скачать рефераты

МЕНЮ


Государство и его функции

Государство и его функции

43

Содержание

Введение

1.Общая характеристика целей, задач, функций государства

1.1 Цели государства

1.2 Задачи государства

1.3 Функции государства, классификация функций

1.3.1 Внутренние функции государства

1.3.2 Внешние функции государства

1.4 Формы и методы осуществления функций государства

2. Цели, задачи и функции государства в современных условиях

Заключение

Список использованных источников

Введение

За всю историю существования человеческого общества были созданы тысячи разнообразных государств, различия между которыми были в размерах территории, в длительности существования и во вкладе в развитие человеческой цивилизации. К настоящему времени существенно обогатилось научное знание о важных сторонах функционирования и развития государства и права. Новые процессы в государственно-правовой жизни общества потребовали пересмотра многих привычных представлений.

Предмет данной работы будет составлять вопрос о целях, задачах и функциях государства: их понятии, классификации функций и характеристике целей, задач и функций современного государства.

Научное познание государства любого исторического типа обязательно предполагает рассмотрение его целей, задач и функций, представляющих собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только государства как особой организации публичной власти, но и общества в целом.

Вопрос о целях, задачах и функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его под углом зрения разносторонней деятельности, функционирования. С помощью целей, задач и функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.

Цель данной работы - выяснить, какие цели, задачи и функции характерны для современного государства. Для ее достижения необходимо решить несколько задач: разъяснить сами понятия целей, задач и функций государства; дать классификацию функциям государства; изучить формы и методы осуществления функций; провести связь теории с практикой на примере современного государства.

Данная тема будет актуальна столько, сколько будет существовать государство, так как цели, задачи, функции государства - это его сущность, его предназначение, то, ради чего государство создавалось и существует. Функция государства - это его назначение и роль как социального института.

А структура государства, т.е. его внутреннее строение, определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.

Познание функций государства, которые неразрывно связаны с его целями и задачами, предполагает рассмотрение не только их статики, т. е. того постоянного, стабильного, устойчивого, что их характеризует, но и динамики, т. е. того, как они живут, действуют, изменяются, развиваются, как выполняют свое назначение.

Вопросы о государстве и его функциях в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и дискуссионных. Это объясняется тремя основными причинами:

* Вопросы сущности государства и его места в политической системе прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий.

* Только государство из всех социальных институтов способно оказывать решающее воздействие на характер и сущность политической системы.

* Государство само по себе является сложным и неоднородным социально-политическим явлением.

Развитие общества и всех его институтов, включая государство, представляет собой естественноисторический процесс, протекающий по объективным законам. Одним из проявлений действия этих законов являются функции государства, которые можно определить как характерные особенности государства, отличающие его от других элементов политической системы общества.

1. Общая характеристика целей, задач, функций государства

1.1 Цели государства

Вопрос о том, к чему должно стремиться государство, издавна интересовал мыслителей. Какие цели должна преследовать страна и каковы критерии эффективности государственного управления?

Государство, как волевая общественная организация, располагает весьма могущественными средствами, с помощью которых может влиять на все стороны деятельности входящих в его состава людей. Оно регулирует своими распоряжениями эту деятельность, может создавать для нее благоприятные условия или же тормозить ее. Вопрос о цели государства есть, по существу, вопрос о том, в каком именно направлении и в каких пределах должно государство развивать свою деятельность, чтобы быть действительно полезным.

Этот вопрос получал различные решения.

Представители одного направления полагают, что целью государства является благосостояние граждан. Платон, например, подчеркивает преимущественно идеальную сторону, возлагая на государство задачу сделать граждан добродетельными.

Полную противоположность такому государству, берущему на себя обязанность опекать граждан во всех их заботах о своем благосостоянии, составляют учения о правовом государстве, которые единственной целью государства ставят обеспечение безопасности подданных.

