скачать рефераты

МЕНЮ


Герб Российской Федерации: история и современность

Герб Российской Федерации: история и современность

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Оглавление

Введение

Глава 1. История возникновения двуглавого орла - герба России

1.1 Герб - один из главных символов государства

1.2 Гербовый орёл России

1.3 Российский государственный герб в 1-й половине XIX века

1.4 Окончательный вариант государственного герба Российской Империи

Глава 2. Новая история гербового орла России

2.1 Государственный герб после февральской революции

2.2 Возвращение гербового орла России

Заключение

Источники и литература

Введение

Одной из важнейших отличительных особенностей современных государств является наличие национально-государственной символики - герба, флага, гимна. Последние, являясь символами государства, отражают в своем содержании исторические, политические, военные, культурные традиции государства и проживающих на его территории народов, отношения и связи с другими государствами, заимствования и переплетения межнациональных традиций и культур.

Государственные символы - национальные герб, флаг, гимн играют роль социально-политических феноменов и отражают в концентрированной форме символов природу общества, исторической эпохи, конкретного времени. Они определяют уровень развития общества, его современное состояние, позволяют изучать историческое прошлое во всем его многообразии, дают представление о культуре народа, характере политической власти и многом другом.

Объектом данного исследования является история появления и становления первого из государственных символов Российской Федерации -герба.

Актуальность выбранной темы связана с таким требованием времени, как восстановление исторической памяти новых поколений русских людей, чье социальное и духовное становление происходило и происходит в обстановке переосмысления русской истории, государственности, культуры, традиций, обрядов и др.

Не менее значимую роль играет государственная символика и в международной политике, во взаимоотношении России с другими странами. И речь идет не только об официальном дипломатическом протоколе, предполагающем использование государственной символики (подъем государственного флага, исполнение государственного гимна и др.), но и о так называемой «народной дипломатии», о повседневном общении людей - представителей разных государств.

Предметом исследования выступают работы отечественных исследователей по проблеме происхождения герба Российской Федерации - двуглавого орла и законодательная база России, которая закрепляет установление и использование государственной символики.

Целью исследования является комплексный анализ исследований по проблеме возникновения и становления российской государственной символики, а именно - российского двуглавого орла.

Данная цель достигается в процессе решения следующих задач:

· рассмотреть работы отечественных исследователей, посвящённые истории возникновения российского двуглавого орла;

· проследить за тем, как менялся герб Российской Федерации на протяжении рассматриваемого периода;

· изучить нормативно-правовые акты, посвящённые разработке, утверждению и описанию государственной символики Российской Федерации.

Хронологические рамки данного исследования, конец XV - начало XVI веков - рубеж XIX-XX веков, обусловлены тем, что впервые двуглавый орёл появляется в 1497 году на печати Ивана III, а как герб Российской Федерации был утверждён с принятием Федерального конституционного закона от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О государственном гербе Российской Федерации».

Методологическая основа исследования. В ходе исследования применялись принципы объективности, всесторонности, историзма и конкретности, предполагающие непредвзятый подход к анализу изучаемых проблем, критическое отношение к источникам, вынесение суждений на основе всестороннего осмысления всей совокупности фактов. Также применялись методы историко-правового анализа, сравнительного правоведения и системного анализа.

