скачать рефераты

МЕНЮ


Государственная регистрация юридических лиц

Государственная регистрация юридических лиц

27

Министерство образования Российской Федерации

Курганский государственный университет

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

Курсовая работа на тему:

Государственная регистрация юридических лиц

Выполнил студент гр. 2040

Андреев А. Б.

Проверил: Меркулов В.А.

Курган, 2003

  • Содержание
  • Введение 3
  • Глава 1. Государственная регистрация юридического лица: понятие, значение для юридического лица 4
  • Глава 2. Единый государственный реестр 6
  • Глава 3. Порядок государственной регистрации юридических лиц 12
    • 3.1 Общая характеристика порядка государственной регистрации 12
    • 3.2 Государственная регистрация юридических лиц при их создании 17
    • 3.3 Особенности государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации 18
    • 3.4 Государственная регистрация изменений в учредительные документы и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре 19
    • 3.5 особенности государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией 20
    • 3.6 Отказ в государственной регистрации 22
    • 3.7 Ответственность за нарушение порядка государственной регистрации 23
  • Заключение 25
  • Список использованной литературы 26

Введение

Актуальность темы курсовой работы обусловлена происходящими в России в последние годы социально - экономическими изменениями общества. Существовавшая процедура регистрации была сложна и запутана, препятствовала быстрому и эффективному формированию субъектов гражданского права, их реорганизации и ликвидации, а также не обеспечивала интересы развития рынка. Причинами этого являлись Пояснительная записка к проектам федеральных законов "О государственной регистрации юридических лиц", "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" и "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" (внесены Правительством РФ) // Справочная правовая система «Гарант»:

1. Отсутствие единой системы законодательства, определяющего порядок и процедуру государственной регистрации юридических лиц, единого государственного реестра, а также закрытость информации, включенной в государственный реестр, для субъектов рынка.

2. Отсутствие единого государственного реестра.

3. Множественность органов, осуществляющих регистрацию юридических лиц.

4. Отсутствие единого подхода к вопросу о месте нахождения юридического лица, месте его регистрации, почтовом адресе.

5. Отсутствие четкого перечня конкретных оснований отказа в регистрации.

6. Отсутствие нормативного регулирования последствий признания регистрации недействительной.

7. Отсутствие единого подхода к вопросам платы за услуги по регистрации.

8. Основной массив актов, регулирующих процедуру регистрации, был принят до вступления в силу главы 4 Гражданского кодекса.

1 июля 2002 года вступил в силу ФЗ от 8.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридического лица» "Российская газета" от 10 августа 2001 г. N 153 (далее - закон) и другие нормативно-правовые акты, существенно изменившие порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации, ликвидации, а также внесении изменений в их учредительные документы (далее - регистрация).

Целью настоящей курсовой работы является определение понятия государственной регистрации юридических лиц, ее значения, рассмотрение порядка регистрации.

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА: ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Как отмечает Ю.В. Алексеев после введения в действие гл. 4 ГК (с 8 декабря 1994 г.) в публичном праве рассматривалось и допускалось троякое понимание этого термина Комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц" - М.: Юрайт - М., 2002 // СПС «Гарант»:

1. Государственная регистрация юридических лиц - это акт органа государственной власти, в силу которого организация признается:

а) юридическим лицом, созданным:

- путем учреждения вновь;

- путем реорганизации;

б) юридическим лицом, прекратившим свою деятельность в результате реорганизации (с передачей своих прав и обязанностей созданному (созданным) при его реорганизации юридическому лицу (юридическим лицам);

в) юридическим лицом, прекратившим свое существование в результате завершения ликвидации (без передачи своих прав и обязанностей);

г) юридическим лицом, изменения учредительных документов которого приобретают юридическую силу для третьих лиц:

- с момента государственной регистрации изменений учредительных документов;

- с момента уведомления юридическим лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию.

