скачать рефераты

МЕНЮ


Герб Российской Федерации: история и современность

В 1625 г., при первом царе из династии Романовых - Михаиле Фёдоровиче, произошли изменения в изображении гербового орла. Прежде всего, это появление третьей короны над (между) двумя головами орла. Определенного идейного обоснования данному новшеству в то время не было. В.Лебедев выдвигает гипотезу, по которой три короны изначально символизировали Святую Троицу. Ю. Штакельберг утверждает, что три короны на печати царя Михаила Романова знаменовали собой три покорённых царства: Казанское, Астраханское и Сибирское. Письменные источники указывают, что идейное обоснование изображения третьей короны, как и двух уже имеющихся, произойдёт только в царствование Алексея Михайловича. По-видимому, появление третьей короны связано с влиянием западноевропейских мастеров, резавших матрицы для царской печати. Это подтверждается нетрадиционным для русской сфрагистики расположением всадника, который был изображён повернутым в правую геральдическую сторону, т.е. в соответствии с западноевропейскими правилами геральдики. На всех прежних печатях всадник-князь был повернут на восток, откуда исходила постоянная угроза Русскому государству.

При царе Алексее Михайловиче значительно расширяются дипломатические, экономические и культурные связи России с Западной Европой. Дипломатические контакты между монархами всегда обставлялись соответствующей атрибутикой, которая указывала на степень величия того или иного государя. Вследствие этого перед русским правительством встала задача приблизить отечественную государственную символику к западноевропейской. В 1654 г. впервые зафиксировано на печати (жалованная грамота Богдану Хмельницкому) изображение орла с общепринятым в Европе символами монархической власти - скипетром и державой, которые он держал в когтях.

Корона, держава и скипетр являются регалиями, знаками монаршей власти во всех государствах, где такая власть существует. Происхождение державы и скипетра уходит в глубь веков.

Держава (державное яблоко) - древний символ монаршей власти. Держава восходит к глобусу как символу мирового господства Рима. Впервые глобус был использован в качестве символа власти македонским царём Деметрием I Полиоркетом (336-? до н.э.). В период Римской империи глобус принял форму державы, без изображений небесной сферы или Земли. В средние века держава уже прочно вошла в число регалий. В России держава считается видимой эмблемой самодержавия и как регалия стала использоваться с конца XVI в.

Скипетр (греч. skeptron - жезл) - символ власти и достоинства правителя, происходит от укороченного посоха. В античный период скипетр считался атрибутом Зевса (Юпитера) и Геры (Юноны). Он входил в число знаков достоинства греческих, римских правителей и должностных лиц, например, консулов в императорскую эпоху. В период средневековья скипетр в значении обязательной регалии власти использовался при коронации государём во всей Европе. Как и держава, скипетр известен в России с конца XVI в. Скипетр служил символом административной монархической власти (судебной, административной), в то время как корона олицетворяла законодательную и божественную власть монарха.

Идейное обоснование нововведениям в государственном гербе было дано после завершения русско-польской войны 1654-1667гг., когда была изготовлена новая большая государственная печать. 14 декабря 1667г. вышел именной указ «О титуле царском и о государственной печати», где было дано описание печати: «Орёл двоеглавный есть герб державный Великого государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, Его Царского Величества Российского Царствия, на котором три коруны изображены, знаменующие три великия, Казанское, Астраханское, Сибирское, славныя Царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей Его Царскаго Величества милостивейшаго Государя державе и повелению; на правой стороне орла три грады суть, а по описании в титле, Великия и Малыя и Белыя России, на левой стороне орла три грады своими писаньми, образуют Восточных и Западных и Северных; под орлом знак отчича и дедича; на персех изображение наследника, в пазноктех скипетр и яблоко, собою являют милостивейшаго Государя, Его Царского Величества Самодержца и Обладателя». Из текста указа видно, что изначальное символическое обозначение трёх корон в российском гербе было связано с покорёнными Казанским, Астраханским и Сибирским ханствами.

На печати 1667г. гербовый орёл также впервые изображён с расправленными крыльями. В.Новиков придает весьма серьёзное значение изменениям в положении крыльев орла. С его точки зрения эти изменения обусловлены переменами в российской истории. Описывая орла на скипетре царя Алексея Михайловича, В.Новиков отмечает: «Крылья Орла опять взъерошились и загнулись вверх, как под влиянием дующего снизу ветра. Так было уже не раз, когда бури и вихри народных волнений взъерошивали Орлов Бориса, Дмитрия, Шуйского… Этот ветер снова подул от волжской вольницы Стеньки Разина». Вряд ли изменения в положении крыльев гербового орла зависели от внутренних и внешних побед и поражений. С начала XVII в. традиции и изображении российского гербового орла опирались на западноевропейские аналоги, которые во многом и определяли его вид.

