скачать рефераты

МЕНЮ


Государственная служба в контексте политической модернизации

Развернувшаяся в последнее время в судебном сообществе дискуссия по поводу передачи всей Службы судебных приставов в ведение Судебного Департамента при Верховном Суде РФ или ее разделения с переподчинением Судебному Департаменту службы по ОУПДС, на мой взгляд, является неправомерной, в силу того, что является нарушением принципа разделения властей, так как Служба судебных приставов исполняет не только решения судов, но и акты многих других юрисдикционных органов.

В случае реализации подобного проекта будет ослаблена система государственной власти в России, разрушена недавно созданная и постоянно повышающая свою эффективность государственная структура, снизится эффективность исполнительской деятельности, уменьшатся поступления в государственный бюджет.

3.2 Особенности правового регулирования государственной службы в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции РФ

В связи со вступлением России в Совет Европы и принятием на себя ряда обязательств, в числе которых была передача уголовно-исполнительной системы (далее по тексту - УИС) из ведения Министерства внутренних дел в состав Министерства юстиции России, началась очередная - шестая по счету - реформа УИС. С 1 сентября 1998 года она передана в ведение Министерства юстиции России, а в 1999 году в УИС Минюста из МВД РФ переданы уголовно-исполнительные инспекции.

Уголовно-исполнительная система включает в себя: учреждения, исполняющие наказания; следственные изоляторы; органы, исполняющие наказания без лишения свободы; предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности УИС, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения; территориальные органы управления УИС" центральные органы управления УИС Минюста России (см. Приложение Д).

УИС является самым крупным структурным подразделением Министерства юстиции, в ней трудится около 400 тыс. человек.

По состоянию на 1 января 2002 года в УИС функционировали 732 исправительные колонии общего, строгого, особого режимов, в том числе 148 колоний-поселений для лиц, совершивших преступления по неосторожности, 63 воспитательные колонии для несовершеннолетних, 13 тюрем, 179 следственных изоляторов для подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых мера пресечения избрана в виде содержания под стражей. Во всех видах колоний и следственных изоляторах содержится более 1 млн. человек. На территории ЕАО находятся и действуют 2 исправительных колонии общего режима (в г. Биробиджан и п. Будукан), 1 воспитательная колония для несовершеннолетних осужденных (в г. Биробиджан), 1 колония-поселение (в г. Биробиджан).

Промышленный потенциал УИС включает 750 предприятий, в том числе 37 сельскохозяйственных. Стоимость основных производственных фондов превышает 12 млрд. рублей. Выпускается свыше 100 тысяч наименований изделий общей годовой стоимостью 5 млрд. рублей.

Создана и развивается собственная научная база, что дает возможность готовить сотрудников нового поколения, способных квалифицированно решать вопросы реформирования УИС. В составе УИС действуют 6 ВУЗов, научно-исследовательский институт, среднее специальное учебное заведение, 80 учебных центров. С целью объединения усилий всех ученых пенитенциаристов вне зависимости от их ведомственной принадлежности, научного обеспечения реформирования УИС создана Межрегиональная общественная организация "Российское пенитенциарное общество".

Таким образом, созданная в составе Минюста России структура органов и учреждений, исполняющих наказания, позволила на качественно новом уровне раскрыть потенциал уголовно-исполнительной системы.

Основываясь на строгом соблюдении гарантии защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными, российское уголовно-исполнительное законодательство устанавливает общие положения и принципы исполнения наказаний, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных, порядок деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания, участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных, порядок освобождения от наказания, оказания помощи освобождаемым лицам.

Однако, поскольку задачей данной работы является исследование особенностей государственной службы в органах и учреждениях юстиции и, в частности, в органах и учреждениях УИС, то рассмотрим соответствующие нормативные акты, регулирующие служебную деятельность и обеспечивающие ряд гарантий для государственных служащих уголовно-исполнительной системы.

До этого следует отметить одну существенную деталь. Указом Президента РФ 981 от 03.09.1997 г. "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы" должности работников уголовно-исполнительной системы не предусмотрены. Следовательно, должности служащих УИС не относятся к категории государственных должностей федеральной государственной службы. Но, тем не менее, служба в органах и учреждениях УИС Министерства юстиции РФ является государственной службой, поскольку служащие УИС проходят службу в государственных органах и учреждениях и соответствуют всем признакам государственных служащих.

Конечно же, как и для всех государственных служащих, основным нормативным актом, регулирующим деятельность служащих данной категории, является Конституция РФ.

Более узко специализированным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность работников УИС, является Уголовно-исполнительный кодекс РФ, введенный в действие с 1 июля 1997 года.

Однако основными нормативными актами, определяющим правовой статус органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а также служащих этих органов и учреждений, является Закон РФ 5473-1 от 21.07.1993 г. "Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы", а также принятый во исполнение его Приказ Министра юстиции РФ 117 от 26.04.2002 г. "Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах

Инструкция регламентирует порядок несения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники) и деятельность должностных лиц по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства юстиции Российской Федерации.