2. Государственная регистрация юридических лиц - это процесс, т.е. совокупность следующих определенных процедур:

1) приема заявления (уведомления об изменении учредительных документов) и прилагаемых к нему документов, в том числе учредительных, на регистрацию с фиксацией даты приема документов;

2) выдачи заявителю расписки о принятии документов на регистрацию;

3) проведения правовой экспертизы на предмет соответствия учредительных документов законодательству и выявления нарушений установленного законом порядка образования юридического лица;

4) принятия по результатам правовой экспертизы регистрирующим органом решения о государственной регистрации или мотивированного решения об отказе в таковой;

5) внесения в Единый государственный реестр юридических лиц на бумажном и магнитном носителе необходимых сведений о создании или прекращении регистрируемого юридического лица (о внесении изменений в его учредительные документы) с фиксацией даты регистрации;

6) регистрации самих учредительных документов юридического лица (изменений к ним), либо признания данных документов недействительными (погашенными) в связи с прекращением юридического лица;

7) подготовки документа, подтверждающего факт государственной регистрации (свидетельство о государственной регистрации, паспорт юридического лица, выписка из государственного реестра и т.п.);

8) выдаче заявителю документа, подтверждающего факт государственной регистрации и зарегистрированных учредительных документов (изменений к ним) с подтверждением заявителем факта выдачи документов;

9) архивации, хранения и пользования сведениями и документами государственного реестра.

В результате осуществления регистрационных процедур организация так же, как и в первом случае признается созданной, прекратившей свою деятельность (существование), либо зарегистрировавшей изменения учредительных документов.

3. Государственная регистрация юридических лиц - это сочетание совокупности регистрационных процедур, заканчивающихся актом органа государственной регистрации.

В зависимости от того, или иного понимания термина "государственная регистрация" зависит содержание самого закона о государственной регистрации юридических лиц. Законодатели выбрали первый вариант определения, т.е. в соответствии с Законом о регистрации государственная регистрация - это единомоментный акт регистрирующего органа, совершаемый посредством внесения в Единый государственный реестр ряда определенных законом сведений. Все прочие процедурные вопросы имеют, таким образом, к государственной регистрации лишь опосредованное отношение, т.е. возникают не в процессе регистрации, а в связи с ней.

По смыслу норм гл. II Закона сведения о государственной регистрации юридического лица в совокупности составляют номерную и датированную запись, т.е. каждая из записей имеет государственный регистрационный номер и для каждой записи указывается дата внесения ее в Единый государственный реестр юридических лиц.

Значение регистрации заключается в том, что как юридический акт государственная регистрация является документом, правовым последствием принятия которого в отношении конкретной организации будет признание от лица государства правоустанавливающих, правоизменяющих или правопрекращающих юридических фактов, т.е. тех юридических фактов, с которыми связано:

- создание юридического лица (в том числе в результате реорганизации другого юридического лица или юридических лиц);

- внесение изменений в его учредительные документы (в том числе в результате реорганизации);

- прекращение юридического лица вследствие прошедшей реорганизации (прекращение деятельности с переходом прав и обязанностей другому юридическому лицу) или ликвидации (прекращение существования без правопреемства).

Важность для создаваемого или действующего юридического лица государственной регистраций можно подтвердить ссылками на нормы Гражданского кодекса Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (с посл. изм. от 21.03.2001 г.) // "Российская газета" от 8 декабря 1994 г.:

- в соответствии с п. 3 ст. 49 ГК правоспособность юридического лица возникает в момент его создания;

- в соответствии с п. 2 ст. 51 ГК юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации;

- в соответствии с п. 3 ст. 52 ГК изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации данных изменений, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления регистрирующего органа об изменениях, внесенных в учредительные документы юридического лица;

- в соответствии с п. 8 ст. 63 ГК ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц;

- в соответствии с п. 4 ст. 57 ГК юридическое лицо считается реорганизованным в форме слияния, разделения, выделения, преобразования и прекращает свою деятельность только с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, о чем вносится соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица, первое из них считается реорганизованным с момента внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

