скачать рефераты

МЕНЮ


Государственная служба как социальный институт

Государственная служба как социальный институт

26

ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Кафедра ____________________________________

Учебная дисциплина: Муниципальная служба

Курсовая работа

Тема 2. Государственная служба как социальный институт

факультет 0610 - государственное и муниципальное управление

Выполнила:

студентка

заочного отделения

* курса * группы

*************

Проверил:

_______________________

_______________________

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………..

3

1. Содержание государственной службы………………..

1.1. Понятие государственной должности…………………………….

1.2. Государственный служащий и государственная служба………

1.3. Правовой институт государственной службы…………………..

2. Основные принципы государственной службы…...

3. Социальные аспекты государственной службы: зарубежный опыт и россия…………………………………..

5

5

7

10

13

18

Заключение…………………………………………………….

26

Список использованных источников………………………

27

ВВЕДЕНИЕ

Слово "служба" имеет много значений. Под службой понимается и вид деятельности людей, и ведомственное подразделение (служба уголовного розыска МВД и др.), и самостоятельное ведомство (федеральная служба внешней разведки, федеральная налоговая служба). Здесь мы рассматриваем службу как один из видов платной общественно полезной деятельности, которая состоит в управлении, его обслуживании (делопроизводственном, техническом и др.) или социально-культурном обслуживании людей. Служащий - это гражданин, занимающий должность в какой-либо организации и за вознаграждение осуществляющий управленческую деятельность, либо социально-культурное обслуживание (врач, учитель, библиотекарь, инспектор, начальник цеха и т.д.). Все служащие - это профессионалы управления, социально-культурного обслуживания.

Закономерные для каждой страны увеличение объема управления, расширение систем образования, здравоохранения, социального обеспечения и т.п. влекут непре-рывный рост числа служащих. Их количество возрастает абсолютно и относительно, т.е. растет их удельный вес в общем числе работающих.

Все служащие являются профессионалами управления или социально-культурного обслуживания.

Служащие выполняют полезную работу. Специфика их труда состоит в том, что они:

ь обладают особым предметом труда - информацией, которая в то же время выступает средством их воздействия на управляе-мых (обслуживаемых). Служащие, как правило, собирают, обра-батывают, передают, хранят, создают информацию (исключение - служащие строевых подразделений);

ь воздействуют на людей, обслуживают их;

ь непосредственно материальных ценностей не создают, но обес-печивают условия для их производства;

ь обычно заняты умственным трудом;

ь работают возмездно, получают заработную плату;

ь занимают должности в легальных организациях, работают на про-фессиональной основе;

ь работают в «чужих интересах», то есть выполняют волю тех, кому подчинены, действуют в интересах тех, кто оплачивает их работу.

По последнему признаку (кто финансирует служащих, кому они подчинены, в чьих интересах действуют) можно различать служащих следующих организаций:

1) государственных;

2) муниципальных;

3) частных;

4) международных Митрофанов М. В. Служащие международных организаций. - М , 1982..

В ст. 3 Закона об основах государственной службы содержит-ся такое определение: «Государственным служащим является граж-данин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установлен-ном Федеральным законом, обязанности по государственной долж-ности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации».

Государственный служащий занимает государственную долж-ность и в установленном порядке использует соответствующие права, реализует должностные полномочия, выполняет государственные функ-ции.

Содержанием государственной службы является обес-печение исполнения полномочий государственных органов, оборона страны, охрана правопорядка. Государственные служащие выполня-ют государственные функции. Необходимо отметить, что государ-ственную службу закон связывает с исполнением полномочий, а зна-чит, с осуществлением исполнительной власти.

Задачи, стоящие перед государством, решаются именно государственной службой. В своей работе госслужащие используют определенные техничес-кие средства, но в основном их достижения, эффективность деятель-ности всего аппарата, зависят от организации труда, умения, добросо-вестности, активности служащих.

В данной работе пойдет речь как о государственных служащих, так и вообще об институте государственной службы и социально-правовых аспектах его функционирования.
1. содержание государственной службы
1.1. Понятие государственной должности
Ученые-юристы понимают должность в государствен-ных организациях как простейший элемент, клеточку управленческой структуры. "Государственно-служебная должность - это часть организационной структуры государственного органа (организации), обособленная и закрепленная в официальных документах (штатах, схемах должностных окладов и др.), с соответствующей частью компетенции госорганов (организации), предоставляемой лицу - государственному служащему в целях ее практического осуществления" Бахрах Д.Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержание, принципы. // Государство и право. - №12. - 1996. - С.10..
С одной стороны, должность есть первичный, нерасчлененяемый компонент аппа-рата, в определенной степени обособленный. Ее можно рассматривать как минималь-ный предел дифференциации властных функций и как средство стабилизации, форма-лизации деятельности служащего. Должность - простейшая ячейка аппарата, предназначенная для одного работника, определяющая его место и роль в управ-ленческом ансамбле. С другой стороны, это стабильный комплекс обязанностей и прав, юридическое установление, ориентированное на одного человека, который должен осуществлять часть работы организации.

