скачать рефераты

МЕНЮ


Договор подряда

При обнаружении существенных недостатков заказчик в соответствии с п. 2 ст. 737 ГК обязан доказать, что недостатки возникли до принятия результата работ или по причинам, возникшим до этого. Требование о безвозмездном устранении существенных недостатков, в отличие от требований, связанных с иными недостатками, может быть предъявлено не только, когда они были обнаружены в пределах двухгодичного срока, но и после его истечения в пределах срока службы созданной (отремонтированной) подрядчиком вещи. Если срок службы не установлен - в течение 10 лет. При отказе или уклонении подрядчика от удовлетворения требования о безвозмездном устранении недостатков заказчик может по своему выбору требовать возвращения части цены, уплаченной за работу; возмещения расходов, понесенных в связи с устранением недостатков своими силами; отказаться от договора и потребовать возмещения понесенных убытков.

При толковании ст. 737 ГК возникают определенные сложности. Всегда или не всегда на заказчике при обнаружении существенных недостатков лежит бремя доказывания того, что они возникли до момента приемки-передачи, или возникли по причинам, имевшимся до этого момента? Вывод о том, что бремя доказывания всегда лежит на заказчике, встречается в юридической литературе <*>. На наш взгляд, более правильно иное толкование ст. 737 ГК. Пункт 1 ст. 737 является общим правилом, применяемым при обнаружении любых недостатков в течение гарантийного срока или разумного срока в пределах двух лет с момента принятия результата работ. Статья 737 (п. 2 и 3) ГК устанавливает особенности для предъявления требований, связанных с существенными недостатками (в том числе особое правило о возложении на заказчика бремени доказывания), но распространяются они лишь на случаи, когда недостатки обнаружены за пределами сроков, обозначенных в п. 1 ст. 737 ГК. Поэтому доказывать причину возникновения недостатков заказчик обязан, если обнаружил их по истечении двухлетнего срока.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) (под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина) включен в информационный банк согласно публикации - Издательство "Юрайт", 2004.

См., например: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / Под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина. М., 2002. С. 406.

Особенность бытового подряда в том, что помимо требований, обозначенных в ст. 737 и 723 ГК, заказчик на основании ст. 739 ГК вправе предъявлять требования, аналогичные требованиям покупателя, связанным с приобретением товара ненадлежащего качества (ст. 503 - 505 ГК).

Договор бытового подряда прекращается по общим основаниям прекращения подрядных отношений, за одним исключением. Последствия отказа заказчика от договора (п. 2 ст. 731 ГК) иные, чем предусмотренные в общих положениях о подряде (ст. 717 ГК). Заказчик, отказавшийся от договора, оплачивает подрядчику часть цены пропорционально фактически выполненной работе и возмещает расходы, произведенные подрядчиком в целях исполнения договора, если они не вошли в цену уже выполненной работы. По общим положениям, помимо выплаты пропорциональной части цены работ заказчик в пределах разницы между ценой всего и фактического объема работ возмещает подрядчику убытки, включающие как прямой ущерб, так и упущенную выгоду. При отказе от договора бытового подряда взыскание упущенной выгоды подрядчика исключено.

§ 3. Договор строительного подряда

1. Понятие договора строительного подряда. Основной сферой применения договора строительного подряда является деятельность по созданию, реконструкции, модернизации основных производственных и непроизводственных фондов. Вместе с тем достаточно распространены и договоры, заключаемые для удовлетворения бытовых или других потребностей граждан (при строительстве гаражей, дачных домов, коттеджей и проч.). Работы, выполняемые на его основании, ведут к созданию или обновлению объектов недвижимости: застройке городских и сельских поселений, развитию инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, сохранению объектов историко-культурного назначения и т.п.

Согласование государственных, общественных и частных интересов в области строительства обеспечивается органами государственной власти и местного самоуправления. Оно осуществляется как путем государственной поддержки инвестиционных строительных проектов и направления финансовых ресурсов на государственные (муниципальные) нужды, предоставления льготных условий пользования природными ресурсами, так и посредством установления государственного технического регулирования, градостроительных нормативов, определения основных принципов ценообразования и сметного нормирования в строительстве и т.п.

