скачать рефераты

МЕНЮ


Екатеринбургская городская Дума

Екатеринбургская городская Дума

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Порядок формирования и состав депутатов Екатеринбургской городской Думы

1.1 Исторические аспекты развития местного самоуправления в Екатеринбурге

1.2 Развитие местного самоуправления в период перестройки

1.3 Муниципальное образование «город Екатеринбург»

1.4 Действующий Устав города Екатеринбурга

Глава 2. Система местного самоуправления

2.1 Полномочия Екатеринбургской городской Думы

2.2 Структура городской Думы

2.3 Городская Дума пятого созыва

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

ВВЕДЕНИЕ

«Местное самоуправление осуществляется гражданами непосредственно путем форм прямого волеизъявления, а также посредством выборных и иных органов местного самоуправления», - гласит пункт 1 статьи 3 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Как показывает многовековой опыт человечества, непосредственное осуществление гражданами своей власти весьма затруднительно Захаров И. «…И попечение о нуждах действительно народных». Депутатский мандат в системе представительной демократии // Муниципальная власть. 2002. № 1. С.27..

Именно вследствие невозможности решать многие вопросы всем населением непосредственно законодатель, наряду с указанным институтом, предусмотрел обязательное формирование представительных органов Статьи 3, 130 Конституции РФ, пункт 2 статьи 14 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

В этом случае члены местных сообществ наделяют властными функциями своих представителей и позволяют им решать вопросы местного значения от имени и в интересах населения. Отношения представительства складываются путем делегирования полномочий, сам акт делегирования придает законность отношениям представительства Выдрин И.В. Местное самоуправление: соотношение юридической теории и конституционной практики // выборы и референдум. 1997. № 1. С. 26..

Представительный орган муниципального образования - орган, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Отсюда его ведущее положение в системе органов местного самоуправления - именно он непосредственно выражает волю населения муниципального образования в целом, формализуя ее в своих решениях. При этом представительный орган является главным нормотворческим органом муниципального образования. Он обладает общей нормотворческой компетенцией. Нормотворческая компетенция иных органов является специальной. Особая связь представительного органа с населением обеспечивается также тем, что прямо или косвенно он формируется населением в лице избирательного корпуса. Кроме того, она обеспечивается коллегиальностью работы представительного органа, или, иными словами, органа народного представительства.

В настоящее время в городе работает Екатеринбургская городская Дума пятого созыва, которая провела свое первое заседание 10 марта 2009 года.

Екатеринбургская городская Дума представляет интересы граждан, проживающих на данной территории, принимает правовые акты - решения Думы, которые направлены на удовлетворение потребностей населения.

Эффективность решения вопросов местного значения во многом зависит от организационных форм, от организации деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. В данном случае мы говорим о представительном органе местного самоуправления.

Рационально организованное местное самоуправление позволяет эффективно использовать местные ресурсы, снимать социальную напряженность в обществе, повышать доверие к власти, при этом разрешая самые насущные проблемы населения.

Для целенаправленности и эффективного функционирования представительного органа местного самоуправления, необходимо четко спланировать и грамотно организовать деятельность городской Думы, ее отдельных структурных подразделений.

Представленные факты актуализируют тему данного исследования.

Целью дипломной работы является анализ механизмов формирования и функционирования представительного органа муниципального образования на примере Екатеринбургской городской думы.

Поставленная цель определила следующие основные задачи:

· На основе анализа нормативно-правовых актов, действующих и утративших силу, регулирующих общие принципы организации местного самоуправления, определить те изменения в законодательстве, которые затрагивают вопросы организации и деятельности представительных органов в РФ;

· Проанализировать порядок формирования Екатеринбургской городской думы;

· Изучить полномочия представительного органа города Екатеринбурга с учетом недавно внесенных в правовые акты изменений;

· Раскрыть структуру Екатеринбургской городской думы;

· Определить роль и значение деятельности Екатеринбургской городской Думы в системе функционирования органов местного самоуправления муниципального образования «город Екатеринбург».

