скачать рефераты

МЕНЮ


Европейский суд по правам человека: процессы "contra Russia"

Европейский суд по правам человека: процессы "contra Russia"

Томский государственный университет

Юридический институт

Кафедра конституционного и международного права

Европейский суд по правам человека: процессы contra Russia

Томск 2007г.

Оглавление

Введение

1.Основы деятельности Европейского суда по правам человека

1.1 История образования Европейского суда по правам человека

1.2 Права и свободы, охраняемые Европейским судом по правам человека

2 Европейский суд по правам человека:

2.1 Состав Европейского суда по правам человека

2.2 Структура Европейского суда по правам человека

2.3 Компетенция Европейского суда по правам человека

3. Порядок подачи и рассмотрения жалобы и контроль исполнения решений Суда

3.1 Обращение в Суд и рассмотрение жалобы

3.2 Механизм контроля за исполнением решений Суда

4.Дела против России

4.1 Бурдов против России

4.2 Калашников против России

4.3 Марченко против России

4.4 Ракевич против России

4.5 Худоеров против России

Заключение

Список литературы

Введение

Права человека в любом современном обществе являются важнейшим институтом, с помощью которого регулируется правовой статус личности, определяются способы и меры воздействия на нее, пределы вторжения в личную сферу и устанавливаются юридические и иные гарантии защиты и реализации прав и свобод.

Актуальность темы состоит в том, что сегодня в нашем неспокойном мире среди повсеместного нарушения прав и свобод человека вряд ли можно найти более значимую и вместе с тем сложную проблему, нежели их защита. Соответственно, ключевым и наиболее острым в этой области является вопрос о юридических гарантиях, средствах и механизмах защиты индивида от противоправных и незаконных действий государственных органов и должностных лиц. При этом в системе юридических гарантий наиболее эффективным, традиционно связываемым именно с правовым государством считается защита в судебном порядке.

Трудно переоценить значение международной защиты прав человека. Еще сравнительно недавно, в начале ХХв., права человека регулировались исключительно внутригосударственным правом. Законодательство каждой страны независимо от международных обязательств закрепляло правовое положение личности, считая это своей внутренней компетенцией. Ныне положение кардинально изменилось. Права человека регулируются как внутренним правом государств, так и международным правом. При этом все больше возрастает роль международного права. Государства - члены международных организаций все чаще и чаще разрабатывают и принимают нормы, которые непосредственно применяются к индивидам. Эти документы обязывают государства обеспечить основные права и свободы личности, а в случае их нарушения предоставляют возможность индивиду обращаться в международные органы в целях защиты своих прав.

С каждым годом растет число стран, ратифицирующих основные договоры ООН по правам человека, увеличивается и количество договорных контрольных органов, рассматривающих индивидуальные жалобы. В настоящее время создаются и действуют международные судебные учреждения, главной целью которых и является защита прав и свобод человека, разрешение споров, возникших в связи с их нарушением и предупреждение подобных случаев в будущем. К числу наиболее известных и авторитетных органов относятся: Международный Суд ООН, Суд Европейского Союза, Европейский Суд по правам человека Совета Европы и некоторые другие.

Международные судебные учреждения выступают как бы в двух ипостасях. С одной стороны, они являются средством мирного урегулирования международных споров и разногласий. С другой - позволяют решать гораздо более широкий круг задач, вплоть до юридического обеспечения политического, экономического и социокультурного сотрудничества и интеграции. Однако вне зависимости от того, какие именно конкретные функции они выполняют в каждом отдельном случае, международные судебные учреждения служат защите и упрочению международного правопорядка, а именно охране прав и свобод человека.

Сегодня, Россия является одним из, государств, которые признали неоспоримый приоритет прав и свобод человека во всех сферах деятельности государства, и теперь после того как весной 1998г. бала ратифицирована Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950г; далее - Конвенция), наша страна сделала значительный шаг к предоставлению российским гражданам и не только, реальной возможности защиты своих прав вне государства.

Европейский суд, или Страсбургский суд, как его называют по месту нахождения, - это наднациональный судебный орган, в компетенцию которого входит рассмотрение споров о нарушениях прав человека в государствах - членах Совета Европы. Именно о нем пойдет речь в данной работе.

