скачать рефераты

МЕНЮ


Государственный экологический контроль

Безвиновная ответственность наступает лишь в определенных Законом случаях, в этом случае закон освобождает от материальной ответственности, если вред наступил в результате непреодолимой силы.

3. В силу особенностей объектов, которым причиняется вред и различного статуса субъектов - причинителей вреда материальная ответственность имеет множество видов, которые в свою очередь можно подразделить на подвиды:

а) в зависимости от того, при исполнении служебных обязанностей или вне их причинен ущерб, материальную ответственность можно подразделить на трудовую и гражданско-правовую.

б) как гражданско-правовая, так и трудовая ответственность имеют ряд разновидностей.

Так, гражданско-правовую ответственность можно подразделить на общую, таксовую и смешанную.

К общей ответственности виновные лица привлекаются в порядке ст. 41 ГПК РСФСР, ст. 1064 ГК РФ.

К таксовой на основе специальных такс (условные единицы исчисления ущерба, причиненного природным объектам), к смешанной, когда сочетается общегражданская ответственность с таксовой. Например, при исчислении ущерба, причиненного повреждением лесу, химическими веществами и производственными отходами, принимается стоимость товарной древесины, лесовосстановительных работ, а также таксовая оценка уничтожения животных.

Трудовую материальную ответственность можно подразделить на предусмотренную трудовым законодательством и на предусмотренную уставами организаций.

4. Различные виды материальной ответственности имеют и различные сроки и способы взыскания причиненного материального ущерба с виновных лиц. Если, например, для взыскания ущерба, причиненного природе, в пределах до одного среднемесячного заработка виновного необходим приказ администрации, изданный не позднее двух недель со дня обнаружения ущерба и применяемый к исполнению не ранее семи дней со дня сообщения об этом к работнику(ст. 122 КЗоТ РСФСР), то полная материальная ответственность в общегражданском порядке может быть применена в течении 3 лет со дня обнаружения ущерба и по решению суда, если виновный не возместит ущерб добровольно.

Таким образом, материальная эколого-правовая ответственность представляет собой систему юридических мер, направленных на сохранность природной среды и применяемых дифференцированно к видам, способам и характеру причиняемого вреда, а также к виновным в причинении экологического ущерба гражданам и организациям.

3.1.3 Административная ответственность

Административная ответственность за экологические правонарушения применяется уполномоченным на то органом исполнительной власти государства, должностным лицом соответствующего государственного органа или судом( в проекте нового КоАП РФ - мировым судьей или судом).

Она может быть возложена как на физических, так и на юридических лиц. Перечень административных экологических правонарушений дается в ст.84 Закона " Об охране окружающей природной Среды", в отраслевом природноресурсном законодательстве и в Кодексе об административных правонарушениях, где они группируются в главе "Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды, памятников истории и культуры".

За совершение экологических административных правонарушений могут применяться: предупреждение, штраф, конфискация орудий совершения правонарушения, лишение специального права (охоты, рыболовства, управление транспортными средствами), возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения правонарушения.

Ст.84 Закона" Об охране окружающей природной среды" также устанавливает размеры штрафов. Так, п.3 ст.84 указанного Закона предусматривает, что " штраф за указанные правонарушения налагаются в пределах компетенции специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей природной Среды, санитарно-эпидемиологического надзора РФ, а также технической инспекцией профсоюзов. Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в суд или арбитражный суд.

Административные взыскания делятся на основные и дополнительные. Основными являются такие, которые заключают в себе основную карательную и воспитательно-предупредительную функцию и не могут назначаться в дополнение к другим видам взысканий. Дополнительные выполняют вспомогательные функции в достижении целей наказания. Возмездное изъятие и конфискация предметов могут применяться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных административных взысканий.

Другие взыскания перечисленные выше, могут применяться только в качестве основных.