Основные вопросы, раскрываемые в Инструкции - условия приема на службу в уголовно-исполнительную систему, порядок и условия заключения контракта, перемещения сотрудников по службе и на службу в другую местность, порядок проведения аттестации сотрудников и присвоения им специальных званий, служебная дисциплина, вопросы применения поощрений и дисциплинарных взысканий, внутренний распорядок, рабочее время, прекращение службы и основания для увольнения из уголовно-исполнительной системы, а также социальные и иные гарантии, предусмотренные для сотрудников во время прохождения ими службы в уголовно-исполнительной системе.

На службу в уголовно-исполнительную систему принимаются граждане Российской Федерации.

Предварительное изучение кандидатов, принимаемых на службу (учебу), осуществляется соответствующими структурными подразделениями уголовно - исполнительной системы.

В процессе предварительного изучения личности кандидата выясняется состояние его здоровья, соответствие имеющегося у него образования и специальной подготовки требованиям, предъявляемым к должности, на которую он принимается, деловые, личные и нравственные качества. По результатам предварительного изучения составляется справка о результатах изучения кандидата, которая направляется руководителю учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, имеющему право назначения на должность. Последний рассматривает поступившие документы и при положительном решении передает их в соответствующее кадровое подразделение для проведения специальной проверки кандидата и направления его на военно-врачебную комиссию (далее - ВВК) для определения годности к службе в уголовно-исполнительной системе.

При отсутствии сведений, препятствующих приему кандидата на службу в уголовно-исполнительную систему, а также признании его ВВК годным к этой службе кандидат пишет заявление о приеме на службу в уголовно-исполнительную систему.

Прием на службу граждан на должности рядового и начальствующего состава осуществляется:

1) путем заключения индивидуальных контрактов по форме, установленной Приказом Минюста России от 28 декабря 2001 г. 353 "О назначении на должности руководителей учреждений и органов уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации по контракту";

2) по конкурсу;

3) посредством назначения на должность.

Приказ о приеме на службу, назначении на должность объявляется сотруднику (стажеру) под расписку не позднее трех дней с момента его поступления в подразделение.

Сотрудникам разрешается работать по совместительству в уголовно-исполнительной системе Минюста России в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Контракт о службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - контракт) подписывается начальниками, имеющими право приема на службу в органах и учреждениях УИС.

На период отсутствия сотрудника в связи с отпуском по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет на занимаемую им должность по контракту могут приниматься граждане либо сотрудники из других учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

На граждан, поступивших на службу в уголовно - исполнительную систему по контракту, распространяются общий порядок и условия ее прохождения, регулируемые Положением. При заключении контракта по соглашению сторон могут устанавливаться дополнительные условия, не предусмотренные Положением, с учетом особенностей службы, а также материальных и финансовых возможностей учреждения или органа уголовно-исполнительной системы.

С лицами, отобранными для поступления в образовательные учреждения профессионального образования Минюста России, другие образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, с оплатой обучения учреждением или органом уголовно-исполнительной системы, контракт заключается учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, направляющими граждан для поступления в образовательные учреждения. В условиях контракта при этом предусматривается срок службы в уголовно - исполнительной системе не менее пяти лет после окончания образовательного учреждения, который пересмотру не подлежит. Иные условия контракта по согласованию сторон могут быть пересмотрены после окончания образовательного учреждения, но они не могут ухудшать служебное или социальное положение сотрудника, предусмотренное ранее при заключении контракта. В исключительных случаях по инициативе курсанта (слушателя) и с согласия руководителя учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, заключившего контракт, он может быть перезаключен с другим учреждением или органом уголовно-исполнительной системы.

Контракт является основанием для издания приказа о назначении сотрудника на должность.

Сотрудники, достигшие предельного возраста подлежат увольнению в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением.

При назначении сотрудника на должность руководитель учреждения или органа уголовно-исполнительной системы обязан использовать его на службе в соответствии с условиями контракта и требованиями Положения.

Не позднее двух месяцев до истечения срока действия контракта, если он не был продлен или перезаключен, руководитель учреждения или органа уголовно-исполнительной системы принимает решение об увольнении сотрудника либо назначении его на должность. Принятое решение оформляется приказом по окончании срока действия контракта.

В случае возникновения между сторонами спора по выполнению условий контракта такой конфликт подлежит урегулированию путем непосредственных переговоров между сотрудником и руководителем учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, а при недостижении согласия - в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе и в судебном порядке.

Сотрудники проходят аттестацию на аттестационных комиссиях.

Аттестация сотрудников, заключивших контракт на определенный срок, проводится при его продлении, а сотрудников, заключивших контракт на неопределенный срок, - каждые пять лет службы. Сотрудники аттестуются также при представлении к назначению на вышестоящую должность, перемещении на нижестоящую должность или в другое учреждение или орган уголовно-исполнительной системы, при увольнении из уголовно-исполнительной системы по определенным основаниям.

