скачать рефераты

МЕНЮ


Формы государства в зарубежных странах

Естественно, прочное соединение государств под одной коро-ной способствует их политической консолидации. Поэтому в ре-альных униях высока вероятность установления союзнических отношений. Например, Австро-Венгрию объединяла не только ди-настия Габсбургов, но и учредительные документы, закрепляв-шие политический союз, -- законы 1867 г., одобренные в отдель-ности австрийским и венгерским парламентами.

В настоящее время единственным примером реальной унии являются отношения между некоторыми государствами из чис-ла стран-членов Британского Содружества. Структура Содруже-ства неоднородна. В общем в его состав входит 49 государств. Основная их часть находится в довольно тесных политико-эко-номических отношениях с центром Содружества -- Великобри-танией. И только четырнадцать из них (Австралия, Гренада, Кана-да, Новая Зеландия, Сент-Винсент и Гренадины, Ямайка и дру-гие) объединены еще и в унию под общей короной. Отношения унии дополняются и усложняются другими союзническими свя-зями, скрепляющими Содружество. Надо добавить, что королев-ская власть установлена не только над федеративными государ-ствами, такими, как Австралия или Канада, но и над субъектами федерации (штатом, провинцией), составляющими территориаль-ное пространство этих стран.

Корона возглавляет государства, входящие в унию. Ее пред-ставителями в государствах-участниках являются генерал-губернаторы (лейтенант-губернаторы), которых она назначает "по ре-комендации" парламентов. Представители монарха выполняют все функции и пользуются для этого Большой печатью, подтверж-дающей их полномочия, полученной от Короны. Для осуществле-ния некоторых полномочий губернаторы могут получать специ-альное разрешение от монарха. Например, на объявление войны Японии австралийский генерал-губернатор был особо уполно-мочен королем. Члены унии сохраняют в Содружестве полный суверенитет. Более того, за последние несколько десятилетий мера их политической самостоятельности увеличилась. В Содружестве уже нет союзных органов, если не считать совещаний глав прави-тельств и проведения конференций участников этого объедине-ния. Согласование политики стран Содружества проходит в сво-бодном, полуформальном порядке. В правительстве Великобрита-нии упразднено министерство по делам Содружества и только департамент в составе министерства иностранных дел ведает от-ношениями между союзниками.

В странах Содружества исторически сложилась некоторая общность в области правового регулирования. Например, заим-ствуется прецедентная практика, некоторые из членов Содруже-ства до настоящего времени применяют законы, некогда приня-тые Великобританией.

Как и в любой унии, в Содружестве нет единого подданства. Подданный Ее Величества Королевы Великобритании не явля-ется подданным королевы Австралии и наоборот. Отношения между государством и личностью являются предметом ведения каждого из членов унии, но не Содружества в целом. Это, однако, не исключает некоторой степени единства в правовом статусе подданных. Например, длительное время англичане пользовались избирательным правом в Канаде.

Сравнение унии и конфедерации позволяет сделать следующий вывод. Действительная политическая общность стран -- обязательное условие существования конфедерации. Уния, напро-тив, вполне может существовать и без тесных межгосударствен-ных связей, союзнических обязательств. На имперской конфе-ренции 1937 г. было официально зафиксировано, что каждый член Британского содружества наций участвует в многосторонних до-говорах как самостоятельная единица и что, если в договоре не предусмотрено противоположное, ни одни член Британского 06щества наций ни в какой степени не отвечает по обязагельствам, принятым каким-либо другим его членом. Целостность конфе-дерации полностью зависит от внешнеполитического выбора ее членов, а реальная уния имеет прочные внутригосударственные юридические основы. Ее устойчивость непосредственно зависит от сохранения государствами монархического строя и власти династии Чичерин Б. И. Политические и социальные идеалы. Власть и право. М., 1995, с.35..

При том, что политическое значение унии зачастую незамет-но, оно все же ощущается хотя бы в вопросах войны. По юриди-ческим соображениям состояние войны между членами унии немыслимо. Его трудно представить по той причине, что акт об объявлении войны должен быть санкционирован главой госу-дарства. Если бы член унии вознамерился воевать с другим, королю пришлось бы подписывать акт об объявлении войны одного сво-его государства другому своему же государству, а по существу самому себе Современный буржуазный федерализм. М., 1978, с.64..