Деятельность по строительству включает выполнение общестроительных, отделочных, санитарно-технических, специальных и монтажных работ и т.п. Она может осуществляться за счет финансовых средств заказчика работ (заказчик при этом является и инвестором) либо за счет средств иных лиц, вкладывающих в строительство денежные средства или иные инвестиции и не являющихся заказчиками работ. В последнем случае инвесторами могут выступать, в частности, органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом, а также будущие пользователи объектов - физические и юридические лица, как российские, так и иностранные.

Работы на основании договора строительного подряда выполняются обычно специализированными строительными, монтажными, пусконаладочными и иными организациями .

Строительные и иные работы с участием специализированных строительно-монтажных организаций, однако, выполняются не только на основании договора строительного подряда. В частности, в ряде крупных городов жилищное и гаражное строительство ведется на основании так называемых инвестиционных контрактов, составленных по типу договора простого товарищества (совместной деятельности). Их участниками выступают инвесторы - будущие собственники недвижимости. В число инвесторов могут входить и строительно-монтажные организации, осуществляющие вклад в общее дело в виде материалов, оборудования и строительно-монтажных работ. Такая схема договорных связей позволяет инвесторам строить объекты собственными силами, не заключая между собой договора строительного подряда. См.: Обобщение практики рассмотрения судами Российской Федерации дел по спорам между гражданами и организациями, привлекающими денежные средства граждан для строительства многоквартирных жилых домов // БВС РФ. 2003. N 2.

Статья 740 ГК определяет договор строительного подряда следующим образом: по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик - создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и оплатить обусловленную цену.

Договор строительного подряда возмездный, взаимный (синаллагматический) и консенсуальный. Он не является публичным договором. Однако в случаях, установленных законом (ст. 445, 448 ГК), его заключение может быть для сторон обязательным.

Основным отличительным признаком договора строительного подряда как разновидности договора подряда служит особая область его использования. Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Если же указанные специальные работы не связаны со строительством, то они составляют предмет обычного договора подряда. К примеру, монтаж подрядчиком лифтов на функционирующем предприятии регулируется общими нормами о подряде. Иными словами, в отношении одних и тех же по характеру работ может применяться различный правовой режим. По правилам о договоре строительного подряда могут выполняться работы по капитальному (но не текущему) ремонту зданий и сооружений. Капитальный ремонт зданий и сооружений в отличие от их строительства не создает новых объектов. Он проводится в целях восстановления отдельных элементов зданий и сооружений.

Понятие строительства включает как новое строительство, так и работы по расширению объекта.

ГК (п. 2 ст. 740) допускает включение в договор строительного подряда условия, согласно которому подрядчик берет на себя обязанность в течение определенного срока обеспечить эксплуатацию объекта после его принятия заказчиком.

Специфический договор строительного подряда - договор о строительстве "под ключ": подрядчик принимает на себя все обязанности своими силами и средствами, из своих материалов построить по заданию заказчика объект, который передается заказчику в готовом виде, в состоянии, пригодном к немедленной эксплуатации. При строительстве "под ключ" объектами строительства чаще всего выступают жилые дома, дачные постройки и проч.

Правовое регулирование. Поскольку договор строительного подряда - вид договора подряда, то к нему, если иное не предусмотрено специальными правилами о строительном подряде, применяются общие положения ГК о подряде (п. 2 ст. 702). Так, общими положениями о подряде регулируются структура договорных связей, условия о порядке оплаты работ, качестве работ, сроках, способах защиты, цене и др. (ст. 706 - 709, 711, 712, 715, 724 ГК и др.).

Правила о договорах подряда на капитальное строительство, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 26 декабря 1986 г. N 1550, на территории Российской Федерации не действуют. См. п. 6 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 14 августа 1993 г. N 812 "Об утверждении Основных положений порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации" // САПП РФ. 1993. N 34. Ст. 3189.