По действующему законодательству к должностным лицам могут быть применены лишь два вида взыскания - предупреждение и штраф. Поскольку противоправное поведение должностных лиц в силу выполняемых мим функций может причинить больший вред, нежели административные правонарушения других лиц, то законом об охране окружающей природной Среды устанавливается в отношении должностных лиц повышенная административная ответственность в виде штрафа от 3-кратного до 20-ти кратного размера минимальной заработной платы, установленной в РФ.

За административные правонарушения, предусмотренные в ст. 84 Закона " Об охране окружающей природной Среды", граждане подвергаются штрафу от однократного до 10-ти кратного размера минимальной заработной платы.

Таким образом, административная эколого-правовая ответственность применяется специально уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами за эколого-правовые нарушения, предусмотренные действующим законодательством в соответствии с установленным процессуальным порядком.

Если же сказать об эффективности административной ответственности в области охраны окружающей среды, то практика показывает, что на эффективность данной ответственности влияют:

- недостаточная оперативность производства по делам об административных правонарушениях (более трети дел рассматриваются с нарушением установленного в КоАП 2-хмесячного срока со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении- 2 месяца со дня обнаружения);

- необеспечение реальности исполнения постановлений (по тем же причинам: принятое по месту совершения правонарушения постановление направляется по месту работы или жительства, где порой не исполняется);

- отсутствие стабильности и последовательности административной карательной практики(вследствие малозначительности штрафов - главного средства административного воздействия - координация этой деятельности в масштабе страны не осуществлялась должным образом: наблюдается шараханье в правоприменительной практике, разнобой в ее осуществлении в различных регионах и даже в пределах территории_субъекта_РФ);

- слабое знание субъектами права законодательства об административных правонарушениях (нарушение 15 - дневного срока рассмотрения материала с момента его поступления);

- низкий авторитет применительных органов(недостаточное число добровольного исполнения постановлений, уклонение от исполнения). При определении эффективности административной ответственности в области охраны окружающей Среды целесообразно выяснить 2 вопроса: во-первых, степень реального применения ответственности и, во-вторых, состояние тенденции к изменению количества и качества правонарушений.

Анализ и сопоставление данных о числе проводимых проверок и выявленных правонарушений по годам и различным субъектам РФ свидетельствует о значимости разрыва в большинстве случаев между проверками, выявленными нарушениями и наложенными взысканиями, что наводит также на мысль о высокой латентности(неизвестности, невыявленности) правонарушений.

3.1.4 Специальная ответственность

В силу природных особенностей объектов окружающей природной Среды ответственность за экологические правонарушения не ограничиваются традиционными рамками дисциплинарной, административной, уголовной и материальной ответственности. В юридической литературе уже давно отмечалось о наличии специальных видов ответственности: земельно-правовой, водно-правовой и т. д.

Можно выделить следующие виды:

1. Ограничение прав природопользования;

2. Приостановка мероприятий, составляющих определенные элементы природопользования;

3. Прекращение права природопользования в случаях нарушений природопользователями норм, правил и иных требований экологопользования (ст.40 ВК РФ);

4. Лишение права природопользования, если это может нанести вред природной среде из-за небрежности природопользователей. Так, запрещается наполнение водохранилищ ( а значит, и водопользование) до осуществления предусмотренных проектами мероприятий по подготовке ложа(ст.15 ВК РФ).

5. Невозмещение затрат, которые нарушитель вложил в природный объект за период самовольного использования.

6. Возложение обязанностей на нарушителя провести работу по восстановлению нарушенного объекта за свой счет.

Специальная эколого-правовая ответственность не имеет обособленной системы, как это свойственно другим видам ответственности. Нормы специальной эколого-правовой ответственности" разбросанной" по различным институтам природно-ресурсовых отраслей права и сходны с отдельными элементами управления природопользованием в стране. Это обстоятельство приводит к выводу о том, что специальная эколого-правовая ответственность представляет собой разновидность административной ответственности. Однако специальная ответственность отличается от административной по следующим признакам:

1. Применение административной ответственности обусловлена определенными сроками давности. Например, по истечении двух месяцев со дня обнаружения административного проступка (ст.38 КоАП) в природноресурсовых же отраслях права сроки давности отсутствуют.

