скачать рефераты

МЕНЮ


Государственная служба в контексте политической модернизации

ознакомление с документами, определяющими его должностное положение; получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должности;

посещение в установленном порядке предприятий и учреждений независимо от форм собственности;

принятие решений и участие их в подготовке в соответствии с должностным положением.

Ко второй группе можно отнести те права государственного служащего, которые имеют целью обеспечение выполнения служащим его должности: участие в конкурсе на замещение должности;

продвижение по службе;

ознакомление с материалами своего личного дела;

повышение квалификации;

проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

объединение в профсоюзы и некоторые другие.

Основные обязанности государственного служащего, закреплённые в ст.10 ФЗ "Об основах государственной службы РФ" можно также сгруппировать в две группы. В одну из них включаются обязанности по непосредственному осуществлению должностных полномочий: обеспечить поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, федеральных законов и законодательства субъектов РФ; добросовестно исполнять должностные обязанности; обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан; исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчинённости руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных; в пределах своих полномочий рассматривать жалобы и другие обращения граждан в соответствии с законодательством. В другую группу обязанностей государственного служащего входят те обязанности, которые преследует цель обеспечить наиболее эффективное исполнение должности: соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные в государственном органе, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией; поддерживать необходимый для должностей уровень классификации. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственными служащим возложенных на него обязанностей, на государственного служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные ст. 14 ФЗ "Об основах государственной службы РФ". В целях обеспечения исполнительской дисциплины в системе государственной службы Президентом РФ был издан Указ от 6 июня 1996 г. 810 "О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы". Для некоторых видов государственных служащих существуют некоторые дополнительные права и обязанности. Например, военнослужащие и служащие правоохранительной службы имеют право на хранение, ношение, применение и использования оружия в порядке, определяемом законодательством; для них определены некоторые ограничения общегражданских прав и свобод, установлены льготы, особый правовой режим ответственности (например, согласно правовым нормам общевоинских уставов Вооружённых Сил РФ), материальная и гражданско-правовая ответственность военнослужащих. Пункт 3 ст. 26 Закона РФ 76-ФЗ от 27.05.98 г. "О статусе военнослужащих" определяет, что за материальный ущерб, причинённый государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с Положением о материальной ответственности военнослужащих.

В правовое положение государственного служащего входят нормы, устанавливающие определённые ограничения для служащего в связи с государственной службой. Эти основные ограничения закреплены в ст. 11 ФЗ "Об основах государственной службы РФ". Государственный служащий не вправе:

заниматься другой оплачиваемой должностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

быть депутатом законодательного органа (представительного органа) всех уровней;

заниматься предпринимательской деятельностью, лично или через доверенных лиц;

состоять членом органа коммерческой организации;

принимать участие в забастовках;

быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на службе;

использовать в неслужебных целях средства и имущество органа, в котором состоит на службе;

и другие ограничения.

Кроме прав, обязанностей и ограничений правовое положение государственных служащих включает следующие составляющие: способы замещения государственных должностей; нормирование и организацию труда, требования, предъявляемые к государственным служащим; прохождение государственной службы (аттестация, повышение по службе присвоение квалификационного разряда, ранг, специального звания и т.п.); меры стимулирования и ответственности.

Специфика выполняемых служащими задач и государственных функций определяет особенности правового положения различных категорий государственных служащих. Так, для некоторых видов государственных служащих законодателем могут быть установлены особые правила прохождения государственной службы, специальные права и обязанности, ограничения по службе, порядок проведения аттестации, привлечения к дисциплинарной ответственности, возможность (или, наоборот, запрет) привлечения к уголовной и административной ответственности.

Особенности правового положения различных категорий служащих обусловлены возложенными на них обязанностями и характером служебных полномочий, спецификой деятельности государственных органов, в которых они проходят службу. Особое правовое положение различных видов государственных служащих устанавливается специальными нормативными актами, например: законами РФ "О прокуратуре РФ" от 17.01.1992 г., "О федеральных органах налоговой полиции" от 24.06.1993 г., Федеральным законом "Об органах федеральной службы безопасности в РФ" от 03.05.95 г., Положением о федеральной государственной службе.

