скачать рефераты

МЕНЮ


Государственное управление как профессиональная деятельность

Государственное управление как профессиональная деятельность

Реферат

Тема: Государственное управление как профессиональная деятельность

Челябинск, 2009 г.

Содержание

1. Управление, менеджмент и государственное управление

2. Направления современного менеджмента

3. Менеджмент и государственное управление в условиях рынка

4. Государственное управление: понятие, основные черты, принципы и цели

5. Функции и задачи государственного управления

6. Список используемых источников и литературы

1. Управление, менеджмент и государственное управление

Управление - процесс выработки и осуществления управляющих воздействий субъектом управления для организации, координации и упорядочения элементов в управляемой системе. Управляющее воздействие - воздействие на объект управления, направленное на достижение поставленной цели управления. Выработка управляющих воздействий включает сбор, обработку, передачу необходимой информации, принятие решений. Главная цель управления - обеспечение выживания и развития объекта управления.

Основные типы управления.

1. Классификация управления на основе выделения приоритетных средств управления:

- Командно-административное управление;

- Экономическое управление;

- Технократическое управление (привлечение техники и технологий).

2. По критерию понимания роли рынка:

- Планово-директивное;

- Маркетинговое;

- Программно-целевое.

3. По степени формализации в управлении:

- Регламентированное, не гибкое;

- Нормативное;

- Социально - регулируемое управление;

- Распорядительное управление.

4. По критерию учета личностного фактора управления:

- Автократическое управление;

- Коллегиальное управление;

- Корпоративное управление;

- Либеральное управление.

5. По приоритетам в организации управления:

- Функционально-производственное управление;

- Управление по результатам;

- Стратегическое управление;

- Программно-целевое управление.

6. По степени научности:

- Эмпирическое управление;

- Прагматическое управление;

- Научно-концептуальное управление.

Государственное управление - управление обществом с помощью государственных институтов, норм, государственной власти и аппарата. Основные аспекты системного подхода к анализу управления:

1. Исторический;

2. Культурно - исторические модели менеджмента;

3. По сферам жизнедеятельности общества;

4. Внутрифирменное управление; менеджмент предприятия;

5. Менеджмент на уровне отдельных структурных подразделений предприятия.

6. Отдельные виды и направления менеджмента.

7. Саморегуляция объектов управления и саморегуляция субъектов в управлении.

Основные законы управления:

1. Закон информированности и упорядоченности.

2. Закон пропорциональности и композиции.

3. Закон непрерывного развития.

4. Закон самосохранения.

5. Закон единства, целого и частей. Принципы управления:

1. Принцип эффективности;

2. Принцип диапазона управления;

3. Скалярный принцип;

4. Принцип делегирования;

5. Принцип паритета полномочий и ответственности;

6. Принцип единоначалия;

7. Принцип Питера (проталкивание руководителя до уровня некомпетентности);

8. Принцип разделения контроля;

9. Принцип обратной связи;

Менеджмент - это современный этап управленческой деятельности, отличающийся партнерским характером отношений между субъектом и объектом управления. Этот тип управления становится значимым в рыночном обществе, построенном на партнерских отношениях. Менеджмент также следует рассматривать как научную дисциплину, которая ориентирована на адекватное использование сложившихся в управлении закономерностей в конкретных управленческих ситуациях. Главное назначение менеджмента как науки заключается в том, чтобы выявить позитивный опыт в управлении и рассмотреть возможные способы его реализации.

Культурно исторические модели менеджмента.

Культурно историческая модель менеджмента - это, прежде всего, стандарт менеджмента преобладающий в той или иной стране (регионе), связанный с социально экономической реальностью, социальной психологией, национальными традициями и культурно историческим прошлым.

2. Направления современного менеджмента

1- Социальный менеджмент. Ориентирован на исследование социальных условий эффективности управления.

2- Организационный менеджмент. Ориентирован на изучение организационных условий управленческого решения.

3- Стратегический менеджмент. Ориентирован на исследование принципов поведения фирмы в условиях жесткой конкурентной среды а долгосрочной перспективе.

4- Инновационный менеджмент. Ориентирован на исследование условий осуществления деятельности фирмы по внедрению и распространению технологических новшеств.

5- Финансовый менеджмент. Ориентирован на рациональную организацию финансовых потоков и принятие ответственных финансовых решений.

6- Инвестиционный менеджмент. Ориентирован на исследование способов эффективного формирования инвестиционного портфеля и приоритетов в отборе инвестиционных проектов.

Кроме того, виды менеджмента выделяются по отраслевому признаку, как, например, торговый, политический, государственный, муниципальный, гостиничный, банковский и пр.

Объектами менеджмента как управленческой деятельности являются люди, работающие в организациях. Потому можно говорить об управлении как отдельными работниками, так и организациями в целом. Возможно выделение в качестве объектов управления процессов, осуществляемых в организации, например, производство, миграция (текучесть), развитие персонала и т.д.

