скачать рефераты

МЕНЮ


Государство и его функции

Именно обусловленность функции или функций государства объективно стоящими перед ним задачами, порожденными необходимостью государства реагировать на факторы внутренней и внешней среды, позволяют выделить в рассматриваемом понятии такую черту, как объективность. Задачи, стоящие перед государством, имеют объективный характер, их нерешение или неудовлетворительное решение должно неизбежно привести к неблагоприятным для государства последствиям (в то же время следует заметить, что восприятие, формулирование и решение задач, стоящих перед государством, сильно подвержено субъективному фактору). Другой важной чертой является динамизм. Изменение условий существования государства влечет изменение задач, стоящих перед ним, а это, в свою очередь, приводит к возникновению, изменению или исчезновению тех или иных функций государства.

Ряд ученых, например, Л.И. Загайнов, Н.В. Черноголовкин, пытаются решить проблему определения понятия “функция государства”, указав на двойственную его природу: с одной стороны, -- это способность к определенной деятельности (потенциальное), а с другой, -- реализация данной способности (реализация потенциального). Такое решение позволяет совместить в понятии “функция государства” и потенциальный момент, и реальную деятельность государства. При этом такой дуализм, безусловно, должен найти отражение в определении данного понятия. Формулируя понятие “функция государства”, и Л.И Загайнов, и Н.В. Черноголовкин пытаются отразить оба указанные момента, определяя ее и как направление, и как сторону деятельности государства. Это представляется неудачным, так как не совсем ясно в чем принципиальное различие между направлениями и сторонами деятельности государства. Тем более, что в юридической науке, посвященной рассматриваемой проблеме, существует спор по поводу того, что из них лучше позволяет отграничить функцию государства от его деятельности[5, стр.13].

Таким образом, выделим наиболее существенные признаки функций государства:

1. Функции государства непосредственно выражают и предметно конкретизируют его классовую и общечеловеческую сущность.

Их содержание учитывает классовые, групповые (корпоративные), национальные и частные интересы членов общества.

2. В функциях государства воплощается и раскрывается его активная служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису, реализуется разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на международной арене.

3. Функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Государство выполняет свое социальное назначение посредством осуществления соответствующих ему функций, представляющих собой устойчиво сложившиеся основные направления его деятельности.

4. В функциях государств различных исторических типов проявляются и объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.

В связи с тем что государство выполняет множество функций, содержание которых весьма разнообразно, необходима их научная классификация. Основания (критерии) такой классификации:

во-первых, особенности объекта государственного воздействия, своеобразие тех общественных отношений, на которые государство воздействует в процессе своей деятельности;

во-вторых, обусловленная последними специфика содержания каждой функции, т е. более или менее однородных, близких друг к другу видов государственной деятельности.

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни - внутренней или внешней - осуществляются те или иные функции государства, разрешению каких задач они служат - внутриполитических или внешнеполитических - они подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства - это, например, экономическая, экологическая, функция развития культуры, науки и образования. К внешним функциям относятся: оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового порядка и т.д.

Среди внутренних и внешних функций государства различаются функции основные и неосновные.

Основные функции - это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период.

Основным функциям государства присущ ряд общих черт.

Во-первых, в них наиболее выпукло проявляется классовая и общечеловеческая сущность государства, его социальное назначение. Разумеется, то и другое проявляется во всех его функциях. Однако в различных функциях государства его сущность и социальное назначение обнаруживают себя неодинаково. В основных функциях они как бы «лежат на поверхности», выражаются непосредственно и со всей определенностью. В других же - они не имеют столь прямого проявления и, как правило, могут быть определены лишь посредством рассмотрения их в связи с содержанием той или иной основной функции.

Достаточно сопоставить, например, такие направления деятельности государства, как, с одной стороны, налаживание средств связи, обеспечение ремонта и строительства дорог, работы транспорта, участие в международных конвенциях по защите растений от болезней, борьба с эпидемиями и др., с другой - экономическая, социальная деятельность государства, осуществляемая им охрана прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка, оборона страны и др.