Кроме того, участие в унии налагает на государства мораль-ные обязанности. Во время второй мировой войны в Британском содружестве сложилась точка зрения, по которой какой-либо член этого общества наций не может оставаться нейтральным, если другие его члены находятся в состоянии войны. Хотя Австра-лия и Новая Зеландия не вступили в борьбу с Германией на стороне Англии, однако они объявили войну фашистским союз-никам -- Финляндии, Румынии, Венгрии и Японии.

3.4. Протекторат государств

Федерация, конфедерация, уния представляют собой такие объе-динения, которые, как правило, основаны на принципе юридическо-го равенства между их участниками. Конечно, элементы неравно-правного участия в таких объединениях встречаются, но их можно воспринимать как исключение. В отличие от них протекторат пред-ставляет собой заведомо неравноправный союз государств, юриди-ческую форму подчинения одного государства другому.

Важно отличать протекторат государств от сходных ему яв-лений, таких, как вхождение в государство, аннексия, оккупация, международный протекторат. Они, как и протекторат государств, выражают зависимое состояние территории. Отличия между эти-ми понятиями скорее формальные, чем содержательные. Протек-торат государства может повлечь более серьезные ограничения для населения, чем, например, оккупация. Как и оккупация, про-текторат может быть результатом вооруженного насилия.

Вхождение в состав государства представляет собой добро-вольное присоединение к нему, в результате которого другое го-сударство полностью или частично утрачивает свой суверенитет. Оно становится административно-территориальной единицей или субъектом федерации. В отличие от этого участвующие в протек-торате государства сохраняют свой суверенитет.

Аннексия есть включение в состав государства дополнитель-ных территорий, обычно совершаемое по результатам войны, а иногда и ненасильственными действиями государства. Аннексия получает признание как юридический факт по нормам националь-ного и, возможно, международного права. Аннексируемая терри-тория является объектом внешнего воздействия, тогда как про-текторат представляет собой правоотношения между государства-ми-субъектами .

Оккупация представляет собой временное насильственное занятие территории одного государства другим государством, находящимся с ним в состоянии войны. Оккупация -- это пере-ходное состояние, которое может завершиться аннексией, уста-новлением протектората и даже освобождением территории. Про-текторат -- это постоянное или установленное на заранее опре-деленный срок правовое состояние государства, основанное на договоре. Протекторат устанавливается при наличии формально выраженного согласия государств.

Международный протекторат (опека) устанавливается миро-вым сообществом, международными организациями над терри-ториями, которые не имеют своей государственности, в которых население политически не организованно. Он имеет внешние сход-ства с протекторатом государств, поскольку осуществление меж-дународной опеки территорий обычно поручается конкретным государствам. Например, Восточное Самоа находится под опекой ООН, а управление этой территорией поручено США. Протекто-рат государств, напротив, устанавливается над странами, где име-ется суверенная государственность. Например, Каролинские, Ма-рианские и Маршалловы острова в Тихом океане, ранее состоявшие под международным протекторатом (опекой) ООН и пере-данные Соединенным Штатам в управление, трансформировались в государственные образования. Они вышли из-под междуна-родной опеки и, будучи государствами, заключили с США со-глашения, которыми оформляются отношения уже не междуна-родного, а межгосударственного протектората ("содружества", "свободной ассоциации").

В протекторате участвуют две стороны -- государство-про-тектор и подопечное государство. Причиной установления про-тектората могут быть насильственные действия одного государ-ства в отношении более слабых стран, в результате которых гос-подствующая сторона вынуждает покорившуюся нацию к заклю-чению неравноправного договора, сохраняя, однако, государствен-ность последней. Возможно также, что протекторат устанавлива-ется над странами, которые в силу внутренней нестабильности, малочисленности населения, экономической отсталости и иных обстоятельств не имеют ресурсов для полноценного осуществле-ния всех присущих государству функций. В этом случае государ-ству становится выгодно принять опеку могущественной держа-вы, которая по мотивам сохранения традиционных межнациональ-ных связей, расширения сферы своего влияния и по другим соображениям соглашается предоставить подопечной стране по-литические услуги.

