скачать рефераты

МЕНЮ


Государственное регулирование здравоохранения на примере Республики Марий Эл

Реорганизованы во врачебные амбулатории 3 участковые больницы, в фелъдшерско-акушерские пункты - 3 врачебные амбулатории. Сокращено 9 ФАПов. В результате продолжающейся оптимизации сети, в учреждениях здравоохранения республики по состоянию на начало 2004 г. функционирует 8049 больничных коек (на начало года было 8136 коек).

В данном разделе дипломной работы рассмотрены основные характеристики здоровья населения Республики Марий Эл, условия и факторы, влияющие на уровень здоровья.

В Республике Марий Эл в 2002-2004 гг. наиболее острыми проблемами здоровья населения явились низкий уровень рождаемости, рост показателей смертности, особенно в связи с травмами и отравлениями; высоким оставался отрицательный естественный прирост населения. Стабилизировалась на высоком уровне частота психических расстройств, алкогольных психозов, снизилась заболеваемость сифилисом и туберкулезом. Несмотря на трудности, удалось сохранить позитивные сдвиги в системе показателей, характеризующих здоровье матери и ребенка.

Функция коек дневного стационара увеличилась и составляет 265 дней (за 2003г. - 238 дней), но остается недостаточной. В республике в последние годы отмечается перераспределение объемов из стационарного сектора на стационарозамещающий уровень.

В сложных условиях экономического и социального развития республики не прекращается реальная угроза санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. При значительном снижении заболеваемости корью, коклюшем, дизентерией, развитии мер по ликвидации полиомиелита продолжался рост заболеваемости дифтерией, гепатитом, ВИЧ-инфекцией. В настоящее время санитарно-эпидемиологическую обстановку в Республике Марий Эл следует оценивать как напряженную, в ее негативное влияние на здоровье население - как существенное.

2.2. Финансовое обеспечение деятельности учреждений здравоохранения Республики Марий Эл

Анализ финансовой деятельности учреждений здравоохранения за 2002-2004 гг. проведен на основании данных, представленных учреждениями здравоохранения по формам оперативной отчетности и аналогичными данными за прошлый год. Вначале проведем анализ структуры доходов учреждений здравоохранения.

На финансирование учреждений здравоохранения, за счет средств бюджета и системы обязательного медицинского страхования (с учетом текущих поправок) планировалось направить 923,9 млн. руб., что составляет 65% от потребности. По оперативным данным за 2004 год финансирование за счет данных источников составило 995,7 млн. руб. (108%). Обеспеченность финансовыми средствами составляет 70% (2002г. - 48%, 2003г. - 60%). В 2004 году учреждениями здравоохранения получено средств в 1,7 раза больше, чем за соответствующий период прошлого года.

Таблица 2.3

Финансирование учреждений здравоохранения

Предусмотрено

Получено

%

Бюджет

672,6

684,9

102

Средства ОМС

251,3

310,8

124

Всего

923,9

995,7

108

Для обеспечения бесплатной медицинской помощью населения республики в расчете на 1 жителя (население РМЭ 750,3 тыс. чел): потребность составляет 1888 руб. предусмотрено 1231 руб. выделено 1327 руб. (рис.2.5).

Рис.2.5. Обеспеченность средствами в расчете на 1 жителя в 2004 году, руб.

В структуре доходов учреждений здравоохранения бюджетные средства занимают 64%, средства обязательного медицинского страхования - 29% и прочие источники - 7% (рис.2.6).

Рис.2.6. Структура доходов учреждений здравоохранения за счет всех источников финансирования за 2004 год

Динамика поступления средств из разных источников финансирования за 2004 год показана на рис.2.7.

Рис.2.7. Динамика поступления средств из разных источников финансирования за 2004 год, тыс. руб.

Более равномерно в течение года поступали средства за счет оказания платных услуг. Из бюджета и Фонда обязательного медицинского страхования поступление средств не равномерно. В конце года наблюдается сокращение поступления средств за счет всех источников.

На 2004 год бюджет отрасли с учетом финансирования федеральных законов утвержден в сумме 641,7 млн. руб., с учетом поправок к концу года утвержденные ассигнования составляют 672,6 млн. руб., таким образом бюджетные ассигнования по отрасли в течение 2004 года увеличились на 30,9 млн. рублей. Уточнение бюджетных ассигнований в сторону увеличения произошло во всех районах. За счет средств бюджета получено 684,9 млн. рублей, что в 1,7 раза больше, чем в прошлом году (приложение 2).