К работам по капитальному ремонту зданий и сооружений правила о договоре строительного подряда применяются, если иное не предусмотрено договором (п. 2 ст. 740 ГК). Если же в договоре на выполнение работ по капитальному ремонту предусмотрено, что нормы договора о строительном подряде к нему не применяются, то будет действовать правовой режим, установленный гл. 39 ГК ("Возмездное оказание услуг"). Не исключается и такое правовое регулирование, когда отношения сторон будут определяться лишь отдельными правилами договора о строительном подряде при условии, что это не затронет императивных предписаний гл. 39 ГК. Таким образом, правило, в силу которого к выполнению работ по капитальному ремонту применяются нормы о строительном подряде, представляет лишь легальную презумпцию, отступление от которой возможно по соглашению сторон.

Если же заказчиком по договору строительного подряда выступает гражданин, а работы выполняются для удовлетворения его бытовых или других потребностей (при строительстве гаража, дачного домика, жилого дома и проч.), к такому договору соответственно применяются правила ГК о бытовом подряде, но лишь в части, касающейся прав заказчика (п. 3 ст. 740). Такой гражданин также пользуется правами, предоставленными потребителю Законом "О защите прав потребителей".

Важное место в правовом регулировании строительного подряда занимают нормативные акты публичного порядка, регулирующие условия и порядок вложения инвестиций, определяющие требования в области градостроительного планирования, использования земельных участков под строительство, регламентирующие технические требования к выполнению работ, архитектурный и градостроительный надзор, обеспечение соблюдения требований экологической безопасности и т.п. К подобным актам относятся, в частности: Федеральные законы от 27 декабря 2002 г. "О техническом регулировании" <1>, от 25 февраля 1999 г. "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" <2>, от 9 июля 1999 г. "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" <3>, от 17 ноября 1995 г. "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" <4>, Градостроительный кодекс Российской Федерации <5> и др. <6>.

<1> СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5140.

<2> СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1096.

<3> СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493.

<4> СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4473; 2003. N 2. Ст. 167.

<5> СЗ РФ. 1998. N 19. Ст. 2069; 2003. N 2. Ст. 167.

<6> Важная роль в правовом регулировании строительного подряда принадлежит также Постановлению Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1008 "О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации" // СЗ РФ. 2001. N 1 (ч. II). Ст. 135; Постановлению Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 714 "Об утверждении Положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета" // СЗ РФ. 2001. N 43. Ст. 4097; и др.

Другой особенностью правового регулирования отношений по рассматриваемому договору является наличие системы нормативно-технических актов, т.е. нормативных актов, регламентирующих технические процессы проектирования объектов строительства, строительно-монтажных, пусконаладочных работ, а также определяющих технические требования к применяемым в строительстве материалам, конструкциям и изделиям. Прежде всего это СНиП - строительные нормы и правила. Широко распространены также государственные и отраслевые стандарты (ГОСТ, ОСТ) и технические условия (ТУ) на строительные материалы, детали и конструкции, технические регламенты в отношении зданий, строений, сооружений.

Указанные документы содержат как обязательные, так и рекомендуемые положения по соответствующему кругу вопросов. Так, обязательны положения СНиП, определяющие надежность зданий и сооружений, прочность и устойчивость строительных конструкций, безопасность людей при аварийных ситуациях. Как обязательными, так и рекомендательными могут быть положения государственных стандартов относительно требований к проектной, технологической и другой документации либо требований по размерной и функциональной совместимости и взаимозаменяемости материалов и проч.

2. Структура договорных связей по договору строительного подряда определяется в соответствии с общими положениями о структуре договорных связей при подряде. Принято различать простую и сложную структуры договорных связей. Простая структура возникает, когда подрядчик обязуется по заданию заказчика выполнить определенные работы самостоятельно, посредством заключения прямых договоров. Сложная структура предполагает участие в строительстве нескольких исполнителей.