2. Административные взыскания применяют специальные уполномоченные лица и государственные органы. Специальную ответственность применяют органы управления общей компетенции ( соответствующие органы исполнительной власти) либо органы управления природопользованием.

3. Административные взыскания применяются в соответствии с определенными административно-процессуальными нормами, а специальная ответственность применяется произвольно, по усмотрению органов управления природопользованием в стране.

4. Административные взыскания несут наказанному определенные лишения( штрафы, конфискацию средств незаконного природопользования), а специальная ответственность не всегда ведет к этим неблагоприятным последствиям. Так, изъятие земельного участка порой освобождает землепользователя от лишних хозяйственных хлопот, "облегчает" жизнь отдельным должностным лицам, не заинтересованным в расширении производства предприятия.

Таким образом, специальная эколого-правовая ответственность применяется органами управления природопользованием в стране в случаях, особопредусмотренных законом, и в целях пресечения нарушений правил экологопользования. В отличие от традиционных видов юридической ответственности специальная эколого-правовая ответственность не носит характера взыскания, т.е. обязанности виновных в эклого-правовых нарушениях лиц претерпевать определенных лишений.

3.1.5 Гражданско-правовая ответственность

Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия общества и природы заключается главным образом в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред, причиненный в результате нарушения правовых экологических требований.

В соответствии со ст.86 Закона" Об охране окружающей природной Среды" юридические лица и граждане, причинившие вред окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей Среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экосистем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме.

Вред окружающей среде может быть причинен как правомерными действиями (разрешенными государством), так и вследствие нарушения экологического законодательства. Соответственно, правомерный вред должен быть возмещен только в случаях, прямо предусмотренных законом. Ответственность за неправомерный вред наступает только в случае, когда он является прямым следствием нарушения экологического законодательства. Ее основанием является правонарушение, а не факт причинения вреда.

Законодательством предусматривается судебный и внесудебный порядок возмещения экологического вреда. Соответствующая обязанность может быть исполнена по решению суда - общего или арбитражного. Внесудебный порядок возмещения реализуется рядов способов, включая добровольное возмещение, посредством страхования риска причинения экологического вреда и в административном порядке.

Административный порядок возмещения нанесенного экологического вреда применяется, как правило, при авариях и стихийных бедствиях, в результате чего наступили экологические последствия, путем принятия мертсоциально-экономического населения.

Итак, особенностью гражданско-правовой ответственности является то, что она может возлагаться на правонарушителя наряду с применением мер дисциплинарного, административного и уголовного воздействия, т.е. совокупно. Специфической целью данного вида ответственности является компенсация причиненного экологическим правонарушением вреда и тем самым является решением многих проблем экологического оздоровления страны.

3.2 Ответственность за экологические преступления

Понятия экологических преступлений в Уголовном кодексе РФ не дается. Между тем формулирование его значимо для достижения многих важных целей.

Представление совокупной общественной опасности экологически вредных деяний необходимо для правильного определения их круга, выделения правонарушений, которые следует признать преступными. Отсюда - правильное понимание экологического преступления служит методологической базой нормотворческого процесса.

Вне правильного представления о сущности общественно опасного деяния невозможно построения санкций, определения целей действия уголовно-правовой нормы, объема и задач профилактической работы.

Оценка эффективности уголовной ответственности и применяемых уголовно-правовых санкций неизбежно связано с анализом противоправного поведения, четким уяснением его модели.

Общее понятие экологического преступления есть ни что иное, как его родовое понятие, включающее в себя ряд родовых признаков.

В литературе встречаются определения данных посягательств в соответствии с общими признаками преступления, указанными в уголовном законе. Как правило, они связаны либо вытекают из определения объекта преступного воздействия и строят по схеме: " преступление в сфере охраны природы признается деяние, посягающее на такие-то отношения ( следует их изложение)". Многие авторы считают, что этого достаточно.

