Заявление подается о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации. В заявлении в том числе подтверждается, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов и что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации.
Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.
В случае если местонахождение юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, отличается от местонахождения реорганизуемого юридического лица, это не препятствует государственной регистрации и все вопросы, связанные с этим, разрешают регистрирующие органы, порядок взаимодействия которых определяется Правительством РФ.
Если реорганизация влечет за собой прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц, регистрирующий орган вносит в государственный реестр запись о прекращении деятельности таких юридических лиц только после получения информации от соответствующего регистрирующего органа о государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, за исключением случаев, когда реорганизация юридического лица происходит в форме присоединения (в этом случае не происходит возникновения нового юридического лица).
Во всех случаях реорганизации (кроме присоединения) момент государственной регистрации вновь возникшего юридического лица совпадает с моментом прекращения деятельности реорганизованных юридических лиц (ст. 16 Закона).
3.4 Государственная регистрация изменений в учредительные документы и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре
Закон различает государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре, не связанные с изменением учредительных документов.
Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, представляются:
а) заявление;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
В заявлении о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством РФ требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
Для внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре, достаточно лишь заявления. Поскольку при внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре, не нужно представлять документ об уплате государственной пошлины, следует вывод, что в этом случае государственная пошлина не уплачивается.
В заявлении о внесении в государственный реестр изменений, касающихся сведений о юридическом лице, подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством РФ требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. Форма заявления утверждается Правительством РФ.
В случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой местонахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в государственный реестр соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому местонахождению юридического лица.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, изменения, внесенные в учредительные документы, приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа о таких изменениях (п. 3 ст. 19 Закона).
3.5 Особенности государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст.63 ГК РФ). Несомненно, новым в порядке государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией является то, что Законом предусмотрено внесение в государственный реестр записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п. 2 ст. 20 Закона). Такая запись в реестре совершается на основании уведомления учредителей (участников) юридического лица или органа, принявшего решение о ликвидации юридического лица. Указанные лица обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить о принятии решения о ликвидации юридического лица регистрирующий орган по местонахождению ликвидируемого юридического лица с приложением указанного решения (п. 1 ст. 20 Закона). Внесение указанной записи в реестр не означает, что юридическое лицо прекратило свою деятельность.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны также уведомить регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса (п. 3 ст. 20 Закона). Однако срок для такого уведомления не установлен.
После завершения предусмотренных гражданским законодательством процедур ликвидации юридического лица в регистрирующий орган представляются:
а) заявление;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины (ст. 21 Закона).
В заявлении подтверждается, что соблюден установленный Законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных Законом случаях.
При ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства в регистрирующий орган представляются:
а) определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства;
б) документ об уплате государственной пошлины.
Кроме того, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана уведомить регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица. Такое уведомление должно быть сделано не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.
Не вполне ясно, какими могут быть последствия нарушения данного срока. Неясно также, каковы последствия непредставления такого уведомления вообще. Если процесс ликвидации завершен и документы, предусмотренные ст. 21 Закона, представлены, в таком случае нет оснований для отказа в государственной регистрации. Одновременно возникает проблема, как проверить дату публикации о ликвидации юридического лица, если представление документа об этом Законом не предусмотрено, а требовать представления документов, не предусмотренных Законом, регистрирующий орган не вправе.
В соответствии с п. 6 ст. 22 Закона регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица. Однако не установлено, в какие сроки и в каком печатном органе должна быть опубликована эта информация. Принятие специального акта Правительства РФ по этому вопросу Законом не предусмотрено.
3.6 Отказ в государственной регистрации
Правовые системы разных стран предусматривают различный порядок регистрации субъектов предпринимательской деятельности. При этом все существующие варианты принципиально могут быть сведены к двум: нормативно-явочному и разрешительному. Правило абзаца второго п. 1 ст. 51 ГК РФ, действовавшей до 1 июля 2002 г., устанавливает нормативно-явочный порядок регистрации юридических лиц - регистрирующий орган проверяет соответствие представленных учредительных документов и действий учредителей нормам права, но вступать в обсуждение вопроса о целесообразности или полезности создаваемого юридического лица он не вправе. Этим нормативно-явочный порядок отличается от разрешительного. Основным критерием разграничения порядков регистрации является то, по каким основаниям следует отказ в регистрации и, тем самым, по каким основаниям не допускается создание субъекта права. По ранее действовавшему законодательству отказ в регистрации мог последовать только в случае нарушения установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствия его учредительных документов закону. С 1 июля 2002 г. вступила в силу новая редакция ст. 51 ГК РФ, в соответствии с которой отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом. Данная редакция введена в соответствии с подп. 9 ст. 2 Федерального закона от 21.03.02 N 31-ФЗ "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц"".
Оснований, по которым допускается отказ в регистрации, теперь всего два:
а) непредставление необходимых для государственной регистрации документов;
б) представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган (п. 1 ст. 23 Закона).
Т.о. регистрирующий орган не может отказать в регистрации при несоответствии его учредительных документов закону, представлении документов ненадлежащим лицом; отсутствии нотариального удостоверения подписи заявителя, представлении необходимых для государственной регистрации документов, содержащих взаимно несоответствующие сведения (наименование организации в заявлении не соответствует наименованию организации в учредительном документе; сведения об организационно-правовой форме юридического лица в заявлении не соответствуют таким же сведениям в учредительном документе данного юридического лица.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 20 Закона о регистрации с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начавшейся процедуре ликвидации юридического лица не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации. Вместе с тем, в пункте 1 статьи 23 Закона о регистрации отсутствует соответствующее основание для отказа в государственной регистрации в вышеуказанных случаях. При этом согласно пункту 2 указанной статьи Закона о регистрации решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 статьи 23 Закона о регистрации.