ГЛАВА 2. ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР

     Закон о регистрации предусмотрел ведение государственного реестра юридических лиц, содержащего сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и соответствующие документы Ведение реестра юридических лиц было предусмотрено ст.34 Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (данные государственной регистрации предприятия в месячный срок сообщаются Советом, зарегистрировавшим предприятие, в Министерство финансов РСФСР для включения в Государственный реестр). Однако на практике указанное правило не выполнялось и единый государственный реестр отсутствовал..     Ведение Государственного реестра осуществляется регистрирующим органом (МНС РФ) в порядке, установленном Правительством РФ Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений (утв. постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438) (с изменениями от 13 ноября 2002 г.) // "Российская газета" от 26 июня 2002 г., N 113, от 27 ноября 2002 г. N 225. Собственником государственного реестра является Российская Федерация. Права собственника от имени Российской Федерации в отношении государственного реестра осуществляет в рамках своей компетенции Правительство Российской Федерации.

Единый государственный реестр является информационным банком данных о всех зарегистрированных юридических лицах По состоянию на 28 апреля 2003 г. государственный реестр содержит - 2289,4 тыс. записей, в том числе:

о ранее зарегистрированных юридических лицах, представивших сведения в порядке статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" - 1642,0 тыс.;

о государственной регистрации юридических лиц при их создании - 241,1 тыс.;

о внесении изменений в ЕГРЮЛ - 301,5 тыс.; о ликвидации юридических лиц - 87,6 тыс. // ПРЕСС-РЕЛИЗ

О создании системы государственной регистрации юридических лиц на базе Единого государственного реестра юридических лиц http://www.nalog.ru/news/anons03/0069.shtml. Составляющей частью его являются регистрационные дела каждого зарегистрированного юридического лица, а также книги учета документов.

     В Единый государственный реестр включаются записи о регистрации о создаваемых, реорганизуемых и ликвидируемых юридических лицах. Регистрационные дела формируются на каждое регистрируемое юридическое лицо и содержат все документы, представляемые при регистрации. Книги учета и регистрационные дела хранятся без ограничения времени и не подлежат уничтожению. Именно с момента внесения записи в реестр юридическое лицо считается созданным, реорганизованным или ликвидированным.

     Единство и сопоставимость сведений, содержащихся в реестре, обеспечивается за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения Единого государственного реестра.

     Единый государственный реестр является федеральным информационным ресурсом и ведется на бумажных и электронных носителях. При этом в случае выявления несоответствия между записями на бумажных и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях, если не установлен иной порядок ведения государственного реестра.

     В Едином государственном реестре содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:

     - полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное , для коммерческих организаций на русском языке;

     - организационно-правовая форма;

     - адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;

     - способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

     - сведения об учредителях юридического лица;

     - копии учредительных документов юридического лица;

     - сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;

     - дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;

     - способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации или ликвидации);

     - размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого);

     - фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;

     - сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом.

     Информация, содержащаяся в Едином государственном реестре, сохраняется даже при внесении изменений. Реестр должен хранить весь объем информации о юридическом лице в течение определенного Правительством РФ времени.

     Основанием включения в реестр информации являются документы, представленные заявителями при государственной регистрации юридических лиц и внесении изменений в государственный реестр.

     Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер и для каждой записи указывается дата внесения ее в государственный реестр. Упомянутые мной ранее Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений вводят так называемый «основной государственный регистрационный номер» (далее - ОГРН), т.е. номер записи о создании юридического лица после 1 июля 2002 г. или номер записи предоставления сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г. ОГРН, по смыслу Правил, выступает по сути как способ индивидуализации юридического лица, наряду с индивидуальным номером налогоплательщика (ИНН), который присваивается при его постановке на налоговый учет. ОГРН должен быть указан при совершении любых регистрационных действий в отношении конкретного юридического лица. Но, мало того, он еще должен быть указан «во всех документах юридического лица наряду с его наименованием». К.ю.н. А. Иванов http://www.civillaw.ru/ru/news/legalpersons_sublaws.shtml считает, что «при введении ОГРН Правительство РФ явно превысило свои полномочия. Ни ГК, ни Закон вовсе не предусматривают никакого ОГРН. По смыслу названных законов при каждом обращении в регистрирующий орган такому обращению присваивается самостоятельный номер. И не более того! Вопросы учета юридических лиц - дело налоговых органов. Возлагать соответствующие публичные обязанности на юридических лиц было бы несправедливо».