Поскольку среди ученых мнения по поводу объекта преступления против природы весьма различны, то неодинаковы и их определения. Одни считают, что рассматриваемые преступления посягают на отношения собственности.

Ряд ученных считают объектом отношения по хозяйственному использованию природных ресурсов. Соответственно, они относят эти посягательства к хозяйствованию.

Можно встретить утверждения, что объектом являются сами природные богатства.

Концепция экологических преступлений предполагает в первую очередь освещение понятий экологических отношений. Они образуют единство трех основных направлений человеческой деятельности: по консервативной охране природы; рациональному использованию ее богатств как одному из способов ее охраны; сохранению надлежащих качественных природных условий жизнедеятельности человека (защита от загрязнения и отравления окружающей среды), включая обеспечение экологической безопасности, улучшение и воспроизводство природных ресурсов.

Попытка рассматривать экологические преступления как разновидность экономических не позволяет в должной мере скрыть специфику преступлений в сфере охраны окружающей природной Среды, переносит центр тяжести с отношений экологических на материальные, стоимостные, что совершенно недостаточно с точки зрения современных представлений о взаимодействии общества и природы.

Кроме того, в собственности находятся лишь те элементы природы, которые обладают определенной вещественнной формой и могут находиться во власти людей. Однако уголовное право охраняет и такие элементы природной Среды, которые не могут находиться ни в чьей собственности вообще.

Не включает преступления в области охраны природы в круг преступлений против собственности и законодатель, иначе он не поместил бы нормы экологического характера в главу УК РФ "Преступление против собственности".

В Конституции РФ (ст.9), в гражданском законодательстве и в ряде других нормативных актов на природные ресурсы устанавливаются различные виды собственности. Но из этого не следует, что отношения собственности являются объектом экологических преступлений.

Собственность как юридическая категория предполагает наличие у собственника полномочий использовать принадлежащее ему имущество по своему усмотрению и в своих интересах, выражая состояние присвоенности, принадлежности средств производства и продуктов труда. Таким образом, право собственности закрепляет субъекта, которому принадлежит право пользования, владения и распоряжения теми природными ресурсами, которые могут кому либо принадлежать.

Отношения же в сфере экологии имеют иное содержание и участником их может быть не только собеседник того или иного элемента природной Среды.

Нельзя утверждать, что экологическое преступление посягает на отношения собственности и к этому, что объект преступления определяется исходя не только из экономической сущности предмета посягательства, но и из содержания сущности общественных отношений по поводу этого предмета с учетом его социальной роли в данном отношении. Можно привести много примеров, когда воздействие осуществляется на одинаковые по своей экономической сущности предмета, но при этом затрагиваются совершенно различные общественные отношения, охраняемые законом.

Так, оружие, яды, наркотики являются имуществом. Однако нарушением правил обращения с этими предметами, хищения их образуют составы преступлений не против собственности, а против общественной безопасности и здоровья населения.

Говоря об отличии экологических преступлений от хозяйственных, следует отметить, что в большинстве норм об охране природной Среды об экономическом использовании природных ресурсов речь не идет вообще ( ст.250 УК РФ). Ответственность они предусматривают за нарушения правил охраны природных ресурсов путем неблагоприятного воздействия на них: уничтожения, повреждения, отравления, загрязнения. Конечно, с экономической точки зрения, природы является сырьевой базой хозяйствования, но акцент при анализе экологических преступлений надо делать на то, что природные ресурсы в своей совокупности образуют среду обитания человека и иных живых существ. Должен учитываться не только экономический ущерб, а главным образом - ущерб экологического характера: сдвиги в экологической системе, нарушения радиационного, теплового, энергетического баланса, влияния на здоровье людей.

