скачать рефераты

МЕНЮ


Формы и методы профилактики детской беспризорности и безнадзорности

Одно из недавних мероприятий по отвлечению детей от улицы - создание городских кадетских школ-интернатов, которые находят все большее распространение в России и на Украине, в других республиках. Началось это с того, что отдельные воинские части брали так называемых сыновей полка (вначале детей-сирот, чьи родители были военнослужащими). Затем эта практика была продолжена созданием кадетских корпусов после принятия Положения о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах в июне 1996 г. (1) Идет развитие спортивных учреждений, открываются плавательные бассейны, аквапарки.

Убрать детей с улицы, ликвидировать попрошайничество и воровство на вокзалах, в аэропортах и других местах скопления людей - прямая задача правоохранительных органов и общественности. В этой связи нельзя не отметить новую (а по правде говоря, хорошо забытую старую) инициативу создания при школах попечительских советов для решения основных вопросов организации школьной жизни, дисциплины и воспитания детей. Входящие в эти советы компетентные представители местной власти и родители могут приостановить процесс необоснованного отчисления учеников, поднять дисциплину среди учащихся.

Примеров работы с несовершеннолетними во всех государствах СНГ немало, причем если их общее направление единое, то методы и формы большей частью национальные.

В частности, в Казахстане недавно принято Постановление Верховного Суда "Об условно-досрочном освобождении от наказания и замене неотбытой части наказания более мягким наказанием", под которое попало большое число несовершеннолетних, отбывающих наказание. По инициативе Правительства решено обновить Закон "О семье", учитывая усложнившуюся социальную обстановку в республике и новые проблемы воспитания молодежи. В связи с характерным для этой страны обострением наркомании создан единственный в СНГ Центр медицинско-социальных проблем наркомании в г. Павлограде, активно работает Центр по усыновлению, в котором на учете состоят сотни детей с неустроенной судьбой - кандидатов в беспризорники.

Диапазон способов профилактики и борьбы с детской безнадзорностью и беспризорностью очень широк. Но результаты пока достаточно скромны. В чем же причина такого положения? Полагаем, в определенном разрыве между принимаемыми на разных государственных уровнях решениями и практикой, реальностью. Ведь до настоящего времени и в Москве, Душанбе, Киеве и Астане на привокзальных площадях и центральных улицах, на рынках еще бродяжничают тысячи мальчишек и девчонок, которые предоставлены сами себе. Они нередко попадают под влияние криминальных структур со всеми вытекающими отсюда последствиями. Таких фактов очень много, о них постоянно сообщается в СМИ. И хотя принимаются различные нормативные акты: законы, постановления, инструкции, - значительных сдвигов в этой сфере не видно.

Спецшколы, интернаты закрытого типа, кадетские корпуса, молодежные объединения, кое-где детские дома и, наконец, изоляторы тюремного типа - вот сегодняшние пути перевоспитания. Но они - для реальных правонарушителей, состоящих на учете и под наблюдением. Просто бродяг-малолетних, не учтенных нигде, гораздо больше - порядка миллиона. Что делать с ними?

Их нельзя пускать в сферу криминалитета. Нужны новые методы, пути, акты, препятствующие распространению этого социального зла, которое, несомненно, отразится на физическом и духовном здоровье следующего, да и нынешнего поколения. Они и называют себя "поколение "Next".

На этом сложном и длительном пути воспитания нового, нравственного поколения во всех странах СНГ следует создавать систему специализированных социальных служб для беспризорных детей и подростков: подкинутых, утративших семейные, родственные и другие социальные связи, отказавшихся жить в семье или находиться в учебно-воспитательных учреждениях, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих, не имеющих постоянного места жительства, средств к существованию, задержанных за бродяжничество, подвергшихся физическому или психологическому унижению.

Пока еще нельзя говорить о заметных успехах в работе органов внутренних дел, органов образования и здравоохранения по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в государствах - участниках СНГ.

Вот лишь один пример из российской действительности. В сентябре 2002 года из интерната-спецпрофтехучилища строгого содержания убежали более 40 подростков в возрасте до 16 лет. Причина - неправильное поведение охраны и воспитателей. В течение длительного времени их не могли собрать и водворить обратно. А надо было бы пересмотреть уровень режима в такого рода исправительно-воспитательных учреждениях.

Во всех странах СНГ приняты соответствующие нормативные акты и инструкции по профилактике правонарушений среди подростков. Определенные успехи можно отметить на Украине и в Киргизии, где уровень преступности молодежи существенно снизился. Однако при этом надо иметь в виду, что происходят латентные процессы, которые сильно искажают официальную статистику и общую картину социальной жизни Содружества.

