скачать рефераты

МЕНЮ


Договор подряда и его виды

Таким образом, проанализировав параграф в целом, можно сделать вывод:

Выявление существенных условий договора строительного подряда необходимо не только для решения вопроса о его заключении, но и для установления применимого права. Существенными условиями данного договора являются условия о предмете, цене и сроке договора. Форма договора строительного подряда в большинстве случаев письменная, причем документ составляется в виде единого документа, подписываемого сторонами договора - подрядчиком и заказчиком. Участие третьих лиц на стороне заказчика и подрядчика не исключается, но тогда в данном случае становится значимой система генерального подряда, приводящая к тому, что на стороне подрядчика в выполнении строительно-монтажных работ могут выступать субподрядчики.

Рассмотрение элементов и выявление существенных условий договора строительного подряда позволяет определить предпосылки заключения, изменения и прекращения данного договора, чему посвящается следующий параграф нашего исследования.

2.2. Заключение, изменение и прекращение договора строительного подряда

В соответствии с действующим законодательством заключению договора строительного подряда предшествует формирование ряда формально-юридических предпосылок.

Организационно-правовыми основаниями строительства являются разрешение на строительство, наличие лицензии на строительную деятельность, разрешение собственника земельного участка и (или) здания, сооружения, наличие строительной документации, подтверждающей соблюдение публично-правовых требований, перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд[ См.: Гуев А.Н. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. М., 2006. С.683.]. Возможны и другие правовые основания выполнения строительных работ.

Не изученность правовых предпосылок договора строительного подряда нарушает единство правового регулирования, не позволяет исследовать, оценить и учесть межпредметные взаимосвязи при осуществлении конкретных видов деятельности, в данном случае -- строительства, разрывает взаимосвязь частных и публичных интересов при выполнении строительных работ.

В основе заключения и исполнения договора строительного подряда лежат различные индивидуальные гражданско-правовые, административные и корпоративные акты, влияющие на существенные условия договора, права и обязанности подрядчика и заказчика.

Структурный анализ действующего законодательства позволяет выделить следующие способы заключения договора строительного подряда: общий, который заключается в обмене заинтересованными лицами офертой и акцептом; специальный, заключающийся в учете результатов проведенных подрядных торгов; на основе обязанности заключить гражданско-правовой договор[ См.: Суханов Е.А. Гражданское право. М., 2006. С.204.]. Посредством обмена офертой и акцептом заключаются договоры строительного подряда, как правило, на выполнение небольшого объема и несложных либо с незначительной ценой исполнения строительно-монтажных работ. Несмотря на то, что форма договора строительного подряда подчиняется общим правилам о форме сделок, что делает возможным существование договора строительного подряда в устной форме, в большинстве случаев данные соглашения заключаются в письменной форме.

Односторонний отказ от исполнения договора строительного подряда в установленных законом или соглашением сторон случаях явно относится к группе односторонних сделок, однако правопрекращающие последствия возникают в сфере договорных отношений. Также и при заключении договора строительного подряда: никто не может в силу свободы договора понудить заключить тот или иной договор; в акцепте или оферте выражается воля одного лица; если оферта не устраивает будущего акцептанта, то он не обязан принимать оферту; только после получения оферентом акцепта договор считается заключенным[ См.: Абова Т.Е., Богуславская М.М., Кабалкина А.Ю. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. М., 2006. С.120.]. Следовательно, возможна и такая ситуация, когда оферта и акцепт не приведут к установлению договорных отношений, оставаясь односторонними сделками.

Сформулированные в итоге выводы соотносятся с содержанием Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Согласно статье 5 Закона под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются «осуществляемые в предусмотренном законом порядке действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд»[ Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, №1, ст.40.]. Таким образом, в целях заключения соответствующих контрактов уполномоченные органы и заказчики совершают предусмотренные законом односторонние действия, а поскольку данные действия направлены на достижение гражданско-правового результата -- заключение государственных и муниципальных контрактов, то они не могут быть ничем иным, как односторонними сделками.

Подрядные торги как специальный способ заключения договора строительного подряда представляют собой форму выявления наилучшего акцепта. Обязанность по проведению подрядных торгов в форме аукциона или конкурса фиксируется лишь при размещении заказов на подрядные работы для государственных или муниципальных нужд при реализации соответствующих инвестиционных проектов, в остальных случаях заказчик самостоятельно решает вопрос о размещении посредством торгов своего заказа[ См.: Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право. М., 2006. С.397.].