Неосновательна позиция тех авторов, которые считают объектом экологических преступлений природные ресурсы( воду, рыбу, недра, зверей), поскольку в этом случае не проводятся никакие различия между объектом и предметом посягательства.

В литературе высказана точка зрения, что экологическим преступлением следует считать "предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние, посягающее на окружающую среду и ее компоненты, рациональное использование и охрана которых обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека, и состоящее в непосредственном использовании природных объектов как социальной ценности и приводящее к негативным изменениям".

В определении предпринята попытка отразить социальную сущность экологических преступлений, но оно не конкретно и не точно. Не ясно, что понимать под оптимальной жизнедеятельностью человека. В качестве объекта преступного воздействия называется предмет преступления, а не охраняемые уголовным законом общественные отношения в сфере экологии. Преступление по объективным признакам необоснованно ограничивается непосредственным использованием природных ресурсов, тогда как рациональное природопользование лишь одна из форм охраны природы. Не соответствует эта позиция и действующему законодательству, в котором как указывалось, предусмотрена ответственность за целый ряд преступлений, не связанных с потреблением природных богатств.

Ст.85 Закона " Об охране окружающей природной среды" определяет экологические преступления как общественно опасные деяния, посягающие на установленный в РФ экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющий вред окружающей природной среде и здоровью человека.

Данное определение представляет интерес в плане методологического подхода к решению проблемы, но можно предложить и иное, более точно, на наш взгляд отражающее сущность экологического преступления.

Родовым объектом экологических преступлений следует считать отношения в сфере обеспечения общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения, которые, в свою очередь, наряду с другими( в сфере государственной и экономической безопасности) охватываются более емким понятием" национальная безопасность".

Видовым объектом являются охраняемые законом комплексные общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов, сохранению качественно благоприятной для человека и иных живых существ природной Среды и обеспечению экологической безопасности населения.

Непосредственными объектами являются конкретные общественные отношения по охране, рациональному использованию отдельных видов природных богатств и обеспечению экологической безопасности населения. Например, объектом загрязнения водоемов - отношение по охране вод и атмосферы и обеспечению экологической безопасности населения.

Предметом экологических преступлений в широком смысле слова выступает природная среда в целом, поскольку все ее составные части находятся между собой во взаимодействии и во взаимосвязи и составляют единую экосистему, а в пределах конкретных участков суши или водоемов образуют единую общность организмов, растительности - биоценоз.

Причинения вреда одной из частей экосистемы немедленно отражается на состоянии других.

В более узком смысле предметом конкретных преступлений являются природные ресурсы: воды, животные и растительность.

В отдельных случаях в качестве преступного воздействия предусматриваются редкие и достопримечательные ресурсы живой и неживой природы: природные ландшафты, ущелья либо единичные объекты - скалы, деревья, водоемы ( ст.262 УК РФ).

Предмет преступления - это признак состава, который чаще всего используется для определения объекта экологического преступления. С установления предмета обычно начинается процесс выяснения характера посягательства и способов его воздействия на определенный объект. Так, по-разному будет квалифицирован незаконный вылов рыбы в реке и в прудовом хозяйстве, где рыба выращивается как

товар. В первом случае это будет рыбное браконьерство ( ст.256 УК РФ),

во втором - хищение. Поэтому в экологических преступлениях предмет посягательства всегда следует рассматривать в связи с объектом и наряду с ним. Изолированный анализ предмета не позволяет уяснить то отношение, которому наносится ущерб, порождает ошибки, путаницу в квалификации преступления.

Основными отличительными признаками экологических преступлений следует обязательно считать объект, предмет посягательства, экологически значимое поведение субъекта и последствия, т.к. именно эти признаки характеризуются особым свойством всех преступлений в области охраны окружающей Среды - экологичностью.

Хотя признаки субъекта и субъективной стороны не являются основными при определении понятия преступления, их следует учитывать, ибо они постоянно и присущи каждому преступлению.