Каждая должность образуется в распорядительном порядке. Актами компетентных органов, лиц определяются ее название, место в служебной иерархии (кому она подчинена, кто подчинен ей), порядок замещения. Она включается в штатное расписание, в единую номенклатуру должностей служащих. "Связующим звеном между структурой и компетенцией органов государства, с одной стороны, и его персоналом, - с другой, являются должности. Должность - это первичная ячейка органа (или его аппарата) с ее правовым статусом; это, образно говоря, служебное место. В то или иное время оно может быть занятым или вакантным. Должность предопределяет требования, предъявляемые к человеку, претендующему на ее за-нятие или уже занимающему ее, дает комплекс служебных и личных прав и обя-занностей служащего" Лазарев Б.М. Государственная служба. М., 1993. с. 6.

.

Организационная структура аппарата представляет собой структуру формализован-ных "социальных позиций", юридически закрепленных ролей. Конкретные лица, реализующие должностные полномочия, могут меняться, а их роли - нет. Изменение же статуса должности чаще всего не влечет за собой замены служащего. Должность как юридически формализованная роль актуализирует одни свойства личности, отрицает другие, безразлична к третьим. Изменения личных свойств служащего не ведет к изменению должности, формальной структуры, но может отразиться на неформальной стороне дела.

Статус должности как синтез ее организационно-правового положения состоит из двух частей: служебной и личной. Вторая ее часть регламентирует должностной оклад и личные права работника (размер отпуска, право на служебную квартиру, льготы и др.). Должность есть комплексное правовое образование, состоящее из норм ад-министративного, трудового и иных отраслей права. С помощью должностей обес-печиваются персонализация управленческих функций и правообязанностей, четкое разделение труда в аппарате, индивидуализация ответственности служащих. Система должностей имеет большое значение для профессионализации аппарата и повышения уровня компетентности его служащих: она нацеливает людей на приобретение определенных знаний и навыков, выполнение конкретной работы, занятие того или иного места в управленческих структурах, приобретение определенных служебных и личных прав.

Должность - это прежде всего служебные обязанности, во исполнение которых должны производиться необходимые действия, т.е. действия в интересах того, кто ее учредил, для достижения служебных целей. Служебные права носят обеспечительный характер, их объем призван создать служащему надлежащие условия для выполнения обязанностей. А значит, служащий обязан пользоваться ими. И вообще, понятие служебных прав условно: в отношении невластных субъектов - это права (давать задания, задерживать, привлекать к ответственности и т.д.). Но если рассматривать их с позиций государственного интереса (интереса организации), то служащий обязан распоряжаться, задерживать и т.п. - это его служебная обязанность. Поэтому служебные обязанности и служебные права часто объединяют одним понятием - полномочия, хотя, конечно, не всякое право является обязанностью. Наукой управ-ления разработано положение о балансе обязанностей и прав: необходимо их со-ответствие друг другу.

Что же касается еще одного компонента должности - личных прав, то их набор должен быть таким, чтобы стимулировать добросовестное выполнение служащим порученного ему дела. При этом необходимо учитывать, во-первых, возможность государства (организации), а во-вторых, не забывать о социальной справедливости, не допускать чрезмерного выделения обеспечения служащих из всей массы работающих, т.е. решать вопросы о социальном положении, в частности государственных служащих, необходимо в тесной увязке с тем. как живут страна и се граждане.

До 1993 г. все служащие государственных организации в законодательстве, на практике и в науке признавались государственными служащими. Иными словами, су-ществовало широкое понимание государственной службы. Правовые акты последних лет исходят из узкого понимания. Поэтому теперь необходимо различать должность в государственной организации и ее разновидность - государственную должность т.е. должность в органе государственной власти.

Государственные должности подразделяются на СЗ РФ, 1995, №31, ст. 2990.:

1) должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федераль-ными законами (государственные должности РФ), конституциями, уставами субъектов Российской Федерации (государственные должности субъектов РФ) для непосред-ственного выполнения полномочий государственных органов (президент, председатель правительства, руководители органов законодательной и исполнительной властей, де-путаты, министры, судьи и др.). Это государственные должности категории "А", их можно назвать политико-судебными;

2) должности, учреждаемые в установленном законодательством порядке для не-посредственного обеспечения исполнения полномочия лиц, замещающих должности категорий "А". Это государственные должности категории "Б", их можно назвать патронатными;

3) должности, устанавливаемые государственными органами для исполнения и обес-печения собственных полномочий - это государственные должности категории "В" (административные).

Действующее законодательство закрепило еще один формальный признак госу-дарственной должности: она должна быть включена в Реестр государственных должностей Российской Федерации. Он состоит из перечня политических должностей (категории "А") и государственных должностей государственной службы. В Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации вклю-чаются должности патронатные и административные (категории "Б" и "В"), клас-сифицированные по группам. Этот реестр утверждается Президентом Российской Федерации.

1.2. Государственный служащий и государственная служба

В ст. 3 Закона «Об основах государственной службы» содержится определение: «Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установлен-ном федеральным законом, обязанности по государственной должности госу-дарственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации».

