скачать рефераты

МЕНЮ


Договор подряда

Вместе с тем и промежуточная приемка далеко не всегда является приемкой отдельного этапа работ. На необходимость разграничения различных видов приемки в процессе строительства указывает и Высший Арбитражный Суд РФ на примере одного из дел. Так, в коммерческой практике промежуточная приемка отдельного этапа работ и приемка промежуточных работ, не относящихся к таковому, оформляется путем подписания одного и того же акта, именуемого актом формы N 2. При этом акты приемки промежуточных работ подтверждают фактическое выполнение работ за определенный период и, как правило, подписываются ежемесячно, что позволяет получить основание для промежуточных расчетов. И если фактически выполненные промежуточные работы не были выделены в договоре в качестве отдельного этапа, то акты формы N 2 не являются актами предварительной приемки отдельного этапа работ. Такое разграничение имеет принципиальное значение при распределении рисков случайной гибели или случайного повреждения результата работ. В случае принятия промежуточных работ, не относящихся к отдельному этапу, действует общее правило о распределении рисков (ст. 741 ГК) (см. п. 18 Обзора Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 января 2000 г. N 51).

Полная приемка - приемка законченного строительством объекта в целом заказчиком либо комиссией, образуемой соглашением сторон. В комиссию могут входить независимые эксперты, представители субподрядчиков и другие лица, приглашенные заказчиком и подрядчиком.

В случаях, порядке и с последствиями, предусмотренными правовыми актами, возможно проведение государственной приемки с участием представителей государственных органов и органов местного самоуправления. Обычно такая приемка проводится при строительстве объектов недвижимости, эксплуатация которых затрагивает серьезные публичные интересы - основных производственных и непроизводственных фондов (зданий и сооружений, жилых комплексов и иных подобных объектов). При этих условиях объект считается принятым к эксплуатации и право на него подлежит государственной регистрации только после надлежащего завершения государственной приемки.

Порядок приемки подобных объектов в эксплуатацию определяется СНиП 3.10.04.-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения" <*>. В соответствии с ним до предъявления объектов государственной приемочной комиссии заказчиком назначаются рабочие комиссии, осуществляющие предварительную приемку без участия представителей государственных органов либо органов местного самоуправления. И лишь затем законченные строительством объекты должны предъявляться к приемке государственным приемочным комиссиям.

Постановлением Госстроя СССР от 21 февраля 1987 г. N 84.

Заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных работ, обязан немедленно приступить к его приемке. Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом сдачи или приемки, подписанным обеими сторонами. При отказе одной стороны от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной (п. 4 ст. 753 ГК). Оформленный таким образом акт имеет юридическую силу, является доказательством исполнения подрядчиком обязательства по договору и порождает обязанность заказчика по оплате выполненных работ (см. п. 14 Обзора Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 января 2000 г. N 51). Акт может быть оспорен в суде заинтересованной стороной. Суд вправе признать односторонний акт недействительным, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными. Так, заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность его использования для указанной в договоре строительного подряда цели и не могут быть устранены заказчиком или подрядчиком (п. 6 ст. 753 ГК).

9. Ответственность по договору строительного подряда и другие способы защиты. Гражданско-правовая ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора строительного подряда является полной и строится на основании общих положений об ответственности по договору (гл. 25 ГК). Условия применения мер гражданско-правовой ответственности различаются в зависимости от субъекта ответственности. Так, заказчики-граждане либо некоммерческие организации отвечают за нарушение договора строительного подряда при наличии вины в соответствии с п. 1 ст. 401 ГК. Заказчик либо подрядчик, нарушившие договор при осуществлении предпринимательской деятельности, несут в соответствии с п. 3 ст. 401 ГК ответственность и за случайное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

Наряду с взысканием убытков ответственность за нарушение условий договора строительного подряда может выражаться в уплате неустойки (пени, штраф), как правило, договорной. В отношении подрядчика договорная неустойка устанавливается чаще всего за нарушение сроков выполнения работ, в отношении заказчика - за нарушение сроков оплаты выполненных работ. Сфера применения законной неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора строительного подряда крайне узка.