Что касается заключения гражданско-правовых договоров, содержащих подрядные элементы, связанные с выполнением строительно-монтажных работ и взаимосвязанных с ними услуг, то к настоящему времени сложилась довольно сложная и запутанная система установления договорных и контрактных отношений, содержание которой сводится к необходимости проведения соответствующих торгов. Основной нормой при этом является статья 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации,[ Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, №31, ст.3823.] согласно которой все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно в рамках государственных или муниципальных контрактов. Государственный и муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе, если иное не установлено федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами и включают в себя обязательное условие о выплате неустойки при нарушении исполнителем условий контракта. Согласно требованиям законодательства проведение торгов при заключении государственного или муниципального контракта на сумму до 2 000 минимальных размеров оплаты труда необязательно, но заказ должен быть.

Применительно к заключению государственных и муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ для соответствующих нужд Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предусматривает две разновидности торгов: аукцион и конкурс, что отвечает требованиям статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации. Без проведения торгов государственный или муниципальный контракт может заключаться путем запроса котировок как у подрядчика, так и на товарных биржах, а поскольку строительно-монтажные работы биржевым товаром не являются, то заключение государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для соответствующих нужд на товарной бирже невозможно[ См.: Абова Т.Е., Богуславская М.М., Кабалкина А.Ю. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. М., 2006. С.124.].

В соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под запросом котировок понимается «способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок, и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта»[ Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, №1, ст.40.]. Таким образом, по своей правовой сущности размещение государственного или муниципального контракта путем запроса котировок представляет собой разновидность открытого аукциона, поскольку в запросе котировок может участвовать каждый.

Размещение заказа у единственного поставщика (подрядчика) как способ заключения государственного или муниципального контракта носит исключительный характер, обусловленный тем, что он применяется только в случаях, прямо предусмотренных законом. В отсутствие аукциона или конкурса у исполнителя, подрядчика не возникает никаких обязанностей по заключению соответствующего контракта.

В предусмотренных законом случаях возникает обязанность той или иной стороны заключить договор строительного подряда. По действующему законодательству данная обязанность имеет место при публичности договора строительного подряда. В пункте 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»[ Российская газета, 1996, №28.] от 1 июля 1996 года разъясняется, что при разрешении споров по искам потребителей о понуждении коммерческой организации к заключению публичного договора, необходимо учитывать, что бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги, возложено на коммерческую организацию.

Изменение и расторжение заключенного договора строительного подряда возможно по определенным правовым основаниям. Один из недостатков действующего гражданского законодательства состоит в том, что оно не содержит понятия изменения и расторжения договора строительного подряда, равно как и другого гражданско-правового договора. Исходя из смысла норм, закрепленных главой 29 Гражданского кодекса Российской Федерации, можно сформулировать понятие изменения гражданско-правового договора -- внесение в условия гражданско-правового договора уточнений, дополнений и поправок[ См.: Гуев А.Н. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. М., 2006. С.685.]. Например, в практике договорных отношений часто возникает необходимость внесения изменений в договор долевого участия в строительстве объектов недвижимости в связи с колебаниями в рыночной конъюнктуре.

Что касается приостановления договора строительного подряда, то это пока неизвестная действующему законодательству категория. Так как приостановление договора строительного подряда не предусматривается действующим законодательством, то в случае принятия решения правомочного государственного органа об приостановлении или прекращении соответствующей строительной деятельности, гражданско-правовой договор, опосредующий такую деятельность прекращается, поскольку невозможно его исполнение.

Договор строительного подряда, как и любой гражданско-правовой договор, может изменяться и расторгаться по установленным законом и соглашением сторон основаниям и в предусмотренном порядке. Не совсем верно связывать изменение договора строительного подряда только с внесением изменений в проектно-сметную и техническую документацию, так как глава 37 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет разнообразные случаи изменения договора строительного подряда[ См.: Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право. М., 2006. С.394.]. Изменение объекта и цены, безусловно, влияющее на права и обязанности сторон, более распространено на практике, чем иные случаи.

Проанализировав параграф можно сделать вывод:

В основе заключения договора строительного подряда лежат различные индивидуальные гражданско-правовые, административные и иные акты, влияющие на существенные условия договора, права и обязанности подрядчика и заказчика. Анализ действующего законодательства позволяет выделить следующие способы заключения договора строительного подряда: общий, заключающийся в обмене заинтересованными лицами офертой и акцептом; специальный, заключающийся в учете результатов проведенных подрядных торгов; на основе обязанности заключить гражданско-правовой договор. Договор строительного подряда, как и любой гражданско-правовой договор, может изменяться и расторгаться по установленным законом и соглашением сторон основаниям и в предусмотренном порядке. Изменение объекта и цены, безусловно, влияющее на права и обязанности сторон, более распространено на практике, чем иные случаи.

В процессе исполнения заключенного договора строительного подряда могут возникать вопросы по организации структуры договорных связей по строительным подрядам, чему посвящается следующий параграф нашего исследования.