3.7 Ответственность за нарушение порядка государственной регистрации
Упрощение процедуры регистрации было сбалансировано установлением уголовной и административной ответственности субъектов хозяйственной деятельности за нарушение порядка регистрации.
Регистрирующий орган несет ответственность, установленную ст. 24 Закона, за нарушение порядка государственной регистрации.
К нарушениям порядка регистрации относятся:
· необоснованный отказ в регистрации;
· неосуществление государственной регистрации в установленные сроки;
· иное нарушение порядка государственной регистрации;
· отказ в представлении или несвоевременное представление сведений, содержащихся в Государственном реестре.
Необоснованным считается отказ, не основанный на положениях ст. 23 Закона: непредставление определенных Законом необходимых для государственной регистрации документов и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. За неправомерный отказ в государственной регистрации юридического лица либо уклонение от их регистрации, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения установлена уголовная ответственность по ст. 169 УК РФ Уголовный кодекс РФ (с послед. изм. и доп. от 31 октября 2002 г. ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 1998, N 22, ст. 2332; N 26, ст. 3012; 1999, N 7, ст. 873; 2001, N 26, ст. 2587; 2002, N 19, ст. 1793; N 30, ст. 3020, N 30, ст. 3029, N 44 ст. 4298
«Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности» За несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц налагается в соответствии со ст.14.25 КоАП административный штраф на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, в размере от 10 до 20 МРОТ.
За непредставление, или несвоевременное представление, или представление необходимых для включения в Государственный реестр недостоверных сведений заявители и (или) юридические лица несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Предусмотрена административная ответственность за непредставление, или несвоевременное предоставление, или предоставление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в случаях, если такое предоставление предусмотрено законом (влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 минимальных размеров оплаты труда, т.е. 5000 руб. (далее - МРОТ)) Предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния штрафа на должностных лиц в размере 50 МРОТ или дисквалификацию на срок до трех лет. В случае, если причинен это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям, государству либо сопряжено с извлечением дохода в размере более 200 МРОТ (20000 руб.) наступает ответственность по ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство»
Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при его создании грубых нарушений Закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
Заключение
Т.о. можно выделить следующие особенности государственной регистрации юридического лица по новому законодательству:
1. Регистрация в настоящее время осуществляется в единой системе регистрирующих органов по общим правилам, действующим на все территории РФ. В Законе предусмотрен единый порядок регистрации юридических лиц. Однако федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, в том числе специальный регистрирующий орган. Т.о. можно говорить о существовании общего и специального порядков регистрации юридических лиц.
2. Законом предусмотрено ведение Единого государственного реестра юридических лиц, содержащего сведения обо всех юридических лицах, зарегистрированных на территории РФ. Информация, содержащаяся в ЕГРЮЛ является открытой и общедоступной, за исключением паспортных данных физических лиц и идентификационных номеров налогоплательщиков, и на платной основе может быть предоставлена юридическим и физическим лицам на основании запроса.
3. Законом изменен перечень случаев отказа в государственной регистрации.
Отказ в регистрации в настоящее время может последовать только в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
4. Упрощение процедуры регистрации было сбалансировано усилением уголовной и административной ответственности субъектов хозяйственной деятельности за нарушение порядка регистрации.
5. За государственную регистрацию взимается единый размер государственной пошлины (2000рублей) независимо от организационно-правовой формы юридического лица и места его регистрации.
6. Отличительной чертой Закона является его бланкетный характер. Законом предусмотрено принятие большого количества подзаконных нормативно правовых актов.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты:
1) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" // "Российская газета" от 10 августа 2001 г. N 153
2) Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (с посл. изм. от 21.03.2001 г.) // "Российская газета" от 8 декабря 1994 г.
3) Уголовный кодекс РФ (с послед. изм. и доп. от 31 октября 2002 г. ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 1998, N 22, ст. 2332; N 26, ст. 3012; 1999, N 7, ст. 873; 2001, N 26, ст. 2587; 2002, N 19, ст. 1793; N 30, ст. 3020, N 30, ст. 3029, N 44 ст. 4298;
4) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // "Российская газета" от 31 декабря 2001 г. N 256
5) Закон Российской Федерации "О государственной пошлине" (с изменениями от 20 августа 1996 г., 19 июля 1997 г., 21 июля 1998 г., 13 апреля 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 25 июля, 14 ноября 2002 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 11, ст.521; N 24, ст.1292; N 34, ст.1966, 1976; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 1, ст.3; N 35, ст.3503; 1996, N 1, ст.4, 19; 1997, N 29, ст.3506; 2001, N 33, ст.3415; 2002, N 12, ст.1093
6) Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц" // "Российская газета"
7) Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению" // "Российская газета" от 26 июня 2002 г., N 113
8) Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений (утв. постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438) (с изменениями от 13 ноября 2002 г.) // "Российская газета" от 26 июня 2002 г., N 113, от 27 ноября 2002 г. N 225
9) Приказ МНС РФ от 13 августа 2002 г. N БГ-3-09/431 «Об обеспечении подготовки к публикации и издания сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц» // «Российская газета», 2002 г., N 40
10) Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР от 27 декабря 1990 г., N 30, ст. 418
Специальная литература:
1) Пояснительная записка к проектам федеральных законов "О государственной регистрации юридических лиц", "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" и "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" (внесены Правительством РФ) // Справочная правовая система «Гарант»
2) Комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц" - М.: Юрайт - М., 2002 // СПС «Гарант»
3) Не стал ли порядок образования юридическим лиц явочным? // http://www.civillaw.ru/ru/news/legalpersons_sublaws.shtml
4) ПРЕСС-РЕЛИЗ О создании системы государственной регистрации юридических лиц на базе Единого государственного реестра юридических лиц http://www.nalog.ru/news/anons03/0069.shtml