Протекторат может установиться как промежуточное состоя-ние страны, существующее в период между ее освобождением от колониальной зависимости и получением полной независимости. Так, по конституции 1959 г. Кот д'Ивуар было учреждено как государство, зависимое от Франции. Впоследствии оно стало са-мостоятельным, независимым членом мирового сообщества.

Протектор осуществляет за подопечное государство часть его суверенных прав. Он может потребовать от своего "подза-щитного" отказа от содержания собственной армии, осуществле-ния внешней политики, от самостоятельного осуществления за-конодательной власти и прочее. Так, контроль над законода-тельной властью Трансиорданского эмирата до 1946 г. осу-ществляла Англия -- законы приобретали юридическую силу только с согласия представителя британской короны. Пуэрто-Рико, имеющее титул "свободно присоединившегося государства", отдало протектору само право осуществлять высшую законодательную деятельность. В ведение Конгресса США переданы оборона, внешняя политика, междуна-родная торговля. Результаты неоднократно проводимых рефе-рендумов подтверждали согласие Пуэрто-Рико с его зависи-мым статусом. На основании референдума 1951 г. оно стало "свободно присоединившимся государством". На вопрос о вхож-дении в США на правах штата, большинство пуэрториканцев ответило отрицательно на референдуме 1961 г.

Прямые и косвенные финансово-экономические выгоды яв-ляются одним из факторов образования и существования про-тектората. Например, передав свою внешнюю политику в ведение Индии, Бутан заключил выгодную сделку, поскольку получил право на финансовые компенсации. Западное Самоа так-же имеет экономические выгоды от сотрудничества с Новой Зе-ландией, которой уступлены внешние сношения этого государ-ства, за исключением участия в деятельности ООН Современное конституционное право зарубежных стран. М., 1991, с.34..

Учреждение протектората предполагает соблюдение прав и интересов обеих участвующих в нем сторон. Гарантии прав зави-симой стороны содержатся в самой формуле протектората, суть которой заключается в сохранении ее государственности и до-полнении недостатка внутренних ресурсов за счет иностранной поддержки. Вероятнее всего, интересы протектора обеспечивают-ся более надежно. Например, пуэрториканский губернатор (глава государства и правительства) не вправе без разрешения госде-партамента США принимать на своей территории руководителей иностранных государств. Имея в виду практику прежних протек-торатов, можно предположить, что протектор способен применить к зависимому государству силовые меры, вплоть до вооруженно-го вмешательства, с целью принудить подопечного нарушителя к исполнению принятых им обязательств.

Установление протектората не отменяет и не сокращает суве-ренитет страны, хотя и ограничивает ее в использовании суве-ренных прав. В конечном счете зависимая сторона сохраняет пра-во распорядиться своей судьбой по своему усмотрению. В частно-сти, она может приобрести полную независимость. Право выхода (сецессии) из протектората самоочевидно. Мировая практика со-держит многочисленные примеры не только распада, но и отно-сительно мирного, легального расторжения протекторатов. Влас-ти Соединенных Штатов неоднократно подтверждали право Пуэрто-Рико на приобретение статуса независимого, а не "свобод-но присоединившегося государства".

Можно обоснованно утверждать, что природа протектората исключает наличие гражданства, общего для участвующих в нем сторон. В отличие от федерации это объединение не создает об-щего центра, обладающего государственной властью и нуждаю-щегося в упорядочении отношений с лицами, гражданами. Поэто-му нет субъекта, с которым лица могли бы вступить в отношения гражданства. В 1957 г. министерство внутренних дел Франции предписало решать вопросы, относящиеся к гражданам Монако, на условиях, установленных для иностранцев.

Итак, протекторат -- это основанное на письменных или иных соглашениях неравноправное объединение государств, в котором подопечная сторона отчуждает в пользу государства-протектора право осуществления части принадлежащих ей суверенных прав (политической дееспособности) на условиях сохранения собственной государственности (суверенитета), получения политической, военной, финансовой помощи, а также иных услуг.

4. формы автономного государства

Государства иногда соглашаются с требованиями местных сообществ о расширении прав и свобод территорий. При таком обособлении они могут приобрести форму автономии.

