скачать рефераты

МЕНЮ


Государственная региональная политика в Российской Федерации

Государственная региональная политика в Российской Федерации

71

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

ФАКУЛЬТЕТ ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК И СОЦИОЛОГИИ

Кафедра политических наук

Государственная региональная политика в Российской Федерации

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

по специальности "Политология"

Научный руководитель:

Востриков К. В.,

к. полит. н., доцент

Кемерово 2009

Оглавление

  • Введение
    • Глава I. Государственная региональная политика в российской федерации
    • 1.1 Определение государственной региональной политики и ее аспекты
    • 1.2 Основные этапы и направления государственной региональной политики в Российской Федерации
    • Глава II. Анализ государственной региональной политики кузбасса и томской области
    • 2.1 Социально-экономическое и политическое развитие в Кузбассе и Томской области
    • 2.2 Эффективность государственной региональной политики и способы ее повышения
    • Заключение
    • Список источников и литературы

Введение

Актуальность темы предпринятого исследования объясняется необходимостью осмысления современного положения в сфере взаимоотношений федерального центра и субъектов Российской Федерации.

Принцип размещения производительных сил, исходя из политических и экономических интересов государства, как основа региональной политики был забыт при распаде СССР. В условиях экономического кризиса 1990-х гг. государство практически не уделяло внимания развитию социально-экономических отношений между регионами.

В системе правового и институционального обеспечения государственной региональной политики имеется много пробелов и противоречий, политика бюджетного выравнивания, более 10 лет являющаяся генеральным направлением региональной политики, усугубила социально-экономическую дифференциацию регионов. Значимость и актуальность разработки инновационных мер реализации государственной региональной политики в настоящее время признана и на государственном, и на региональном уровне. Проблемы государственного регулирования регионального развития постепенно занимают одно из ведущих мест в современной политической науке. По данным проблемам ведутся горячие дискуссии в научных, политических и экономических кругах.

В условиях современной социально-экономической и политической ситуации в России государственная региональная политика должна представлять собой систему мер государственного воздействия на субъекты Российской Федерации, совместно осуществляемых федеральными и территориальными органами для совершенствования структуры производства и потребления регионов, эффективного использования их потенциала и территориальных ресурсов, сохранения окружающей среды и соблюдения интересов России в целом.

Разработанность темы в литературе. Государственная региональная политика на сегодняшний день является методологически наименее разработанным направлением государственной политики России. Литературы по этой теме практически нет. Проблемы региональной политики отраслевого регулирования нашли свое отражение в работах А.В. Пикулькина, А.С. Малина, Ю.Н. Гладкого, А.К. Ландабасо, Г.В. Атаманчук.

Объектом исследования является государственная региональная политика в Российской Федерации.

Предметом исследования являются процессы осуществления государственной региональной политики в Российской Федерации и их особенности.

Целью работы является исследование особенностей государственной региональной политики в Российской Федерации.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

дать определение государственной региональной политике, озвучить ее аспекты;

озвучить основные этапы и направления государственной региональной политики в Российской Федерации;

описать социально-экономическое и политическое развитие в Кузбассе и Томской области;

рассмотреть эффективность государственной региональной политики в Российской Федерации и способы ее повышения.

Гипотеза: государственная региональная политика предполагает наличие законодательной базы, ресурсов и имеет четко очерченные границы.

Эмпирическая база, использованная в ходе исследования - статистические данные, законодательные акты, публикации периодической печати, информация из сети Интернет, анкетирование, проведенное на территории Кузбасса и Томской области.

Методологическая основа и методы исследования. Исследование проводилось следующими методами: сравнительный анализ, анкетирование, контент-анализ, исторический анализ, вторичный анализ.

Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит два параграфа, заключения, списка источников и литературы и трех приложений. Список литературы включает в себя 15 наименований, список источников - 46. Объем дипломной работы: 72 листа.

Глава I. Государственная региональная политика в российской федерации

1.1 Определение государственной региональной политики и ее аспекты

Государство - центральная часть политики. А словосочетание "государственная политика" имеет более узкое значение, хотя в ходе ее изучения возникло немало определений. Для того, чтобы наиболее полно дать определение, необходимо взглянуть на множество мнений по этому поводу. Нужно из основных концепций выделить свойства, те самые, которые и образуют определение.

Можно выделить следующие особенности государственной политики:

реагирование на реальные потребности или проблемы общества в целом или его групп;

направленность на достижение цели;

выработанный курс действий;

решение о "действии" или о "не действии";

объяснение причин, обоснование действий, лежащих в основе госполитики;

принятие решений, а не намерение.

Таким образом, государственная политика - это полномочное действие органа власти.

Государственная политика в определенной сфере - система взаимосвязанных, последовательных управленческих воздействий, объединенных единством цели, объекта и принципов деятельности. Государственную политику необходимо рассматривать как один из видов государственно-управленческой деятельности. Анализ понятия предполагает сопоставление политики с другими видами управления: рутинным управлением, единичными мерами, программным (программно-целевым) и стратегическим управлением. Государственная политика получает идеологическое обоснование независимо от наличия в обществе или отсутствия обязательной государственной идеологии. Если государство не сообщает о нравственных и эстетических взглядах, то идеологию массам могут навязать СМИ или чиновники. Отказ от идеологии - тоже идеология, только такая идеология лишает государственную политику содержания.