По мнению сторонников этих учений (Локк, Кант), задача государства сводится к тому, чтобы обеспечить гражданам безопасность от внешних врагов и водворить в пределах государства правовой порядок, который размежевал бы сферы свободы, предоставленные отдельным гражданам.

Но общественная жизнь слишком сложна, поэтому вопрос о цели государства можно решить лишь в относительном смысле. Конечно, всякое государство прежде всего должно позаботиться об охране своей внешней безопасности и об установлении прочного и справедливого правопорядка внутри страны. Но затем оно должно в известных пределах взять на себя и заботу о благосостоянии граждан. В каких именно пределах, - это должно определяться целесообразностью. Вмешательство государства в область благосостояния полезно в тех случаях, когда соответствующие заботы не могут быть выполнены силами самих граждан или же могут быть ими выполнены хуже, чем государством. Поэтому границы желательного государственного вмешательства могут меняться в разные эпохи и при разных условиях.

При обсуждении вопроса о целях государства и пределах государственного вмешательства в жизнь народа никогда не следует упускать из вида и того обстоятельства, что сама власть государства и издаваемых им законов над жизнью не предельна[8,стр.36].

1.2 Задачи государства

Государство в разные времена преследует различные цели и решает различные задачи, и объяснение этому заключается в инстинкте политического самосохранения, который действует всегда и всюду, где есть государство, но не как абсолютная цель, а как постоянная причина. В разных исторических условиях государство стремится приспособиться, чтобы иметь возможность выдержать жизненную борьбу с другими политическими единствами. Прогрессивность того или другого государства обнаруживается именно в том, что оно сумело раньше и лучше уловить требования времени и приспособиться к ним, вызывая в других по необходимости подражание.

Государство существует, чтобы обеспечивать нормальное функционирование общества. Существуют различные концепции, объясняющие роль государства. Все они различаются в зависимости от степени вмешательства государства в жизнь общества и расположены в определенном порядке -- сообразно мере возрастания роли государства от минимальной (консервативная) до максимальной (коммунистическую).

Консервативная концепция исходит из того, что вмешательство государства в жизнь общества должно быть минимальным. Главная задача государства здесь -- обеспечивать сохранение устоев общества, общественных отношений. Государство защищает общество от посягательств, катаклизмов. Когда возникают социальные потрясения, власть действует активнее и устраняет их.

Либеральная концепция исходит из того, что главная задача государства -- обеспечение прав и свобод граждан.

Проводится мнение о минимуме вмешательства в жизнь людей. Государство проявляет активность в социальной сфере (образование, здравоохранение).

Социал-демократическая концепция. Вмешательство государства в жизнь общества усиливается. Задача государства -- обеспечить известный уровень равенства в обществе, достойные условия существования каждому члену общества. Власть контролирует уровень доходов населения (необходим государственный аппарат).

Коммунистическая концепция. Государство-- главное орудие социальных преобразований, его задача-- довести общество к светлому будущему.

Социальная задача каждого конкретного государства определяется множеством факторов. В современном демократическом государстве определенная политика государства зависит от воли избирателей, социальное назначение такого государства -- обеспечить последовательность в проведении курса в экономике, в социальной сфере, во внешней политике. Роль государства в обществе меняется от воли народа. Социальное назначение государства раскрывается в его задачах. В любом случае, независимо через концепции социального назначения, государство решает задачи, стоящие перед обществом.

Задача государства -- это глобальная проблема, стоящая перед обществом на данном этапе его развития.

Задачи государства -- проблемы, требующие разрешения, они определяются условиями деятельности государства и носят объективный характер (т. к. они предопределены). Любое государство должно по мере возможностей разрешать стоящие перед ним задачи.

Основные задачи государства на современном этапе:

1. обеспечение самосохранения общества и государства.

2. обеспечение безопасности и укрепление государства.

3.содействие социальному, экономическому и культурному развитию общества

4. преодоление противоречий, существующих в обществе (социальных, национальных)

Задачи государства воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций[9].

