скачать рефераты

МЕНЮ


Государственная региональная политика в Российской Федерации

Представитель Минкомсвязи и поставил тяжелый диагноз госпрограмме: "Технопарки развиваются не в направлении высокотехнологичных отраслей. Большинство технопарков находится на стадии составления проектно-сметной документации. Самое страшное, что ни один регион, участвующий в программе, не имеет концепции и бизнес-плана своего технопарка

За два года, что действует программа, из федеральной казны было потрачено 3,5 млрд рублей. Еще примерно столько же - из региональных бюджетов. В Минкомсвязи сознают, что деньги были потрачены нецелевым образом. "Такое ощущение, что деньги ушли только на изготовление красивых презентаций", - не сдержался источник в Минкомсвязи.

Как ни странно, сами IT-компании считают иначе. Им кажется, что технопарки генерируют рабочие места. Что идея их создания заключается в концентрации на определенной территории компаний, специализирующихся в одной области и обладающих инновационным потенциалом. Не помешают и комфортные условия работы, льготные ставки аренды и, само собой, развитая инфраструктура.

Впрочем, по мнению нашего источника в министерстве, дела обстоят не так уж плохо. Из девяти регионов претендовать на государственные деньги смогут лишь Новосибирск и Кемерово. Финансирования лишатся Лобня, Нижний Новгород, Калуга, Санкт-Петербург, Черноголовка, Мордовия - им придется ждать лучших времен. Программа создания Технопарков в РФ успешно провалена. Но в этом никто не виноват) [электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.Ibk.ru/50300.htm

Стоит отметить, что бюджетирование субъектов РФ зачастую не равны. К примеру, можно сравнить Сочи, столицу зимней олимпиады в 2014 году и Дальний Восток.

Напомним, что на подготовку Сочи к зимней Олимпиаде-2014 запланировано выделить 316,8 млрд. руб., то есть более 12,5 млрд. долл., в том числе из федерального бюджета - 188,7 млрд. руб. До этого самая дорогая зимняя Олимпиада - в Нагано в 1998 году - обошлась устроителям как раз в 12,5 млрд. долл. В рамках ФЦП предполагается реализовать 170 мероприятий. Наиболее затратные - создание современной инфраструктуры. Намечено строительство 200 км новых дорог и железнодорожных путей, транспортных развязок, современного аэровокзального комплекса с пропускной способностью 4 млн. пассажиров в год, прокладка 700 км волоконно-оптических сетей, увеличение энергетических возможностей региона в два раза и другие капиталоемкие затраты. Бюджет Олимпиады [электронный ресурс]. - режим доступа: http://www. Sochi.invur.ru/index.php?id=6

Согласно программе, до 2013 года объем средств федерального бюджета, выделяемых на развитие Дальнего Востока и Забайкалья, составит около 430 млрд. рублей, а с учетом частных инвестиций должен превысить 566 млрд. рублей. Основная часть средств федерального бюджета в рамках программы будет направлена на развитие транспорта и энергетики. На эти цели в 2008-2013 годах будет направлено 58% и 28% средств соответственно. В частности, на эти деньги будет реконструировано 22 аэропорта, 13 морских портов, построена современная паромная переправа, соединяющая Сахалин с материком, также будет проложено 6,5 тысяч км дорог. Остальную часть средств федерального бюджета предполагается направить на развитие инженерной инфраструктуры, социальной сферы, водного хозяйства, связи. На Дальнем Востоке выстроят русское «Восточное кольцо» [электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.bigness.ru/news/2008-02-04/dv

По причине мирового финансового кризиса деятельность оргкомитета "Сочи-2014" в 2009-2010 годах не будет финансироваться из федерального бюджета. В течение двух лет это позволит сэкономить 2,7 миллиарда рублей. Всего бюджетные расходы на подготовку к Олимпиаде сократятся на 22,7 миллиарда рублей. Как пишет газета "КоммерсантЪ", соответствующее решение принято на заседании наблюдательного совета оргкомитета "Сочи-2014" под председательством вице-премьера Александра Жукова. Россия сокращает бюджет олимпиады-2014 на десятки [электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.sps.ru/news/67

Можно сравнить цифры: на один Сочи федеральный центр выделяет практически столько же, сколько на развитие огромнейшего региона России. Это свидетельствует о том, что деньги в Федеральном бюджете есть, вопрос встает лишь в распределении.

Таким образом, в России в период экономического кризиса и децентрализации 1990-х гг. федеральная политика ограничивалась перераспределением относительно небольших финансовых ресурсов и раздачей многочисленных льгот и привилегий, в основном политически обусловленных. Ее влияние на развитие регионов ощущалось слабо.