Целью работы является рассмотрение организации и деятельности Европейского суда по правам человека не только на основе его организационных документов, но и на примере конкретных дел, поданных против Российской Федерации. К тому же анализ данных дел позволит определить наиболее уязвимые места в национальной правовой системе и в заключении предложить возможные пути решения.

1.Основы деятельности Европейского суда по правам человека

1.1 История образования Европейского суда по правам человека

На рубеже второй половины XXв. Большинство государств демократической ориентации, исходя из горького опыта тоталитарных режимов, на только осознали необходимость международно-правовой защиты прав человека, но и предприняли в этом направлении важные практические шаги. В 1948 году была принята Всеобщая декларация прав человека ООН, а в 1950 году - Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

Конвенция отразила идею «единения Европы», ради чего и был создан Совет Европы как форма общественно-политического объединения.

Участник подготовки Конвенции лорд Лейтон писал: «Наша Конвенция будет иметь реальное значение только в том случае, если мы переведем ее в режим действия, и чтобы сделать это быстро и эффективно, следует наделить ее четкими юридическими санкциями». Такие санкции должен был налагать Страсбургский суд и Европейская комиссия, созданные в соответствии Конвенцией и ее протоколами.

Созданию специализированного механизма реализации Европейской конвенции предшествовала довольно острая дискуссия, развернувшаяся как на доктринальном, так и на политическом уровне. Тем не менее, не смотря не первоначальное сопротивление со стороны некоторых стран и национальных судебных органов, в конечном итоге удалось найти приемлемое и, как показала практика, почти оптимальное решение.

Однако государствам-участникам была предоставлена свобода признать или нет за своими гражданами или их объединениями право на обращение в Суд с жалобой на действия своих властей. По понятным причинам они не спешили. Из государств, принимавших в 1950г. Конвенцию, Нидерланды признали за своими гражданами такое право в 1960году, т.е. через 10 лет после принятия Конвенции, Великобритания - в 1966г, через 16 лет, Италия в 1973г., через 23 года, а рекорд побила Франция, признав это право через 30 с лишним лет - в 1981 году. В ст. 25 Конвенции не случайно было оговорено, что, сделав заявление о согласии на индивидуальную жалобу, государство обязуется никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права.

Период становления Суда занял почти два десятилетия. И причин тому было несколько.

Во-первых, тем, что ратификация Конвенции государством - участником не означала автоматического признания юрисдикции Суда.

Во-вторых, Суд по своему тогдашнему статусу не мог сам получать жалобы от заявителей. Поэтому с момента создания (21 января 1959г.) и до середины 70-х гг. Суд действовал весьма не активно. С середины 70-х гг. до рубежа 90-х число рассмотренных дел подошло к 200 и соответственно увеличивалось и количество решений суда.

В качестве государств-ответчиков за это время выступали: Великобритания - 38 раз, Италия - 31 раз, ФРГ - 22 раза, Нидерланды - 18 раз, Австрия, Бельгия и Франция - по 15 раз, Норвегия - 1раз.

В связи с явным преобладанием индивидуальных жалоб встала необходимость трансформирования процессуальных норм. В результате вступления в силу в 1983г. новой редакции Регламента Суда, заявитель - частное лицо (или организация таких лиц) получил статус стороны в процессе, но не в личном качестве, а в лице своего представителя, которым мог быть адвокат из любой страны, входящей в состав Совета Европы.

Период с начала 1990г. до конца 1998г. характеризовался резким увеличением числа государств - участников Совета Европы, а так же дел, поступивших в Суд и рассмотренных им. В этот период Совет Европы пополнился 17 новыми членами, и соответственно на момент реформы 1998г. в его составе было 40 судей. В этом же году Суд вынес решения по 106 делам, а за предшествующие семь лет (1990-1997гг.) - около 600 решений.

В 1999г., после получения необходимого числа ратификаций, вступил в силу принятый в 1994году Протокол №9 к Конвенции. Отныне частные лица, их группы и неправительственные организации получили право передавать жалобу непосредственно в Суд и лично представать перед ним.

