скачать рефераты

МЕНЮ


Государственный долг РФ, его виды. Долговые обязательства и их сроки

объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;

объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).

Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.

Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 15.02.2006 N 145-ФЗ.

Статьей 119 Бюджетного кодекса Российской Федерации продекларировн порядок обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации, государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга

Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Выполнение Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства Российской Федерации по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг.

Банк России осуществляет функции генерального агента (агента) по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.

Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.1

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2003 год» от 24.12.2002г. № 176-ФЗ установлен верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2004 года по долговым обязательствам Российской Федерации в сумме 842,1 млрд. рублей.

Правительство Российской Федерации вправе определять объемы выпуска, формы и методы эмиссии государственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами Российской Федерации, и осуществлять их эмиссию в объеме, не приводящем к превышению верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации.

Однако Бюджетный кодекс Российской Федерации (п. 3 ст. 106) предоставляет Правительству Российской Федерации право осуществлять внутренние заимствования с превышением установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего долга, но вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год объема государственного долга (суммы внутреннего и внешнего долга).

Обобщая изложенное, можно дать краткое определение внутреннего государственного долга - это общая сумма всех выпущенных, но еще не погашенных займов государственных и не выплаченных по ним процентов.

Государственный долг образуется вследствие возникновения дефицитов бюджета государства, т.е. вследствие превышения расходов правительства над его доходами. Основными способами покрытия бюджетного дефицита являются эмиссия денег и государственные займы. Последние осуществляются путем выпуска и размещения среди населения и кредитно-финансовых учреждений различного рода государственных ценных бумаг (прежде всего казначейских векселей и облигации), являющихся долговыми обязательствами государства по отношению к купившим их физическим и юридическим лицам - это и есть приблизительное определение внутреннего долга.

Если пользоваться более «сухими» терминами, внутренний долг по одной из классификаций - это способ пополнения государственной казны за счет займа средств у населения и юридических лиц, зарегистрированных на территории государства, и платящих налоги в казну данного государства, под государственные гарантии путем выпуска государственных ценных бумаг.

Проценты по государственному долгу зависят от общего уровня процентных ставок в стране, темпов инфляции, величины дефицита государственного бюджета и др. Обычно, говоря о государственном долге, не подразумевают финансы местных органов власти, так как последние могут работать с положительным сальдо при постоянном росте дефицита государственного бюджета.

Отрицательные последствия государственного долга связаны с тем, что выплаты процентов по внутреннему долгу увеличивают неравенство в доходах и требуют повышения налогов, что подрывает экономические стимулы развития производства, а также могут повышать общий уровень процентных ставок и вытеснять частное инвестиционное финансирование.

3.1.1 Формы внутреннего долга

Статьей 98 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены следующие формы внутреннего государственного долга:

государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

3.1.2 Виды внутреннего государственного долга

Согласно классификации, государственный и муниципальный долг подразделяется на следующие виды:

Целевой заем 1990 года;

Целевые вклады и чеки на автомобили;

Государственный внутренний заем Российской Федерации 1991года;

Государственный внутренний заем 1992 года;

Казначейские обязательства;

Задолженность по агропромышленному комплексу, переоформленная в вексель Министерства финансов Российской Федерации;

Государственные краткосрочные облигации (ГКО) ;

Задолженность по централизованным кредитам и начисленным процентам организаций агропромышленного комплекса и организаций, осуществляющих завоз продукции в районы Крайнего Севера, переоформленная в вексель Министерства финансов Российской Федерации;

Государственные гарантии;

Задолженность предприятий текстильной промышленности Ивановской области по неуплаченным процентам за пользование централизованными кредитами, переоформленная в вексель Министерства финансов Российской Федерации;

Задолженность по финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва, переоформленная в вексель Министерства финансов Российской Федерации;

Облигации федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ - ПК);

Государственный сберегательный заем;

Государственный внутренний целевой заем Российской Федерации для погашения товарных обязательств;

Облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ - ПД);

Индексация вкладов населения;

Облигации государственных нерыночных займов;

Задолженность по централизованным кредитам и процентам по ним организаций агропромышленного комплекса Челябинской области и АО "Чиркейгэсстрой", переоформленная в вексель Министерства финансов Российской Федерации;

Задолженность по авалированным векселям Агропромбанку

Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ - ФК);

Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации;

Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени субъекта Российской Федерации;

Государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;

Государственные гарантии, предоставленные субъектами Российской Федерации;

Задолженность третьих лиц, переоформленная в государственный долг субъекта Российской Федерации;

Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени муниципального образования;

Муниципальные ценные бумаги;

Муниципальные гарантии;

Задолженность третьих лиц, переоформленная в муниципальный долг;

Государственные федеральные облигации (ГФО) ;

Прочие государственные ценные бумаги Российской Федерации.