В большинстве случаев автономии создаются в унитарных государствах, где она используется для наделения территориаль-ных единиц самостоятельностью в вопросах местного управления. В федерациях же имеется форма, позволяющая территориям по-лучить необходимую свободу, -- это форма субъекта союзного государства. Вместе с тем и в сложном государстве автономные права могут быть закреплены за территориями, не имеющими статуса субъекта федерации, находящимися под прямой юрисдик-цией союзного государства. В Индии, например, автономиями яв-ляются союзные территории, хотя само государство представляет собой федерацию и образовано объединением штатов.

Фактические основания, побуждающие к образованию автоно-мий, различны. Поэтому принято условно разграничивать несколь-ко видов автономий:

-- автономии, образованные по национально-лингвистическим признакам. Этот тип автономии создается на территориях с осо-бенностями национального состава населения, возможно -- со спецификой языка, местными диалектами и наречиями. Напри-мер, Страна Басков является автономией в составе Испании, уч-режденной на территории, которую традиционно занимает опре-деленный этнос -- баски. Аналогичные автономии образованы Испанией для каталонцев, галисийцев. Наименования нацио-нальных автономий зачастую отражают имя этносов, ставших ос-новой их образования, -- к примеру, Шотландия является автоно-мией, образованной на основе шотландской национальности.

Не исключено, что учреждение подобных автономий способ-ствует сохранению национальных общностей и языков на их тра-диционной территории, сглаживанию межэтнических разногласий и конфликтов, поддержанию местных обычаев в области культу-ры, языка, политики, религии. Автономия арабов на территории Израиля преследует именно эти цели;

-- автономии, образованные в результате исторических собы-тий и обстоятельств. История развития и фактическое состояние отдельных территорий не позволяют применять к ним общие правила местного государственного управления. Особый правовой статус требуется им для того, чтобы избежать отрицательных эко-номических и политических последствий.

Более сотни лет Гонконг (Сянган) находился под управле-нием Великобритании, а Макао (Аомынь) состоял в аренде у Португалии. Обе эти территории подлежат передаче Китаю. Однако в них выросли целые экономические комплексы, до-стигнут высокий уровень жизни, сложились традиции местного управления. Основную часть населения этих территорий состав-ляют китайцы, которые не могут ссылаться на национальные отличия в обоснование особых местных прав. Вместо нацио-нально-языкового действует исторический фактор образования автономии. В соответствии с соглашениями, достигнутыми меж-ду Китаем и уходящими владельцами Сянгана и Аомыня, они получат автономию, сохранят сложившийся общественный строй и систему экономики. Они становятся специальными админи-стративными районами;

-- автономии как общий принцип местного управления. Их называют административно-территориальными автономиями. Применение административно-территориальной автономии озна-чает, что государство признает необходимым предоставить всем крупным территориальным единицам некоторую самостоятель-ность в решении местных дел. В сущности, административно-тер-риториальная автономия едва ли отличается от таких понятий, как местное самоуправление, децентрализованное управление. Однако такие страны, как Коста-Рика, Япония закрепили свои-ми законами принцип автономии своих территорий. И поэтому приходится выделить для них отдельное место в ряду других, действительных автономий Там же, с.56..

Учреждая автономию, признавая ее права, государство, есте-ственно, ограничивает пределы применения своей власти. Это, од-нако, не означает, что на автономной территории появляется госу-дарственность. Возможно, автономия обеспечивает уважение ин-тересов местных сообществ, но ее нельзя считать формой национального государства.

Права автономии в области внутреннего регулирования яв-ляются производными, а не собственными. Источником этих прав является акт власти государства, центра. Так, первоначально автономия Шотландии была закреплена Актом об Унии, изданным Британским парламентом 1 мая 1707 г. По этому закону отношения простой унии между двумя странами и последую-щая аннексия Шотландии О.Кромвелем были завершены, а Шотландия включена в состав единого государства на правах автономии.

Права автономии могут быть зафиксированы в конституции, основных законах государства. Органы государства могут изда-вать правовые акты, специально посвященные правовому поло-жению автономной территории. В 50--60-е годы положения о на-циональных автономиях в Китае принимались народными пра-вительствами провинций, народным правительством КНР и затем утверждались постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей.