Исполнение уточненных бюджетных назначений составило 102%, менее 100% освоение в Горномарийском и Юринском районах. Наибольший процент освоения годовых назначений: в Сернурском районе - 115%; в г. Козьмо-демьянске - 111%; в Мари-Турекском районе - 107%. Необходимо отметить районы с наибольшим процентом перефинансирования первоначально утвержденных кредитов: Оршанский район - 29%, Сернурский - 18%, г. Волжск - 21%, г. Козьмодемьянск - 15%, Звениговский район - 14%.

Рис.2.8. Исполнение уточненных бюджетных назначений по территориям за 2004 год,%

Структура расходов средств бюджета следующая: заработная плата и начисления на нее - 77%, медикаменты - 5%, питание - 3%, коммунальные услуги - 9%, текущий и капитальный ремонт зда-ний - 1%, приобретение оборудования - 1%, остальные статьи расходов - 4%.

В соответствии с бюджетом Республиканского Фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного на 2004 год, на финансирование учреждений здравоохранения предполагалось направить 145,7 млн. руб., в том числе за счет страхования неработающего населения - 50 млн. руб. В течение года бюджет Фонда ОМС был пересмотрен. За счет увеличения суммы сборов страховых взносов предприятий и организаций, а также страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения прогнозная сумма средств на финансирование учреждений здравоохранения составила 251,3 млн. руб., в том числе за счет страхования неработающего населения - 80 млн. руб. Фактически получено за счет средств системы обязательного медицинского страхования 310,8 млн. руб. или 124% от уточненного прогноза на год, в том числе: за выполненные медицинские услуги - 168,6 млн. руб., за счет страхования неработающего населения - 65,0 млн. руб., по целевым программам - 7,2 млн. руб., за счет нормированного страхового запаса и субвенций Федерального Фонда обязательного медицинского страхования - 69,9 млн. руб. (приложение 3).

Сумма средств, полученная учреждениями здравоохранения в 2004 году, увеличилась в 1,6 раза по сравнению с прошлым годом. Сумма финансовой помощи учреждениям здравоохранения за счет средств фонда обязательного медицинского страхования составила 25% в целом по отрасли, а по районам от 15% в Волжском районе до 32% в Советском и 37% в Параньгинском районах. Структура расходов средств обязательного медицинского страхования следующая: заработная плата и начисления на нее - 3%, медикаменты - 30%, питание - 14,5%, коммунальные услуги - 17,5%, текущий и капитальный ремонт зданий - 9%, приобретение оборудования - 16%, остальные статьи расходов - 10%.

За 2004 год поступление средств от оказания платных услуг, предоставляемых населению, составляет 61,5 млн. - руб., в том числе за счет добровольного медицинского страхования 4,1 млн. руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года доходы от оказания платных услуг увеличились на 17,8 млн. руб., но вместе с тем их доля в структуре доходов учреждений здравоохранения составляет 5,8%, что меньше уровня прошлого года (7,3%). За счет осуществления предпринимательской деятельности в 2004 году учреждениями здравоохранения перечислено налогов в бюджеты различных уровней на сумму 4,9 млн. руб.

Поступление средств на 1 жителя в 2004 году за счет оказания платных услуг населению составляет в среднем по республике 81,92 рубля с учетом республиканских учреждений, по территориям - в среднем 53,52 рубля.

Получено субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования на сумму 56 млн. руб. В динамике с 2002 года прослеживается увеличение привлеченных средств по федеральным целевым программам, на строительство объектов здравоохранения и по субвенциям федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Таблица 2.4

Привлечение средств за счет федеральных источников

2002 год (млн. руб)

2003 год (млн. руб)

2004 год

(млн. руб)

Темп роста,%

2004г. к 2003г.

Федеральные программы

14,6

17,3

19,5

112,7

Строительство по непрограммной части федерального бюджета

7,5

4,0

13,5

337,5

Оборудование за счет средств Минздрава РФ

2,7

50,0

7,7

15,4

Оборудование по валютному займу

7,2

-

-

-

Гуманитарная помощь

2,7

4,9

0,7

14,3

в том числе: оборудование

2,7

2,5

-

-

медикаменты

-

0,4

-

-

питание

-

2,0

0,7

35,0

Субвенции федерального фонда

34,0

53,0

56,0

105,7

Всего

68,7

129,2

97,4

75,4

Хотя по сравнению с 2003 г. сумма привлеченных средств уменьшилась в 1,3 раза, увеличились средства, полученные по федеральным целевым программам в 1,1 раза, на строительство объектов по непрограммной части федерального бюджета - в 3,4 раза и по субвенциям Федерального фонда ОМС - в 1,1 раза. Общее сокращение произошло в связи с тем, что в 2003 году республика получила дорогостоящее оборудование (компьютерный томограф стоимостью 50 млн. руб)