4 мая 1994г Президент Франции Ф. Миттеран в присутствии министров иностранных дел и других представителей 34 государств - членов Совета Европы заложил первый камень в фундамент здания, получившего название Дворец прав человека (архитектор англичанин Ричард Роджерс). Выступая на церемонии, председатель Страсбургского Суда Р. Рисдал сказал: «Это новое сооружение прежде всего для тех, кто считает, что его права и свободы нарушены и кто придет сюда в надежде найти ответ Европы на свои проблемы и трудности». Менее чем через два года строительство дворца было завершено, и он стал резиденцией Европейского Суда.

Архитектура здания по-своему символична. Сооружённое в современном стиле, из стекла и металлоконструкций, оно в отличие от пришедших из прошлого массивных, каменных, представительных, но мрачноватых дворцов правосудия, как бы демонстрирует прозрачность и открытость Суда, призванного защищать права человека.

В апреле 1994г. был подписан Протокол № 11 «О реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией». Необходимость и безотлагательность реформы обосновывались в нем целью существенного повышения эффективности судебной защиты прав человека и основных свобод, особенно в связи с увеличивающимся числом обращений и расширившимся составом Совета Европы.

Получение необходимого числа ратификаций заняло около четырех лет. Последняя из них была предоставлена Италией 1 октября 1997г., и состоявшийся вскоре очередной саммит Совета Европы дал новый толчок скорейшей реализации реформы. Протокол № 11 и соответственно новая редакция Конвенции вступили в силу 1 ноября 1998г. и тогда же состоялась инаугурация нового Суда, избранного Парламентской Ассамблеей в январе и апреле 1998г.

К этой дате был подготовлен обширный обзор деятельности Суда за 40 лет. За этот период времени Италия выступала в качестве ответчика более чем в 150 делах, Франция - более чем в 100, Великобритания - 97, Австрия - в 69, Нидерланды - в 41, Швеция и Бельгия - в 40, Греция и Швейцария - в 33, Германия и Турция - в 31, Испания - в 21 делах. Государства Центральной и Восточной Европы лишь 10 раз становились ответчиками по жалобам, больше других - Польша - 4 раза.

Реформа, проведенная в соответствии с Протоколом № 11, упразднила Европейскую комиссию и лишила Комитет министров функции досудебного рассмотрения жалоб. Вместе с тем на комитет министров по-прежнему возложен надзор за исполнением решений Суда.

Таким образом, первый аспект реформы - преобразование юрисдикционного (контрольного) механизма Совета Европы, в результате чего этот достаточно сложный и громоздкий механизм был заменен единым органом - Судом.

Второй ее аспект, тесно связанный с первым, - серьезные изменения в организации и порядке деятельности самого Суда, а именно, во-первых, Суд теперь работает на постоянной основе (а не в порядке ежемесячных непродолжительных сессий, как это было ранее), во-вторых, на Суд ложится формирование «судебного досье» по каждому принятому к рассмотрению делу; в-третьих, теперь Суд сам решает вопрос о приемлемости жалобы и сам должен содействовать процедуре мирного урегулирования споров. Все это ранее делала Комиссия.

Основная цель реформы - увеличение «пропускной способности» Суда. Теперь он должен решать больше дел и к тому же сократить сроки их рассмотрения.

Реализацию Протокола № 11, т.е. реформу Суда, осуществил Совет Европы. Он же финансирует деятельность Суда, а его Парламентская ассамблея избирает судейский корпус. Комитет министров по-прежнему играет важную роль в исполнении решений Суда.

1.2 Права и свободы, охраняемые Европейским судом по правам человека

Государствами - участниками международных отношений после Второй мировой войны разработаны и приняты многие универсальный и региональные документы, которые обязывают их соблюдать основные права и свободы личности. К числу таких документов относятся Всеобщая декларация прав человека 1948года, впервые закрепившая перечень основных прав и свобод личности; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г., Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему 1966г., Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965г., Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979г. и Факультативный протокол к ней 1999г., Конвенция о правах ребенка 1989г., а также Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950г. и Протоколы к ней. Согласно перечисленным пактам и конвенциям учреждены международные органы, которые контролируют выполнение государствами взятых на себя обязательств. В отличие от них Всеобщая декларация прав человека была принята не в качестве международного договора, а в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, имеющей рекомендательный характер. Однако с течением времени принципы и нормы, провозглашенные в этом важном документе, стали рассматриваться государствами как общепризнанные, имеющие обязательную силу.