Государственная региональная политика проявлялась чаще всего в форме несистематизированных краткосрочных действий федерального правительства в соответствии с целями региональных и особенно республиканских властей и элит. Государственная политика была направлена, прежде всего, на решение краткосрочных задач и ликвидацию критических, а то и просто чрезвычайных ситуаций, и лишь затем на попытку борьбы с нарастающими территориальными диспропорциями.

В 2000-е годы влияние федеральной политики усилилось в ходе начавшейся рецентрализации и возросшего перераспределения бюджетных ресурсов, а затем роста государственных инвестиций в экономику и реализации программ развития приоритетных территорий. Хотя следует отметить, что стратегия территориального развития в России так и не разработана, поэтому федеральная стимулирующая политика остается несистемной.

Мы, в свою очередь, присутствуем при становлении государственной региональной политики и систематизации ее направлений.

Глава II. Анализ государственной региональной политики кузбасса и томской области

2.1 Социально-экономическое и политическое развитие в Кузбассе и Томской области

Проблемы на региональном уровне одинаковы: демография, экономика, энергетика, экология, здравоохранение и т.д.

Федеральный центр озвучивает одни и те же цели развития для всех субъектов. Но у каждого региона есть особенности: климат, население, обеспеченность ресурсами, удаленность от центра. Исходя из этого, подходы к решению проблем на местном уровне будут разными. При этом, государство должно учитывать эти тонкости, чтобы политика была более эффективной.

Административные центры Томск и Кемерово входят в состав Сибирского Федерального округа, Томская и Кемеровская области образуют Западно-Сибирский экономический район Российской Федерации. У этих регионов есть огромный потенциал: промышленный, интеллектуальный, энергетический.

Кемеровская область является крупным промышленным центром не только Западной Сибири, но и всей страны. Это самый урбанизированный регион России, край уникально богатых углём земных недр. Область является основным производителем этого вида топлива в России. Основные отрасли промышленности: угольная, химическая, металлургическая. Кемеровская область занимает 2-е место по объему промышленного производства среди 19 регионов Сибирского федерального округа. По добыче угля, стали, выпуску проката Кузбасс был и остается ведущим регионом России. Добывает 50 процентов каменного угля, 80 процентов коксующегося угля, производит более 80 процентов магистральных и 100 процентов трамвайных рельсов. Экономический потенциал области [ электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.ako.ru/Ekonomik/potens.asp?n=1

С Кузбассом граничит Томская область, которая входит в группу относительно развитых регионов, ее душевой ВРП (с корректировкой на стоимость жизни в регионе) превышает средний по стране и максимален среди регионов Сибирского федерального округа. Основа экономики области - нефтедобыча, сконцентрированная на границе с Ханты-Мансийским АО. До 2005 г. душевой ВРП рос быстрее среднероссийского благодаря повышению цен на нефть, однако в 2005 г. положение базовой отрасли ухудшилось из-за "дела ЮКОСа" и вероятной смены собственника компании "Томскнефть". В последние годы развитие "Сибхима" (госкорпорация ТВЭЛ) и Томского нефтехимкомбината (принадлежит дочерней компании Газпрома СИБУР) стало более стабильным. Предприятия Томской области [электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.tomsk.gov.ru/ru/tomsk_region/24_55 В Томской области делают ставку на строительство Северской АЭС, оно должно стать гарантом дальнейшего экономического развития области, которая изначально является энергодефицитной. Пока все это в проекте, и еще сложно давать оценку.

Доля промышленности в ВРП Томской области, как и Кемеровской, на треть выше средней по стране. В Сибири эти области уступают только сверхиндустриальным нефтяным тюменским округам, искусственно приписанным к Уралу новой сеткой деления, и Красноярскому краю.

В результате Томская область по душевым расходам на образование и социальную политику она подтягивается к среднероссийскому уровню (напомним, что он сильно завышен гигантскими расходами бюджетов Москвы), а душевые расходы на здравоохранение отстают от среднего более чем на 20%, на культуру - более чем на треть. Власти области нельзя обвинить в недостаточном выделении средств на социальные цели. Суммарная доля расходов на образование, здравоохранение, культуру и социальную политику в консолидированном бюджете области даже выше среднероссийской (54 и 52% соответственно), а с добавкой расходов на ЖКХ достигает 66%. При этом область вынуждена почти полностью (на 97%) финансировать социальные расходы из собственного бюджета. Сила области [электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.tomsk.gov.ru/ru/tomsk_region/11

В связи с кризисом существенно сократились доходы областных бюджетов. Увеличивается риск потери работы. Это связано с сокращением инвестиционных планов как крупных корпораций, так и средних предприятий, с освобождением бизнеса от непрофильных активов, с падением спроса на продукцию предприятий. Например, в Томской области страдают такие предприятия, как ТЭМЗ, "Сибэлектромотор", "Манотомь". Основные стратегические документы [электронный ресурс]. - режим доступа: www.strategia.tomsk.ru/strategicheskie_dokumenty.html

В Томской области стали более острыми проблемы низкого качества жилфонда, доля ветхого и аварийного жилья возросла до 6%, вдвое превысив среднюю по стране. Впрочем, такая же ситуация в соседней Кемеровской области.