Значит:

1) Государственным служащим может быть только гражданин РФ. Исключения из этого правила устанавливаются специальными нормами.

2) Государственный служащий занимает государственную должность и в уста-новленном порядке исполняет соответствующие обязанности: реализует должностные полномочия, выполняет государственные функции.

3) За свою службу он регулярно получает денежное вознаграждение не менее заранее определенного размера.

4) Оплата труда государственных служащих производится за счет средств феде-рального бюджета или бюджета субъекта Федерации, т.е. во всех случаях за счет средств, собранных с налогоплательщиков.

Под государственной службой в законе понимается профессиональная деятельность лиц (замещающих государственные должности категорий "Б" и "В") по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Будучи разновидностью службы вообще ч обладая всеми ее признаками, государственная служба имеет ряд спе-цифических признаков, определяющих ее качественное своеобразие.

Во-первых, это деятельность лиц, замещающих патерналистские и администра-тивные (категории "Б" и "В") государственные должности. Новый закон четко определяет субъектов государственной службы я при этом значительно сужает их круг.

Деятельность служащих государственных предприятий, учреждений, даже таких, как начальник железной дороги, ректор вуза, главный врач больницы, руководитель отделения пенсионного фонда, не говоря уже о библиотекарях, деканах, врачах и т.п., теперь официально не считается государственной службой. Более того, не считает закон государственной службой и деятельность Президента РФ, министров, губер-наторов, судей и иных лиц, замещающих политико-судебные государственные долж-ности (категории "А").

По правовому положению служащих государственная служба подразделяется на гражданскую и милитаризованную. О последней в Законе "Об основах государственной службы" ничего не сказано. Но вряд ли стоит сомневаться в том, что, например, офицер милиции, таможенный инспектор, командир воинской части нахо-дятся на государственной службе. Фактически названный Закон является Законом об основах гражданской государственной службы и, конечно, жаль, что об этом прямо в Законе на сказано. Но очевидно и то, что отсутствие в законе четкого положения о том, что он регламентирует гражданскую службу и не распространяется на ми-литаризованную. не прекратило существования последней.

Во-вторых, содержанием государственной службы является обеспечение исполнения полномочий государственных органов, осуществление государственных функций. Важно отметить, что государственную службу закон связывает с исполнением полномочий, а, следовательно, с осуществлением исполнительной власти.

«В любой системе социального управления, непосредственно или в конечном счете, люди управляют людьми. Это относится и к государственному механизму. Без персонала он представлял бы собой безжизненные структуры, правовые статусы и схемы взаимосвязей. В большинстве современных государств этот персонал включает в себя депутатский корпус и служащих представительных органов, органов ис-полнительной власти, судов, прокуратуры и других органов государства. На службе у государства находятся также солдаты, офицеры и генералы армии и других во-оруженных формирований» Лазарев Б.М. Государственная служба. М., 1993. с. 3..

В-третьих, государственная служба содержится за счет бюджетного финансиро-вания.

Задачи, стоящие перед государством, соответственно полномочия государственных органов выполняют государственные служащие. В своей работе они используют технические средства, но в основном их достижения, эффективность деятельности всего аппарата зависят от организации труда, умения, добросовестности, активности служащих. Поэтому понятно, какое существенное значение для страны имеет государственная служба, а, следовательно, правильное определение целей и направ-лений труда служащих, подбор кадров, распределение полномочий, стимулирование добросовестной работы и т.д. Некоторые ученые за рубежом утверждают, что хорошая администрация для общества важнее, чем хорошая конституция. И хотя такое мнение спорно, опыт многих стран свидетельствует о том, что там, где надлежащим образом не организован труд служащих, государство испытывает серь-езные трудности.

К сожалению, засилье чиновников в решении самых разнообразных дел общества, их эгоизм и корыстолюбие, низкий профессиональный уровень стали сегодня бичом России. И хотя государственный аппарат в федеральных органах власти за последнее время обновился более чем наполовину, а в регионах примерно на треть. Бывший Президент РФ Б.И. Ельцин отметил: «...В поры управления глубоко проникла несогласованность действий различных подразделений аппарата, продолжается принятие решений без учета их последствий. В новой России мы во многом продолжаем руководить и управлять по-старому» Российские вести. 1995. 8 сентября..

Кризис нынешней системы государственной службы напрямую отражается во всех сферах жизнедеятельности государства - в экономике, финансовой и банковской деятельности, в решении социальных вопросов, в науке и культуре, обороне и безопасности, межнациональной политике. Россия нынче подошла к тому рубежу, когда от качества государственной службы, ответственности чинов-ничества зависит судьба не только отдельных россиян, но и общее будущее. Государственная служба - важнейший инструмент государства. На всем пространстве России она должна быть в высшей степени организационно отлажена, законодательно обеспечена, укомплектована квалифицированными специалистами, способными глу-боко анализировать происходящие процессы, видеть далеко вперед, организовывать и проводить в жизнь принятые решения.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.