Источниковой базой при написании курсовой работы служили труды отечественных учёных, посвящённые изучению теоретической геральдики, а именно происхождению российского герба - двуглавого орла, Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О государственном гербе Российской Федерации» и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Степень изученности темы. На сегодняшний день проблеме возникновения и становления российской символики существует несколько десятков монографий Соболева Н.А. Российская государственная символика: История и современность. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 208с.; Васькин В.В. Двуглавый орел в истории государства Российского: Пособие для студ. вузов, учащихся общеобразоват. школ, гимназий и лицеев. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2001. - 54с.; Лебедев В.А. Державный орел России. - М.: Родина, 1995. - 239с.; Похлебкин В.В. Международная символика и эмблематика: Опыт словаря. - М.: Международные отношения, 1989. - 304с.; Силаев А.Г. Истоки русской геральдики. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. - 240с.; Сенин А.С. История российской государственности: Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 336с.; Борисов И.В. Геральдика России. - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 424с.; Пчелов Е.В. Российский государственный герб: композиция, стилистика и семантика в историческом контексте. - М.: РГГУ, 2005. - 162с.; Новиков В.С. Русский государственный орел: Мистерия 445-летней исторической эволюции. - М.: Московский писатель, 1991. - 108с.; Лакиер А.Б. Русская геральдика: Исследования. Документы. - М.: Книга, 1990. - 399с.; Соболева Н.А. Символы России. - М.: Панорама, 1993. - 208с. и большое количество статей: так, В. Медведев в статье «Отцы русской геральдики» рассматривает корни российских символов Медведев М. Отцы русской геральдики // Родина. - 2002. - №3. - С. 96-99; ; П. Мельников в своей статье «Русский орёл с античным профилем» возвращается к истории возникновения изображения орла на российском гербе Мельников Л. Русский орел с античным профилем // Родина. - 2002. - №7. - С. 28-30.; Этой же темы в своей статье «Палеологи или Габсбурги?» касается и В.Кучкин Кучкин В. Палеологи или Габсбурги? Двуглавый орел с римским профилем // Родина. - 2002. - №7. - С. 30-33..

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка источников и литературы.

Глава 1. История возникновения двуглавого орла - герба России

государственная символика герб орел

1.1 Герб - один из главных символов государства

Одним из главных государственных символов любого государства, наряду с флагом и гимном, является герб. Слово герб происходит от немецкого Erbe, что означает наследство. Н.А. Соболева даёт такое определение: «Герб - это эмблема, закреплённая за человеком, родом, регионом, землёй, государством, передаваемая по наследству (человеком как членом рода) или существующая до тех пор, пока существует данный тип государства, оформленная изобразительно по законам геральдики, расположенная на соответствующем поле, именуемом щитом, и носящая определённой значимости цвет» Соболева Н.А. Российская городская и областная геральдика XVIII-XIX вв. - М.: Владос, 1981. - С. 18-19.. А.П. Черных же герб характеризует как «символический опознавательно-правовой знак, составленный и утверждённый по определённым правилам, служащий постоянным отличительным определителем лицу, роду, обществу, учреждению» Там же. - С. 19.. В.А. Градовский же определяет герб, как «внешний символ, видимый отличительный знак известного государства, эмблематично изображённый на государственной печати, монете, знамени и т.п. В качестве такого символа государственный герб выражает отличительную идею и основы, осуществлять которые государство считает себя призванным» Герб и Флаг России X-XV века. - М.: Юридическая литература, 1997. - С. 19.

Таким образом, государственный герб - это законодательно утверждённая, геральдически оформленная эмблема государства, символизирующая его в официальных ситуациях и на международной арене. История главного государственного символа России около пяти веков связана с двуглавым орлом.

Для формирования государственной символики необходимо, чтобы и объективная (наличие самого государства), и субъективная предпосылки (жители государства должны осознавать собственную принадлежность к особому политическому единству и изъявить желание найти для выражения этого соответствующую форму) совпали. Появляются, как правило, они не одновременно. Первоначально государство идентифицируется, чаще всего, с личностью его главы. Так и двуглавый орёл на первом этапе воспринимался исключительно как «государева» печать.

Орёл - одна из древнейших эмблем, сохраняющаяся в гербах ряда государств до наших дней. Орёл означает власть, господство, верховенство и прозорливость (государственную). Наиболее древнее из известных изображений двуглавого орла найдено на территории древнего Хеттского царства и датируется XIII в. до н.э. На всём протяжении хеттской истории он изображался вместе с богами, и в настоящее время трудно дать утвердительный ответ - являлся ли двуглавый орёл символом политической власти хеттских царей. Известно широкое использование изображений двуглавого орла у мидийцев и у других древних народов Передней Азии.

В античной Европе орёл имел естественное изображение (с одной головой), но в отличие от двуглавого орла Передней Азии, он изначально был не только символом богов, а также и светской власти. На многих греческих монетах орёл изображался рядом с Зевсом (монеты Айтны-Катаны) или являлся единственным изображением (голова орла, сидящий или взлетающий орёл, орёл с добычей) на монетах Олимпии, Акраганта, Локры. На монетах Птолемеев (греко-македонская династия в Египте 323-30 гг. до н.э.) орёл часто изображался с молнией в когтях. В древнем Риме орёл являлся атрибутом Юпитера. Римские полководцы имели изображение орла на своих жезлах как знак главенства над действующей армией. Позднее, когда наиболее популярные полководцы становились императорами, орёл был превращён в исключительный императорский знак, символ верховной власти.