Наиболее распространенный способ изучения и планирования государственной политики - представление ее через обязательные, последовательные этапы. Эти этапы в целом соответствуют классическим функциям управления. Однако самый общий анализ государственной политики ограничивается, как правило, выделением трех базовых функций: принятие решений, реализация, оценка результатов.

Государственная политика базируется также на твердом фундаменте права как основы эффективного функционирования власти и ограничивается рамками права.

Государственная политика, как наука, включает в себя большой комплекс междисциплинарных исследований. С одной стороны, они являются проекцией политологии на региональный и федеральный уровни, т.е. представляют собой особое направление политической науки, изучающее аспекты политических институтов, процессов, партий, элит и пр. в рамках некоего государства. Политические явления могут рассматриваться в разных ракурсах: в отдельно взятых регионах, в рамках компаративного анализа для группы регионов и в срезе отношений между центром и регионами. Ученые-политологи привлекают обширный материал по экономике, правоведению, этнологии, культурологии, используя наработки других гуманитарных дисциплин. Только таким путем можно получить комплексное знание о развитии политического процесса в регионе и в стране в целом, поскольку политика там определяется многими неполитическими факторами.

Государственная политика как процесс - целенаправленная деятельность органов публичной власти по решению общественных проблем, достижению социально значимых целей развития общества в целом и отдельных его сфер. В современном правовом поле, научной литературе используются близкие по смыслу понятия - "государственная политика" и "общественная политика".

Государственная политика формируется преимущественно государством, общественная политика предполагает участие граждан в ее формировании и реализацию через институты гражданского общества. В обоих случаях политика направлена на решение общественных проблем, существование этих терминов фиксирует разные подходы к ее разработке, подтверждает, что в современных условиях грань между субъектами и объектами государственной политики все менее заметна. Государственные и политические институты, общественные организации, социальные группы, отдельные граждане выступают и субъектами политики, и ее объектами. Лобанов, В. В. Государственное управление и общественная политика [Текст] /В.В. Лобанов. - СПб., 2004. - С. 78.

В современной России утверждается понимание трех уровней государственной политики: местный (город, район и ниже), региональный (область, край, республика) и уровень федеральный. Естественно, что важны все эти уровни, но для исследования особый интерес представляет региональный, и чтобы объяснить этот интерес, следует поподробнее рассмотреть понятие региона. Естественно, что наш ключевой термин может иметь различное смысловое наполнение.

Регион (от лат. Regio (regionis) - область) - как обширный территориальный массив, большой район, охватывающий в России несколько областей, в других странах соответствующие единицы. Может включать и группу стран. Регион выделяется по сходным экономическим, социально-политическим и иным особенностям. Халипов, В.Ф. Власть [Текст] / В.Ф. Халипов // Кратологический словарь. - М.: Республика, 1997. - С.64

Попытки определить "регион" встречаются в литературе весьма часто и далеко не всегда бывают удачными. Скажем, Л.Г. Олех дает пример определения региона, которое невозможно операционализировать: "Регион - это самодостаточный социальный организм, находящийся в единстве со своей средой, обладающий физико-географическими, культурно-цивилизационными, экономическими, культурно-историческими, политико-административными и правовыми свойствами и выступающий механизмом демократической федерации". Олех, Л.Г. Регионализм и федерализм [Текст] / Л.Г. Олех // Учебное пособие. - Новосибирск: СибАГС, 1998. - С.91.

Также можно сказать, что регион - определенная часть социального, природного, экономического, инфраструктурного, культурно-исторического и собственно пространственного потенциалов государства, которая находится в юрисдикции органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. Туровский, Р.Ф. Политическая Регионалистика [Текст] / Р.Ф. Туровский. - М.: Издательство ГУ-ВШЭ, 2006. - С. 199.

Звучное слово "регион" стало в последнее время очень модным и употребляется сейчас чаще всего как синоним субъекта Российской Федерации. В рамках государственной региональной политики это особенно актуально. В практике государственного управления России понятия "регион" и "субъект РФ" тождественны. Процесс реализации государственной политики [электронный ресурс]. - режим доступа: http://read.aif.ru/pages/read_book_online?page=10&art=178875&fontsize=186

Перейдем к одной из ветвей государственной политики - к государственной региональной политике. Это самостоятельное направление государственной политики по регулированию регионального развития в соответствии с федеральными приоритетами. Проект федерального закона «Об основах государственной региональной политики, порядке ее разработки и реализации» [электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.minregion.ru/WorkItems/DocItem.aspx?DocID=179&PageID=148

По сути, государственная региональная политика является более широким понятием региональной политики. Под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. Указ президента РФ№ 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» [электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.interned.ru/articles/laws/ob_osnovnih.htm

Главный объект исследования государственной региональной политики - отношения между центром (государством в целом) и регионами (территориями).