Менеджмент как профессиональная деятельность осуществляется на основе специальных технологий, позволяющих руководителю обеспечивать достижение управленческих целей и выживание своих организаций.

Технологии - это совокупность приемов, операций, обеспечивающих гарантированное достижение заданного результата. Именно владение определенными технологиями отличает профессионала от дилетанта.

К управленческим технологиям относятся:

* технологии принятия управленческих решений,

* технологии мотивации персонала, %

* технологии управления персоналом (прием, оценка, развитие работников и т.д.),

* технологии управления конфликтами,

* коммуникационные технологии в менеджменте,

* технологии самоменеджмента и другие,

Уровнем владения такими методами управления определяется степень профессионализма современного менеджера.

Основные тенденции развития управления в современном обществе являются:

1. Возрастание роли и места управления в обществе. Эта тенденция обусловлена двумя основными факторами: во-первых, усложнением современного общества, что выражается как в бесконечном распылении субъектов и объектов социального управления, так и в росте неопределенности и изменчивости управленческих связей и отношений. Однако необходимость координации и организации общественных процессов и отношений по-прежнему остается актуальной, стало быть, объективно роль управления растет. Во-вторых, возрастает цена управленческой ошибки, способная поставить человечество на грань полного уничтожения. Следовательно, управлять на основе метода проб и ошибок, "на авось" слишком рискованно, нужно профессиональное отношение к управлению.

2. Гуманизация социального управления, где человек становится не просто инструментом или объектом управления, но и его высшей целью. Данная тенденция обусловлена в первую очередь научно-техническим прогрессом, потребовавшим от человека развития его творческих качеств. Последнее невозможно без уважения к личности работника, без вложений в его развитие, культуру.

3. Интернационализация социального управления. Эта тенденция также вытекает из объективных процессов глобализации общества. Однако при этом необходимо помнить, что укрепление международных связей в данной сфере не отрицает национальной самобытности управленческих отношений в различных странах.

3. Менеджмент и государственное управление в условиях рынка

Понятие "менеджмент" сегодня прочно вошло в наш лексикон, а подготовка дипломированных менеджеров осуществляется уже поточным методом. Однако понимание и трактовка этого термина до сих пор весьма различна. В некоторых случаях имеет место "производственно-коммерческий" уклон, где менеджмент рассматривается как система организации производства и реализации продукции в целях получения прибыли. Многие понимают менеджмент как умение добиваться поставленных Целей, используя других людей. Иногда в состав менеджмента включают целый шлейф различных отраслей знания: маркетинг, финансы (финансовый менеджмент), цены и ценообразование, материально-техническое снабжение, управление технологическими процессами и т. д.

Исторически многообразие подходов вполне оправдано, но в настоящее время они несостоятельны. По нашему мнению, менеджмент - это современный этап социального управления. Если под управлением понимать целенаправленную деятельность человека по координации, упорядочению и развитию элементов в различных системах, то, с точки зрения объекта управления, можно отметить три вида - социальное управление, техническое управление и биологическое управление. Социальное управление -один из самых сложных видов, ибо предполагает управление социальными объектами (людьми, организациями и т.п.) в системе "человек-человек". Не следует отождествлять социальное управление и социальный менеджмент, так как последнее есть управление в социальной сфере, то есть управление социальными (некоммерческими, неэкономическими и т.п.) организациями.

Поскольку речь в данном случае идет об отношениях между социальными объектами, то это социальные отношения. Управленческие отношения - лишь часть этих отношений, отражающая властные, субординационные связи в организациях и институтах. Соответственно с изменением социальных отношений изменяются и отношения между субъектом и объектом управления. Не вдаваясь здесь в историю (этапы, масштабы) этих преобразований, отметим лишь, что менеджмент - это этап управленческих отношений, управленческой деятельности, характерной для современного рыночного общества.

Чем менеджмент качественно отличается от предыдущих этапов социального управления? Иногда в качестве принципиальной особенности называют научность управления. Думается, что это не совсем верно: научным, т.е. основанном на анализе, выявлении объективных закономерностей, было управление и в Советском Союзе. Менеджмент, по нашему мнению, отличает наличие партнерских, "рыночных" отношений между объектом и субъектом управления, где каждая сторона на добровольной и взаимовыгодной основе строит совместную деятельность и имеет определенные права и обязанности друг перед другом. Объективно эти отношения более гуманны в том смысле, что требуют подхода к человеку как к личности, а не как к элементу, "винтику" организации. В целом такое было невозможным в прежних управленческих (административно-командных) системах, где царила личная, а иногда просто рабская, зависимость подчиненных от руководителей.

Первоначально, как известно, менеджмент возникает в сфере производства и коммерции. Однако сегодня новый тип управленческих отношений активно распространяется во всех сферах, в том числе в социальной, военной, педагогической, муниципальной, государственной и других. Следовательно, современное государственное управление постепенно трансформируется как разновидность менеджмента, т.е. как государственный менеджмент. По существу это экстраполяция современного управления на сферу государственных отношений и связей.