От Римской империи орёл как символ власти перешёл к Священной Римской империи германской нации. С зарождением геральдики орёл стал главной эмблемой в гербе Священной Римской империи.

1.2 Гербовый орёл России

Самым ранним известным памятником, на котором изображены русские государственные эмблемы, является двусторонняя красновосковая печать, привешенная к грамоте 1497г. (по Н.Карамзину 1494г.). В.Похлёбкин берёт под сомнение эти даты, так как на подлиннике восковой печати цифры 97 или 94 прочесть точно весьма затруднительно. Большинство современных исследователей (Н.Соболева, В.Лебедев, Ю.Штакельберг и др.) датируют данную грамоту 1497г. Хотя имеются основания полагать, что печать указанного типа скрепляла грамоты и ранее 1497г., но время её появления вряд ли следует относить слишком далеко от этой даты. Ведь на протяжении почти 25 лет с момента заключения брака Ивана III с Софьей (Зоей) Палеолог в 1472г. о подобной печати нет известий.

На лицевой стороне печати изображён всадник, поражающий копьём змея. Круговая надпись: «Иоанъ б(о)жию милостию господарь всеня Руси и великий кн(я)зъ», на оборотной стороне двуглавый орёл с распростёртыми и опущенными вниз крыльями, на головах короны. Круговая надписьгласит: «И велик княs Вла. И Мос. И Нов. И Пск. И Тве. И Уго. И Вят. И Пер. и Бол.».

В ряде научно-популярных изданий, посвящённых данной тематике, неверно интерпретируются указанные эмблемы: всадника связывают с образом Св.Георгия Победоносца, а змея отождествляют с драконом. Трактовка всадника как изображение Св.Георгия Победоносца в русских источниках до XVII в. не встречается. Хотя культ Св.Георгия проник на Русь из Византии в X-XIвв. и стал здесь весьма распространённым, в изображении всадника видели прежде всего князя-воина, защитника Русской земли. В отличие от змея, дракон в русской геральдике олицетворяет добро. И дракон, и змей изображаются в геральдике крылатыми, но дракон - с двумя лапами, а змей - с четырьмя. Эта деталь, оставаясь незамеченной, и приводит к ошибочной трактовке изображения змея как дракона.

Если в отечественной геральдике время появления гербового орла, с небольшими вариациями, не оспаривается, то причина его появления на великокняжеской печати вызывает массу противоречивых суждений, которые можно свести к двум основным версиям. Первая версия сложилась в XIX в. и имеет сторонников в наши дни: в результате брака Ивана III и Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора Константина XI Палеолога, соединились два герба - Московского государства (всадник) и Византии (двуглавый орёл). Эта версия была связана с тенденцией абсолютизировать доминирующее влияние Византии на русское общественное развитие, в частности, на развитие идей и форм российской государственности См: Шаповалов В.А. Основы Российской геральдики. - Белгород: Издательство Белгородского университета; Издательство «Везелица», 1997. - С. 20-22.. Этой версии придерживаются Г.Острогорский, К.Шэдер, Е.И. Каменцева, Н.В. Юстюгов.

Концепцию, не связанную с византийским влиянием появления русского гербового орла, на современном этапе наиболее аргументировано разработала Н. Соболева.

Во-первых, исследователь отмечает, что сторонников заимствования византийского орла не смущает почти четвертьвековая удалённость даты бракосочетания от даты появления орла на государственной печати.

Во-вторых, появление в 90-х гг. XV в. самой печати, и «воссоединение» на печати двух эмблем, одна из которых не характерна для московской княжеской символики, не были случайностью. Именно в конце XV в. прослеживается стремление Ивана III поставить себя на одну ступень с первым монархом Европы - императором священной Римской империи. Символика монархической власти в Европе была регламентированной и общепризнанной, что естественно не могло пройти мимо Ивана III. Еще в XIII в. в Западной Европе установилось чётко зафиксированное различие между одноглавым орлом как королевским гербом и двуглавым - императорским. В качестве политической эмблемы двуглавого орла в средневековой Европе начал использовать Фридрих II Штауфен, король Сицилии, впоследствии император священной Римской империи, поместив эмблему на монетах.

