скачать рефераты

МЕНЮ


Формы и методы профилактики детской беспризорности и безнадзорности

В случаях, когда в семье ребенок подвергается насилию либо лишен родительской опеки, социальная служба может временно направить его в приемную семью. Решение социальной службы, так же как и в случаях помещения в исправительные учреждения, подтверждается решением суда и является обязательным независимо от согласия родителей, однако каждые шесть месяцев рассматривается вопрос о возможности возвращения ребенка в родную семью. В случаях же сексуального насилия в семье ребенок может быть определен в приемную семью навсегда. При возникновении в приемной семье каких-либо серьезных проблем (психологическая несовместимость, болезнь или смерть приемных родителей) ребенку подбирают другую приемную семью. Приемные семьи тщательно отбираются и контролируются, за каждого ребенка государством выплачивается пособие на его содержание. Детских домов в Швеции не существует.

Исправительные учреждение (реабилитационные центры), куда по решению административного или местного суда направляются несовершеннолетние правонарушители и подростки, нуждающиеся во временной изоляции, находятся в ведении Национального Совета исправительных учреждений Швеции. Помимо государственных существуют частные и муниципальные реабилитационные центры, находящиеся под контролем Совета службы социальной защиты и образования. Однако общественные организации не имеют права открывать приюты, их деятельность ограничивается организацией спортивных центров, центров проведения досуга и консультированием государственных организаций.

Примером закрытого исправительного учреждения может служить Ювенальный центр Hammargarden, в котором содержатся 24 подростка от 16 до 20 лет как осужденные за совершение преступления, так и нуждающиеся в социальной реабилитации. Штат сотрудников составляет 76 человек. Центр финансируется как из национального, так и из городского бюджета, причем на содержание одного подростка расходуется более 2000 крон в день.

Порядок направления подростка в центр следующий: после принятия решения о принудительной изоляции подростка сотрудник местной службы социальной защиты, работающий с ним, договаривается о помещении его с администрацией центра (конкретно с заведующим приемным отделением), от которой и зависит принятие окончательного решения. Социальный работник по телефону связывается с администрацией центра, выясняет наличие свободных мест и сообщает сведения о подростке (обстоятельства жизни, проблемы социального, психологического, медицинского характера), характеризует его личность (положительные и отрицательные качества). Установив наличие свободных мест, приезжает в центр и обсуждает с представителем администрации вопрос о целесообразности помещения подростка именно в данный центр и реабилитационную программу его содержания. Хотя администрация центра имеет право отказать в приеме подростка, посчитав, что, учитывая индивидуальные особенности, его следует направить в другой центр (например, с меньшим числом воспитанников), на практике подобное происходит крайне редко.

Центр представляет собой комплекс зданий в пригороде Стокгольма - административное здание, школа, кухня, мастерские и пять двухэтажных домиков, в которых живут подростки. Какая-либо охрана, а также заграждения на территории центра отсутствуют, однако подростки не имеют права передвигаться по территории центра без присмотра - прогулки, посещение школы, мастерских и других помещений происходят обязательно в сопровождении воспитателя.

Каждый домик (отделение) имеет свое название ("лее", "дуб", "гора", "холм", "коттедж") и свои правила содержания воспитанников. Условия везде одинаковые - на втором этаже отдельные спальни, душевые и туалеты в коридоре, помещения для проведения досуга, комната для курения, кабинет дежурного воспитателя; на первом этаже комната для персонала и общая кухня. Завтрак и обед приносят из центральной кухни, ужин воспитанники и иногда воспитатели готовят сами, по очереди.

Первое отделение предназначено для подростков обоего пола. В нем находится, как правило, 6 подростков, а работают 17 сотрудников - старший офицер, заместитель, три офицера для ночных дежурств (работают поочередно по одному), 12 воспитателей (с 8.00 до 17.00 - четверо, с 17.00 до 22.00 - трое, двое дежурят ночью). Срок содержания подростков - до 8 недель. Это закрытое отделение характеризуется наиболее строгим режимом и самым пристальным наблюдением. Находящиеся там воспитанники не посещают школу. В течение дня подростки могут общаться друг с другом, на ночь девочки и мальчики расходятся по разным отсекам. В данное отделение подросток помещается в случаях, когда у него тяжелая ситуация в семье либо с целью проведения обследования с помощью тестирования со стороны специалистов: психологов, психотерапевтов, преподавателей.

Во втором отделении соотношение воспитанников и сотрудников составляет 1 к 2: 5 воспитанников обоих полов и 10 сотрудников. Особенность содержания подростков в этом отделении состоит в том, что девочки и мальчики могут свободно общаться как днем, так и ночью.