Пример такого нормативного акта в Узбекистане: "Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением" от 1996 г. (с учетом поправок 1998 г.).

Результаты его действия пока неизвестны.

Немаловажным представляется и начавшееся введение в СНГ института Уполномоченного по правам ребенка. Основной задачей Уполномоченного становится защита прав сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Лицо, занимающее эту должность, может вносить в органы власти и местного самоуправления предложения о совершенствовании механизма защиты прав, свобод и интересов ребенка. Согласно, например, ст. 5 Закона г. Москвы, Уполномоченным по правам ребенка может быть гражданин РФ не моложе 30 лет, не совершивший порочащих его поступков, обладающий общественным авторитетом, а также знанием проблем детства и опытом защиты прав, свобод и законных интересов ребенка (2). При Уполномоченном состоит небольшой служебный аппарат, он пользуется содействием в своей работе всех государственных и общественных сил.

Как можно видеть, на эти посты назначаются весьма компетентные лица;

именно они могут организовать действенную профилактику угрожающей криминальности подростков.

Если же речь идет о "бродячих" подростках, которые чаще всего находятся под влиянием или даже в руках криминальных элементов, то законодательные решения идут в направлении изоляции детей от них. Как это сделать, не прибегая к полной изоляции типа лагерей, тюрем, - задача правоохранительно-воспитательных органов на самом высшем уровне в странах СНГ.

Немалую угрозу для беспризорных детей представляет распространение подростковой проституции, педофилии, порнографии. В странах СНГ в последние годы в уголовные кодексы введены специальные статьи, защищающие половую неприкосновенность детей и подростков, поскольку сексуальная эксплуатация даже малолетних не сокращается, несмотря на серьезные усилия, применяемые в борьбе с нею. Вот данные: по России количество такого рода преступлений за последние четыре года возросло в три раза. Это должно убедить законодателей всех стран Содружества в необходимости усилить ответственность за подобные преступления.

Не остаются в стороне и СМИ: полупорнофильмы, так называемая эротика заполняют кино- и телеэкраны. Не так давно прекращена деятельность компании "Голубая орхидея", раскинувшей свои "сети"-филиалы по всем странам СНГ. Между прочим, детская порнография в США наказывается многолетним заключением, и не условным, а реальным. Законодательство в странах Содружества значительно либеральнее.

В ряде стран СНГ приняты акты, расширяющие систему профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, - в нее включены обращение в суд, помещение подростков с девиантным поведением в центры временной изоляции и специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

Ждут своей разработки и принятия законы о государственной поддержке многодетных семей. Касается это, главным образом, стран, в которых популярна многодетность, - Узбекистана, Казахстана, Азербайджана, Киргизии и Туркменистана. На повестке дня парламентов - законопроекты о развитии детско-юношеского спорта, о социальной помощи несовершеннолетним, освободившимся от наказания, и о социальной реабилитации несовершеннолетних.

Вновь и вновь поднимается проблема альтернативных семейных форм и устройства детей, оставшихся без родительского попечения, - имеются в виду усыновление, приемные семьи и т. п. Это, конечно, при благоприятных обстоятельствах, наилучший выход для одинокого ребенка.

Усыновление предусмотрено во всех семейных кодексах и законах стран Содружества. Автору довелось принимать участие в конференции, посвященной международному усыновлению, на которой присутствовали специалисты всех государств СНГ, многих зарубежных фирм. На конференции превалировало мнение: предлагать больше детей на усыновление иностранцам. Участники также настойчиво рекомендовали зарубежное усыновление как панацею от всех наших социальных бед, фактически поощряя зарубежные и российские фирмы к продаже детей за рубеж. Автор, пожалуй, был единственным участником, выразившим негативное отношение к общему мнению, отметив, что усыновление надо распространять в собственных странах, беречь свой генофонд, охранять наше национальное достояние - детей. Дилеры, которых было большинство, проигнорировали позицию автора и одобрили расширение практики усыновления детей из стран СНГ иностранцами.

Усыновление детей практически из всех стран СНГ семьями из развитых западных государств внешне выглядит, конечно, весьма красиво. Там ребенка вылечат, и вырастет он настоящим человеком (Запада). Но практике известны вопиющие случаи использования малолетних детей для проведения чудовищных медицинских экспериментов или же просто продажи их сутенерам или педофилам. Конечно, во всех этих странах имеются надзорные инстанции, цель которых - борьба с коммерсантами от "благотворительности", совершающими подобные преступления. Несмотря на это, в СМИ часто появляются сообщения на эту тему.