1.3 Функции государства, классификация функций

Слово функция произошло от латинского functio, что значит осуществление, исполнение.

Функции государства -- это основные направления деятельности государства, определяемые его социальной сущностью и стоящими перед ним задачами. Функция всегда направлена на реализацию стоящих перед государством задач и связана с социальной ролью государства, его местом в политической системе общества. Само содержание функции, таким образом, непосредственно связано с реализацией задач, которые государство решает на том или ином этапе своего исторического развития[6,стр.107].

Понятие “функция государства” -- одно из фундаментальных в теории государства, характеризующих деятельную его сторону. При этом оно является весьма сложным. Многие вопросы, связанные с ним, остаются нерешенными или их решение вызывает сомнения.

Иногда в юридической литературе встречаются отождествления понятий “функция государства” и “деятельность государства”, “функция государства” и “социальное назначение государства” и др. Однако категория “функция государства” (как, впрочем, и любое понятие) имеет право на существование лишь в том случае, если будет иметь свойственный лишь ей смысл. Поэтому раскрывая понятие “функция государства”, необходимо отграничить эту категорию от смежных понятий.

Необходимо отметить, что само понятие “функция” может иметь различные значения. В юридической литературе нет единства мнений в отношении понятия “функция государства”. Наиболее распространено понимание функции государства как основного (главного) направления его деятельности, в котором выражается сущность и социальное назначение государства. Так, Н.В. Черноголовкин в своей работе “Теория функций социалистического государства” отмечает следующее: “Разумеется, отдельные определения функций государства имеют особенности и различия в частностях. Однако они совпадают в главном -- в понимании функций государства как основных направлений в содержании его деятельности, определяемых задачами государства”. Из данной формулировки следует, что деятельность государства “расчленяется на определенные стороны, направления, каналы, по которым “растекается” политика государства”.

При этом “правильный подход при анализе функций любого государства заключается в том, что при установлении его функций необходимо выявлять не все направления его деятельности, а только такие из них, без которых данное государство на данном историческом этапе либо на всем протяжении своего развития обойтись не может”. Таким образом, подчеркивается, что термин “функция государства” обозначает лишь основные, главные направления деятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение.

Есть и иные подходы к пониманию функции государства. При этом аргументация, почему не следует рассматривать функции государства как направления его деятельности, у разных исследователей неодинакова. Так, например, Д.Ю. Цивалидзе отмечает, что, если “функции -- это только направления деятельности государства, то можно говорить лишь о сохранении или изменении этих направлений, но не о развитии функций”, а следовательно, “более правильно рассматривать функции государства как элементы содержания его многогранной деятельности”, ибо только при таком подходе, на его взгляд, уместно говорить о развитии функций государства. Однако при таком понимании фактически происходит отождествление функций государства с его деятельностью. Например, Л.И. Каск в своем труде “Функции и структура государства” утверждает, что при такой трактовке данного понятия “разница между функциями государства и его деятельностью в лучшем случае оказывается только количественной: функции -- это хотя и основные (или главные) направления, но все-таки лишь направления деятельности государства. А если так, то вряд ли есть необходимость вводить в научный оборот новый термин, не имеющий качественно самостоятельного содержания”. После некоторых рассуждений Л.И. Каск приходит к выводу, что более правильной представляется “позиция тех авторов, которые под функциями государства понимают именно содержание его деятельности”.

Следует признать, что вышеуказанное отождествление действительно имеет место у некоторых авторов. Так, например, С.А. Комаров отмечает, что под функциями государства “подразумеваются основные направления (стороны, виды) деятельности, государства; его практическая деятельность имеющая предметно-политический и социальный характер”. Однако предлагаемое Л.И. Каском понимание функции государства даже более сближает данную категорию с понятием “деятельность государства”, чем это имеет место при определении функции государства как направления его деятельности.

Ведь направление деятельности -- это еще не сама деятельность, не ее содержание, а лишь направление, в рамках которого осуществляется деятельность государства.