Государственный менеджмент отличается от классической системы государственного управления:

а) новым типом, иными принципами управленческих отношений;

б) использованием современных технологий управления,

в) научностью, прагматизмом, учетом эффективности управления;

г) наличием профессионально подготовленного аппарата (кадров). Специфика государственного менеджмента по отношению к общему менеджменту проявляется в наличии:

а) условий и содержания управленческой деятельности;

б) особых методов управления (принуждение);

в) целей государственного управления;

г) собственных критериев оценки эффективности.

В какой мере мы можем говорить о современном государственном управлении в России как о государственном менеджменте? Пока формируются только внешние формы и атрибуты менеджмента в государственном управлении: провозглашены новые принципы и подходы, идут попытки сформировать на их основе систему организационных институтов государственного менеджмента, введена новая учебная специальность "Государственное и муниципальное управление" и т.д. Однако нет главного: новой системы отношений в государственном аппарате, ориентированной на реальную эффективность, на человека, на внедрение новых приемов и технологий в государственном управлении.

Наверное, пока это нормально, так как реформа государственного аппарата в России на новой основе потребует весьма длительного периода -слишком радикальны преобразования. Важно правильно видеть направления, ориентиры и настойчиво, последовательно идти вперед.

4. Государственное управление: понятие, основные черты, принципы и цели

Управление рассматривается здесь как целеполагающее (сознательное, продуманное!), организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные структуры (государство, общественные организации, партии, фирмы, предприятия и т.д.). Существуют различные виды управления в обществе: военное, экономическое, социальное, политическое, государственное и другие,

Государственное управление выделяется из управления вообще на основе характера и объема охватываемых управлением общественных явлении и на основе специфики субъекта управления. Государственное управление - это практическая деятельность государственных органов по реализации интересов государства, направленная на упорядочение, сохранение и развитие общества.

Субъект государственного управления - государство в лице своих органов управления, объект - общественная жизнедеятельность людей, общая цель - упорядочение, сохранение и развитие общества.

Государственно-управленческая деятельность - это есть функционирование субъектов исполнительной власти и иных звеньев государственного управления по реализации их задач и функций.

Органы государственного управления - субъекты исполнительной власти и иные звенья, осуществляющие в том или ином объеме государственно-управленческую деятельность: правительство, министерства, госкомитеты, администрации и т.д.

Так, на долю органов государственной власти приходилось решение наиболее важных вопросов государственной и общественной жизни в форме законов (создание законов); органы государственного управления в основном осуществляли реализацию законов (приведение их в исполнение); судебные органы выполняли правоохранительную функцию.

Место и роль государственного управления в механизме "разделения труда" определялись следующими характеристиками:

а) государственное управление - конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющий функциональную и компетенционную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти;

б) государственное управление - деятельность исполнительно-распорядительного характера. Основным направлением ее является исполнение, т.е. проведение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов. Достигается эта цель использованием необходимых юридически-властных полномочий (распорядительство);

в) государственное управление - прерогатива специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как исполнительно-распорядительные органы государственной власти или же органы государственного управления;

г) государственное управление - исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Непосредственность такого руководства обусловлена тем, что именно в ведении (организационном подчинении) органов государственного управления находилась основная масса объектов собственности, выражая тем самым качество государства как собственника основных средств производства;

д) государственное управление - подзаконная деятельность, осуществляемая "на основе и во исполнение закона"; она вторична по отношению к законодательной деятельности.

Правовое обеспечение государственного управления представляет собой систему законов и подзаконных актов (от Конституции до должностной инструкции государственного служащего), учреждающих государственные органы, наделяющих их полномочиями, регламентирующих их деятельность.

Особенности государственного управления (в определенных случаях они выступают как закономерности его функционирования):

1. Наличие властной силы государственного управления, которая обусловлена правом, легитимна, а реализуется через силу государственного аппарата, обладающего также и средствами принуждения.

2. Государственное управление носит публичный характер, т.е. рас-1гространяется на всех людей, на все общество. Но не в том смысле, что вмешивается во все поступки людей, а в том, что устанавливает основные типовые правила поведения людей во всех сферах жизни общества и обеспечивает их соблюдение своей властной силой.

3. Государственное управление является системным. Без этого свойства, обусловленного особенностями самого государства, госуправление не будет иметь необходимой координации, согласованности, целенаправленности и, следовательно, рациональности и эффективности.

4. Объектно-субъектный характер государственного управления. Система государственного управления основывается на объективных законах общественного развития - и в этом смысле объективна, независима от воли и сознания человека. Но реализуется эта система через людей, их деятельность, мотивы, цели - и потому субъектна и субъективна. Как правило, эффективное государственное управление совпадает с логикой, законами исторического развития.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.