Классификация видов государственного и муниципального долга включала в себя 38 наименований, из которой впоследствии были исключены такие виды как:

Государственный внутренний долг Российской Федерации, принятый от бывшего Союза ССР;

Задолженность Правительства Российской Федерации по кредитам, полученным от Центрального банка Российской Федерации на покрытие дефицита бюджета в 1991 - 1994 годах, включая задолженность по процентам;

Государственные ценные бумаги, обеспеченные золотом;

Государственные казначейские векселя;

Задолженность по техническим кредитам, предоставленным Центральным банком Российской Федерации странам СНГ;

Задолженность Пенсионному фонду Российской Федерации по возмещению расходов по выплате государственных пенсий и пособий;

Задолженность предприятиям топливно - энергетического комплекса и другим отраслям промышленности.

Задолженность по централизованным кредитам и процентам по ним организаций агропромышленного комплекса Челябинской области и АО "Чиркейгэсстрой", переоформленная в вексель Министерства финансов Российской Федерации, была включена в состав внутреннего государственного долга.

3.2 Государственный долг субъектов Российской Федерации

Некоторые оценки объема накопленных долгов субъектов Федерации

Вплоть до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации проблема накопления и обслуживания долга ее субъектов носила не в полной мере легитимный характер. В законодательных и нормативных актах статус государственного долга субнациональных образований не был закреплен, а бюджетная классификация даже не предполагала выделения на уровне субъектов Федерации такой статьи расходов как расходы по обслуживанию государственного долга (эта статья существовала только в рамках федерального бюджета). В результате, осуществляя заимствования в различных видах, субъекты Федерации имели право не отражать расходы, связанные с их обслуживанием, в расходной части бюджета по отдельной статье. В итоге имело место искажение общего состояния их бюджетов - занижение фактически осуществляемых расходов (и реальной потребности в этих расходах).

Подобное положение сохраняется и в настоящее время, хотя ситуация несколько изменилась в связи с принятием Бюджетного кодекса (который, однако, все еще не введен в действие).

Кодексом установлен предельный объем заемных средств, направляемых субъектом РФ (и муниципальным образованием) в течение текущего финансового года на финансирование дефицита бюджета: для субъекта Федерации - 30% собственных доходов бюджета региона; для муниципального образования - 15% доходов местного бюджета без учета финансовой помощи. При этом в составе предельного объема заемных средств не учитываются средства, привлекаемые и полностью используемые в текущем финансовом году на погашение (реструктуризацию) имеющегося долга. Предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ в текущем финансовом году не должен превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня.

Фактически из вышеприведенного следует, что средства, аккумулируемые с помощью заимствований, не могут направляться на финансирование расходов по обслуживанию ранее сформированного долга, а также не могут быть использованы на погашение долга субъекта Федерации. В известной степени данное положение противоречит статье 105, определяющей процесс реструктуризации долга как погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий и сроков их погашения.

3.3 Основные особенности внутреннего долга России, его современное состояние

В последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета и государственного долга заметно усилился. Стремительный рост объема государственного долга, критической величины расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита последние три года заставил искать первопричины подобной динамики. В большинстве аналитических работ отмечается три основных фактора:

- высокая доля государственных расходов в структуре ВВП;

- неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящего к его двукратному занижению;

- высокая доходность государственных ценных бумаг.

Состояние внутреннего государственного долга

(Таблица3)

Государственный внутренний долг РФ на 1 ноября 2003 года составил 660,37 млрд руб., уменьшившись за месяц на 9,31 млрд руб.

В структуре государственного внутреннего долга наибольшую его часть на 1 декабря составляют

ОФЗ-АД - 372,26 млрд руб. (на 2,35 млрд больше, чем на 1 ноября).

Затем следуют:

ОФЗ-ФК - 199,31 млрд руб. (на 9,03 млрд меньше, чем на 1 ноября);

ОФЗ-ПД - 50,48 млрд руб. (без изменений);

ОФЗ-ПК - 24,10 млрд долл. (без изменений);

ОГНЗ - 11,50 млрд руб. (без изменений);

ГКО - 2,72 млрд руб. (на 2,47 млрд руб. меньше, чем на 1 ноября).

В целом с начала года государственный внутренний долг увеличился на 5,86 млрд руб., или на 0,9 проц. На 1 января 2003 года государственный внутренний долг составлял 654,51 млрд руб.

Государственный внутренний долг РФ на 1 января 2004 года составил 663,53 млрд руб., увеличившись за месяц на 3,16 млрд руб.