Третье отделение предназначено только для мальчиков. Соотношение воспитанников и сотрудников такое же, как и во втором. Особенность третьего отделения в том, что как подростки, так и воспитатели являются представителями иммигрантских слоев населения. Воспитатели помогают подросткам адаптироваться к шведскому образу жизни, делятся с ними своим личным опытом и дают практические советы. В случаях, когда, по мнению социального работника, воспитанник нуждается в изучении родного языка, ему предоставляют такую возможность, причем услуги преподавателя оплачиваются социальной службой по месту жительства подростка.

В четвертом отделении находятся девочки (в основном наркоманки 18-19 лет). Соотношение воспитанниц и сотрудников также 1 к 2. В течение первых трех недель им назначается закрытый режим содержания, в течение которого они проходят тестирование, и только потом могут посещать школу. Медикаментозного лечения на переходный период отвыкания от наркотиков не назначается. По мнению сотрудников, через неделю после принудительного отказа от приема наркотиков организм очищается и подростки чувствуют себя лучше. Воспитанницы находятся под постоянным наблюдением штатной медсестры центра, врач же посещает центр один раз в неделю.

В пятое отделение, в котором число воспитанников равно числу воспитателей, помещают или переводят молодых людей относительно зрелого возраста, которым предоставляется большая свобода и возможность подготовиться к жизни в обществе: проживая в центре, они могут учиться или работают в городе.

Школьные программы центра адаптированы к индивидуальным особенностям развития и уровня образования учеников. Занятия проводятся в группах по 3 человека и индивидуально. При этом используются "прикладные методы" преподавания, например, английский язык изучается с помощью прослушивания и разбора слов песен современных поп-групп, чтение и математика с помощью чтения кулинарных рецептов и расчета ингредиентов в зависимости от количества порций и т.п. Проводятся и творческие занятия: изготовление театральных масок и декораций, постановка пьес, съемка видеофильмов и т.д.

Хотя в Швеции нет специальных учебных заведений, готовящих кадры для работы в исправительных центрах, их сотрудники имеют возможность получить дополнительное образование в Стокгольмском университете на специальных теоретических курсах. Специалисты университета также проводят практические занятия для слушателей курса непосредственно в исправительных центрах.

Большая работа в этом направлении проводится и в Великобритании. Здесь развернута широкая кампания за укрепление сотрудничества между школами и полицией. С этой целью создана специальная группа начальников полиции и работников образования по связи между полицией и школами. Программа участия полиции в работе школ включает три основных направления: 1) овладение методиками самозащиты и защиты окружающих; 2) осознание роли полиции в жизни непосредственно населенного пункта или района, где они живут и работают; 3) разъяснение учащимся их прав и обязанностей в обществе. Что касается форм работы, то это главным образом заранее запланированные посещения сотрудниками полиции школ для организации и проведения бесед, уроков, дискуссий, ответов на вопросы и др. По каждому направлению программы разработаны темы, причем дифференцированно для детей младших и старших возрастов. Младшие - знакомятся с телефонами служб экстренного вызова, правилами противопожарной безопасности, безопасности во время игр, общения с незнакомыми людьми, предупреждения несчастных случаев на дорогах, дома, с азами правовых знаний, социальными последствиями преступлений, средствами предупреждения преступлений. Старшеклассники рассматривают проблемы личной безопасности в плане защиты от токсикомании, наркомании, алкоголизма, им дают рекомендации по предупреждению преступности в домашних условиях, в общественных местах и т.д. Главная цель - понимание детьми задач и роли полиции в обществе достигается на занятиях, на которых рассказывается о создании и развитии полиции, объясняется ее современная структура, полномочия, правовой статус, рассматриваются такие понятия, как арест, обыск, обеспечение общественного порядка и т.д., подробно освещается работа отдела по делам молодежи и населения, обсуждается вопрос о сотрудничестве населения с полицией. Темы, которые прорабатываются в школах и способствуют пониманию детьми прав граждан, обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка различны. Это: природа преступлений, понятие правонарушений, последствия преступлений (например, краж, нападений, вандализма, нарушения порядка, хулиганства, беспорядков на футбольных матчах), гарантии, предоставляемые законом, меры, которые могут принять граждане в отношении преступников, и т.д. Основной принцип организации занятий - полная откровенность. Учащиеся могут задавать любые вопросы, высказывать критические замечания в адрес полиции, главное - создать атмосферу доверия. Полиция готовит также ряд публикаций, которые распространяются среди преподавателей и учащихся. В качестве своеобразных пособий школы регулярно получают цветные книги, значки, карандаши, воздушные шары, несущие информацию о личной безопасности детей. В начале действия программы предполагалось, что посещать начальные школы должны полицейские участковые, средние - сотрудники отдела по делам молодежи и населения, которые в этих целях закреплялись за отдельными школами. Однако в дальнейшем было признано целесообразным направлять в школы тех полицейских, которые не только способны установить контакт с детьми в классе, но и искренне хотят добросовестно и творчески выполнять эту роль. Конечно, одного желания недостаточно, помимо этого нужны соответствующие знания, квалификация. Именно поэтому полицейское управление обратилось к различным учебным заведениям с просьбой о подготовке специалистов по данному профилю. В настоящее время действует следующая система: полицейский посещает пятидневные курсы в одном из педагогических колледжей Лондона, программа которых разрабатывается самим колледжем. Цель не в том, чтобы превратить полицейских в учителей, а в том, чтобы научить их более полно использовать предоставленные им возможности, не мешая нормальному функционированию школы. Поощряется также подготовка полицейских совместно с преподавателями на базе школ района. Она не только дополняет основную программу, но и учитывает местные условия и факторы, обеспечивает обмен мнениями между полицейскими и преподавателями. Рекомендуется также в каждой школе назначить учителя, ответственного за связь с полицией, а в каждом полицейском участке - полицейского, ответственного за связь со школой.