Правовое положение государственных служащих с изменением условий прохождения государственной службы также изменяется. Например, повышение по службе предоставляет служащему дополнительные полномочия, права и обязанности; устанавливаются и дополнительные запреты и ограничения по службе, особенности процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности. Указ Президента РФ от 4 апреля 1992 г. "О борьбе с коррупцией в системе государственный службы" установил, что государственным служащим запрещается:

заниматься предпринимательской деятельностью;

оказывать любое, не предусмотренное законом, содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения в осуществлении предпринимательской деятельности и получать за это вознаграждение, услуги и льготы;

выполнять иную оплачиваемую работу на условиях совместительства (кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности), предпринимательской деятельностью через посредников, а равно быть поверенным у третьих лиц по делам государственного органа, в котором состоит на службе;

самостоятельно или через представителя принимать участие в управлении акционерными обществами, товариществами с ограниченной ответственностью или иными хозяйствующими субъектами.

3. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В ОТДЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РФ

3.1 Особенности правового регулирования государственной службы в службе судебных приставов Министерства юстиции РФ

Исполнительное производство - это тот механизм, без которого нельзя считать восстановленной нарушенную законность, права и интерес различных субъектов. Недостаточно вынести решение суда, другого органа - важно исполнить предписания, содержащиеся в соответствующих документах. Поэтому от проработанности правового механизма исполнительного производства и от квалифицированности судебных приставов-исполнителей зависит эффективность исполнения актов различных органов.

Определение места исполнительного производства в системе права является объективной потребностью юридической науки России.

В российском праве исполнительное производство длительное время являлось заключительной (самостоятельной) стадией гражданского процесса, в которой происходит реальное восстановление субъективных прав участников гражданского процесса. В настоящее время с принятием и вступлением в действие Закона РФ от 21.07.1997 г. "Об исполнительном производстве", отношения, возникающие в связи с исполнением решений юрисдикционных органов, относятся к предмету регулирования самостоятельной отрасли права - исполнительного права. Поэтому в настоящее время исполнительное производство - это юридическая деятельность, происходящая вне рамок судебного процесса, вне рамок судебной власти и требующая целостного правового регулирования. Исполнительное производство в доктринальном, нормотворческом и правоприменительном аспектах следует понимать как относящееся к сфере действия органов исполнительной власти.

Однако не следует полагать, что органы судебной власти полностью устраняются от процесса исполнения. Влияние органов судебной власти на процесс исполнения будет происходить в тех пределах, которые присущи взаимоотношениям органов судебной и исполнительной власти вообще, а именно осуществлением функций предварительного или последующего судебного контроля за действиями и решениями участников исполнительного производства.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона РФ "О судебных приставах" от 21.07.97 г. судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. В соответствии с Указом Президента РФ "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы" от 03.09.97 г. многие должности в службе судебных приставов Министерства юстиции РФ отнесены к государственным должностям федеральной государственной службы категории "В". Это, в частности, относится к должностям судебных приставов всех уровней. Поэтому правовое регулирование государственной службы в службе судебных приставов Министерства юстиции РФ в первую очередь осуществляется Законом РФ "Об основах государственной службы Российской Федерации".

В законе РФ "Об исполнительном производстве" четко указано, что только службы судебных приставов РФ и субъектов РФ и никто другой являются органами принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О судебных приставах" на судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - суды), а также по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным Законом "Об исполнительном производстве".

В своей деятельности судебные приставы руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральным законом "О судебных приставах", федеральным законом "Об исполнительном производстве" и иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации.

Помимо законов об исполнительном производстве и о судебных приставах, нормы, относящиеся к исполнительному производству содержатся:

в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ) в части обращения взыскания на заложенное имущество и его реализации (ст. 349, 350), порядка проведения торгов (ст. 447 - 449). Непосредственное значение для исполнительного производства имеют нормы ГК РФ о собственности, обязательствах и другие положения, так или иначе связанные с совершением конкретных исполнительных действий, оценкой фактических обстоятельств в стадии исполнительного производства. Важный блок норм ГК РФ, применяемых при реализации исполнительных документов в отношении юридических лиц различной организационно-правовой формы, - это нормы так называемого корпоративного права;

в Семейном кодексе Российской Федерации в части алиментный платежей (раздел V - к его нормам отсылают ст. ст. 70, 71 Закона об исполнительном производстве) и исполнения решений суда по делам, связанным с воспитанием детей (ст. 79);

в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации в части исполнения наказания по приговору суда в виде штрафа и конфискации имущества (ст. ст. 31, 32, 62 - 67, к которым отсылает ст. 72 Закона об исполнительном производстве и Приложение 1 "Перечень имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда"), а также обращения взыскания на заработок должника, отбывающего наказание в виде лишения свободы (ст. 107);