4. Место и роль правоохранительных органов в решении экологических проблем

4.1 Природоохранная деятельность органов внутренних дел

В соответствии с экологическим законодательством и во исполнение приказа МВД РФ от 12 июля 1993 г. "О мерах по улучшению природоохранной деятельности в МВД РФ" органы внутренних дел призваны обеспечивать взаимодействие с территориальными органами Минприроды, Минздрава России и др. В области охраны окружающей природной среды они в объеме своей компетенции осуществляют: предупреждение и пресечение экологических преступлений; совместно с Министерством здравоохранения РФ надзирают за соблюдением санитарных правил содержания улиц, дворов и других территорий населенных пунктов, а также загородных мест отдыха трудящихся и пляжей; оказывают соответствующим органам содействие в осуществлении мер по охране и защите от загрязнения природных богатств, борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства; контролируют и направляют работу пожарных подразделений других министерств и ведомств, определяют порядок совместной работы пожарных организаций страны; производят регистрацию, учет, а также надзор за техническим состоянием автотранспортных средств, принадлежащих предприятиям, учреждениям и гражданам; осуществляют подразделениями ведомственной милиции охрану объектов природы или природных комплексов; обеспечивают проведение мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов (земель, лесов, вод и других объектов природы).

Так, например, Главное управление обеспечения общественного порядка (ГУООП) МВД РФ в объеме своей компетенции организует работу, изучает и обобщает деятельность периферийных органов милиции по оказанию содействия соответствующим органам в осуществлении мер по охране и защите от загрязнения природных богатств, борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства, взаимодействию с общественностью. ГУООП МВД РФ правомочен давать предложения по совершенствованию форм и методов борьбы с браконьерством. От имени МВД РФ Главное управление обеспечения общественного порядка правомочно рассматривать и давать заключения по проектам правил, инструкций, стандартов и норм различных ведомств, регламентирующих порядок охоты, рыболовства и охраны лесов.

ГУООП в рассматриваемой деятельности тесно взаимодействует с Государственной инспекцией по безопасности дорожного движения (ГИБДД). Главным управлением по борьбе с экологической преступностью (ГУБЭП), Главным следственным управлением и другими службами органов внутренних дел. Оно организует деловую связь с Роскомрыболовства, Федеральной службой лесного хозяйства и другими органами государственного управления, осуществляющими надведомственный контроль за рациональным использованием и охраной природных ресурсов, и, в первую очередь, с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ.

В соответствии с приказом МВД РФ от 12 июля 1993 г. "О мерах по улучшению природоохранной деятельности в МВД России" в МВД, ГУВД, УВД, ГУИН и ряде других специальных подразделениях создаются постоянно действующие комиссии по экологическим проблемам из представителей заинтересованных служб для организованного контроля и координации природоохранной деятельности в регионах.

Наиболее распространенными формами содействия со стороны внутренних дел природоохранным органам (рыбоохране, воднадзору, охотнадзору и др.) являются: совместная разработка комплексных планов, участие в задержании правонарушителей, установлении его личности; проверка орудий и способов охоты и рыболовства; осмотр добытых животных и рыб: организация и проведение патрулирования, рейдов и засад; изъятие у браконьеров орудий незаконной охоты и рыболовства; получение от должностных лиц и граждан объяснения по поводу нарушений ими природоохранительного законодательства; составление протоколов и т.п.

Важным направлением деятельности органов внутренних дел в области охраны природы является профилактика экологических правонарушений. Если исходить из того, что достижение наивысшей эффективности эколого-правовой деятельности органов внутренних дел проявляется в определенном снижении экологических правонарушений, то их важнейшей задачей становится выявление причин и условий, способствующих совершению экологических правонарушений, и разработка мер по их предупреждению.

4.2 Природоохранная деятельность прокуратуры

Важнейшим звеном в сложном государственном механизме надзора за исполнением экологического законодательства являются органы прокуратуры.

Они призваны вместе со специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды обеспечивать экологический правопорядок.