Необходимо отметить, что в царствование Алексея Михайловича двуглавый орёл на государственной печати соседствовал с трёхглавым орлом на скипетре государя (1654г.). Это единственный известный случай использования трёхглавого орла в качестве символа. Вероятно, третья голова должна символизировать присоединение Малой Руси.

При Петре I, с учреждением ордена Св. Андрея Первозванного, в 1699г. изображение ордена и орденской цепи введено в государственный герб. При этом произошли композиционные изменения в изображениях на государственной печати: двуглавый орёл был помещён в центре испанского щита, который венчала корона царского достоинства; щит обрамляет цепь ордена Св. Андрея Первозванного со знаком - крестом.

Орден Св. Андрея Первозванного - первый российский орден, учреждённый в конце XVII в. (20 марта 1699г. - самое раннее известное упоминание первого российского ордена). С момента учреждения и вплоть до 1917г. он являлся высшим орденом Российской империи. Орден имел как основной элемент собственно «знак» - покрытый синей эмалью крест особой формы в виде «X», на котором по преданию был распят Св. Андрей (Андреевский крест), с изображением фигуры самого святого. На концах креста золотом начертаны латинские буквы S.A.P.R., что означает Santus Andreas Patronus Russae - Святой Андрей покровитель России. Этот крест носили на широкой голубой ленте через правое плечо, а в особо торжественных случаях - на золотой, покрытой разноцветными эмалями цепи на груди. Цепь состояла из звеньев трёх видов: двуглавых орлов, андреевских крестов и медальонов с вензелем Петра I и монограммой государя.

Орден включал звезду, первоначально шитую, имевшую восемь лучей, с круглым центральным медальоном, в котором также помещалось изображение Андреевского креста. По кругу шла надпись - девиз ордена «За веру и верность». Примечательно, что цвет орденской ленты был выбран не случайно. Голубой (синий) цвет в геральдике символизирует славу и верность, тем самым отражает высокий статус ордена и его девиз. Общепринятая геральдическая символика цвета определила и цвет орденской ленты.

Пётр I после победы в Северной войне и заключения Ништадского мира принял титул императора. Изменение титула должно было повлечь за собой его отражение в государственной символике. С декабря 1721г. вместо прежних корон царского достоинства головы гербового орла венчали императорские.

Именно в царствование Петра I геральдика в России приобретает официальный статус. В 1722г. была учреждена Герольдмейстерская контора. Это новое ведомство, возглавляемое С.Колычевым, олицетворял «товарищ» (помощник) герольдмейстера итальянский граф Франциск Санти. С этого времени Герольдмейстерская контора приступила к разработке на основе правил геральдики российских гербов различного статуса: от личного до государственного.

В первую очередь Ф.Санти занялся «геральдизацией» государственного герба. Он пытался соединить в проекте нового государственного герба не только достижения классической геральдики, но и традиции русской территориальной эмблематики, для чего тщательно изучил Титулярник 1672г. Проблему сочетания русских территориальных эмблем с гербовым орлом Ф.Санти решил весьма оригинально: эмблемы, принявшие форму гербов, были помещены на крыльях орла. На правом крыле (левом от зрителя) размещались гербы (сверху вниз): Киевский, Новгородский, Астраханский; на левом крыле: Владимирский, Казанский, Сибирский. По-видимому, Ф.Санти было поручено при подготовке проекта нового государственного герба использовать «гербы всех царств, королевств и провинций Российской империи», которые должны составлять большой картуш государственного герба. Подтверждение этому служит тот факт, что в бумагах графа имеются описания 24 гербов.

После смерти императора разработка нового государственного герба была приостановлена. Но Герольдмейстерской конторой была подготовлена почва для унификации цветовой гаммы российских гербов и их полной «геральдизации». Идея включения территориальных гербов станет основой для дальнейшей разработки формы главного символа России.

Первое официальное закрепление цветов российского государственного герба произошло при императрице Екатерине I. Традиционно после смены монархов вводилась новая государственная печать. В указе от 11 марта 1726г. специально оговаривалось: «Для печатания ея императорского величества указов и прочего, сделать при Сенате в Печатной конторе государственную печать… золотую, на которой вырезать орёл чёрный с распростёртыми крыльями в жёлтом поле, в нём ездца в красном поле; а вокруг той печати надписание: Божиею милостию, Екатерина императрица и Самодержица Всероссийская». Указ закреплял уже сложившуюся цветовую традицию российского герба, которая доминировала с начала XVIII в.

Из текста указа также следует, что образ всадника ещё не отождествляется со Св. Георгием Победоносцем. Только в 1727г. он впервые официально будет назван именем указанного святого.