Особенно одиозно выглядит обязанность включать ОГРН во «все документы юридического лица», поскольку «все документы» - понятие крайне расплывчатое. Под него можно повести любую бумагу, которая исходит от юридического лица, в том числе его договоры и даже инструкции по эксплуатации произведенных товаров. «Последовательное применение на практике данного правила повлечет убытки юридических лиц. Но даже если убытки не возникнут, произойдет такое усложнение процедуры деятельности юридических лиц, от которого хотели избавиться при передаче их регистрации налоговым органам» Там же..

     Законом на юридических лиц возложена обязанность уведомлять регистрирующий орган по месту своего нахождения об изменении сведений, перечисленных выше, в течение трех дней с момента изменения, за исключением сведений о лицензиях, полученных юридическим лицом (сведения предоставляются самими лицензирующими органами не позднее пяти рабочих дней с момента принятия соответствующего решения).

     Регистрационное дело юридического лица содержит все документы, предусмотренные Законом о государственной регистрации юридических лиц, представленные в регистрирующий орган.

Поскольку процедура обязательной регистрации юридических лиц существовала и до введения в действие Закона о регистрации, необходимо отметить в реестре и юридические лица, зарегистрированные до 1.07.2002. Закон обязывает уполномоченных лиц юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 закона о регистрации. Это своего рода «всероссийская перепись юридических лиц».    

     Любое заинтересованное лицо может получить сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре, о любом зарегистрированном юридическом лице. Указанная информация являются открытой и общедоступной, за исключением паспортных данных физических лиц и идентификационных номеров налогоплательщиков. Паспортные данные физических лиц и их идентификационные номера налогоплательщиков могут быть предоставлены исключительно по запросам органов государственной власти в соответствии с их компетенцией.

Содержащиеся в государственном реестре сведения о конкретном юридическом лице предоставляются по запросу, составленному в произвольной форме с указанием необходимых сведений в виде:

выписки из государственного реестра. При отсутствии сведений по конкретному показателю пишется слово: "нет";

копии документа (документов), содержащегося в регистрационном деле юридического лица;

справки об отсутствии запрашиваемой информации. Справка выдается при отсутствии в государственном реестре сведений о юридическом лице либо при невозможности определить конкретное юридическое лицо.

Срок предоставления содержащихся в государственном реестре сведений о конкретном юридическом лице не может составлять более чем пять рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса, если иное не установлено федеральными законами. Срочное предоставление содержащихся в государственном реестре сведений осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующего запроса.

     Законом установлено, что отказ в предоставлении содержащихся в Едином государственном реестре сведений не допускается. Более того, незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, лицам, заинтересованным в получении такой информации влечет в соответствии со ст.14.25 КоАП РФ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // "Российская газета" от 31 декабря 2001 г. N 256 наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, в размере от 10 до 20 МРОТ.

     Предоставление содержащихся в Едином государственном реестре сведений осуществляется за плату, если иное не установлено федеральными законами. Размер платы за предоставление информации составляет два установленных законом минимальных размера оплаты труда за каждый вышеуказанный документ. Размер платы за срочное предоставление сведений составляет четыре минимальных размера оплаты труда за каждый указанный документ.

     В случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства РФ, регистрирующий орган бесплатно предоставляет содержащиеся в Едином государственном реестре сведения по запросам органов государственной власти, в том числе правоохранительных органов и судов по находящимся в производстве делам, органов местного самоуправления, а также иных лиц, определенных федеральными законами. Вышеуказанные правила установили, что информация предоставляется по запросу бесплатно:

а) органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в производстве делам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, а также иным лицам, определенным федеральными законами, - в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.