Бывает также, что автономия сама разрабатывает статут, за-крепляющий ее права. Но поскольку она не наделена государ-ственностью и не имеет учредительной власти, статут об автоно-мии, а также вносимые в него изменения подлежат утверждению государственными органами, обычно парламентом. Так, в Италии парламентом утверждены статуты об автономии Сицилии, Сар-динии и некоторых других областей. Ясно, что возможность са-мостоятельно разрабатывать собственные статуты упрочивает пра-вовое положение автономии и меру ее самостоятельности в от-ношениях с государством. Государство, желающее ограничить автономные права, встречает не только общественное сопротивле-ние, но и формальные препятствия в изменении статута, если его автором является сама автономия.

Возможно, однако, более широкое понимание автономии как территории, нуждающейся в обособленном правовом режиме.

Иными словами, под автономией подразумевается не только то пространство, где имеются свободы и привилегии, а просто часть, изъятая из целого. Тогда автономными следует считать и те территории, права которых ограничены в сравнении с пра-вами других частей государства. Например, Франция признает автономные права своих заморских департаментов и заморских территорий. Однако до 80-х годов нашего столетия Французская Полинезия, Французская Гвиана, Новая Каледония не имели выборных представительных органов, тогда как обычные, неавто-номные департаменты во Франции уже давно избирают свои советы. Автономный Курдистан в Ираке едва ли находится в привилегированном положении по сравнению с другими терри-ториями этого государства. Верховная Рада (парламент) Украи-ны приняла в 1995 г. закон об Автономной Республике Крым, который установил строгую подчиненность непокорного региона центральной власти и существенно ограничил самостоятельность Крыма.

Не являясь государством, автономия не имеет своего граж-данства. Лица, проживающие на ее территории, гражданами ав-тономии не являются и юридически связаны с ней только местом жительства. Изменяя его, человек прекращает правоот-ношения с территорией независимо от своих культурных при-вязанностей, национальности, языка и прочих обстоятельств. Вместе с тем проживание в пределах автономии может суще-ственным образом сказываться на правовом положении челове-ка. В частности, национально-территориальная автономия позво-ляет представителям коренных национальностей в большем объеме пользоваться культурными правами, родным языком, следовать сложившимся правовым обычаям. Образование тер-риторий типа Гонконга обеспечивает сохранение прежних граж-данских, экономических и даже политических прав и свобод личности Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1995, № 3(16), с. 32..

В автономии нет высших государственных органов. Учреж-дения, действующие в автономии, относятся к разряду органов местного управления, независимо от того, назначаются они или избираются населением, именуются парламентом, советом, прави-тельством или как-либо еще. Наименование органа в данном слу-чае существенного значения не имеет. Высшим государственным органом может быть признан лишь тот, который осуществляет власть именем суверена. У высшего государственного органа нет вышестоящей административной инстанции. Напротив, ему под-чиняются нижестоящие органы, включая учреждения автономий Современное конституционное право зарубежных стран. М., 1991, с.83. .

Автономия не издает законов. Нормативные акты, принимае-мые ее органами, производны от законов государства, то есть под-законны. Акты, принимаемые областными советами в Италии, называются законами. Но это только символ, причем не вполне точный, с помощью которого итальянские политики решили под-черкнуть "самую широкую автономию" областей в сфере местно-го правового регулирования. В действительности круг вопросов, по которым в Италии издаются областные "законы", ограничен государством, а не вытекает из суверенной власти автономии. Ведь именно парламент Италии в конечном счете определяет объем ее прав. Кроме того, "закон", изданный советом области, должен со-ответствовать законодательству всей республики.

Автономиям могут быть предоставлены экономические при-вилегии. В национальных автономиях обычно делаются изъятия из общих правил о применении государственного языка, то есть практикуется использование в документообороте и деловых от-ношениях национальных языков.

Автономия не является единственной формой обособления правового статуса территорий. Она имеет некоторые сходства с резервациями в США, бантустанами в прежней ЮАР, создава-емыми для коренных народов. Аналогии могут быть обнаруже-ны между автономией и пристоличными территориями (феде-ральный округ Колумбия, административный округ Парижа, со-юзная территория Дели), а также территориями, состоящими в управлении вооруженных сил, занятыми военными базами.

