скачать рефераты

МЕНЮ


Формы государства в зарубежных странах

Субъекты федерации вправе осуществлять налогообложение. По крайней мере, установление и взимание налогов может быть отнесено к совместной или конкурирующей компетенции, позволяющей федерации влиять на фискальную деятельность ее участ-ников.

В федеративных государствах иногда учреждается двойная система судов, действует процессуальное право участников союза (США, Швейцария и др.).

Субъекты представлены в одной из палат федерального пар-ламента, если таковой имеется. Как правило, от каждого участни-ка союза избирается равное количество депутатов в федеральном законодательном органе. Случается, что депутатов верхней пала-ты федерального парламента назначают правительства или пар-ламенты субъектов федерации. Члены федерального Сената в Пакистане назначаются законодательными собраниями провин-ций.

Сложное государственное устройство является причиной того, что в федерации возникает потребность в системе гарантий, обес-печивающих соблюдение прав участников союза и охрану феде-рального государственного единства. Это естественно, поскольку их интересы далеко не всегда совпадают, а возникающие разно-гласия могут привести к притеснению субъектов федерации, по-литической гегемонии союза либо, напротив, к сепаратизму.

Права субъекта федерации закреплены не только в его соб-ственных, но и в федеральных основных законах. Нарушая права участников союза, федерация подрывает и свою государственность. Права федерации, ее суверенитет также гарантируются. На-пример, субъектам федерации нередко прямо запрещается уча-ствовать в международных отношениях, заключать договоры между собой и вступать в соглашения с иностранными государства-ми (Мексика, CILIA). В крайнем случае международная правосубъектность члена федерации получает признание, но при том ему запрещено заключать межгосударственные соглашения в ущерб союзу и его участникам. Ограничен предмет таких договоров и установлены иные условия их заключения "в той мере, в какой земли обладают законодательной компетенцией, они мо-гут с согласия федерального правительства заключать договоры с иностранными государствами" (Основной закон ФРГ). Од-нако и здесь не обходится без исключений -- субъекты Босний-ской федерации фактически враждуют между собой, но тесно сотрудничают с сопредельными странами (Хорватией и Серби-ей), образуют с ними объединенное командование штабов, заклю-чают договоры и даже вступают в конфедеративные отношения.

В обеспечение единства федерации ограничивается право субъектов федерации на создание торговых барьеров, взимание таможенных сборов и принятие иных решении, противоречащих целям союзного государства.

В некоторых, особенно политически неустойчивых, союзах применяются методы разрешения разногласий, обеспечивающие верховенство федеральных органон. Последним принадлежит ре-шающее слово в конфликтах. В частности, государственному пра-ву Мексики известен институт интервенции -- вмешательства в дела субъектов федерации. Интервенция обусловлена такими факторами, как "исчезновение на территории штата конституци-онной власти", угроза конституции, разногласия между органами власти штатов, обращение какой-либо их властей к федерации, перерастание разногласии в вооруженные конфликты. Интервен-ция выражает право федерации защищать собственное единство, и ее обязанность -- охранять государственность штатов.

Осуществляя интервенцию, союз разрешает споры между вла-стями штатов, назначает временного губернатора или интервентора (должностное лицо со всеми необходимыми для интервен-ции полномочиями), вводит вооруженные силы, проводит выбо-ры нового состава государственных органов. Интервенция имеет правовосстановительиое назначение. Поэтому она должна исполь-зоваться как временное средство и не может служить формой постоянного управления делами субъекта федерации.

В Индии аналогично интервенции может быть использова-но право союза вводить прямое президентское правление на территории штата. Его применяют в случае, когда власти, кон-ституционный строй штата оказываются неэффективными. Ины-ми словами, создается обстановка насилия, вооруженной борьбы и тому подобное. Гарантии государственности штата преду-сматриваются и в этом случае. На осиовании президентской прокламации правительство вводит чрезвычайное положение на срок не более 2-х месяцев. Более длительный срок прямого президентского правления (6 месяцев с возможными продлениями каждый раз по 6 месяцев в пределах трех лет) может быть установлен только по решению парламента федерации. Прокла-мация о прямом президентском правлении может быть оспоре-на субъектом федерации в суде.

Применяются и менее жесткие формы вмешательства феде-рации в дела ее членов. Так, в Мексике губернаторы, депутаты законодательных органов и члены высших судов штатов в слу-чае нарушения федеральной конституции подлежат увольнению и лишаются права занимать государственную должность Федерация и зарубежных странах. М., 1993, с. 106..