Объектом исследования является местное самоуправление в Российской федерации. В качестве ее предмета выступает представительный орган муниципального образования «город Екатеринбург» Екатеринбургская городская Дума.

Цель и задачи работы определили ее логику и структуру. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, и списка использованных источников и литературы, содержащий более 30 источников и приложений. Общий объем работы составляет 67 страниц.

В процессе выполнения данной работы были использованы следующие методы исследования: исторический, сравнительно-правовой, технике -- юридический, метод научного познания, а также применен комплексный подход к рассмотрению поставленных задач.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных выводов во всех образовательных учреждениях.

Источниковой базой работы являются: Конституция РФ, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", положения иных федеральных законов и законов субъектов Федерации о местном самоуправлении. В работе использован основной акт муниципального права -- Европейская хартия местного самоуправления, а также нормативный правовой акт городского самоуправления (устав) города Екатеринбурга. Большое внимание уделено работам таких авторов, как Е.С. Шугрина, А. Широков и других.

Большой интерес представляют издания «Вечерний Екатеринбург», «Вестник Екатеринбургской городской Думы», «Областная газета» и другие.

Глава 1. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И СОСТАВ ДЕПУТАТОВ ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ

1.1 Исторические аспекты развития местного самоуправления в Екатеринбурге

История развития местного самоуправления в городе Екатеринбурге позволяет проследить становление данного института в России в целом.

21 апреля 1785 г. правительство Екатерины II издало "Грамоту на права и выгоды городам Российской империи"4. Это был, по существу, первый юридический акт, утвердивший местное самоуправление в России. Впервые, согласно Жалованной грамоте, "градское общество" получило право выбирать органы городского самоуправления.

В Екатеринбурге первое заседание общей городской думы состоялось 12 ноября 1787 года, на нем присутствовало 16 человек. В апреле 1788 года Городским Головой был избран екатеринбургский купец Меркурий Степанович Рязанов.

В 1788 г. было проведено 14 заседаний. Чаще всего на заседаниях Думы присутствовали Городской Голова и по одному гласному от купцов, мещан и цеховых. Большая часть времени отводилась заслушиванию указов, предписаний и предложений правительственных структур, губернских органов, горного начальника. Никаких самостоятельных решений по всем официальным бумагам Дума практически не принимала.

В основные функции городской Думы того времени входили:

- забота о продовольственном снабжении населения;

- забота о благоустройстве города;

- устройство учреждений общественного призрения;

- разрешение споров между гильдиями и ремесленниками;

- некоторые полицейские функции: надзор за порядком на торгах и базарах.

В течение 1807-1851 гг. власть над Екатеринбургом находилась в руках Горного начальника, который утверждал избранных на общественные посты, влиял на деятельность Думы, обладал правом рассматривать сметы городских доходов и расходов и вносить в них изменения, осуществлял контроль и надзор за деятельностью городского населения. Кроме горного ведомства, Дума находилась под контролем губернской администрации.

50-60-е гг. XIX в. характеризуются исключительной властью Горного ведомства, что оказывало влияние на порядок проведения выборов. В 1861 г. Екатеринбург утрачивает звание горного города и становится обыкновенным уездным городом.

В 1870 г. было принято Городовое Положение, заменившее сословно-бюрократические органы управления всесословными. В Екатеринбурге оно было введено лишь в 1872 г. Хотя выборы были всесословными, происходили они на основе имущественного и возрастного ценза (с 25 лет); женщины были лишены права голоса. Введение выборных органов в систему управления городом стало одним из важнейших шагов в развитии местного самоуправления. В результате разделения полномочий к Городской Управе перешли исполнительские функции, а Дума взяла на себя представительные функции, т.е. с этого момента она стала представительным органом управления. Первым Городским Головой реформированного городского управления стал бывший горный начальник В.А. Грамматчиков.

