и могут быть отнесены к категории непреодолимой силы, когда они являются чрезвычайными и непредотвратимыми именно в данной ситуации.

Однако самого факта наличия непреодолимой силы еще недостаточно для того, чтобы перевозчик и грузоотправитель могли быть освобождены от ответственности. Они должны доказать не только наличие непосредственной причинной связи между событием и утратой или повреждением груза, но и то, что ими и их работниками были приняты все разумные меры к обеспечению сохранной перевозки.

Под военными действиями понимаются действия, осуществляемые государством, находящимся в состоянии войны. Военные действия освобождают перевозчика и грузоотправителя от ответственности за невыполнение принятых к исполнению заявок (заказов) лишь при наличии причинной связи между ними и невозможности выполнить заявку (заказ).

К обстоятельствам второй группы, освобождающим перевозчика и грузоотправителя от ответственности, относится прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях. Прекращение или ограничение перевозки грузов может производиться только в исключительных случаях и ограниченным кругом лиц. Как правило, прекращение или ограничение перевозок грузов бывает связано с непреодолимой силой, военными действиями, блокадой, эпидемией или иными обстоятельствами, которые препятствуют осуществлению перевозок грузов.

Исходя из всего вышеизложенного, в интересах обеих сторон согласовать в рамках договора перевозки свое видение понятий "своевременная подача транспорта" и "невыполнение заказа по вине перевозчика из-за несвоевременной подачи транспорта". Все-таки удобнее оговорить ответственность перевозчика за несвоевременную подачу транспортного средства на бумаге, чем потом доказывать в суде размер понесенных убытков, если перевозчик не признает своей обязанности по их возмещению.

Так, на основании договора-заказа ОАО "Б" (г. Гомель) оказало РУП "П" (г. Гомель) услуги по перевозке груза. По условиям заключенного договора время на погрузку-разгрузку транспортного средства составляет 48 часов. За сверхнормативный простой стороны предусмотрели ответственность в виде штрафа в размере 50 долларов США за каждые полные сутки простоя.

Обратившись с иском в суд, ОАО просило взыскать с заказчика, в том числе 537750 руб. оплаты за простой автомашины. Истец указал, что простой автомашины сверх заявленного времени составил 5 суток. Однако, поскольку из материалов дела усматривалось, что сверхнормативный простой автомобиля по договору-заявке составил 3 дня, суд удовлетворил требования истца, взыскав с ответчика 322500 руб. штрафа.[10]

Ответственность за несвоевременную доставку груза

Сроки доставки грузов оказывают прямое и непосредственное влияние на выполнение транспортных обязательств не только транспортными предприятиями, но и грузоотправителями и грузополучателями. От количества времени, затрачиваемого на транспортировку груза, зависят эффективность работы транспорта, ускорение оборачиваемости транспортных средств и в значительной мере сохранность перевозимых грузов. Поэтому своевременная доставка грузов в пункты назначения, являясь условием надлежащего исполнения договора перевозки, составляет одну из основных обязанностей перевозчика, за нарушение которой он несет имущественную ответственность.

Просрочка доставки груза влечет за собой обязанность перевозчика уплатить штраф (пени) грузополучателю. Штраф носит характер исключительной неустойки и исчисляется в процентном отношении к провозной плате в зависимости от длительности просрочки в доставке груза. Общей предпосылкой ответственности за просрочку доставки груза является вина перевозчика, которая презюмируется.

Данный вид ответственности является ярким примером договорной ответственности, т.е. устанавливаемой соглашением сторон. Ни общее, ни транспортное законодательство не устанавливают ответственности перевозчика в виде каких-либо штрафов (неустойки). В случае, если соглашением между перевозчиком и заказчиком штраф (неустойка) за просрочку в доставке груза не предусмотрен, действуют общие правила взыскания убытков вследствие неисполнения обязательства, рассмотренные выше. Однако прежде чем требовать от перевозчика возмещения убытков за просрочку в доставке груза, стоит задуматься, все ли сделано заказчиком для того, чтобы груз был доставлен вовремя?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.