Надзор за исполнением законодательства об охране окружающей природной среды является одним из главных направлений их деятельности. Он осуществляется в строгом соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", принятом Государственной Думой 18 октября 1995 г. (в дальнейшем -- Закон о прокуратуре РФ). В нем излагаются общие задачи органов прокуратуры. Более конкретные задачи прокурорского надзора за исполнением природоохранительного законодательства нашли свое отражение в других нормативных правовых актах, а также в приказах, распоряжениях, указаниях, информационных письмах и иных документах Генерального прокурора РФ. Все они тесно связаны с основными задачами природоохраны, определяемыми Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды ".

В соответствии с Законом о прокуратуре РФ, органы прокуратуры осуществляют прокурорский надзор за единообразным и обязательным исполнением природоохранного законодательства органами представительной и исполнительной власти, государственного управления и экологического контроля, юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами; проверку законности и полноты принимаемых ими мер по устранению выявленных нарушений и привлечению виновных к ответственности, а также защиту конституционных прав граждан на благоприятную окружающую природную среду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью экологическими правонарушениями.

Спектр допускаемых экологических правонарушений весьма широк: здесь и размещение экологически опасных объектов без заключения экологической экспертизы, незаконное разрешение строительства в водоохранных зонах, изъятия земель особо охраняемых территорий и лесов первой группы, присвоение функций и компетенции федеральных органов и многое другое.

В связи с этим первоочередной задачей прокуратуры является дальнейшее повышение эффективности ее деятельности за счет усиления надзора за полным, своевременным и законным применением правомочий, предоставленных органам экологического контроля, и активного требования от этих органов проведения проверок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог проделанной работе можно сказать, что выделение экологических правонарушений в отдельную главу Уголовного Кодекса безусловно следует считать важным шагом по совершенствованию правовой охраны природы и повышению ответственности за вред, причиняемый природной среде.

В этом свете просто необходимым действием государства становится разработка новой экологической концепции. До последнего времени в России вообще отсутствовала какая-либо государственная политика в области экологии. Такое положение вещей становится недопустимым в период перехода к рыночным отношениям, когда экологические и экономические интересы вступают в особо острые противоречия.

Существует необходимость приведения норм экологического права Российской Федерации в соответствие с нормами международного права, что предполагает освоение и восприятие российской наукой и правом наиболее эффективных международных концепций и идей в области охраны окружающей среды.

Основные положения новой экологической концепции РФ должны стать основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды. Эти положения должны явиться базой для разработки долгосрочной государственной политики, обеспечивающей устойчивое экономическое развитие страны при соблюдении экологической безопасности общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ведомости сьезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.- 1992 .- 831 с.

2. Собрание законодательства РФ. 1995.- 731 с.

3. Собрание законодательства РФ. 1997.- 688 с.

4. Ведомости сьезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991.- 178 с.

5. Недбайло П.Е. Система юридических гарантий применения Советских правовых норм.- М.: Правоведение,1971.- 98 с.

6. Бачило И.Л. Институт ответственности в управлении / И.Л. Бачило //Советское государство и право,1997.- 307 с.

7. Шариков Ю.Г. Закон на страже землепользования.- М.: 1985.- 145 с.

8. Павдодский Е.А. Случай и непреодолимая сила в гражданском праве.- М.: 1978.- 178 с.

9. Сборник нормативных актов по охране природы.- М.: 1978.- 548 с.

10. Постановление Правительства РФ от 28. 01. 1993 " Об утверждении Положения о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, земле пользователям и арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства"//СА РФ.1993.- №6.- 483 c .

11. Мальцев В. Понятие хищения // Российская юстиция .- 1995.- № 4.- 138 с.

12. Повелицина П.Ф. Уголовно-правовая охрана природы в СССР.- М.: 1981.-

341с.

13. Дубовик О.Л., Жалинский А.Э. Причины экологических преступлений.- М.: 1988.- 173 с.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.