Проблемами надзора за условно освобожденными подростками в Великобритании занимаются более 50 специальных ведомств, возглавляемых комитетами, в состав которых входят представители местных властей, полиции, суда и общественности. Данная служба располагает приблизительно 7 тысячами сотрудников (весь полицейский корпус страны - 140 тыс.). На 80% финансируется правительством, 20% - различными благотворительными организациями. Под контролем службы постоянно находится около 140 тыс. человек (2/3 - правонарушители, осужденные условно и находящиеся на перевоспитании по решению уголовных судов, 1/4 - ранее осужденные к отбыванию наказания в тюрьмах, а затем выпущеные на свободу под административный надзор, остальные - дети из неблагополучных семей, помещенные в центр реабилитации решением суда). Основная задача - исправление и перевоспитание условно осужденных правонарушителей с тем, чтобы исключить возможность совершения ими новых преступлений. Воспитательная работа проводится с правонарушителями, нуждающимися в изоляции от общества, и с теми подростками, которые содержатся в специальных домах и колониях. Важное место в деятельности сотрудников служб занимает практическая помощь, оказываемая прошедшим перевоспитание подросткам в преодолении экономических и социальных трудностей в повседневной жизни. Проводится как индивидуальная воспитательная работа с поднадзорным, так и групповой прием воздействия с учетом характера совершенных правонарушений. Например, группа осужденных за совершение нарушений общественного порядка на почве злоупотребления спиртными напитками изучает вопросы о влиянии алкоголя на здоровье, а также соответствующие законы, определяющие наказания за совершение правонарушений в этой части. В группах осужденных за кражи и нападения в целях грабежа рассматриваются социальные проблемы, нормы уголовного законодательства. Каждый поднадзорный в соответствии с решением суда должен бесплатно отработать установленный срок на строительстве и благоустройстве территории городов, парков и других объектов. Стоимость затрат на перевоспитание несовершеннолетних правонарушителей составляет лишь 20-ю часть расходов, выделяемых на содержание тюрем. В своей повседневной деятельности служба исходит из той важной роли, которую играет семья. Сочетание родительской преданности с надлежащим контролем за подростками силами службы рассматриваются как один из главных факторов в системе воспитания. Служба поддерживает постоянный контакт с неблагополучными семьями, контролирует воспитание детей, а при необходимости вмешивается в воспитание и оказывает помощь с учетом того, что нередко причиной детской преступности является неблагополучие в семье.

Полиция также отвечает за организацию культурной и спортивно-массовой работы среди молодежи. Именно она организует работу спортивных и молодежных клубов, осуществляет подготовку различных праздников и увеселительных мероприятий.

Некоторые специалисты США утверждают, что наиболее действенным методом перевоспитания является так называемая реабилитационная терапия. Пока этот метод распространен недостаточно широко, но, как показывает практика, дает хорошие результаты.

В штате Канзас родителей штрафуют за непосещение детьми школы. Во Флориде родители могут быть подвергнуты тюремному заключению, если их несовершеннолетний ребенок воспользуется оружием, оставленным взрослыми в доступном для него месте.

В 29 штатах семьи лишаются права на государственную жилплощадь, если ребенок уличен в употреблении или продаже наркотиков.

(1) Цит. по: Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. М., 2000. С.409.