Государственная региональная политика имеет своей целью:

реализацию конституционно установленных принципов федеративных отношений в Российской Федерации, и обеспечение целостности и неразрывности России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления.

К задачам государственной региональной политики относятся:

формирование единого экономического, социального и правового пространства на всей территории Российской Федерации, с учетом интересов и приоритетов регионального развития;

создание условий для обеспечения самодостаточного, сбалансированного и устойчивого экономического и социального развития каждого региона;

создание условий для обеспечения равного качества жизни в различных регионах Российской Федерации. Проект федерального закона «Об основах государственной региональной политики, порядке ее разработки и реализации» [электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.minregion.ru/WorkItems/DocItem.aspx?DocID=179&PageID=148

В рамках региональной политики регламентируются взаимосвязи между центром и регионами, определяются права и полномочия административных единиц; складывается своя практика влияния центра на регионы и, наоборот, регионов на центр, заключенная в стабильные или меняющиеся правовые рамки.

Участниками разработки и реализации государственной региональной политики являются:

Президент Российской Федерации и его полномочные представители в федеральных округах;

Органы законодательной (представительной) власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

Органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

Органы местного самоуправления;

Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации;

Федеральные фонды регионального развития.

По усмотрению государственных органов, обеспечивающих реализацию государственной региональной политики, к разработке государственной региональной политики могут привлекаться иные заинтересованные органы, организации и граждане. Проект федерального закона «Об основах государственной региональной политики, порядке ее разработки и реализации» [электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.minregion.ru/WorkItems/DocItem.aspx?DocID=179&PageID=148.

Реальными противоречиями современной российской провинции, на наш взгляд, которые являются для неё наиболее важными и будут определять ее развитие на ближайшие годы, выступают прежде всего, противоречия:

между федеральным центром и субъектами федерации;

между региональными элитами и внутри них;

проблемы борьбы за ресурсы и их использованием.

Речь идет о противоречии между административной и бизнес-элитой, в которой в свою очередь выделяются "новые" предприниматели и старый "генералитет". Все вместе они переплетаются друг с другом и несмотря на различные расколы, их общий интерес чужд интересам большинства населения. Это заставляет говорить о противоречии плохо структурированного, рыхлого, во многом не осознавшего своих интересов, большинства населения в России с теми, кто сейчас распоряжается в стране.

Реализация государственной региональной политики выражается в претворении в жизнь конкретных мер по достижению поставленных целей усилиями всех слоев общества при главенствующей роли исполнительной власти. Механизм реализации включает нормативно-правовые, организационные, экономические средства и методы воздействия на управляемый объект и предполагает выработку соответствующих решений, создание управленческих структур, наличие необходимых ресурсов. Эффективность выполнения мероприятий зависит от реалистичности поставленных целей, взаимодействия всех организаторов и участников реализации политического курса, поддержки его социальными группами и лидерами политических течений.

Искусство региональной политики состоит в том, чтобы, сочетая использование вышеназванных инструментов, дать региону минимум, но максимум, достаточный для его развития.

Также, важной характеристикой государственной региональной политики считается ее централизм. Всегда существует некий штабной центр, в котором принимаются основные решения и который обеспечивает координацию различных институтов, вовлеченных в процесс реализации политики.

На этапе разработки государственной региональной политики в целях ее эффективной реализации определяется система инструментов и методов, с помощью которых будут выполняться планируемые мероприятия, т.е. формируется оптимальный механизм реализации политики. Он включает организационно-управленческую, нормативно-правовую основу, финансово-экономические компоненты, систему управления персоналом.

Реализация государственной региональной политики начинается после принятия соответствующего нормативного акта, но еще в процессе разработки политики важно предусмотреть наличие правового обеспечения готовящихся государственных решений. Качество системы правового регулирования государственной политики относят к факторам ее эффективности. Выделяют несколько уровней правового регулирования политики:

1) Конституция, где определены принципы построения системы власти и принципы формирования государственной политики;

2) федеральные конституционные законы, правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, положения о государственных органах, отражающие приоритеты, цели, функции в определенной сфере;

3) видовые федеральные законы, постановления Правительства РФ о целевых программах;

4) подзаконные акты, нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, отражающие вопросы регулирования деятельности по реализации политики в конкретной сфере;

5) государственные контракты, заключенные на предмет разработки и реализации государственных программ, в которых отражены требования к качеству исполнения и результатам деятельности;

6) распоряжения органов государственного управления (административного и оперативного характера), судебные решения. Процесс реализации государственной политики [электронный ресурс]. - режим доступа: http://read.aif.ru/pages/read_book_online?page=10&art=178875&fontsize=18

Важными элементами политического цикла являются контроль, мониторинг, оценка реализации государственной политики. Контроль государственной политики проводится уже на ранних стадиях ее реализации в целях выявления отклонений от принятых норм и принятия мер по их устранению.

Стоит отметить, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Федеральный центр диктует условия федерального бюджетирования, налогообложения и регионального развития. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение и пр. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года [электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.rg.ru/2009/01/21/konstitucia-dok.html

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.