Аттестация составляется в письменной форме. В ней объективно и всесторонне отражаются индивидуальные особенности сотрудника, его знания, умения, навыки и их соответствие занимаемой им должности, в том числе:

- профессиональная подготовленность, способность решать оперативно-служебные задачи, соответствующие должностному положению;

- качественность и своевременность выполнения должностных обязанностей; - уровень интеллектуального и культурного развития, то есть широта мировоззрения, творческая активность, эрудированность;

- боевая, физическая и эмоционально-волевая готовность к решению оперативно-служебных задач, к оправданному риску; степень самообладания в экстремальных ситуациях, выдержанность в отношениях с людьми.

Каждый сотрудник должен быть заранее ознакомлен с аттестацией, представляемой на него в аттестационную комиссию.

На основе всестороннего и объективного рассмотрения деловых, нравственных и личных качеств аттестуемого, его отношения к выполнению служебных обязанностей аттестационная комиссия делает один из следующих выводов:

- соответствует занимаемой должности;

- соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций комиссии с повторной аттестацией через шесть месяцев или год;

- не соответствует занимаемой должности.

Во время прохождения службы в УИС сотрудникам присваиваются специальные звания. Порядок присвоения первичных и очередных специальных званий предусмотрен соответствующими ведомственными нормативными актами.

При нарушении служебной дисциплины подчиненным сотрудником начальник учреждения или органа уголовно-исполнительной системы обязан предупредить его о недопустимости таких действий, а при необходимости, в зависимости от тяжести совершенного проступка и степени вины, провести служебную проверку, наложить на виновного дисциплинарное взыскание или передать материалы о проступке на рассмотрение суда чести.

Занесение в Книгу почета, на Доску почета, награждение ведомственными знаками отличия (наградное оружие, медали, нагрудные и почетные знаки и другие) производятся в установленном порядке.

При поощрении сотрудника в виде занесения в Книгу почета и на Доску почета допускается одновременная выдача ему денежной премии.

Дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида и меры взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был допущен, прежнее поведение сотрудника, допустившего проступок,

признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другое.

При нарушении дисциплины совместно несколькими лицами дисциплинарные взыскания налагаются на каждого виновного в отдельности и только за совершенное им нарушение (с учетом степени вины сотрудника в совершенном проступке).

Увольнение из уголовно-исполнительной системы является крайней мерой дисциплинарного взыскания.

К сотрудникам, имеющим дисциплинарные взыскания, в качестве меры поощрения может применяться досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника, считается снятым, если в течение года со дня его наложения этот сотрудник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию.

Поощрения и дисциплинарные взыскания применяются начальниками учреждений и органов уголовно - исполнительной системы в пределах предоставленных им прав в соответствии с перечнем, указанном в Приложении 12 Инструкции. Дисциплинарные права других начальников, не включенных в Перечень, устанавливаются Министром юстиции Российской Федерации.

Одним из наиболее важных нормативных документов, регламентирующим служебную деятельность сотрудников исправительных учреждений УИС Минюста России, является Приказ Министра юстиции РФ 83 от 07.03.2000 г. "Об утверждении Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях", разработанный и введенный в действие в целях дальнейшего укрепления порядка исполнения и отбывания лишения свободы, совершенствования надзора за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, и в связи с передачей уголовно-исполнительной системы из Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации.

В данном Приказе содержатся конкретные инструкции по организации и осуществлению надзора за осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы, по проведению таких специфических мероприятий, как досмотр и обыск осужденных, подробно указаны конкретные служебные обязанности должностных лиц исправительного учреждения, а также инструкции по действиям администрации и дежурной смены учреждения при происшествиях и чрезвычайных обстоятельствах: при неповиновении осужденных, при захвате осужденными заложников, при совершении убийства или умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, при побеге осужденного, при обнаружении у осужденного наркотических веществ, при пожаре или стихийном бедствии, при отравлении осужденных.

Условия, пределы и порядок применения физической силы, специальных средств, в том числе и газового оружия, а также огнестрельного оружия сотрудниками УИС, в основном, сходны с теми, что были указаны в данной работе в отношении службы судебных приставов. В любом случае запрещено применение огнестрельного оружия в отношении женщин (в отношении осужденных женщин с явными признаками беременности запрещено также применение газового оружия), несовершеннолетних (за исключением случаев массовых беспорядков, когда жизни сотрудников угрожает опасность).

Другим, не менее важным, нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность сотрудников УИС, является Приказ Министра юстиции РФ 148 от 12.05.2000 г. "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации", котором отражены особенности правил содержания в следственных изоляторах УИС Минюста РФ подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Следует заметить, что данный Приказ МЮ РФ был разработан и введен в действие в развитие и исполнение Закона РФ 103-ФЗ от 15.07.1995 г. "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления". Кроме того, Законом предусмотрены случаи применения специальных средств, физической силы и оружия в отношении подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей в следственных изоляторах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.