Так, в § 3 гл. 37 ГК "Строительный подряд", как и в § 1 гл. 37 ГК "Общие положения о подряде" не предусматриваются случаи законной неустойки, в том числе за ненадлежащее качество предъявленного подрядчиком к сдаче заказчику результата работ. Вместе с тем законная неустойка установлена за нарушение обязательств при выполнении подрядных строительных работ для государственных нужд. См., например, п. 9 Основных положений порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 14 августа 1993 г. N 812 // САПП РФ. 1993. N 34. Ст. 3189.

При просрочке заказчиком оплаты работ возможно взыскание с него процентов за пользование чужими денежными средствами согласно правилам ст. 395 ГК об ответственности за неисполнение денежного обязательства.

При нарушении обязательств по строительному подряду применяются и другие санкции или способы защиты, не относящиеся к гражданско-правовой ответственности (ст. 12 ГК). Одни из них осуществляются судом, другие - управомоченным субъектом. Такие меры могут применяться как отдельно, так и наряду с мерами гражданско-правовой ответственности. Прежде всего имеются в виду последствия, предусмотренные правилами о строительном подряде и общими положениями о подряде в случаях: некачественного выполнения работ подрядчиком, неисполнения заказчиком встречных обязанностей по предоставлению материалов, оборудования, технической документации или просрочки оплаты (либо неоплаты) заказчиком выполненных работ и др.

К числу способов защиты в указанных случаях относятся: отказ заказчика или подрядчика полностью или частично от исполнения договора (п. 3 ст. 715, п. 2 ст. 719, п. 3 ст. 723, п. 3 ст. 745 ГК и др.); удержание подрядчиком результата работы либо оборудования или иного оказавшегося у него имущества заказчика в случае неисполнения заказчиком обязанности об оплате (ст. 712); неприступление к работе или приостановка работ (п. 1 ст. 716, п. 1 ст. 719); безвозмездное устранение подрядчиком недостатков либо соразмерное уменьшение установленной за работу цены при ненадлежащем качестве работ (ст. 723, 754) и др.

Кроме того, как уже отмечалось, в строительном подряде широко применяется такой дополнительный способ защиты интересов заказчика, как удержание заказчиком на определенное время части предназначенной для полного расчета суммы оплаты.

Следует иметь в виду и возможность возложения на участников договора административной ответственности за правонарушения в области строительства, влекущие снижение и потерю прочности, устойчивости и надежности зданий, строений и сооружений, их частей или отдельных конструктивных элементов.

См.: ст. 9.4 КоАП "Нарушение требований нормативных документов в области строительства", ст. 9.5 "Нарушение установленного порядка строительства объектов, приемки, ввода их в эксплуатацию".

10. Изменение, расторжение договора строительного подряда осуществляются в соответствии с нормами гл. 37 ГК о подряде (как правило, исходя из ее общих положений) и правилами гл. 29 ГК "Изменение и расторжение договора".

Говоря об этом, следует упомянуть, что одностороннее изменение или расторжение договора строительного подряда может быть осуществлено по решению суда либо без обращения в суд путем отказа от исполнения договора полностью или частично. При этом можно указать на довольно большое число норм о подряде, допускающих односторонний отказ от исполнения без обращения в суд.

Чаще всего такая возможность предусматривается как реакция на строго определенные договорные нарушения. Так, подрядчик вправе отказаться от договора в случае обнаружившейся невозможности использования предоставленных заказчиком материалов или оборудования без ухудшения качества работ (п. 3 ст. 745 ГК) или когда нарушение заказчиком своих обязанностей препятствует исполнению договора подрядчиком (п. 2 ст. 719). Односторонний отказ заказчика как реакция на договорные нарушения возможен в случае некачественного выполнения работ (п. 3 ст. 723) либо выполнения их с недостатками, позволяющими полагать, что работа не будет выполнена надлежащим образом (п. 3 ст. 715), и др.

