скачать рефераты

МЕНЮ


Государственное управление как профессиональная деятельность

В настоящее время центральное место в государственно-управленческой деятельности занимает:

а) разработка и реализация политики, выражающейся в государственных программах общефедерального и регионального масштабов (например, приватизации, демонополизации, инвестиционная, жилищная, энергетическая и т.п.);

б) установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни (например, государственное стимулирование предпринимательства, обеспечение равноправия всех форм собственности, защита прав собственника, охрана прав потребителей, пресечение монополизма и недобросовестной конкуренции и т.п.);

в) управление предприятиями и учреждениями государственного сектора;

г) регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора;

д) координация функционирования национализированного и денационализированного секторов хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства;

е) обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления;

ж) осуществление государственного контроля и надзора за работой управляемой и регулируемой сфер.

Принципы и цели государственного управления. Принцип государственного управлений представляет собой закономерность, отношение или взаимосвязь общественно-политической природы и других групп элементов государственного управления (системы онтологических элементов), выраженную в виде определенного научного положения, закрепленного в большинстве своем правом и применяемого в теоретической и практической деятельности людей по управлению.

Виды общесистемных принципов государственного управления:

1) Принцип объективности государственного управления;

2) Принцип демократизма государственного управления;

з) Принцип правовой упорядоченности государственного управления;

4) Принцип законности государственного управления;

5) Принцип разделения власти в государственном управлении;

6) Принцип федерализма государственного управления;

7) Принцип публичности государственного управления.

Виды структуры целевых принципов государственного управления, связанные с "деревом" целей государственного управления:

1) согласованности целей государственного управления по основным параметрам между собой, их непротиворечивость друг другу;

2) взаимодополняемости целей, при которой одна цель способствует другой и ее усиливает;

3) подчинения частных, локальных целей общим (стратегическим) -иерархию целей в "дереве" целей государственного управления.

Виды структурно-функциональных принципов государственного управления, организующих функциональную структуру государственного управления:

1) дифференциации и фиксирования функций путем издания правовых норм - закрепления управленческих функций в компетенции органов государственной власти и местного самоуправления;

2) совместимости, предполагающий совместимость однопорядко-вьгх управленческих функций в рамках компетенции одного органа, а также совместимость управленческих функций этого органа с управленческими функциями других органов в рамках их подсистемы или в целом организационной структуры государственного управления;

3) концентрации, обуславливающий необходимость предоставления определенному органу таких управленческих функция и соответствующих ресурсов, чтобы исходящие от него государственно-ухваляющие воздействия действительно широко и мощно направляли, организовывали и регулировали управляемые объекты;

4) комбинирования, направленный на то, чтобы определенная совокупность управленческих функций, исходящих из различных управляющих компонентов, в своей собственной организации не допускала дублирования и параллелизма;

5) достаточного разнообразия, требующий, чтобы управленческие функции (воздействия), приходящиеся на тот или иной компонент управления, по количеству и содержанию отвечали различным управленческим потребностям последнего:

6) соответствия управляющих воздействий реальным потребностям и запросам управляемых компонентов и, главным образом, управляемых объектов.

По источнику возникновения и содержания, ниспадающей (от более к менее сложной и в то же время производной) и логической последовательности (когда предыдущая детерминирует последующую) основные виды целей государственного управления образуют следующую структуру:

- общественно-политические, охватывающие комплексное, целостное, сбалансированное и качественное развитие общества;

- социальные, отражающие влияние общественно-политических целей на социальную структуру общества, взаимоотношения ее элементов, состояние и уровень социальной жизни людей;

- духовные, связанные в одном аспекте с восприятием духовных (культурных) ценностей, которыми руководствуется общество, а в другом - с ведением духовного потенциала общества в реализацию общественно-политических и социальных целей;

- экономические, характеризующие и утверждающие систему экономических отношений, обеспечивающих материальную основу реализации общественно-политических и иных целей;

- производственные, состоящие в создании и поддержании активности тех управляемых объектов, которые соответствуют вышеназванным целям и способствуют их осуществлению;

- организационные, направленные на решение организационных проблем в субъекте и объектах государственного управления - построение соответствующих функциональных и организационных структур;

- деятелъностно-праксеологические, предполагающие распределение и регулирование деятельности по конкретным структурам, служебным и рабочим местам;

- информационные, ведущие к обеспечению намеченных целей необходимой, достоверной и адекватной информацией;

- разъяснительные, требующие отработки знаний, мотивов и стимулов, способствующих практическому осуществлению комплекса целей государственного управления.