Папкова Т.П. Зарубежный опыт профилактической работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. // Российский следователь (Москва).- 28.04.2003.- 004.- C.40-45

Правительство Российской Федерации планирует осуществить комплексные меры по борьбе с беспризорностью, асоциальным поведением детей и молодежи, социальным сиротством. В их числе:

- создание сети учебно-воспитательных учреждений по типу суворовских, нахимовских училищ, кадетских школ и корпусов, казачьих школ, летных, мореходных, речных, промышленных, сельскохозяйственных и других училищ;

- создание специализированных консультативных подростковых центров, где подростки решали бы свои психолого-педагогические и медико-социальные проблемы;

- рационализация порядка и процедур усыновления детей, развитие системы приемных семей и детских домов семейного типа;

- расширение подготовки специальных кадров - социальных педагогов и психологов - по профилактике социального сиротства и для работы с детьми группы риска;

- подготовка и переподготовка педагогических кадров, а также проведение родительского всеобуча по профилактике наркомании и алкоголизма;

- введение на федеральном и региональном уровнях специальных уполномоченных по правам ребенка,

Одна из причин, вызывающих рост асоциального поведения подростков и молодежи, - нерациональная организация досуговой деятельности и каникулярного времени, подлинной проблемой которого становится детская безнадзорность. Органами государственной власти всех уровней и местного самоуправления, органами управления образованием и образовательными учреждениями с привлечением общественности будут приняты меры по усилению педагогического влияния на детей и подростков в период летних каникул и повышению их занятости. КОНЦЕПЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА. // Народное образование (Москва).- 30.04.2002.- 004.- C.254-269

когда в стране больше миллиона беспризорников, Вооруженным Силам приходится решать несвойственную для себя задачу - спасать для державы подрастающее поколение, до которого ни у кого больше не доходят руки...

По словам министра обороны РФ Сергея Иванова, работа с беспризорниками и борьба с детской безнадзорностью стала для офицеров такой же привычной задачей, как борьба за крепкую воинскую дисциплину в подразделениях. Сегодня, как и в годы Великой Отечественной, в составе различных частей и подразделений в качестве "сынов полка" числятся сотни вчерашних беспризорников. Как и их сверстники, они получают добротное образование, а заодно приобщаются к армейскому укладу жизни. Не случайно многие бывшие воспитанники "пап-сержантов" и "мам-старшин" связывают свою судьбу с армией.

Неофициально брать воспитанников в Российской армии начали еще в начале 90- х. Тогда это было своеобразное офицерское подвижничество, процесс "усыновления" никак не регулировался законодательно, командир части принимал решение на свой страх и риск. Особых проблем, правда, не возникало. Лишний рот у солдатского котелка на боеспособности армии не сказывался. Но процесс усыновления "снизу" приобрел такие масштабы, что прежнее руководство Минобороны вынуждено было как-то его регламентировать. В результате родилось официальное заявление о том, что военное ведомство, как и в годы войны, берет на себя обязанности по профилактике детской беспризорности.

Сегодня создана необходимая законодательная база для решения этой важнейшей государственной задачи. В феврале 2000 года постановлением правительства утверждено положение о зачислении несовершеннолетних граждан в качестве воспитанников в воинские части. Изданный в мае 2001 года приказ министра обороны РФ N 235 гласит, что учебные центры, воинские части и соединения могут брать на воспитание до восьми беспризорников в возрасте от 14 до 18 лет. Эти документы кардинально изменили тысячи мальчишеских судеб, которым армия (заметим, сама переживающая не самые благополучные времена) протянула руку помощи. В основном это сироты, как обычные, так и "социальные" - оставшиеся без попечения при живых родителях...

В Казанском филиале Санкт-Петербургского военного артиллерийского университета в прошлом году подписали соглашение с республиканским министерством по делам детей, молодежи и спорту и администрацией Казани о совместной работе по воспитанию беспризорников. Днем они учатся в обычной школе, над которой шефствует артиллерийский университет, а после этого постигают азы военного дела. Но им нужна финансовая, материальная, моральная поддержка. Ведь возможности военных не безграничны. Между тем, многие ученые и педагоги все чаще говорят о том, что воссоздание института "сынов полка" может оказаться самым эффективным методом борьбы с беспризорщиной. Как ни странно, из армии несовершеннолетние бродяги бегут гораздо реже, чем из муниципальных (с решетками на окнах, изоляторами и военизированной охраной) заведений для трудных подростков. А, к примеру, два десятка малолетних преступников из города Омска, проведя в прошлом году День ВДВ по солдатскому расписанию, в один голос заявили, что готовы напрочь забыть "воровские законы", лишь бы получить шанс надеть военную форму. АРМИЯ СПАСЕНИЯ. // Красный Сормович (Нижний Новгород).- 29.07.2003.- 077

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.