Выборы в городскую Думу проводились раз в четыре года. В ее составе были: председатель, гласные, а также председатель уездной земской управы и представитель духовного ведомства. Заседания проводились в течение года по мере накопления дел. В сферу компетенции Думы входило:

- забота о благоустройстве и удовлетворительном санитарном состоянии города, здравоохранении, народном образовании;

- принятие мер против пожаров; попечение о народном продовольствии;

- содержание благотворительных учреждений, больницы, театра, библиотек.

Компетенция Думы строго ограничивалась границами города и отведенных ему земель. Наиболее важные из постановлений Думы подлежали утверждению вышестоящими органами власти. Деятельность Городской Думы освещала газета "Екатеринбургская неделя", позже - газета "Урал".

Дума продолжала свою деятельность до середины 1918 г., и с установлением советской власти была распущена. Однако, с приходом к власти на Урале А.В. Колчака и образованием Временного областного правительства, 1 августа 1918 г. прежние органы городского самоуправления были восстановлены и действовали до середины 1919 г. - до момента окончательной победы советской власти. Последним Городским Головой был Никита Алексеевич Лебединский.

Местное самоуправление в советские годы в результате жесткой централизации власти было интегрировано в структуру государственной власти и находилось под жестким партийным контролем. Местные Советы народных депутатов не были реально экономически заинтересованы в поиске наиболее эффективных вариантов развития своих территорий. Коренные реформы в области национально-государственного устройства, федеральных отношений, местного управления и самоуправления были неизбежны.

1.2 Развитие городской Думы в период перестройки

В мае 1990 г. в Екатеринбурге прошли выборы в местные Советы. Образованный городской Совет народных депутатов имел в своем составе двести депутатов, кроме этого в семи районах Екатеринбурга - еще семьсот. Такая структура представительных органов усложняла принятие решений. Тем не менее Совет сумел создать законодательную муниципальную базу переходного периода, создал приватизационные структуры, начал решение проблем муниципальной собственности, принял значительное количество нормативных актов хозяйственного назначения.

В октябре 1993 г. по Указу Президента "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления" в Российской Федерации деятельность Советов была прекращена и все их функции возложены на местные администрации5.

В декабре 1993 г. вступила в силу новая Конституция РФ, которая внесла ряд принципиальных новаций и установок, развивающих концепцию местного самоуправления. Согласно ст.12 Конституции власть в стране организационно разделилась на два уровня - систему государственной власти и систему местного самоуправления.

В апреле 1994 г. прошли выборы в Городское собрание представителей, которое уже на втором заседании было переименовано в Екатеринбургскую городскую Думу. По распоряжению Главы администрации Свердловской области был определен состав представительного органа численностью двадцать один человек, однако избрано было две трети состава - четырнадцать человек. С составом депутатов Думы первого созыва можно ознакомиться в Приложении 1.

Председательствовал на Думе Глава города А.М. Чернецкий (без права решающего голоса). Заседания вел заместитель председательствующего депутат В.Н. Семин. Все депутаты осуществляли свою представительскую деятельность без отрыва от основного места работы, однако впоследствии заместитель председательствующего В.Н. Семин и депутат О.А. Мазур, а позднее депутат Ю.В. Беленко перешли на постоянную работу в Екатеринбургскую городскую Думу. Депутаты работали в четырех комиссиях:

- по бюджету - председатель Н.П. Казарин;

- по местному самоуправлению - председатель Ю.Г. Кузнецов;

- по социальной политике - председатель О.А.Мазур;

- мандатной - председатель К.П. Круглов.

Екатеринбургская городская Дума и администрация города в течение года обсуждали различные варианты Устава города, разрабатываемого в соответствии с федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В первом проекте устава образца 1995 года оказались положения о полновластном представительном органе, о главе исполнительной власти, работающем по контракту с городской Думой. Однако 16 октября 1995 года 12 из 14 городских депутатов поддержали иной подход к устройству местной власти - тот, что действует до сих пор.