Проблема сецессии в союзном государстве простого решения не имеет. Только в отдельных федерациях сецессия прямо запре-щена или прямо разрешается. В большинстве основных законов данный вопрос не оговорен. В одних странах это умолчание подразумевает запрет выхода из федерации. В других федераци-ях его следует расценивать как нежелание юридически подготав-ливать процедуру распада союза. В первом случае субъекты фе-дерации безвозвратно отчуждают союзу право распоряжаться их судьбой. Во втором -- федерация не имеет фактической воз-можности запретить штатам или землям, эмиратам или султана-там выходить из ее состава.

Если считать суверенитет основой государственности, то можно предположить, что выход из федерации в принципе не исключен и его можно выполнить юридически корректно. Суверен в праве выбирать и устанавливать наиболее предпочтительную для себя форму государственности, он также вправе отказаться от преж-него государственного устройства, в создании которого прини-мал участие. В каждом субъекте федерации есть свой обладатель суверенных прав -- народ или монарх. Если он референдумом или по иной надлежащей процедуре решит отказаться от участия в федеративном государстве, есть основания полагать, что его соб-ственное государство (субъект федерации) вправе оставить союз. Международное право, например ст.1 Пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г., закрепляет право на-родов (суверенов) на самоопределение, свободу устанавливать свой политический статус. Ст. 50 того же Пакта распространяет его положения "на все части федеративных государств без каких бы то ни было ограничений и изъятий" См.: Федерация и центр //Апф, 1990, № 33..

История ранее созданных федераций подтверждает как спор-ность сецессии, так и ее возможность. Например, накануне граж-данской войны южные штаты отделились от США. Причем феде-рация не предприняла насильственных действий в отношении отделившихся штатов -- южане сами напали на американский Север. Южные штаты были включены в федерацию как побеж-денная, фактически оккупированная сторона. Но если бы граж-данская война не началась, а южане не потерпели поражение, то вполне вероятно, что сецессия состоялась бы как правовой факт. Сингапур отделился от Малайзии; Сенегал вышел из Федера-ции Мали; Югославия, СССР также распались в результате реа-лизации субъектами федерации права сецессии. Даже в таких однородных федерациях, как Австрия, право земли на отделение не отрицается Современный буржуазный федерализм. М., 1978, с.57..

Приведенные доводы позволяют сделать вывод: государства, входящие в федерацию, как таковые не имеют права сецессии, если иное не оговорено федеративным договором. Но суверены, являющиеся учредителями своих государств, вправе реорганизо-вать их и создать новую, политически независимую государствен-ность. Этим федерации отличаются от унитарного государства. Население административных единиц является частью нации, а не народом. Предполагается, что в унитарной стране нет субъектов, способных учредить независимое государство, тогда как в феде-рации они имеются -- народ субъекта федерации либо возглав-ляющий его монарх.

Федерализм более или менее последовательно воспринят многими государствами во всех регионах мира. Федерация боль-ше присуща республиканским государствам. Гораздо проще пред-ставить себе неоднородный, но объединенный общей государствен-ностью народ, чем монархов, отчуждающих свою власть в пользу союзного, более высокого суверена. Монархическая федерация реальное, но довольно сложное явление. В ОАЭ эмиры передали часть суверенитета союзному государству, которое возглавляет один из них -- президент федерации. В Малайзии главой госу-дарства является верховный правитель, который олицетворяет единство федерации, избирается из числа султанов и сочетает в себе функции союзного президента и монарха.

3.2. Конфедерация

Обращает на себя внимание сходство (этимология) слов "фе-дерация" и "конфедерация". В действительности эти понятия имеют не только внешние, но и содержательные совпадения, по-скольку оба выражают форму договорного политического союза. Однако и разница между ними принципиальная. Кон-федера-ция, иначе говоря над- или сверх-федерация означает нечто, вы-ходящее за пределы государственности, хотя и небезразличное для внутреннего государственного устройства.

Образование конфедерации порождает не союзное государ-ство, а союз государств. Важно заметить, что межгосударственные отношения составляют объект международного права. Но такие союзы, как конфедерация, уния и протекторат определяют не толь-ко внешнеполитическое положение их участников, но и некото-рые стороны национальной государственности. Поэтому конфе-деративные и подобные им отношения непосредственно связаны с государственным правом.

Конфедерация представляет собой союз государств, объеди-нившихся на основании договора для осуществления общих политических целей и обязующихся согласованно принимать решения, в том числе по вопросам внутригосударственных от-ношений.

Юридической основой конфедерации является договор, за-ключенный государствами-союзниками. Этот договор или серия соглашений не являются основным законом, не составляют кон-ституцию. По своей природе они относятся к категории между-народных (межгосударственных) соглашений.