Сегодня с образованием в России, да и в других государствах СНГ центров (банков) данных о детях, оставшихся без родительского попечения, о детях-сиротах или же просто брошенных, оставленных в силу различных причин матерями в родильных домах, положение с учетом и устройством таких детей значительно улучшилось, однако проблемы все еще остаются.

В государствах СНГ законодательство и практика активно противодействуют распространению этого социального зла - правда, не везде успешно.

В 2001 году в Республике Беларусь принят Закон "О государственной программе по усилению борьбы с преступностью на 2001-2003 годы". В пункте 11 Указа Президента Республики от 15 мая 2001 г. предложено продолжить работу по созданию многопрофильного и физкультурно-оздоровительного Центра для организации культурно-массовой и физическо-оздоровительной работы с молодежью, подростками и детьми по месту их жительства.

Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" был принят 16 апреля 2001 г. (3) и явился образцом для государств - участников СНГ. Такого рода законы уже приняты и в ряде регионов России, исходя из п. "к" ст. 72 Конституции РФ.

Банки данных о детях выполняют двойную функцию: с одной стороны, ни один брошенный ребенок не остается без учета, без внимания государства, а с другой - значительно облегчается процесс усыновления таких детей, устройства их в приемные семьи, установления опеки и попечительства, определения в интернаты и другие детские и подростковые учреждения, поскольку в этих банках имеются полные данные на каждого ребенка, оставшегося без родительского попечения. Кроме того, пресекается нелегальная продажа детей.Таким образом, банк данных служит еще одним средством выявления и устройства безнадзорных детей и подростков, изъятия их из криминальной среды. Следует только сказать, что работа эта находится в самом начале.

Несколько сложнее обстоит дело с принятием закона об Уполномоченном по правам ребенка, отсутствие которого стало сегодня серьезной опасностью для государства в связи с развитием детской безнадзорности и беспризорности.

Необходимость принятия такого закона в РФ обусловлена, кроме всего прочего, включением его в План действий по улучшению положения детей в России на 2001- 2002 гг. (п. 22). Состоялось несколько совещаний и семинаров, участники которых однозначно высказались за принятие такого закона, обсуждался он и в Государственной Думе, но пока еще не принят. Надо надеяться, что это произойдет в ближайшее время.

В 12-ти субъектах Российской Федерации уже учреждены должности Уполномоченного по правам ребенка на основе региональных законов. Итоги первых лет работы подтвердили актуальность, социальную значимость и эффективность этого института.

Теперь требуется внести эту должность в ст. 7 ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (4) и соответствующие акты государств - участников СНГ.

К сожалению, материалов по данному и другим вопросам, связанным с принятием в государствах - участниках СНГ эффективных мер по профилактике и борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью, недостаточно, и информации о них поступает мало, что не позволяет сделать определенные выводы по решению этой проблемы.

В Азербайджане разработан законопроект "О правах ребенка". В предлагаемом законе в соответствии с Конвенцией ООН "О правах ребенка" закреплены все основные права и свободы детей. Затем парламент республики принял Закон "О социальной защите детей, потерявших родителей и лишенных родительской опеки".

Разработаны государственные программы:

- "О поддержке молодых семей";

- "О патриотическом воспитании молодежи";

- "Об обеспечении занятости демобилизованной из армии молодежи";

- "О поддержке одаренных детей и подростков";

- "О профилактике правонарушений, преступности и наркомании в молодежной среде".

По поручению Президента Министерство внутренних дел вместе с общественными организациями подготовило обширную программу по реализации государственной молодежной политики.

Эта программа утверждена Указом Президента Республики в июле 1999 г. Она состоит из девяти разделов и 58 пунктов и охватывает почти все направления государственной молодежной политики.

Сегодня в уголовных кодексах государств СНГ можно проследить основные направления работы с беспризорностью. Так, в статье 85 УК Киргизии формулируются условия освобождения несовершеннолетних от наказаний, в ст. 87-об условно-досрочном освобождении. Статья 127 УК Узбекистана преследует вовлечение несовершеннолетних в антисоциальное поведение, в Казахстане за это преступление может быть применено наказание до двух лет лишения свободы.

Все эти меры очень трудно назвать профилактическими, они скорее карательные. Уголовные кодексы преследуют создание притонов и сутенерство, распространение проституции среди несовершеннолетних (Белоруссия, Туркмения, Узбекистан и др.).