На первый план вышли проблемы удорожания содержания жилищного фонда для местных бюджетов и роста стоимости жилищно-коммунальных услуг для населения, особенно в последние годы. В северных регионах содержание жилищного фонда - более серьезная "головная боль" для местных властей не только из-за удорожающих факторов. Муниципалитетам передано обширное ведомственное жилье, медленней идет его приватизация, меньше доля частных домов в городах и сельской местности, поэтому в собственности местных органов власти оказалась значительная часть жилищного фонда. Так, в Томской области только 2/3 жилья является частным (в среднем по стране - 74%), а муниципальный жилищный фонд достигает 30% (в среднем по РФ - 20%), что повышает нагрузку на бюджеты.

По индексу человеческого капитала, по доле лиц с высшим образованием, по количеству специалистов, способных к самостоятельной постановке задач, Томск занимает 3-е место в России, уступая лишь Москве и Петербургу. Проведен анализ по вузам Сибирского федерального округа среди победителей различных студенческих конкурсов. Томские студенты за 5 лет взяли 43% наград. Сравните: Новосибирск - 23%, Омск - 8%, Иркутск, Алтай и Красноярск - по 6%, Кемерово - 4,7%. Послание губернатора В.М. Кресса депутатам Государственной Думы Томской области «Через кризис - к развитию» [электронный ресурс]. - режим доступа: http://kress.tomsk.ru/ru/words/vistup/6761/

Важное место в характеристике субъектов РФ занимают имена: губернатор Томской области - Виктор Кресс и губернатор Кемеровской - Аман Тулеев. По соцопросам за последние три года эти деятели входят в число самых влиятельных региональных политиков. Кто следующий? [электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.expert.ru/printissues/expert/2007/12/rating_politicheskoy_vliyatelnosti Это свидетельствует о политической стабильности этих деятелей, долговременности правления, об устоявшейся вертикали власти.

Всё вышеуказанное определяет своеобразие данных территорий. Мы имеем дело с двумя крупными регионами, крупными во всех смыслах, значимыми для России, ее экономического и социально-политического развития. У них очень большой потенциал в сфере добычи полезных ресурсов. Жители областей практически "ходят по" нефти и углю. Высок интеллектуальный потенциал. В век науки и высоких технологий это немаловажно. Объединяет Кузбасс и Томскую область не только территориальное соседство, но и статус, два субъекта являются областями в составе РФ.

Именно это обстоятельство обусловило выбор территориальных рамок исследования. Их равный статус позволяет вести обоснованный сравнительный анализ государственной региональной политики. Для меня, как исследователя, представляет интерес то, как происходят аналогичные, по сути, политические процессы в соседних, но имеющих собственную специфику, регионах в рассматриваемый период.

Для того, чтобы провести анализ государственной региональной политики, было проведено анкетирование (см. приложение 1) среди людей на территории Кузбасса и Томской области в возрастной группе 26-35 (60%), 18-25 (20%), 36-45 (10%) и 46-60 (10%) лет. Опрашиваемые были женского (70%) и мужского (30%) пола, имели высшее (70%), среднее (10%) и неполное высшее (20%) образование. Респонденты принадлежали к различным социальным группам: студенты (10%), служащие (55%), рабочие (20%), безработные (12,5%) и пенсионеры (2,5%) (см. приложение 2).

Судя по этим результатам, можно вывести средне-статистический портрет респондента. Это женщина от 26 до 35 лет с высшим образованием, принадлежащая к социальной группе "служащие" (см. приложение 3).

Вопрос о межбюджетных отношениях - один из самых острых на сегодняшний день. Его невозможно решить, не учитывая и не согласовывая с собственно регионами, ведущими экспертами, бизнесом, вовлеченным в этот процесс, всеми заинтересованными группами общественности. Не смотря на наличие высокого потенциала развития, Кузбасс и Томская область являются дотационными. Области требуют помощи от федерального центра.

В 2006 году 37 субъектов получили финансовую помощь в виде дотаций из федерального бюджета, которые составляли от 10% до 30% - в их число вошла и Томская область, заняв 22 место с объемом дотаций в 12,89%. Томск занял 22 место в рейтинге дотационных регионов [электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.obzor.westsib.ru/article/139258

Кемеровская область заняла 19 место с объемом дотаций в 10, 53%. Рейтинг дотационных регионов России. Таблица [электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.tayga.info/documents/2503/

Следует отметить, что высокая доля дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в консолидированном бюджете свидетельствует о низком налоговом потенциале и высоком удельном весе бюджетных расходов в субъекте.