28 февраля 1996г. наша страна вступила в Совет Европы и взяла тем самым на себя обязательство признавать «принцип преимущества права и принцип, в силу которого любое лицо, находящееся под его юрисдикцией, должно пользоваться правами человека и основными свободами» (ст. 3 Устава Совета Европы). На этих принципах должно строиться любое демократическое государство. Верховенство закона и соблюдение основных прав и свобод человека - это суть демократии. Не может быть демократии, если в обществе господствует беззаконие и нарушаются права человека.

Вступив в Совет Европы, Россия обязалась в течение года подписать и ратифицировать важнейшие европейские соглашения, включая Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, на которой базируется вся европейская правозащитная система.

Конвенция о правах человека - основополагающий европейский договор, который был принят Советом Европы 4 ноября 1950г. и вступил в силу 3 сентября 1953г. после его ратификации восемью странами. Только спустя 25 лет после принятия, в 1975г., участниками Конвенции стали все члены Совета Европы.

Как подчеркивается в преамбуле Конвенции, ее участники поставили перед собой цель предпринять «первые шаги» для осуществления «некоторых прав», зафиксированных во Всеобщей декларации прав человека ООН. Действительно в документе содержится лишь часть прав и свобод, закрепленных во Всеобщей декларации и позднее - в Международных пактах о правах человека. Однако достоинство системы, созданной на основе этой Конвенции, состоит в том, что она непрерывно эволюционирует и пополняется новыми документами. Дополнительные протоколы к Конвенции включили в систему европейской защиты практически весь перечень гражданских и политических прав, а также некоторые социально-экономические права.

Права и свободы, закрепленные в Конвенции, постоянно насыщаются новым содержанием, уточняются, конкретизируются как посредством принятия очередных протоколов к ней, так и в результате решений Европейского Суда по правам человека, имеющих силу прецедента. Решения Суда оказывают значительное влияние на формирование и развитие европейского правового пространства, или руководствуются в повседневной практике законодательные, судебные и иные органы государств - членов Совета Европы.

Анализируя Европейскую Конвенцию и учрежденные ею контрольные механизмы, многие ученые и государственные деятели приходят к выводу о том, что она «стала самым совершенным и эффективным договором в области прав человека в мире». Американские профессора Марк Джаннис и Ричард Кей присоединяются к подобной оценке. Они считают «действительным чудом тот факт, что страны, ратифицировавшие Конвенцию, подчиняются даже спорным решениям Европейского Суда».

Для России этот документ особенно важен с учетом пережитого ею длительного периода тоталитаризма и наличия в стране сил, выступающих за возвращение в прошлое. Нормы и принципы, содержащиеся в Конвенции, существенно ограничивают сферу правовой компетенции государства, они служа базой для формирования демократических структур гражданского общества. Благодаря созданным в ее системе контрольным механизмам, Конвенция является действительным гарантом защиты прав человека и основных свобод.

На основе Конвенции были образованы два органа - Европейская Комиссия по правам человека и Европейский Суд по правам человека. Однако в конце 1998г. в связи с реорганизацией контрольного механизма Конвенции Комиссия прекратила свое существование, и отныне функционирует только Суд.

На основе каких же правовых принципов, закрепленных в Конвенции, действует Европейский Суд по правам человека? Укажем на основные из них:

1. Права человека и основные свободы являются естественными и принадлежат каждому от рождения; в силу этого они признаются неотъемлемыми и неотчуждаемыми.

2. Признаваемые Конвенцией права и свободы гарантированы каждому, кто находится под юрисдикцией государства - члена Совета Европы (тем самым Конвенция утверждает всеобщий характер прав человека и защищает не только граждан данной страны, но также иностранцев и лиц без гражданства).

3. Официальные власти государств - членов Совета Европы обязаны соблюдать законность и нормы права.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.