2.3. Структура договорных связей по строительным подрядам

Понятием структуры договорных связей охватывается не только круг субъектов гражданского права, заключающих гражданско-правовые договоры, но и форма, а также система договоров, применяемая для их заключения и исполнения[ См.: Лозина Ю.А. Понятие хозяйственных связей и виды договоров, используемых в системе капитального строительства жилья // Вестник Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, 2006, №6. С.18.]. За усложнением гражданско-правового регулирования последовало усложнение структуры договорных связей.

На заключение и исполнение договора строительного подряда оказывают влияние не только коммерческие и некоммерческие потребности в тех или иных строительно-монтажных работах, но и применение связанных с ним договорных конструкций и форм. В современных социально-экономических условиях застройщик может и не быть подрядчиком, хотя принимает на себя обязанность передать заказчику объект недвижимости после выполнения определенного объема строительно-монтажных работ. Таким образом, складывается сложная договорная структура по обеспечению возведения и реконструкции объекта недвижимости, включающая в свой состав договорные формы, обеспечивающие собственно выполнение строительно-монтажных работ и взаимодействие участников строительства (инжиниринг, риэлторская деятельность, выпуск и обращение ипотечных ценных бумаг, организация финансовых потоков).

Статьей 706 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается возможность участия в подрядных отношениях генерального подрядчика и субподрядчиков. Этим законодатель пытался придать данной норме общий характер, однако реально генеральные подрядчики и субподрядчики действуют в строительном комплексе Российской Федерации при возведении и реконструкции объектов недвижимости, и реже -- в иных случаях выполнения подрядных работ.

На основании вышеназванной статьи допускается несколько вариантов структуры обязательственных связей в строительстве: генеральный подрядчик -- субподрядчики (наиболее распространенная структура); генеральный подрядчик -- субподрядчики -- подсубподрядчики (данная структура встречается тогда, когда возводимые строительными организациями объекты отличаются техническими сложностями); 3) заказчик -- специализированная строительная организация (наиболее сложный вариант, когда наряду с субподрядными договорами заключаются прямые договоры)[ См.: Лозина Ю.А. Понятие хозяйственных связей и виды договоров, используемых в системе капитального строительства жилья // Вестник Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, 2006, №6. С.18.].

Так как во всех представленных вариантах присутствует субподрядчик, гражданско-правовая доктрина уделяет большое внимание изучению правовой сущности субподрядных договоров.

По своей правовой природе договор субподряда является гражданско-правовым договором, а поскольку он связан с генеральным договором строительного подряда и создает некоторые предпосылки для исполнения последнего, стороны по договору субподряда обладают правами и несут обязанности не только имущественного, но и организационного характера.

Неприемлемыми представляются общие научные характеристики договорных отношений по строительным субподрядам. Определяющей является норма, регламентированная статьей 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно части первой которой «если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика»[ Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №5, ст.410.]. Таким образом, речь идет об исполнении обязательств генподрядчика, а обязательствами генподрядчика в данном случае будут его обязанности перед заказчиком построить или реконструировать тот или иной объект недвижимости.

Сложившееся гражданско-правовое регулирование привлечения субподрядчиков к исполнению строительно-монтажных работ представляет собой не что иное, как частный случай возложения исполнения обязанностей на третьих лиц, предусмотренных статьей 313 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой «при возложении должником исполнения обязательств на третьих лиц, кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом»[ Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, №32, ст.3301.].

Если субподрядчик предлагает за основного должника исполнение строительного подряда в полном объеме, кредитор по основному обязательству -- генеральному договору строительного подряда не имеет права уклониться от принятия исполнения, и после принятия исполнения основной должник -- генеральный подрядчик полностью освобождается от соответствующих обязанностей и ответственности[ См.: Лозина Ю.А. Понятие хозяйственных связей и виды договоров, используемых в системе капитального строительства жилья // Вестник Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, 2006, №6. С.19.]. Если третье лицо -- субподрядчик предлагает частичное исполнение строительного подряда (монтажные или специальные работы), то у кредитора -- заказчика по договору строительного подряда возникает право принять такое исполнение, так как в силу принципа надлежащего исполнения обязательств, обязательства должны исполняться в полном объеме, а не по частям[ См.: Там же.]. Если же заказчик согласен принять исполнение договора в «частичном виде», то, естественно, генеральный подрядчик в соответствующей части освобождается от исполнения уже исполненных обязательств[ См.: Там же.]. Следовательно, конструкция возложения исполнения обязательств на третьих лиц вполне применима для объяснения сущности субподрядных правоотношений.

В части 3 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что «генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, а перед субподрядчиком -- ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда»[ Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №5, ст.410.].

Если допустить требования, связанные с исполнением генерального договора строительного подряда между субподрядчиком и заказчиком, то это, естественно, приведет к «размыванию» самой системы, неустойчивости структуры сложившихся договорных связей и к понижению организующей роли генерального подрядчика на строительной площадке.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.