Во-вторых, в отличие от многочисленных государственных функций, осуществляемых, как правило, специально предназначенными для этого органами (например, здравоохранение, социальное обеспечение, высшее образование, финансовая деятельность, дипломатия, внешняя торговля и т.д.), основные функции относятся к деятельности государства в целом, выполняются, хотя и в разной мере, всеми или многими звеньями государственного аппарата.

В-третьих, с точки зрения своего содержания и структуры основная функция носит комплексный, собирательный характер, всегда требует системного анализа. Она воплощает сосредоточение усилий государства на одном из решающих, генеральных направлений его внутренней или внешней деятельности. Ее объектом является широкий круг обладающих известным сходством общественных отношений в какой-то определенной большой области социальной жизни (например, отношения в сферах экономики, налогообложения, социальных отношений, экологии, обеспечения мира и поддержания мирового порядка и т.д.).

Сообразно с этим основные функции государства охватывают, группируют по наиболее важным направлениям государственного воздействия на общественные отношения множество других его функций, именуемых неосновными функциями. Последние, будучи составными структурными частями основных функций, представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, и в этом смысле более узкой, сфере общественной жизни.

Необходимо помнить, что термин «неосновные функции» условный. Его употребление не имеет в виду умалить значение данной разновидности функций и правомерно лишь постольку, поскольку помогает выделить из множества различных государственных функций более широкие по объему и общие по содержанию основные функции государства.

Важно подчеркнуть, что основная функция - не конгломерат, а определенная, проникнутая внутренним единством и целеустремленностью система многочисленных направлений деятельности государства. Эта система отличается от составляющих ее элементов. От основных и неосновных функций государства следует отграничивать функции органов государства, т.е. реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме и политической системе общества.

Осуществление основных функций государства по своему содержанию есть непрерывный процесс реализации многочисленных неосновных государственных функций и функций отдельных государственных органов. Соотношение между указанными разновидностями государственных функций отражает диалектику общего, особенного и единичного в деятельности государства. Рассмотрение понятия основных функций государства требует ответа и на вопрос об их взаимодействии с его задачами и принципами деятельности.

В процессе исторического развития государства в его функциях происходят изменения: одни из них отпадают, другие - углубляются и видоизменяют свое содержание, третьи - возникают вновь. Но во всех случаях они обусловливаются свойственными определенной исторической эпохе экономической и социально-классовой структурой общества, сущностью государства и его социальным назначением. Поэтому функции конкретного государства должны рассматриваться с учетом его принадлежности к определенному типу государства[6,стр.105-113].

1.3.1 Внутренние функции государства

Государство воздействует на основные сферы и процессы общественной жизни по разным направлениям.

В зависимости от тех или иных сфер воздействия государства на жизнь общества и от содержания направлений самой деятельности, в системе основных внутренних функций современного государства выделяются следующие.

1. Политическая -- проявляется в обеспечении функционирования механизма государственной власти. Содержание данной функции раскрывается через такие направления деятельности государства, как формирование органов государственной власти, правотворчество, защита государственного суверенитета и конституционного строя.

Правотворческая деятельность проявляется в издании управомоченными органами государства нормативных правовых актов, устанавливающих общеобязательные правила поведения, реализация которых обеспечивается, в том числе и мерами государственного принуждения.

2. Экономическая. Отражает степень участия государства в экономических процессах, уровень его влияния на экономику. Государство в той или иной степени неизбежно вмешивается в экономическую жизнь общества. Оно защищает различные формы собственности (включая частную), проводит определенную фискальную политику (организует и обеспечивает сбор налогов и иных обязательных платежей в бюджет), охраняет свободу всех, не запрещенных законом форм экономической деятельности, осуществляет внешнеэкономические связи.