Следует упомянуть также о таком явлении, как национально-культурная автономия. К территориальному устройству государ-ства она прямого отношения не имеет, а представляет собой сово-купность особых правил, условий, на которых в государстве про-живают общности, не имеющие определенной автономной территории. Национально-культурная автономия существует в виде особых прав отдельных национальностей в области политики, культуры, языка, образования. Преимуществами такой автономии пользуются, например, саами в Швеции или шведы в Финлян-дии. Эти народности внутри государства имеют свои учрежде-ния, объединяющие их на национальном уровне, -- Шведская на-родная ассамблея и Саамский парламент в Финляндии, Саамитинг в Норвегии. При правительстве Австрии и Венгрии действуют советы национальных меньшинств.

5. Заключение

В формах государственного устройства, рассмотренных в данной работе, находит выражение действие некоторых общих, свойственных всем социумам тенденций. С одной стороны, народы, от-дельные части общества территориально обосабливаются. Иног-да это вызвано желанием больших групп населения сохранить национальную, религиозную идентичность, обеспечить их местные экономические интересы. Разница в обычаях, традициях, прошлые межэтнические, межплеменные конфликты толкают народы к разъединению.

С другой стороны, действует и противоположный вектор. Общность экономи-ческих интересов, развитие рынка требуют единого правового пространства, которое необходимо для эффективного хозяйство-вания. Взаимопроникновение культур, религий (в частности -- экуменистическое движение), вытеснение старых традиций сгла-живают различия, которые в прошлом разделяли людей. Само-сознание человеческого "я" приводит к тому, что личность вос-принимает окружающее все больше через призму собственных оценок, личной морали. Человек становится не столько единицей общества, сколько личностью, способной самостоятельно опреде-лять свои интересы и принимать собственные решения. Это сни-жает роль национальных и прочих факторов, определяющих по-ведение человека и консолидирующих людей в общности, разде-ленные территориальными границами. Высокий уровень жизни, развитие средств коммуникации, просвещения подвигают народы к единению на больших пространствах Там же, с.35. .

Кроме того, в мире периодически появляются сильные поли-тики и талантливые полководцы; происходят войны и ведется межгосударственная дипломатическая игра; возникают сепара-тистские или объединительные идеологические течения; монар-хи и их наследники вступают в браки. Эти обстоятельства су-щественно, иногда решающим образом влияют на объединение территорий либо способствуют их разобщению.

Взаимодействие вышеназванных тенденций более или менее точно выра-жается в форме государственного устройства. Необходимо, однако, иметь в виду, что форма государственного устройства описы-вает лишь внешнюю сторону территориальной организации. От нее в известной мере зависит реальный статус территорий. Но выявить объем их самостоятельности только по формальным признакам невозможно.

ЛИТЕРАТУРА:

Comparative Legal Traditions. St. Paul, 1982;

Hemphill Е.Р. European Court of Justice. // The Transnational Lawyer. Sacramento, Vol. 4, №1,1991.

Lochart W.B., Kamisar Y., Choper J.H., Shiffiin S.H. Constitutional Law. St.Paul, 1986;

Давид P., Жофрс-Спипози К. Основные правовые системы современнос-ти. М., 1996.

Даниелян С.А. Эволюция государственного строя Швейцарии. Автореф. канд.дис. М., 1989;

Конституционное право: Восточноев-ропейское обозрение. 1996, № 1 (14).

Кортунов А. В. Дезинтеграция Советского Союза и США. М., 1993;

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд. Т.6.

Оцпенгейм Л. Международное право. T.I, М., 1948;

Современное конституционное право зарубежных стран. М., 1991.

Современный буржуазный федерализм. М., 1978.

Сравнительное конституционное право. М., 1996.

Федерализм: система государственных органов. М., 1996.

Федерация и зарубежных странах. М., 1993;

Федерация и центр //Апф, 1990, № 33.

Чичерин Б. И. Политические и социальные идеалы. Власть и право. М., 1995;

Array

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.