В-третьих, Н.Соболева, поддерживая точку зрения американского историка В.Алефа и ряда западноевропейских исследователей, в частности Л.Регеля, подчёркивает, что в Византии двуглавый орёл был лишь формой украшения, орнамента, но никак не государственной эмблемой. Основанием для такого утверждения служит отсутствие двуглавого орла как государственного знака на византийских монетах, печатях, надгробиях, одежде императорской охраны. Этот вывод подтверждают и материалы научных работ авторитетного исследователя византийских печатей Н.Лихачёва. Он доказал, что в Византии не было общегосударственной печати, существовали лишь личные печати императоров, но на них отсутствовали изображения двуглавого орла. В то же время, отрицая использование двуглавого орла как знака власти византийских императоров, исследователи признают возможность его употребления морейскими деспотами (деспот - высший титул византийской знати), одним из которых был отец будущей супруги Ивана III. Хотя даже и косвенных сведений о том, что двуглавый орёл был их отличительным знаком, нет. Это предположение основывается на сведениях о мозаичных изображениях двуглавого орла в морейской церкви.

В-четвёртых, двуглавый орёл на Руси был известен ещё до создания рассматриваемой государственной печати. Его изображения были помещены на монетах тверского князя Михаила Борисовича (1461-1486) и ряда других русских князей этого периода. Появление двуглавого орла на русских монетах XV в. правомерно связывают с влиянием культуры южных славян, когда восстанавливаются связи Руси с балканскими странами, прерванные монголо-татарским нашествием. Ещё в XIV в. болгарские и сербские государи помещали изображение двуглавого орла на своих монета и печатях См.: Соболева Н.А. Указ. Соч. - С. 97-99..

Н.П. Лихачёв также придерживается данной версии. Он отмечает: «Если будет доказано положение, что Византия (так же как и Римская империя) не знала государственной печати и на печатях императоров не помещала геральдического двуглавого орла, станет очевидно, что московское правительство не могло заимствовать из Византии то, чего та не имела» Герб и Флаг России X-XV века. Указ. соч. - С. 128..

Г. Вилинбахов в своей статье приводит высказывание современного американского исследователя Г.Эймефа: «Несмотря на копирование византийской модели, двуглавый орёл, вероятно, не стал бы эмблемой московского герба, если бы Иван III не знал, что та же эмблема определяет государственный ранг императоров на Западе» Вилинбахов Г. Родословная российского герба // Родина. - 1993. - № 1. - С. 112..

Таким образом, титул Ивана III - это титул на притязания на неограниченную власть внутри страны, на «собирание» земель домонгольской Руси.

Все вышеперечисленные факты свидетельствуют, что принятие двуглавого орла Иваном III в качестве политической эмблемы, в первую очередь, было связано со стремлением великого князя встать вровень с другими европейскими монархами и прежде всего с Габсбургами. Таким образом, великий князь демонстрировал в общественном масштабе своё политическое кредо, место среди «венценосных братьев». Создание печати с символикой, выражавшей, с одной стороны, древность происхождения московских князей (использование традиционного изображения вооружённого всадника), а с другой - величие русского государя (двуглавый орёл), отвечало политическим потребностям эпохи и служило доказательством прав Ивана III на титул кесаря.

В годы правления Ивана IV в русской государственной символике происходит соединение двуглавого орла и всадника-князя. Всадник, расположенный в центре фигурного щита, помещается на груди орла. В то же время на печатях существовала и другая композиция: вместо всадника в центре фигурного щита изображался единорог. Достоверных сведений о причинах появления этой эмблемы на царской печати не имеется. Вероятно, здесь существует прямая связь с символической стороной данного мифического существа. Единорог - символ чистоты (своим рогом очищает воду, отравленную змеем) и девственности (его могла приручить только девственница). Также единорог является непобедимым зверем, вся сила которого заключена в роге. Сила, искореняющая зло, и чистота помыслов, олицетворённые единорогом, могли привлечь внимание Ивана IV, боровшегося с внутренней и внешней «крамолой». Ещё одним нововведением было то, что гербовый орёл иногда изображался с одной (общей для обеих голов) короной, над которой возвышался православный крест.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.