Характеризуя экономическую функцию государства, необходимо учитывать, осуществляется ли она в условиях распределительной экономики или в условиях рыночных отношений.

В первом случае, опираясь на централизованную систему управления экономикой, преобладающую в экономике долю государственной собственности, государство непосредственно участвует в хозяйственной деятельности: проводит жесткую плановую политику, определяет объемы производства, распределяет материальные и финансовые ресурсы, другими словами монопольно регулирует экономические отношения.

Во втором случае непосредственное вмешательств (хозяйственную деятельность общества заметно сокращается. При рыночных отношениях, свободе предпринимательской деятельности, многообразии и равенстве всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается преимущественно на основе саморегулирования, дополненного целенаправленным регулированием со стороны государства.

Государство в основном определяет экономическую стратегию развития общества, устанавливает правовые основы (регуляторы) рыночных отношений и ценовой политики, охраняет и защищает собственность, обеспечивая равные возможности для функционирования ее различных форм (государственной, муниципальной, частной и др.), осуществляет внешнеэкономическую деятельность, а также борется с ущербными, вредными для общества формами ведения хозяйства.

В современных условиях государство с помощью разных способов и рычагов поддерживает либеральную экономику, регулируя отношения между производителями и потребителями, устанавливая по возможности одинаковые правила хозяйствования в условиях рынка, принимая меры для нормального и эффективного функционирования экономики, обеспечения ее конкурентоспособности.

Одним из эффективных рычагов влияния государства на экономику всегда была и остается налоговая система. Обязательные платежи -- налоги, сборы, пошлины -- составляют основную доходную часть государственного бюджета. Для контроля за правильностью исчисления налогов и своевременностью их уплаты создаются специальные государственные органы.

3. Социальная. Эта функция проявляется в поддержании необходимого уровня жизни граждан, в заботе о слабо защищенных слоях населения. Государство осуществляет ее через организацию систем здравоохранения, пенсионного обеспечения, создание учреждений социальной защиты (дома престарелых, интернаты, библиотеки для слепых и т.п.), содействие развитию науки, культуры и образования.

Современные государства все в большей степени решают “общесоциальные задачи”, проводят экономические и социальные реформы. Сегодня человек -- главная социальная ценность. Забота о человеке, обеспечение прав личности является важнейшим принципом социальной политики демократического государства.

Главное социальное назначение демократического государства -- обеспечение общественного прогресса, основанного на принципах социальной справедливости.

Для социального государства характерны обеспечение приоритета прав и свобод личности, забота о социально и экономически незащищенных слоях населения. Государство берет на себя значительную долю расходов, связанных с улучшением жизненных условий и обслуживанием слабо защищенных слоев населения (заботу о пожилых людях, ветеранах, подростках и инвалидах, охрану материнства и детства, помощь безработным и беженцам и т.п.). Реализация этих задач осуществляется государством посредством установления государственных пенсий и пособий (в том числе пособия по безработице), а также гарантированного минимального уровня оплаты труда; совершенствования системы охраны труда и занятости населения; поддержки многодетных семей; развития сети социальных служб и т.п.

Помимо проведения активной политики, обеспечивающей интересы малоимущих слоев населения, нуждающихся в социальной поддержке, современные государства осуществляют деятельность, направленную на создание условий для нормального, бесконфликтного существования общества. Это -- закрепление и охрана прав и свобод личности; осуществление программ охраны здоровья нации, поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека; поддержка различных форм образования; содействие развитию науки и научно-технического прогресса и многое другое.

4. Культурно-воспитательная. Культура всегда выступала важнейшим компонентом общественной жизни. Принимая нормативные правовые акты в сфере культуры, государство целенаправленно формирует морально-эстетическую и нравственную модель в обществе. Специфическая социальная роль, которую играют правовые нормы в духовной жизни общества, наиболее полно выражается и реализуется в сочетании с другими социальными механизмами.