Важно заметить, что из самой сущности подряда вытекает (если иное не предусмотрено договором) право заказчика в любое время без объяснения причин расторгнуть договор путем отказа от исполнения. Заказчик при этом принимает на себя определенные последствия по оплате подрядчику вознаграждения за выполненную часть работы и по возмещению убытков, вызванных расторжением договора (ст. 717 ГК).

Достаточным основанием для отказа заказчика от договора иногда признается лишь предположение о возможной неспособности стороны исполнить принятые на себя обязательства. Так, отказ от исполнения может последовать, если подрядчик несвоевременно приступил к работе или обнаружится, что он выполняет работу медленно и окончание ее к сроку становится явно невозможным (п. 2 ст. 715 ГК).

Частным случаем основания для изменения или расторжения договора без обращения в суд является правило ст. 752 ГК о консервации строительства. Основанием консервации служит любая причина, в том числе не зависящая от сторон (стихийные бедствия, отсутствие бюджетного финансирования и проч.). В подобных обстоятельствах работы приостанавливаются, а объект строительства консервируется. Судьба договора решается по усмотрению сторон, поскольку ГК не содержит нормы, которая связывала бы консервацию с окончательным прекращением договорных отношений. По соглашению сторон возможно как расторжение договора, так и изменение его условий, прежде всего о сроке договора. В последнем случае на подрядчика возлагается обязанность после отмены консервации возобновить работы на прежних или иных условиях.

Правила ст. 752 ГК о последствиях консервации носят императивный характер. В соответствии с ними на заказчика возлагается обязанность оплатить подрядчику в полном объеме выполненные до момента консервации работы, а также возместить расходы, вызванные необходимостью прекращения работ и консервации строительства <*>, с одновременным зачетом выгод, которые подрядчик получил или мог получить вследствие прекращения работ.

В частности, расходы, связанные с переброской подрядчиком строительных материалов и механизмов в другое место.

§ 4. Договор подряда на выполнение проектных

и изыскательских работ

1. В рамках договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик - принять и оплатить их результат (ст. 758 ГК).

Этот договор тесно связан с договором строительного подряда, проектные и изыскательские работы предшествуют началу строительства и являются для него необходимой предпосылкой. Как самостоятельный вид договора, он сравнительно нов для российского гражданского права. Отдельные нормы, посвященные проектным и изыскательским работам, появились в Основах гражданского законодательства 1991 г., а более детальное регулирование он получил лишь в действующем ГК.

Общие положения о подряде применяются к отношениям по выполнению проектных и изыскательских работ, если иное не установлено § 4 гл. 37 ГК. Помимо ГК среди законов, в той или иной части регулирующих проектные и изыскательские работы, следует выделить Федеральные законы от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности", от 25 февраля 1999 г. "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", от 17 ноября 1995 г. "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", Градостроительный кодекс РФ. Принятие специального закона, посвященного проектно-изыскательским работам, не предусмотрено.

Большое значение для регулирования этой сферы деятельности имеют подзаконные акты, важная роль отводится строительным нормам и правилам, государственным и отраслевым стандартам. С принятием Федерального закона от 27 декабря 2002 г. "О техническом регулировании" <*> начался процесс замены государственных и отраслевых стандартов на технические регламенты.

СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5140.

2. Сторонами договора являются заказчик и подрядчик (изыскатель).

На стороне заказчика может выступать любое лицо; каких-либо ограничений законодательство здесь не содержит. Специальные требования к правосубъектности подрядчика устанавливаются в законодательстве о лицензировании. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" (п. 1 ст. 17) предусмотрел необходимость лицензирования деятельности по инженерным изысканиям для строительства и по проектированию зданий и сооружений I-го и II-го уровня ответственности. Право проведения изысканий, связанных с геологическим изучением недр, может принадлежать лишь обладателю лицензии на пользование недрами (ч. 4 ст. 11 Закона РФ "О недрах").

Обязанности подрядчика, как правило, возлагаются на специализированную организацию, выполняющую проектные и изыскательские работы, либо на подрядчика по договору строительного подряда, если это предусмотрено в договоре (п. 2 ст. 743 ГК). Учитывая сложность, капиталоемкость строительных работ, в этой сфере все большее распространение получает схема взаимодействия, в рамках которой обязанность по проведению проектно-изыскательских работ первоначально возлагается на подрядчика по договору строительного подряда, и уже он, в свою очередь, привлекает проектные и изыскательские организации, заключая с ними отдельные договоры.