"Древо" целей государственного управления:

а) стратегические цели, связанные с качеством общества,fro сохранением или преобразованием;

б) стратегические цели развертываются в оперативные, фиксирующие в крупные блоки действий по достижению первых;

в) тактические, определяющие каждодневные и конкретные действия по достижению первых и вторых целей.

Важно не только уметь определить и систематизировать принципы и цели государственного управления в России. Необходимо продемонстрировать навыки их анализа и оценки.

5. Функции и задачи государственного управления

Функции государственного управления - это конкретные виды управляющих воздействий государства на свой объект. По существу это основные направления практической, повседневной деятельности государственных органов, направленных на осуществление общественных функций государства. Функции государственных органов всегда производны и состоят в том, чтобы исполнять общие задачи государства, определяемые высшими правительственными или политическими органами. Перед государством стоят объективные цели, которые озвучиваются политическими силами и исполняются государственными органами как собственные функции.

Функции государственного управления - это самостоятельные и относительно обособленные виды государственных действий. Функции первичны по отношению к организационным элементам, они отражаются в учредительных документах государственных органов (Уставы, Положения и т.д.). Окончательная реализация функции или утрата ее актуальности ведет к ликвидации или перепрофилированию соответствующего институционального образования.

Виды функций выделяют по самым разным основаниям:

А. По направленности и месту воздействия:

1. Внутренние, где управление осуществляется внутри самой управляющей системы.

2. Внешние - непосредственное воздействие государственных органов на общественные процессы, т.е. управляемые системы.

Б. По содержанию, характеру и объему воздействия: 1. Общие (внутренние и внешние) - организация, планирование, прогнозирование, регулирование, кадровое обеспечение, контроль, мотивация не присутствуют в любом управленческом взаимодействии государственных органов между собой и с управляемыми объектами.

2. Внешние специфические функции, т.е. воздействия в разных сферах государственного управления на внешние объекты - финансирование, налогообложение, регулирование труда и заработной платы, кредитование, государственный заказ (в экономической сфере); охрана прав и свобод граждан, борьба с преступностью, забота о здоровье людей, обеспечение среднего образования, защита от внешнего нападения (в социальной сфере) и т.д.

3. Внутренние специфические функции государственных органов -обеспечение законности государственного управления, подготовка государственных служащих, компьютеризация, информационное обеспечение государственного управления и др.

В. По предмету (сфере общественной жизни):

1. Функции государственного управления в политической сфере.

2. Функции государственного управления в экономической сфере.

3. Функции государственного управления в социальной сфере.

4. Функции государственного управления в духовной сфере.

Можно выделить также содержательные и формальные (процессуальные) стороны функций, отвечающие соответственно на вопросы: что делают органы государственного управления и в какой форме они это делают?

Вначале рассмотрим функции с позиций их содержания:

Правоприменительная функция. Это реальное претворение в жизнь Конституции РБ, законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан. Эта функция осуществляется посредством фактического исполнения государственных должностей государственной службы и принятия актов управления об исполнении законов, интерпретации решений Государственного Собрания РБ, а также посредством принятия дискреционных (усмотренческих) решений.

Правотворческая функция. Это разработка и принятие нормативных правовых актов. Государственная служба проявляет себя также в процессе подготовки законов в Государственном Собрании. "Нормотворческая функция''' государственной службы выражается в законопроектной деятельности, а также в экспертной, аналитической, справочной работе государственных служащих в процессе подготовки законопроектов.