Государственный внутренний долг РФ на 1 января 2004 года составил 663,53 млрд руб., увеличившись за месяц на 3,16 млрд руб. (08.01.04 11:01:00)

Департамент управления государственным внутренним долгом Минфина сообщает, что по состоянию на 1 января сумма государственного внутреннего долга (в части государственных ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации) составила 663,53 млрд руб. и увеличилась за месяц на 3,16 млрд руб.

В структуре государственного внутреннего долга наибольшую его часть на 1 января составляют ОФЗ-АД - 375,42 млрд руб. (на 3,16 млрд больше, чем на 1 декабря). Затем следуют:

ОФЗ-ФК - 199,31 млрд руб. (+0,0002);

ОФЗ-ПД - 50,48 млрд руб. (без изменений);

ОФЗ-ПК - 24,10 млрд долл. (без изменений);

ОГНЗ - 11,50 млрд руб. (без изменений);

ГКО - 2,72 млрд руб. (без изменений).

В целом за год государственный внутренний долг увеличился на 9,02 млрд руб., или на 1,4 проц. На 1 января 2003 года государственный внутренний долг составлял 654,51 млрд руб.

   Государственный внутренний долг РФ на 1 марта 2004 года составил 685,506 млрд руб., увеличившись за месяц на 13,897 млрд руб.

В структуре государственного внутреннего долга наибольшую его часть на 1 марта составляют

ОФЗ-АД - 405,093 млрд руб. (на 13,6 млрд больше, чем на 1 февраля).

Затем следуют:

ОФЗ-ФК - 187,693 млрд руб. (-3,624 млрд);

ОФЗ-ПД - 50,471 млрд руб. (-0,005 млрд);

ОФЗ-ПК - 24,100 млрд руб. (-0,001 млрд);

ОГНЗ - 11,50 млрд руб. (без изменений);

ГКО - 6,649 млрд руб. (+3,927 млрд)

Финансирование расходов на обслуживание государственного внутреннего долга РФ в январе - августе 2005 года составили 33,4 млрд руб.

ОФЗ-ФК - 10,7 млрд рублей,

ОФЗ-АД - 21,0 млрд рублей,

ОФЗ-ПД - 1,7 млрд рублей.

В соответствии со статьей 113 Бюджетного кодекса расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации были уменьшены на общую сумму 1,42 млрд. рублей (накопленный купонный доход и сумма дохода, превышающая номинальную стоимость, полученную Минфином России при размещении государственных ценных бумаг на вторичных торгах), в том числе

ОФЗ-ФК - на 0,07 млрд рублей,

ОФЗ-АД - на 0,79 млрд рублей

ОФЗ-ПД - на 0,56 млрд рублей

и составили 31,9 млрд рублей.

Кроме того, за отчетный период были произведены выплаты процентов по векселям АПК в сумме 0,6 млрд. рублей.

Таким образом, кассовые расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации составили 32,6 млрд рублей.

Государственный внутренний долг РФ на 1 января 2006 г составил порядка 850 млрд руб против 756,82 млрд руб на 1 января 2005 г

В 2006 г Минфин планирует привлечь посредством выпуска государственных ценных бумаг 238,197 млрд руб, чистое привлечение в 2006 г составит 170 млрд руб. Общее привлечение в 2007 г составит 290 млрд руб, чистое привлечение - 200 млрд руб. Общее привлечение в 2008 г составит 340 млрд руб, чистое привлечение - 230 млрд руб.

Таким образом, общее привлечение за период 2006-2008 гг составит 870 млрд руб, чистое привлечение за этот период - порядка 600 млрд руб.
Говоря о размещении государственных облигаций в 2006 г Минфин будет размещать новые выпуски десятилетних ОФЗ с амортизацией долга в течение 2 лет, 15-летние бумаги - в течение 3 лет. При этом объем в обращении 10-летних облигаций будет доводиться до 80-85 млрд руб, 15-летних - до 90-100 млрд руб. Кроме того, Минфин планирует проводить доразмещения государственных ценных бумаг. За 11 месяцев 2005 г Минфин провел на первичном рынке ОФЗ 18 аукционов, в ходе которых было привлечено средств 103,2 млрд руб, и осуществил доразмещение на сумму 46,3 млрд руб.

Глава4. Внешний государственный долг

По показателю «внешний долг/ВВП» Россия находится в числе наиболее проблемных стран, хотя до кризиса это соотношение составляло всего 30%. Объем ее внешних обязательств гораздо выше, чем аналогичные показатели в таких странах - экспортерах нефти, как Венесуэла и Мексика. Но если в других странах показатель общей внешней задолженности значительно превышает государственные обязательства, то в России это не так. Частный сектор фактически не имеет внешней задолженности, что, во-первых, свидетельствует о слабой инвестиционной привлекательности российской промышленности, а во-вторых, о том, что внешний долг не играет положительную роль в поддержании экономического роста, т.к. почти не используется для финансирования инвестиций. (Таблица 4)

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.