Обращаясь к двум приведенным мнениям, можно сформулировать следующую проблему: под функцией государства следует понимать лишь направление его деятельности или содержание его деятельности в рамках определенного направления (то же, что и элементы содержания всей деятельности государства). Однако здесь возможен и третий вариант. К примеру, А.Б. Венгеров обращает внимание на то, что функцией государства являются “рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства на определенном направлении…”.

Итак, при определении функции государства как основного направления его деятельности рассматриваемое понятие не утрачивает самостоятельного значения, оно сближается с понятием “деятельность государства”, но не отождествляется с ним. Тем не менее правильность такого определения функции государства вызывает сомнения.

Во-первых, при понимании функций государства лишь как направления его деятельности не представляется возможным говорить об их осуществлении. Так как нельзя осуществлять направление деятельности. Можно осуществлять деятельность в рамках направления.

Во-вторых, при таком понимании функций государства нельзя говорить об их реализации или не реализации еще и потому, что речь идет о направлении уже существующей деятельности. При данном подходе напрашивается вывод, с которым, навряд ли, можно согласиться: если государство не осуществляет деятельность в рамках определенного направления, которая объективно необходима и выражала бы его сущность и социальное назначение, то и нет соответствующей функции государства. Иными словами, нет деятельности -- нет направления деятельности.

И, наконец, вызывает сомнения следующий момент. Как уже упоминалось выше, определяя данное понятие, как правило, указывают на то, что функция государства является основным (главным) направлением его деятельности. Тем самым пытаются подчеркнуть, что не любое направление деятельности государства является его функцией, а лишь кардинальное, узловое. Кроме того, категории “основные”, “главные” имеют слишком оценочный характер и делают определение функции государства недостаточно четким.

Следствием этого является невозможность более или менее объективного выделения конкретных функций государства. Данный факт не отрицается и сторонниками рассматриваемого определения. Так А.Ф. Черданцев, трактуя функцию государства как главное направление деятельности государства, выражающее его сущность и социальное назначение, затем справедливо отмечает: “Признание того или иного направления деятельности государства в качестве главного или не очень главного зависит от оценок самого исследователя, который занимается проблемой функций государства. Этим объясняется то обстоятельство, что в разных источниках, в том числе и в учебниках, дается разный перечень функций государства”.

В научной литературе можно также обнаружить попытки рассматривать функцию государства как сторону его социального назначения либо попросту отождествить их. Так, например, И.С. Самощенко предложил рассматривать функцию государства как “его социальное назначение внутри и вне страны”. В этом случае уже возможно говорить об осуществлении или неосуществлении той или иной функции государства, подчеркивая ее потенциальный характер, но согласиться с таким пониманием рассматриваемой категории, на наш взгляд, также нельзя. Конечно же, социальное назначение государства во многом предопределяет наличие у него тех или иных функций. Однако, функции государства не сводятся к социальному назначению и не являются простой его “проекцией” или стороной. В самом деле, функции государства имеют определенную степень независимости от его социального назначения. Государство может осуществлять и несвойственные для него функции, то есть делать то, для чего оно изначально не предназначено. Данное обстоятельство обусловлено тем, что функции государства зависят от реальных условий его существования, ибо государство -- это динамическая система, осуществляющая управление обществом в изменяющихся условиях внутренней и внешней среды. При этом под условиями функционирования государства следует понимать совокупность внутренних и внешних факторов. “В качестве таковых выступают явления, события и процессы, происходящие как внутри общества, так и вне его. Причем, воздействие указанных факторов может быть как положительным, способствующим прогрессивным преобразованиям в обществе, так и отрицательным, сдерживающим эти преобразования”. Именно условия функционирования государства, преломляясь через его сущность и социальное назначение, а также воздействуя на них, вызывают к жизни задачи, стоящие перед ним. Последние же, в свою очередь, порождают необходимость осуществления соответствующих функций государства.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.