Правозащитная функция. Это обеспечение прав и свобод гражданина. Если прежде центр тяжести при выполнении государственных задач приходился на непосредственное выявление общественных потребностей, планирование производства и распределение общественного продукта, то теперь он переместился в сферу распорядительной деятельности, налогообложения, государственного контроля и надзора и т.д. В силу этого факта гражданин стал в большей степени зависеть от государственных органов.

Они призваны обслуживать потребности и интересы граждан, повышать действенность правовой защиты личности, применять меры государственного принуждения в установленных законом случаях.

Регулирующая функция. Это разработка и реализация государственной политики во всех областях жизни общества. Государственные органы проявляют себя при подготовке разнообразных конкретных программ государственной деятельности, принятии всех основополагающих политических решений и при их реальном осуществлении. В этом смысле они выполняют важную регулятивную функцию.

Организационная функция. Это обеспечение практической реализации компетенции государственных органов, внутренней согласованности, их стабильного функционирования и эффективного влияния на процессы в обществе. Государственная служба призвана обеспечивать координацию и упорядочение деятельности государственных органов, объединяя их в единый государственный аппарат легитимной государственной власти.'

Задачи государственного управления - это установки, которые обеспечивают достижение ее целей. Более того, задачи сами зачастую становятся элементами целей, выступая в роли желаемых результатов. Задачи принимаются на определенный период, отражают специфику текущего момента, не носят учредительного характера по отношению к государственным органам и часто подчеркивают актуальные (в данный момент!) аспекты функций государственного управления.

В настоящее время основными задачами государственного управления РБ являются:

У охрана конституционного строя Республики Башкортостан, создание условий для развития гражданского общества, производства, обеспечение свободной жизнедеятельности личности, защита прав, свобод и законных интересов граждан;

> формирование общественно-политических и государственно-правовых условий для практического осуществления функций государственных органов;

> обеспечение эффективной работы государственных органов в соответствии с их компетенцией;

> совершенствование условий государственной службы и профессиональной деятельности государственных служащих;

> обеспечение действия принципа гласности в деятельности государственных служащих и государственных органов, соблюдение законности, искоренение бюрократизма, протекционизма, коррупции и других негативных явлений в системе государственной службы;

> создание и поддержание в государственных органах благоприятных межличностных отношений, которые обеспечивали бы развитие положительных личных качеств работников, их способностей и эффективность управленческого труда;

> создание и обеспечение надлежащего функционирования системы подготовки и повышения квалификации государственных служащих;

> комплектование персонала государственных органов высококвалифицированными служащими, пригодными к государственной службе и способными выполнять свои должностные обязанности;

> создание социальных, информационных, материально-финансовых, правовых и иных условий, необходимых для деятельности государственных органов;

> определение эффективного порядка подбора кадров, продвижения по службе, проведения квалификационного экзамена, аттестаций, присвоения квалификационных разрядов, мер стимулирования и ответственности.

В свою очередь, каждый орган государственного управления имеет свои функции и задачи. Они обусловлены, как правило, спецификой целей самих государственных органов (например, республиканский орган исполнительной власти или администрация города).

Западная административная школа все основные задачи органов государственного управления группирует по четырем направлениям, исходя из процесса принятия решений.

1. Сбор информации.

2. Анализ и обработка информации. Иногда для этого могут даже создаваться специальные органы: комитет по расследованию, комиссия по изучению и т.д.

3. Подготовка решений. Принимать решения могут либо сами государственные органы, либо органы политической власти. Но готовит решения всегда администрация.

4. Исполнение и применение решений - важнейшая задача государственных органов, где они уже непосредственно работают с объектом управления, с общественными процессами.

Таким образом, управленческие функции государственных органов образуют сложную и многоуровневую функциональную структуру государственного управления. Функциональная структура предполагает создание соответствующей организационной структуры государственного управления, где каждый орган в рамках своих полномочий призван выполнять соответствующие функции государственного управления. Например, в борьбе с преступностью участвует и министерство внутренних дел, и министерство юстиции, и администрация города, и даже Государственная Дума.