Серьёзное изменение в облике гербового российского орла произошло в конце 30-х гг. XVIII в. В 1736 г., после завершения работы над шведской государственной печатью, по приглашению Анны Иоановны прибыл в Россию известный швейцарский гравер Иоганн Гендлингер. К 1740г. он завершил работу над Большой государственной печатью, где двуглавый орёл был изображён грозным и величавым. Печать отличалась высоким художественным уровнем, и облик «Гендлингерского орла» вплоть до 1856г. служил образцом для последующих мастеров-гравёров.

В XVIII в. на изображение гербового орла России определённое влияние оказывал господствующий стиль - барокко. Особенно это заметно в годы правления Елизаветы Петровны и Екатерины II. Орёл не теряя величия, выглядел парадным и несколько утолщённым. Это связано с чрезмерной детализацией центральной части его фигуры, в первую очередь, вычурностью и размерами щитка См. Шаповалов В.А. Указ. соч. - С. 23-29..

1.3 Российский государственный герб в 1-й половине XIX века

В начале XIX в. российский герб мог быть кардинально изменён, и лишь убийство императора Павла I помешало этому. В относительно короткий период его царствования было осуществлено нововведение в государственный герб и подготовлен проект нового герба Российской Федерации. После принятия Павлом I титула Великого магистра ордена Иоанна Иерусалимского (Мальтийского) по указу 10 августа 1799г. белый восьмиконечный крест был помещён на грудь гербового орла и на нём щиток со св. Георгием Победоносцем.

Император Павел I был импульсивной и увлекающейся натурой. Его политические ассоциации, как впрочем и предыдущих монархов, но в большей степени, совмещали собственное «Я» и государство. Государственный герб, с точки зрения императора, должен был соответствовать фигуре российского монарха, нести на себе отпечаток мощи и незыблемости самодержавия. 16 декабря 1800г. вышел специальный манифест «О полном государственном гербе Всероссийской империи». Манифест не получил широкой огласки и не был реализован из-за смерти императора. Но был изготовлен оригинал нового государственного герба. Герб отличает сложная компоновка и пышность. На груди орла был расположен щит, в центре которого помещён малый щиток с изображением двуглавого орла. Свободная часть гербового щита была разделена на 43 части, в каждой из которой был изображён титульный герб. За щитом расположен Мальтийский крест и штандарты: правый с двуглавым орлом, левый - с одноглавым. Щит увенчан шлемом с императорской короной. В качестве щитодержателей помещены: справа архистратиг Михаил с огненным мечом, слева - архангел Гавриил с лилией в руке. Щит и щитодержатели расположены под мантией, которую венчает императорская корона.

Несмотря на то, что данный проект герба не был реализован, он послужил основой для создания Большого государственного герба Российской империи, утверждённого во второй половине XIX в.

Дворцовый переворот 11 марта 1801г. и приход к власти императора Александра I отразился на главном символе Российской империи. Указом 26 апреля этого же года изображение Мальтийского креста было упразднено на государственном гербе. Орёл стал изображаться в стиле «Empire», характерном для французской символики начала XIX в. Гербовый орёл вместо монархических символов - державы и скипетра - держал в лапах: в левой венок и ленту, в правой пучок стрел, факел и ленту. Щиток со св. Георгием Победоносцем приобрёл необычную, заканчивающуюся кверху конусом форму, над которым помещена императорская корона. Цепь и знак ордена св. Андрея Первозванного отсутствуют. Убраны титульные гербы с крыльев орла и вокруг него. Крылья орла приняли нетрадиционную форму, они широко раскинуты и слегка опущены вниз.

Не отрицая влияния французской геральдики на характер изображения двуглавого орла, обращает на себя внимание отказ от регалий в государственном гербе Российской Империи. Вряд ли это было бы возможно при отсутствии определённых либеральных взглядов у Александра I. Известно, что внутри Александра Павловича как бы боролись два совершенно разных человека, с одной стороны - самодержец, с другой - либерал. На определённом этапе его царствования в зависимости от конкретной ситуации брала верх то одна, то другая сторона.

До начала 30-х гг. XIX в. «Александровский герб» фактически не был видоизменён, если не считать, что у орла были приподняты вверх крылья. В 1832г. произошёл возврат к традициям государственного герба времен Петра I. На крылья орла были возвращены территориальные гербы, по три на каждое крыло. Щиток со св. Георгием Победоносцем окружала цепь первого российского ордена. Головы орла украшали две небольшие императорские короны и одна большая над ними.