20 ноября 1995 года устав Екатеринбурга был официально зарегистрирован областным управлением юстиции. В соответствии с Уставом в исключительном ведении Екатеринбургской городской Думы находятся:

- принятие общеобязательных правил по предметам ведения города Екатеринбурга;

- утверждение бюджета города и отчета о его исполнении по представлении главы города;

- установление и отмена местных налогов и сборов по представлении главы города;

- утверждение программы и планов социально-экономического развития города;

- установление порядка управления и распоряжения городской муниципальной собственностью;

- осуществление контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.

В ведении Думы находятся также:

- утверждение Устава города Екатеринбурга;

- внесение изменений в настоящий Устав;

- установление нормативов отчислений от регулируемых доходных источников в бюджеты районов;

- определение в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области льгот и преимуществ по местным налогам и сборам, а также льгот и преимуществ в части налогов, остающихся в городе;

- назначение городских референдумов;

- образование и определение порядка использования городских внебюджетных фондов.

Дума первого созыва провела тридцать шесть заседаний, на которых было принято значительное число решений, определяющих финансово-экономическую деятельность городских властей в части бюджета, бюджетных отношений, собственности, предоставления льгот и т.д. По большому счету, в течение двух лет существования первой постсоветской думы основную часть забот о городском хозяйстве несла на себе мэрия. Но, по крайней мере, одно решение депутатов явилось для Екатеринбурга своеобразной вехой: собрание приняло устав города - «конституцию» уральской столицы.

1.3 Муниципальное образование «город Екатеринбург»

14 апреля 1996 года на выборах депутатов Екатеринбургской городской Думы второго созыва было избрано 16 человек, в результате чего из-за отсутствия 2/3 от установленного числа депутатов Екатеринбургская городская Дума второго созыва, в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Устава города Екатеринбурга, правомочной не являлась. 16 июня 1996 г. было избрано еще 10 депутатов. Депутатский корпус смог приступить к работе лишь после трех туров довыборов, позволивших собрать кворум для проведения заседаний Думы. Первое правомочное заседание Екатеринбургской городской Думы второго созыва состоялось 20 июня 1996 года. Состав депутатов Думы второго созыва можно увидеть в Приложении 2. С момента начала своей работы по апрель 2000 года городская Дума второго созыва приняла 558 нормативных актов. Именно Дума второго созыва приложила все усилия для того, чтобы создать квалифицированный, компетентный думский аппарат, что в значительной степени улучшило качество работы городской Думы.

Глава Екатеринбурга А.М. Чернецкий так оценил итоги работы городской Думы второго созыва: «На мой взгляд, в качестве приоритетных Дума выбрала те направления деятельности, которые действительно беспокоят горожан. Главное - она не была слишком политизирована. Городские депутаты занимались в первую очередь хозяйством большого миллионного города, были озабочены тем, как накормить население, как лечить и учить, как обогреть, обеспечить транспортом, создать комфортные условия для жизни».

Екатеринбургская городская Дума третьего созыва была сформирована из 27 депутатов, представляющих интересы жителей 7 районов города. Срок ее полномочий - с 30 марта 2001г. по 30 марта 2005г. Список депутатов третьего созыва в Приложении 3.

Переняв у прежнего депутатского корпуса инициативу разумного хозяйствования, своевременно откликаясь на неотложные нужды горожан, депутаты, избранные на старте XXI века, в большинстве своем были готовы рассматривать масштабные проекты, рассчитанные на годы и десятилетия вперед. С другой стороны, Дума третьего созыва продолжила тенденцию укрепления депутатской ответственности и контроля над всей системой управления городом. Ее деятельность совпала с новым этапом реформирования местного самоуправления в России, и неудивительно, что характерными чертами думской работы были острые политические столкновения, дискуссии, активность депутатских групп. К концу 2004 года городские депутаты третьего созыва приняли более 600 решений. Так, например, Дума усовершенствовала механизм управления городскими финансами и имуществом, приняв, в частности, положение «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании «город Екатеринбург»6.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.