Для строительного подряда в качестве типа сложной структуры договорных связей характерна система генерального подряда. К примеру, генеральный подрядчик по договору строительного подряда на строительство жилого комплекса берет на себя производство основных строительных работ. К выполнению отдельных комплексов специальных работ (отделочных, работ по монтажу лифтов, благоустройству территории и т.п.) возможно привлечение нескольких субподрядчиков.

При больших объемах работ заказчик может привлечь к их исполнению нескольких генеральных подрядчиков (по отдельным участкам или комплексам работ).

По договору генерального подряда заказчик вправе передать не все работы, входящие в общий комплекс работ на объекте. Оставшиеся (непереданные) работы заказчик может выполнять сам либо с согласия генерального подрядчика передать их выполнение им отобранным исполнителям, с которыми заключает непосредственные прямые договоры, не входящие в систему генерального подряда (п. 4 ст. 706 ГК). Система генерального подряда в сочетании с прямыми договорами широко развита при возведении крупных и сложных промышленных объектов. В этом случае, к примеру, договор на выполнение общестроительных работ может быть заключен с организацией общестроительного профиля, договор на монтаж технологического или энергетического оборудования - со специализированной монтажной организацией, договор на пусконаладочные работы - с организацией, специализирующейся на наладке подобного оборудования, и т.д. Некоторые из названных договоров вполне могут быть договорами генерального подряда, а остальные - прямыми.

3. Стороны договора строительного подряда. В качестве заказчика вправе выступать физические и юридические лица, включая иностранные. Заказчики, как отмечалось ранее, не всегда являются инвесторами. Нередко на практике функции заказчика передаются инвестором будущему пользователю объекта либо специализированной организации в силу того, что выполнение функций заказчика требует специальных знаний. При этом между инвестором и заказчиком заключается договор. Чаще всего это договор поручения либо агентский договор, согласно которым посредническая организация обязуется заключить договор с подрядчиком от своего имени или от имени инвестора и принимает на себя выполнение юридических и иных действий, связанных с осуществлением функций заказчика.

Возможны и иные пути участия лиц, обладающих специальными познаниями в области строительства, в отношениях, возникающих из договора строительного подряда. Если заказчик не обладает специальными знаниями либо по иным причинам не желает в полном объеме выполнять функции заказчика, то контроль и надзор за строительством объекта и принятие от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком он вправе доверить третьему лицу - профессионалу, инженеру или инженерной организации. При этом заказчик самостоятельно, без согласия подрядчика, выбирает такого инженера (инженерную организацию) и заключает с ним договор об оказании услуг, связанных с контролем и надзором за строительством (ст. 779 - 783 ГК). Функции такого инженера (инженерной организации) должны быть отражены и в подрядном договоре (ст. 749 ГК).

Инженер (инженерная организация) действует от имени, в интересах и за счет заказчика. Ответственность за его действия несет заказчик, но при условии, что они совершены в рамках данных инженеру (инженерной организации) полномочий.

В качестве подрядчиков в договоре строительного подряда выступают предприниматели: строительные, строительно-монтажные, пусконаладочные и иные организации, созданные в различных организационно-правовых формах а также индивидуальные предприниматели. Отдельные виды деятельности, составляющие предмет рассматриваемого договора, подлежат лицензированию.

Нередко в составе таких юридических лиц создаются обособленные подразделения - филиалы в виде строительных управлений (СУ), монтажные управления (МУ) и др., руководители которых от имени юридического лица заключают договоры строительного подряда, позволяющие филиалу непосредственно выполнять функции подрядчика.

В настоящее время перечень видов строительной деятельности, подлежащих лицензированию, значительно сокращен. Так, лицензированию подлежат: строительство зданий и сооружений I-го и II-го уровней ответственности по государственным стандартам; работы по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. См.: ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" // СЗ РФ. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3430; 2003. N 13. Ст. 1178; см. также: Положение о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2002 г. N 174 "О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства" // СЗ РФ. 2002. N 12. Ст. 1149.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.