Изменение функций ведет к соответствующему изменению системы государственных органов. Наличие обратной зависимости будет говорить бюрократизации государственного управления в соответствии с законами Паркинсона. Однако исполнение функций государственного управления требует не только организационного обеспечения, здесь требуется также финансовое, материальное, правовое, кадровое, информационное и другие виды обеспечения.

Кроме того, государственное управление вообще невозможно без регламентированной правовыми нормами и правилами структуры организационных отношений, без централизации решений (в необходимых рамках), без иерархической структуры государственной власти, наконец, без специального, профессионально подготовленного, аппарата управления, функционирующего на всех уровнях системы и практикующего присущий ему аппаратный (по природе авторитарный) стиль деятельности. Бюрократия как рациональная организация государственного управления обеспечивает стабильность государственного организма, является необходимой предпосылкой его развития.

По мере увеличения власти бюрократии происходило дальнейшее развитие демократических институтов и методов управления, Следовательно, понятие бюрократии как рациональной организации государственного управления и производного от него понятия бюрократического стиля изначально не несут в себе негативно-оценочного аспекта. Данные понятия характеризуют аппарат государственного управления, особенную организацию его деятельности и специфическую для этого аппарата совокупность способов и приемов поведения и деятельности.

Теперь о понятиях "бюрократизм" и соответствующем ему - "бюрократизированный стиль" управления. Содержание данных понятий иное, в отличие от рассмотренных; они изначально негативно-оценочные и отражают субъективно деформированный характер мышления и деятельности государственного аппарата и госслужащих. Бюрократизм - образ мысли и действия управляющего субъекта, присвоившего государственные функции и подчинившего их защите своих корпоративных интересов, а также обеспечению собственного сохранения и воспроизводства. Бюрократизированный стиль управления - это стереотипизация мышления и действия, догматизм, боязнь инноваций и связанного с ними риска, рутинный характер принимаемых решений, наконец, игнорирование инициативы и самоорганизации управляемых. Подобный стиль не может рассматриваться иначе, как злокачественный нарост на рациональной организации деятельности аппарата государственного управления.

Идеальная модель государственной бюрократии была создана М. Вебером в первой четверти XX в. на основе анализа бюрократии Германии. Те модели управления и поведения руководителей, которые в прошлом были идеальными, в современных условиях превращаются в препятствие для рационального администрирования. Жестко регламентированные структуры, исключительно формализованные, иерархические взаимоотношения управляющих с управляемыми; исполнение управленческих функций одним аппаратом госслужащих без привлечения общественности; канцелярские технологии; устойчивая стабильность управленческих связей и коммуникаций; воздействие на управляющего только приказом и применением негативных санкций - все эти элементы бюрократической (административно-государственной) модели управления уже эффективно не работают, а являются питательной базой для возникновения описанных выше деформаций, именуемых бюрократизмом.

Вполне закономерно, что в наиболее динамичной сфере управления - в современном менеджменте - превалирует тенденция отказа от бюрократической модели. "Антибюрократические стили", возникающие в управлении материальной сферой деятельности, получат распространение и в административно-государственной сфере.

Словом, классическая бюрократическая модель преобразуется в современные модели; бюрократический стиль управления уступает место (в частности, в современном менеджменте) антибюрократическим стилям. Их можно было бы назвать гуманистическими, поскольку в управлении преобладают факторы, мотивирующие демократическое участие людей в достижении целей организации и развитие их творческого потенциала, а не факторы, принуждающие к решению управленческих задач силой административной власти.

6. Список используемых источников и литературы

1. Халиков, М.И. Система государственного и муниципального управления.

Учебное пособие. - 2-е изд. перераб. и доп. - Уфа: РИО БАГСУ, 2005.-310 с.

2. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Гардарики, 1999. - 528 с.

3. Шипунов В.Г. Основы управленческой деятельности / В. Г. Шипунов. - М.: Высшая школа, 2004. - 294 с.

4. Граждан В.Д. Теория управления: Учебное пособие / В.Д. Граждан - М: Гардарики, 2004. - 418 с.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.