Необходимость проведения государственной региональной политики показали и результаты анкетирования: 97,5% респондентов ответили согласием на вопрос о ее необходимости. А также больше половины населения считает, что нужны меры по активизации государственной региональной политики Российской Федерации, тем самым доказывая, что Кузбасс и Томская область являются дотационными. За это выступило 70% респондентов. Это еще свидетельствует о том, что с точки зрения жителей Кузбасса и Томской области, эффективность государственной региональной политики не достаточно высока (см. приложение 2).

Жилищные проблемы в Сибири всегда были более острыми, но за переходный период изменилось их соотношение. Раньше основной проблемой был дефицит жилья, теперь же проблемой является стоимость квадратного метра. В Кузбассе средняя цена за кв. м. составила 31500 руб по итогам первого квартала.

Средняя стоимость квадратного метра [электронный ресурс]. - режим доступа: http://www .avant-partner.ru/partner/new Средняя стоимость одного квадратного метра на рынке Томской области составила 39718,3 руб. Цены на квадраты [электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.Tmsk.gks.ru/news/Lists/List/DispForm

В рамках национального проекта "Доступное и комфортное жилье" проходит субсидирование граждан.

До 2003 г. включительно охват этим видом адресной помощи непрерывно рос и достиг почти трети семей. Вполне вероятно, что среди них были не только малоимущие, поскольку эффективной системы учета доходов в России нет. За 2004-2005 гг. охват сократился более чем вдвое - до 15%, и теперь он ниже доли бедного населения области. Обвальное сокращение охвата жилищными субсидиями вряд ли можно объяснить только более точным учетом доходов. Судя по всему, в 2004 г. произошло административное "торможение" непрерывно растущих расходов бюджета на жилищные субсидии, а в 2005 г. все регионы вынуждены были мобилизовать бюджетные средства на выплаты региональным категориям льготников при монетизации льгот. В результате адресность социальной помощи уменьшилась за счет монетизации, а доступность социальной защиты - за счет резкого сужения круга получателей жилищных субсидий.

Государственная региональная политика выражает отношение Федерального центра к субъектам РФ. Население понимает, что Федеральный центр должен уделять внимание всем проблемам, что государственная региональная политика должна охватывает все сферы развития региона. Это подтверждает опрос. По его данным в Кузбассе и Томской области объектом государственной региональной политики является: регион в целом (65%), региональные структуры исполнительной власти (20%), население (15%) (см. приложение 2). .

Федеральные власти только в последнее время стали уделять внимание развитию среднего и крупного бизнеса. Сейчас, во время мирового финансового кризиса, это очень кстати. Существует Положение об оказании государственной поддержки субъектам малого предпринимательства в виде грантов на создание собственного бизнеса (далее - Положение) разработано в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [электронный ресурс]. - режим доступа: http//www.apse.ru/txt/fz_209.doc Финансирование предоставления грантов осуществляется за счет средств областного и федерального бюджетов, предусмотренных на реализацию программы. Источник финансирования определяется министерством. Там же.

При ответе на вопрос "заинтересован ли в проведении успешной государственной региональной политики крупный и средний бизнес?" положительно ответили 75% респондентов, отрицательно - 25% (см. приложение 2).

Как следствие этой программы, в Кузбассе существуют такие меры, как:

уменьшение ставки налога по упрощенной системе налогообложения для малых предприятий в 3 раза (с 15% до 5%);

снижение региональной части ставки налога на прибыль по отдельным видам деятельности до 13,5%;

предоставление налоговых льгот для субъектов инвестиционной, инновационной и производственной деятельности (по налогу на имущество, на прибыль; отсрочка, рассрочка, предоставление инвестиционного налогового кредита по региональным налогам);

в Кемеровской области создан Гарантийный фонд поддержки субъектов МСБ на базе фонда поддержки малого предпринимательства Кемеровской области. Фонд формируется из средств областного и федерального бюджета, а также собственных средств фонда. Цель гарантийного фонда - создание условий для получения кредитных ресурсов в коммерческих банках для более широкого круга предпринимателей. Кроме того, фонд за счет собственных средств предоставляет займы субъектам малого предпринимательства под льготную ставку равную 5 процентам годовых. ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРЫ, принимаемые Правительством РФ и Кемеровской областью по борьбе с последствиями мирового финансового кризиса [электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.ako.ru/PRESS/MESS/TEXT/anti_kris.asp Томская область на VII форуме "Дни малого и среднего бизнеса в России - 2008" году в четвертый раз стала лучшим регионом РФ по развитию малого предпринимательства, проводимого Советом Федерации Федерального собрания РФ совместно с Торгово-промышленной палатой РФ и Российским союзом промышленников и предпринимателей. Предпринимательству дорогу [электронный ресурс]. - режим доступа: www.garant.tomsk.ru/click1.php

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.