Именно поэтому преобразования в области культуры нельзя рассматривать вне связи с экономическими, социальными и политическими процессами, происходящими в обществе, с осуществляемой государством деятельностью по защите прав и свобод личности.

В современных условиях политика демократических государств в сфере культуры ориентирована на сохранение накопленного культурного богатства и дальнейшее его развитие, наиболее полное удовлетворение культурных потребностей различных слоев общества, создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, обеспечение благоприятных условий для доступа всех социальных слоев к ценностям национальной и мировой культуры, поддержание престижа национальной культуры за рубежом. Государство создает правовую основу для реализации прав граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры. Законодательство призвано, в частности, обеспечить присущими ему специфическими средствами необходимую охрану прав и законных интересов личности в духовной сфере, каковой и является культура. С помощью законодательства государство гарантирует возможность приобщения к духовным и материальным ценностям, созданным человеком. В этом проявляется гуманистическая направленность государственной политики в области культуры. Важно подчеркнуть, что современное законодательство о культуре учитывает прогрессивные достижения мировой культуры и ориентировано на общечеловеческие ценности, признаваемые нормами международного права.

5. Экологическая функция обусловлена обязанностью государства по созданию экологически безопасных условий жизни своих граждан, обеспечивающих им право на благоприятную окружающую среду. Сюда входит деятельность государства по охране природной среды и рациональному использованию природных ресурсов, сбалансированное решение проблем сохранения окружающей среды в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений.

Содержание экологической функции современных демократических государств характеризуется такими конкретными направлениями деятельности государства, как бюджетное финансирование природоохранных мероприятий; забота о земле, воде, атмосферном воздухе, недрах, диком животном и растительном мире; борьба с радиоактивным загрязнением, создание гарантий радиационной безопасности населения; содействие разработке и внедрению экологически чистых технологий (в том числе связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов); совершенствование экологического законодательства, установление юридической ответственности за экологические правонарушения; развитие системы экологического образования и воспитания.

6. Правоохранительная. Проявляется в охране государством прав и законных интересов личности (в том числе в защите права собственности), в организации охраны правопорядка и обеспечении законности, в предупреждении правонарушений и борьбе с ними. Эти задачи решаются с помощью созданной государством системы правоохранительных органов (судебные органы, прокуратура, органы внутренних дел, безопасности).

Важное значение для реализации данной функции в современных условиях имеет правовое воспитание, направленное на уважение к закону, на формирование правомерного поведения у граждан, а также борьба государства с коррумпированностью чиновников и бюрократизацией государственного аппарата. Сегодня как никогда остро перед государством стоит проблема обеспечения безопасности граждан, защита их от криминальных посягательств, проблема борьбы с организованной преступностью и мафиозными структурами[7,стр.110-112].

Мнения авторов в выделении внутренних функций государства расходятся. Например, П.М.Рабинович выделяет у современного государства десять внутренних функций: в гуманитарной сфере - 1) гуманистическая (обеспечение, охрана и защита основных прав человека), 2)экологическая,3) социально-обеспечительная (охрана и восстановление здоровья, материальная помощь и др.), 4) культурно-воспитательная; в экономической сфере - 5) хозяйственно-стимулирующая (содействие развитию экономики на основе признания и защиты равноправного функционирования различных форм собственности на средства производства), 6) хозяйственно-организаторская (программирование и организация производства на государственных предприятиях, распоряжение объектами государственной собственности), 7) научно-организаторская (организация и стимулирование научных исследований); в политической сфере - 8) демократизаторская (создание условий, демократических институтов для свободного выявления и учета интересов всех граждан, различных социальных групп общества), 9) национально- обеспечительная (создание условий для сохранения и развития национальной самобытности коренной и всех остальных наций, проживающих на территории государства); 10) охранительная, выражающаяся в защите государственно- конституционного строя, законности и правопорядка в обществе[4,стр.85].

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.