в Налоговом кодексе Российской Федерации в части особенностей обращение взыскания недоимок по налогам на имущество организаций и физических лиц (ст. ст. 46 - 48 и др.);

в Таможенном кодексе Российской Федерации по вопросам обращения к исполнению постановлений таможенных органов (ст. ст. 378 - 382);

в Кодексе РФ об административных правонарушениях по вопросам исполнения постановлений отдельных видов административных взысканий (ст. 32.2);

в Трудовом кодексе Российской Федерации, устанавливающем порядок исполнения решений восстановления на работе (ст. 396), процедуры выдачи удостоверения комиссии по трудовым спорам как исполнительного документа (ст. ст. 388 - 389);

в Бюджетном кодексе Российской Федерации о соблюдении требований бюджетного законодательства при исполнении исполнительных документов по должникам-бюджетополучателям (ст. ст. 38, 239, 255, 285 - 288);

в Земельном кодексе Российской Федерации, введенном в действие Федеральным законом 138 от 25.10.01 г. (Глава 7 "Прекращение и ограничение прав на землю").

в Законе РФ "О международном коммерческом арбитраже", регулирующем порядок исполнения решений международных коммерческих арбитражей (раздел VIII);

в Федеральном законе РФ от 25.02.1999 г. 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в части исполнения исполнительных документов на различных стадиях процедуры банкротства должников (ст. ст. 57, 58, 69, 70, 98); в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности" в части приостановления исполнения исполнительных документов в связи с отзывом Банком России у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (ч. 4 п. 3 ст. 20);

в Федеральном законе "Об ипотеке (залоге недвижимости)" в части обращения взыскания на заложенное имущество в судебном и несудебном порядке (ст. ст. 55 - 61);

в Федеральном законе "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" о направлении информации о наложенных арестах в адрес учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимость субъектов РФ (п. 3 ст. 28);

в Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" от 18.02.1999 г. об особенностях обращения взыскания по долгам сельскохозяйственных кооперативов (п. 7 ст. 37);

в Федеральном законе "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 27.07.98 г. в части определения правовых основ регулирования оценочной деятельности, в том числе рыночной цены (в соответствии со ст. 52 Закона об исполнительном производстве, оценка арестованного имущества, которая проводится по рыночным ценам, за исключением случаев, когда она проводится по регулируемым ценам, возложена на судебного пристава-исполнителя).

К нормативным правовым актам, касающимся исполнительного производства, кроме упомянутых выше, относятся ряд постановлений Правительства РФ, международные договоры РФ, постановления Конституционного Суда, пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Организационно Министерство юстиции Российской Федерации образует службу судебных приставов, возглавляемую заместителем министра юстиции Российской Федерации - главным судебным приставом Российской Федерации. Служба судебных приставов входит в систему органов Министерства юстиции Российской Федерации.

В службу судебных приставов входят:

- департамент судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации, возглавляемый заместителем главного судебного пристава Российской Федерации;

- служба судебных приставов Управления военных судов Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Управление военных судов), возглавляемая заместителем начальника Управления военных судов - главным военным судебным приставом;

- службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации (далее - службы судебных приставов), возглавляемые заместителями начальников органов юстиции субъектов Российской Федерации - главными судебными приставами субъектов Российской Федерации; - районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов Российской Федерации подразделения судебных приставов, состоящие из судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов - исполнителей, возглавляемые старшими судебными приставами. В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов (далее - судебный пристав по ОУПДС), и судебных приставов - исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов (далее - судебный пристав - исполнитель). Полномочия и требования, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в равной мере распространяются на судебных приставов по ОУПДС и судебных приставов - исполнителей (далее - судебные приставы).

Судебные приставы в соответствии с характером осуществляемых ими функций проходят профессиональную подготовку. Судебные приставы по ОУПДС после прохождения необходимой специальной подготовки имеют право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств.

Судебные приставы при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы которых утверждаются министром юстиции Российской Федерации. Судебные приставы военных судов носят форменную одежду и имеют знаки различия, установленные для военнослужащих.

Судебным приставам присваиваются классные чины работников органов юстиции, а судебным приставам военных судов - и воинские звания.

Судебным приставам выдаются служебные удостоверения единого образца, утверждаемого министром юстиции Российской Федерации.

Судебные приставы подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.