В прошедшем году пристальное внимание уделялось лекарственному обеспечению лечебно-профилактических учреждений и населения. На приоб-ретение медикаментов учреждениями направлено 114,3 млн. руб., в том числе за счет средств бюджета - 20,4 млн. руб., за счет средств обязательного меди-цинского страхования - 93,9 млн. руб. Анализ динамики расходов на меди-каменты показывает, что в течение последних двух лет удается планомерно увеличивать расходы на данные цели. По отношению к 2002 году на приоб-ретение медикаментов в 2004 году направлено средств в 1,9 раза больше.

Таблица 2.5.

Динамика расходов на медикаменты за 2002-2004 годы (тыс. руб)

2002

год

Рост к прошлому году (раз)

2003

год

Рост к прошлому году (раз)

2004

год

Рост к

прошлому году (раз)

Кассовые расходы, всего

59596

1,0

83786

1,4

114325

1,4

в том числе

бюджет

17355

-1,2

10377

-1,7

20435

2,0

ОМС

42241

1,1

73409

1,7

93890

1,3

Если до 2003 года увеличение происходило в основном благодаря средствам обязательного медицинского страхования, а средства бюджета сокращались, то в 2004 году средства бюджета также были увеличены, хотя увеличение произошло за счет средств республиканского бюджета.

Бюджеты муниципальных учреждений на приобретение медикаментов 2004 году сократились от первоначально утвержденных сумм в целом по республике на 1,4 млн. руб. Сокращение произошло практически во всех районах, за исключением Волжского и Мари-Турекского, Параньгинского и Оршанском, в котором кредиты увеличены (приложение 4).

В 2002-2004 гг. продолжено бесплатное и льготное обеспечение отдельных групп населения и категорий больных. Расходы на данные цели остались на уровне прошлого года. Но в сравнении с 2002 годом кредиты увеличены в 1,7 раза, финансирование в 3 раза, фактические расходы в 1,9 раза (табл.2.6). В тоже время улучшение обеспечения бесплатными и льготными медикаментами обусловлено в основном выделением целевых средств федерального бюджета по законам «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов».

Таблица 2.6

Динамика финансового обеспечения бесплатного и

льготного отпуска медикаментов 2002 - 2004 годы, млн. руб.

2002 год

2003 год

2004 год

Пре-дусм.

Выде-лено

Факт.

расходы

Пре-дусм.

Выде-лено

Факт.

расходы

Пре-дусм.

Выде-лено

Факт.

расходы

Всего

7,5

4,3

6,8

13,7

13,4

14,6

13,1

13,2

13,0

Закон "О ветеранах"

-

-

-

3,9

2,7

2,8

2,4

2,6

2,3

Закон "О соц. защите инвалидов"

-

-

-

7,6

8,1

8,9

7,1

7,2

7,4

Прочие

категории

-

-

-

2,2

2,6

2,9

3,6

3,6

3,3

Фактические расходы по обеспечению бесплатными льготными медикаментами составили 13,0 млн. руб. или в расчете на 1 льготника в среднем по республике 87 рублей (приложение 5). В 2004 году на обеспечение бесплатными и льготными медикаментами категорий граждан, имеющих льготы, предусмотрено 13,1 млн. руб., в том числе за счет финансирования из федерального бюджета 9,5 млн. руб., средств местных бюджетов - 3,6 млн. руб. По итогам года бесплатный льготный отпуск медикаментов по закону «О ветеранах» профинансирован на 98%, по закону «О социальной защите инвалидов» на 102%. Низкий% освоения средств по законам «О ветеранах» в Моркинском районе - 69%, в Советском - 57%, в Сернурском - 78%.

Наиболее высокий уровень фактических расходов на бесплатные льготные медикаменты на 1 льготника в Юринском районе (140,7 руб), в г. Йошкар-Оле (102,2 руб), Мари-Турекском районе (86,8 руб), Новоторъяльском (70,0 руб), наиболее низкие уровни - в Моркинском (29,9 руб), Килемарском (33,0 руб), Параньгинском (38,3 руб) районах. В этих районах практически не выделяются средства на бесплатный и льготный отпуск медикаментов прочим категориям льготников, финансирование которых должно осуществляться за счет местных бюджетов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.