Особенно опасное влияние на детей и подростков оказывают порнографические издания, распространение культа насилия и жестокости (кино, видео, литература). Меры по борьбе с этими негативными явлениями определены в кодексах Киргизии, Украины, Узбекистана. В ряде государств Содружества усиливается ответственность за невыполнение обязанностей по уходу за детьми (Украина), ненадлежащее выполнение обязанностей по охране жизни и здоровья несовершеннолетних (Туркмения), уклонение родителей от содержания детей (Белоруссия).

У нас в стране последние годы, особенно после выступлений на эту тему Президента Российской Федерации В. В. Путина, проведения конференций и совещаний, принятия экстренных мер, ситуация существенно улучшается, но до благополучного положения дел в сфере ликвидации детской безнадзорности и беспризорности еще далеко.

Требуются еще более эффективные совместные усилия всех общественных и государственных структур и учет проводимых мероприятий в системе образования и правоохранительных органов, которые в совокупности помогут изменить к лучшему весьма непростую ситуацию с детской безнадзорностью и беспризорностью.

И, безусловно, все это не может осуществляться в виде разовой кампании, какого-то прорыва. Борьба в социальной сфере предстоит долгая и напряженная. Она потребует больших финансовых вложений, создания дополнительных органов и принятия новых эффективных правовых норм.

(1) См.: СЗ РФ. 1996. N 26. Ст. 3135.

(2) См.: Вестник Мэрии Москвы. N 41. Ноябрь 2001.

(3)См.: СЗ РФ. 2001. N 17. Ст. 1643.

(4) См.: СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3802.

Ю. А. Королев Профилактика детской безнадзорности и беспризорности в странах СНГ. // Журнал российского права (Москва).- 31.03.2003.- 003.- C.71-78

Очень важной и актуальной проблемой является профилактика социального сиротства. В настоящее время в семьях граждан под опекой находится более 360 тысяч детей, оставшихся без родительского попечения. Усыновлено около 200 тысяч детей. Шарапова О. В., заместитель министра здравоохранения Российской Федерации. Здание Государственной Думы. Большой зал. 2 апреля 2003 года. 10 часов. // Государственная Дума. Стенограмма заседаний (Москва).- 02.04.2003.- 230.- C.6-63

Реализация федеральной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в 1997-2001 годах позволила частично снизить остроту проблемы детской безнадзорности и социального сиротства. Создана сеть специализированных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации, в которых используются технологии, позволяющие оказывать детям экстренную помощь, поддерживать и восстанавливать их социальный статус, осуществлять социальную реабилитацию. В результате количество преступлений среди несовершеннолетних снизилось в 2000 году по сравнению с предыдущим годом на 6,2 процента.

В то же время следует отметить слабое развитие материально-технической базы этих учреждений, которое не позволяет на современном уровне проводить программы социальной и трудовой реабилитации подростков, в том числе освобожденных из мест лишения свободы.

Незавершенность формирования и оснащения сети учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, недостаточный уровень подготовки кадров, осуществляющих профилактическую и реабилитационную работу, снижают эффективность предпринимаемых действий.Принимая во внимание необходимость комплексного решения проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, корни которой кроются прежде всего в семье, следует продолжить работу в данном направлении в 2003-2006 годах.

Беспризорность и безнадзорность являются "питательной средой" для сексуальной эксплуатации несовершеннолетних, вовлечения их в проституцию и изготовление порнографической продукции. С учетом решений Второго Всемирного конгресса против коммерческой сексуальной эксплуатации детей, состоявшегося в декабре 2001 года в Иокогаме, нижняя палата российского парламента провела в феврале 2002 года парламентские слушания по теме "Социально-правовая защита детей от сексуальной эксплуатации и растления". В ходе слушаний был рассмотрен проект закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации", направленный на усиление ответственности за преступления против половой неприкосновенности детей. 27 июля 2002 г. нижняя палата российского парламента приняла этот закон в первом чтении. Окончательное утверждение данного законопроекта позволит существенно ускорить ратификацию Российской Федерацией Факультативного протокола к Конвенции ООН о правах ребенка, касающегося торговли женщинами, детской проституции и детской порнографии, а также Конвенции МОТ N 182 "О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда". ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ. // Дипломатический вестник (Москва).- 26.11.2002.- 011.- C.66-95 ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ТРЕТЬЕМ КОМИТЕТЕ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ООН (57-я СЕССИЯ) 14 октября

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.