Члены конфедерации нс совершают окончательной передачи своего суверенитета, политической правоспособности в пользу союза. Они сохраняют государственность и право распоряжать-ся ею. Вместе с тем конфедерация отличается от обычных между-народных договоров и организации.

Участие в конфедерации связывает ее членов обширным ком-плексом обязательств. Причем конфедерацию может интересовать не только внешняя политика, но и государственный строй, внут-риполитическое состояние входящих в нее стран. Так, Союзное собрание -- орган Германской конфедерации, существовавшей с 1815 г. до создания Германской империи, -- принимало решения, обязывавшие союзников к принятию конституций, изданию зако-нов, относящихся к правам подданных.

Сохраняя государственность, участники конфедерации отка-зываются от самостоятельного решения ряда политических воп-росов. В ведение конфедерации обычно передается рассмотрение вопросов обороны, финансовой политики, таможенного дела, со-вместного участия в международных отношениях. Для этих союзов характер-но создание объединенных вооруженных сил. Возможна высокая степень общности в сфере кредитно-денежной системы, унифи-кация правовых систем, статуса личности и других институтов, регулируемых государственным правом.

Конфедерация имеет право принимать решения для выполне-ния возложенных на нее функций. Процедура принятия и право-вое значение этих решений имеют существенные особенности. Обычные международные организации издают рекомендации либо вырабатывают тексты конвенций, которые подлежат подпи-санию руководителями присоединившихся государств и после-дующей ратификации. В конфедерации решения принимают со-юзные органы и обязывающее значение эти решения могут по-лучить из союзного договора, то есть без непосредственного участия глав государств и парламентов, без дополнительных процедур парафирования (подписания) и ратификации Современное конституционное право зарубежных стран. М., 1991, с.75..

В то же время решения, издаваемые конфедерацией, не являют-ся законами. Их следует определить все же как акты международ-ного, а не национального права. Эти решения создают нрава и обя-занности не для граждан, не для юридических лиц, а в отношении собственно государств. За нарушение актов, изданных конфедера-цией, она не может наказать лиц, являющихся непосредственными виновниками, поскольку члены союза сохраняют право юрисдик-ции на своей территории. Конфедерация может привлечь к ответ-ственности само государство, где происходят нарушения ее актов, предпринять против него экономические санкции и даже воору-женные действия силами других членов конфедерации.

В конфедерации отсутствует собственная система исполни-тельных органов. Исполнение решений, принятых конфедераци-ей, осуществляется органами государств, участвующих в союзе, если не считать применения конфедеративными силами санк-ций к нарушителям.

Конфедерация не имеет государственных органов, что совер-шенно естественно, т. к. она не является государством. Конфедера-тивные учреждения определяются как своего рода органы меж-дународного объединения. Эти органы формируются по принци-пу делегации, а не в результате выборов, проводимых с участием граждан. В конфедерации нет парламента в строгом смысле это-го слова. Члены коллегиальных органов конфедеративного союза не являются депутатами, они представляют не граждан, а интере-сы государств-союзников. В отличие от депутатов парламента делегаты в составе союзных органов всегда связаны обязатель-ными инструкциями, полученными от своих государств, не впра-ве принимать решения по своему усмотрению. Союзные органы конфедерации принимают обязывающие решения не простым, а квалифицированным большинством голосов или даже консенсу-сом -- прямым либо подразумеваемым согласием делегаций всех участников союза. Голосование проводится по принципу "одна делегация -- один голос", тогда как в парламентах каждый депу-тат имеет право голоса.

Глава конфедерации обладает председательскими, координа-ционными, но не руководящими (императивными) полномочия-ми, присущими многим главам государств.

Не являясь государством, конфедерация не может устанавли-вать государственно-правовые отношения с отдельными лицами. Следовательно, учреждение конфедеративного гражданства в прин-ципе невозможно.

Конфедерация имеет более широкие возможности привлече-ния финансовых средств, чем другие международные организа-ции. Отказ отдельных ее членов от финансирования союза может повлечь санкции, применяемые конфедерацией к нарушителям. В то же время в конфедерации нет собственной налоговой системы. Ее бюджет пополняется взносами государств, а не за счет взима-ния средств с налогоплательщиков Чичерин Б. И. Политические и социальные идеалы. Власть и право. М., 1995, с.77..

Бесспорным является право государств на выход из конфеде-рации. Хотя оставление союза может встретить фактические препятствия, осложниться требованиями других конфедератов исполнять ранее принятые государством обязательства, однако обладание суверенитетом дает полную свободу выбора в вопросе участия в политических объединениях. Выход из конфедерации осуществляется по соглашению участвующих в ней сторон либо в результате простой денонсации государством договора о созда-нии союза (одностороннего отказа от участия в союзе). Сецессия из конфедерации может состояться и в случае, если союз прекра-тит существование в силу окончания действия союзного договора.