Современников удивил необычный подбор земельных гербов на крыльях орла. Вместо эмблем великих княжеств Владимирского, Новгородского и Киевского, т.е. ядра русской государственности, были помещены гербы присоединённых в своё время территорий - великого княжества Финляндского, царства Польского, царства Херсонеса Таврического. Гербы царств Казанского, Астраханского и Сибирского были оставлены. Чем была вызвана столь непатриотичная, на первый взгляд, перестановка территориальных гербов? Объяснение лежит в сфере международных отношений России. После подавления польского восстания 1830-1831 гг. и осложнения вследствие этого дипломатических отношений России с Западной Европой, российское правительство стремилось продемонстрировать европейской общественности бесперспективность устремления западных национальных окраин империи к государственной самостоятельности. Вероятно, появление герба царства Херсонеса Таврического указывало на желание Николая I обосновать законность своих притязаний на черноморско-средиземноморский коридор (проливы Босфор и Дарданеллы). Северное причерноморье в это время являлось не только южными торговыми воротами России, но и плацдармом для продвижения на Балканы. Именно в конце 20 - нач. 30-х гг. XIX в. император принимает активное участие в разрешении очередного кризиса - в Восточном вопросе. Эмблемы земель центра зарождения русской государственности теперь подменялись самой фигурой гербового орла, которая ассоциировалась с Русью. Гербы присоединённых государственных образований подчёркивали неразрывную связь этих территорий с Российской империей.

Император Николай I, будучи человеком в высшей степени пунктуальным и любящим жесткую регламентацию во всем, не раз высказывал недовольство «вольной» геральдизацией российских гербов, которую проводила Герольдия. Как и любое реформаторство в России, приведение в порядок геральдической науки началось с реорганизации её органов. Указом 1848г. Герольдия была преобразована в учреждение более высокого статуса - департамент Сената.

Существовали объективные причины, неспособствующие профессиональной работе Герольдии. В ней отсутствовали высококлассные художники - геральдисты, а также не было ни одного специалиста в области геральдики. Не было его в Академии наук. Это показатель того, что геральдика как наука в середине XIX в. не имела ещё в России прочных корней. Перед правительством встала задача найти учёного «гербоведца», и он был найден в лице Бернхарда - Карла (Бориса Васильевича) Кёне, немецкого еврея, принявшего реформаторское вероисповедание. С 1845г. он находился на русской службе и известен был в Европе как нумизмат и археолог. До своего назначения на должность руководителя Департамента Герольдии Сената Б.Кёне достаточно хорошо знал геральдику и неоднократно выступал с докладами о гербах в Археологическо-нумизматическом обществе. Император Николай I поручает ему подготовить проект нового государственного герба См. Шаповалов В.А. Указ. соч. - С. 29-32..

1.4 Окончательный вариант государственного герба Российской Империи

Новый государственный герб (большой, средний и малый), наряду с государственной печатью, гербами императора и членов императорского дома, после ряда доработок был утверждён 11 апреля 1857 г. императором Александром II.

Основой для Большого государственного герба стал проект нового российского герба конца царствования Павла I, но с рядом изменений. В центре французского щита в золотом поле чёрный двуглавый орёл со скипетром и державой в лапах, увенчанный тремя императорскими коронами. На груди гербового орла размещён щиток с изображением св. Георгия Победоносца (повернут вправо). Главный щит увенчан шлемом св. Александра Невского, окружён цепью ордена св. Андрея Первозванного и поддерживается щитодержателями. С правой стороны - св. архистратиг Михаил с мечом в руке, с левой - св. архангел Гавриил с посохом. Щит с щитодержателем расположен под мантией (сенью), усыпанный по золотому верху орликами (небольшие по размеру силуэты орлов, повторяющие изображения главной гербовой эмблемы) и подбитой горностаем, ниспадающей из-под куполообразной палатки, увенчанной императорской короной и государственной хоругвью. По обводу палатки надпись: «Съ нами Богъ». В верхней части герба размещены по горизонтальной линии шесть французских щитов с соединёнными гербами княжеств и земель, по три щита с правой и левой стороны от государственной хоругви. Их порядок (слева направо): щит соединённых гербов Прибалтийских областей, щит соединённых княжеств и областей Белорусских, щит соединённых гербов княжеств и областей Великорусских, щит соединённых гербов княжеств и областей Литовских, щит соединённых гербов Северо-Восточных областей. Вокруг главного щита располагались французские щиты с титульными гербами, увенчанные соответствующими коронами. Их расположение (против часовой стрелки): гербы Казанского царства, Польского царства, царства Херсонеса Таврического; соединённые гербы Великих княжеств Киевского, Владимирского и Новгородского (в одном щите), гербы Его Императорского Величества, Великого княжества Финляндского, грузинского, Сибирского и Астраханского царств.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.