Привлечение субподрядчиков, разрешение вопросов, связанных с множественностью лиц в обязательстве, происходят по общим правилам договора подряда. Никаких исключений или особенностей по сравнению с общими положениями о подряде здесь нет.

3. Форма договора, как правило, письменная. Отдельных правил для данной разновидности договора ГК не устанавливает. При его заключении следует руководствоваться общими положениями о форме сделок. Специальные законы могут предусматривать обязательность письменной формы договора.

4. Предмет договора - проектные и изыскательские работы, по итогам которых подрядчик обязан подготовить и передать заказчику техническую документацию, предоставить данные по полученным результатам изыскательских работ.

Понятие проектной документации применительно к строительству, реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений дано в п. 1 ст. 61 Градостроительного кодекса РФ. Она понимается как совокупность графических и текстовых материалов, определяющих объемно-планировочные, конструктивные и технические решения для строительства, реконструкции и капитального ремонта указанных объектов, а также благоустройства их земельных участков. Проектная документация разрабатывается в соответствии с градостроительной документацией, строительными нормами и правилами, согласовывается с соответствующими органами архитектуры и градостроительства, органами государственного контроля и надзора в соответствии с федеральным законодательством субъектов Федерации.

Дополнительные требования к проектной документации для реализации инвестиционного проекта установлены в ст. 1 Закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Помимо планировочных, конструкторских и технических решений она должна отвечать требованиям обоснования экономической целесообразности, объема, сроков капитальных вложений.

В состав проектной (технической) документации могут входить чертежи, графики, технико-экономические обоснования, расчеты цен (сметы) работ и другие документы. Конкретные требования к их составу и содержанию необходимо уточнять дополнительно в каждом конкретном случае, руководствуясь как законами, так и подзаконными нормативными актами, в первую очередь строительными нормами и правилами. Используемая ранее в сфере строительства Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство зданий и сооружений, введенная в действие Постановлением Минстроя России от 30 июня 1995 г. N 18-64 (СНиП 11-01-95), в настоящее время не действует.

Категория "изыскательские работы" в законе не раскрывается. В общем виде изыскательские работы можно охарактеризовать как подготовительные для строительной или иной промышленной деятельности. Цель изыскательских работ - установить возможность такой деятельности вообще, а если это возможно, то определить, при соблюдении каких условий и требований допустимо проводить работы, использовать их результат (исходя из физических, химических, биологических свойств явлений внешнего мира).

Примерный перечень изыскательских работ (по группам) дается в утверждаемых Госстандартом классификаторах видов экономической деятельности. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2003 г. N 108 <*> 2003 - 2004 гг. являются переходным периодом для введения Общероссийского классификатора видов экономической деятельности вместо Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства.

СЗ РФ. 2003. N 8. Ст. 762.

С точки зрения удельного веса в развитии российской промышленности двумя основными группами являются изыскания, связанные со строительством (включая инженерно-геологические и экологические), и разведочно-изыскательские работы (включая геолого-разведочные, геофизические и геохимические) в области изучения недр и гидрографических изысканий.

Предмет договора на выполнение проектных и изыскательских работ выделяется среди предмета иных подрядных договоров в первую очередь тем, что деятельность подрядчика не направлена на создание, уничтожение или изменение свойств объектов материального мира - вещей. Работы по преимуществу носят интеллектуальный характер, в ряде случаев связаны с созданием или использованием объектов интеллектуальной собственности, что наиболее характерно для архитектурных проектов.

Характеризуя договор на выполнение проектных работ, законодатель делает четкий акцент на техническом характере проектной документации, тем самым подчеркивая отличие его предмета от предмета договоров на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и иных договоров на создание объектов интеллектуальной собственности. Однако с практической точки зрения всегда важно иметь в виду возможность получения такого результата, который будет подпадать под действие норм законодательства об авторском праве, что нужно учитывать при формулировании условий договора.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.