Конфедерации имеют в целом заслуженную репутацию неус-тойчивых, кратковременных, переходных государственных объе-динений. Считается, что конфедерации либо предшествуют со-зданию федераций, объединению территорий под единой унитар-ной государственностью, либо завершаются их распадом. Действительно, срок существования известных миру конфедера-ций не превышал нескольких десятков лет, если не считать Швей-царии (1291 - 1787 гг.), Нидерландов (1580 - 1795 гг.), а так-же древних союзов (Морской союз греческих полисов, Делос-ский союз и другие).

Есть основания полагать, что конфедерации будут более или менее регулярно возникать и исчезать в мировой практике. Кон-федерациями были Североамериканские штаты; Гондурас, Ни-карагуа и Сан-Сальвадор; Рейнская конфедерация; Германия; Югославия в 1992 г.; Сенегамбия. Заключено также довольно необычное "Рамочное соглашение" 1994 г. о создании конфеде-рации между Боснией и Герцеговиной (без участия третьего субъекта Боснийской федерации -- Республики Сербской) и Республикой Хорватией. В настоящее время нельзя определенно утверждать о существовании какой-либо конфедерации.

3.3. Уния

Уния представляет собой общность государств, возглавляе-мых единьш монархом. Международно-правовое значение унии зачастую невелико, иногда оно просто ничтожно. А воздействие унии на государственный строй, по крайней мере на форму прав-ления ее членов, более заметно.

Унию нельзя причислить к разряду конфедераций. Во-первых, конфедерации возни-кают с участием как республик, так и монархий. Уния всегда объединяет монархии. Во-вторых, конфедерацию учреждают до-говором между государствами. Уния возникает не на основании договора, а в силу принадлежности одному монарху права на престол в двух и более государствах. Договор не является обяза-тельным условием существования унии, хотя и он может быть заключен ее участниками Давид P., Жофрс-Спипози К. Основные правовые системы современнос-ти. М., 1996, с. 56..

Участники унии в полной мере сохраняют свою государствен-ность, а суверенитет возглавляющего их монарха как бы удваива-ется, утраивается. Иными словами, одно лицо становится облада-телем суверенных прав одновременно в нескольких государствах. Различаются два вида общностей монархических государств -- личная уния и уния реальная. Отличия между униями состоят в условиях участия и выхода из них. Характерно, что именно от особенностей государственного, национального права зависят су-ществование или распад уний.

Личная уния устанавливается между государствами, в кото-рых условия и порядок престолонаследования различны. Напри-мер, в одном государстве женщины отстранены от участия в на-следовании трона, а в другом они вправе претендовать на пре-стол. Такие унии возникают случайно, в результате того, что одно и то же лицо становится наследником одновременно двух монар-хов в разных государствах. Столь же случайно они и распадают-ся, хотя эта случайность запрограммирована устройством личной унии. Рано или поздно какой-либо из потомков общего монарха в одной из стран займет престол, тогда как по закону другого госу-дарства его царствование не состоится. Так, в XIX в. распались унии между Англией и Ганновером, Голландией и Люксембур-гом. Причиной этих распадов стало то обстоятельство, что по за-конам Англии королева Виктория имела все основания к цар-ствованию, а в Ганновере лица женского пола к трону не призы-вались; Голландию возглавила королева Вильгельмина, а в Люксембурге она прав на престол не получила.

В реальных униях законодательство государств устанавлива-ет единый порядок престолонаследования. Наследник трона в одной стране одновременно является наследником во всех госу-дарствах, составляющих унию. Распад реальной унии или выход из нее отдельной страны происходит лишь в результате измене-ния формы правления в одном из государств, ликвидации в нем монархии. Например, Австро-Венгрия прекратила свое существо-вание после первой Мировой войны в результате коренного пере-устройства входивших в нее государств, упразднения в них ин-ститута императора. Распад реальной унии возможен также и в случае смены правящей династии в одной из стран. Так, Норве-гия вышла из унии со Швецией в результате того, что конфликт между королем и норвежским парламентом по вопросу устрой-ства консульской службы дал формальные основания расценить действия монарха как отказ от выполнения своих функций. Нор-вежский парламент принял решение о переходе королевских прав в другую династию, и прежний король сохранил свою власть только в Швеции. В 1943 г. прекратила существование уния между Дани-ей и Исландией в результате преобразования последней в республику. Мальта, став республикой, в 1975 г. вышла из унии с Великобританией Современное конституционное право зарубежных стран. М., 1991, с.42..

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.