скачать рефераты

МЕНЮ


Государство и его функции

10. Естественно-правовая школа права: представители и основные положения

Теория естественного права оформилась в 17-18 вв., став идеологическим оружием буржуазии против феодального сословного права. Основателем теории считается Гуго Гроций (1583-1645). Его идеи получили развитие в трудах французских просветителей Шарля Монтесье и Жан-Жака Руссо. В 20-м веке произошло возрождение теории естественного права. Немецким теоретиком права Рудольфом Штаммлером (1856-1938) была выдвинута идея «естественного права с меняющимся содержанием».

Теория естественного права исходит из того, что у человека имеются естественные, неотчуждаемые права, обусловленные самой человеческой природой (право на жизнь, свободу, право на защиту от обвинений и т.д.). Они действуют независимо от норм позитивного (писаного) права. В рамках данной доктрины разделяется право и закон. Право имеет первичный характер, так как законы могут противоречить естественным правам человека. В то же время право отождествлялось с нормами морали, которые в большей степени соответствовали человеческой природе, чем законы. Теория естественного права развивалась по двум направлениям: неотомистская теория и «светская» доктрина. В соответствии с первым подходом неотъемлемыми правами и свободами человек наделен от природы или от Бога (сторонники - Ж.Моритен, И.Месснер). «Светская» доктрина базируется на принципе справедливости и настаивает на существовании для писаного права некой этической первоосновы (естественного права). Современное понимание естественного права значительно отличается от предыдущих его трактовок. Само естественное право не представляется более как совокупность неизменных правовых принципов. Достоинством этой теории следует признать приоритет нравственных ценностей по сравнению с правом. Законы должны соответствовать постоянно расширяющимся правам человека, в противном случае они признаются не правовыми и не должны применяться. Слабая сторона теории состоит в субъективном восприятии права. У каждого человека свое представление о справедливости.

11. Формы (источники) права, их виды и характеристика. Источники права в РБ

Формы (источники) права - это официальные формы выражения и закрепления правовых норм, действующих в данном государстве.

В юр. литературе термины «форма права» и «источник права» употребляются в одном и том же значении как внешняя форма выражения права. Термин «источник права» в юр. смысле следует понимать как специфическую форму выражения правовых норм и придания им значения общеобязательности. Источник права следует отличать от источника, обусловливающего возникновение правовых норм (материальных, социально-психологических, политических, нравственных факторов, влияющих на формирование права. Виды источников (форм) права: 1) правовой обычай - правило поведения, которому государство придало общеобязательное значение;2) юр. прецедент - судебное или административное решение по конкретному юр. делу, которое становится обязательным для решения аналогичных дел судом равной и низшей инстанции; 3) нормативно-правовой акт - документ, изданный в установленном порядке управомоченным гос. органом или иным компетентным органом и содержащий правовые нормы; 4) нормативный договор - соглашение, устанавливающее общие правила регулирующие отношения между несколькими субъектами права); 5) правовая доктрина - система взглядов и концепций о проблемах права ученых-правоведов. В странах англо-саксонского права - Англии, США, Канаде, Австралийском союзе и др. основным источником права является судебный прецедент, т.е. решения судов, которым придается значение «образца» для последующих решений, и, тем самым, устанавливающих нормы права. В странах континентальной Европы, в том числе России, Беларуси, Украине, основным видом источников права являются законы и иные нормативные акты. В странах азиатского континента наряду с законами и другими актами государственных органов, играют религиозные источники. В Республике Беларусь среди источников права решающее значение имеют нормативные правовые акты, нормативный договор (особенно в сфере международных отношений) и правовой обычай.

12. Основные функции права. Социальная ценность права

Функции права - это основные направления воздействия права на общ. отношения и поведение людей, определяемые сущностью и назначением права на различных этапах его исторического развития. В общей теории права функции права понимают в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова право выполняет специфическими методами те же функции, что и государство. В этой связи можно говорить о политических, экономических, идеологических и других функциях права. В узком или собственном смысле слова функции права подразделяются в зависимости от социальной сущности и назначения права. В этой связи выделяют регулятивные и охранительные функции. Регулятивная функция - это такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить закрепление определенных общ. отношений их функ-ие и развитие. Регулятивная функция права имеет две разновидности: 1) регулятивно-статическая - закрепляются основные положения общественных отношений, имеющих устойчивый характер; 2) регулятивно-динамическая - закрепляются положения, имеющие изменчивый характер, например, правовой статус личности, компетенция государственных органов. Охранительная функция - нацелена на охрану общественных отношений. Охранительная функция реализуется путем: а) установления запретов на совершение противоправных деяний; б) применения санкций к лицам, совершившим правонарушения. Регулятивная функция имеет первичное значение, а охранительная функция - вторичное. Ряд ученых выделяют воспитательную функцию права. Она направлена на убеждение населения в справедливости права и правоприменительной практики. Социальная ценность права заключается: 1) право обеспечивает устойчивость в общественных отношениях; 2) право дает возможность активной деятельности субъектов правоотношений; 3) право обеспечивает оптимальное сочетание свободы и справедливости; 4) на правовой основе формируются институты гражданского общества; 5) право является основой легальной деятельности государства и его органов.

13. Нормы права: понятие, структура и виды

Нормы права - это установленные государством правила поведения, регулирующие определенную разновидность общественных отношений, реализация которых обеспечивается мерами государственного принуждения. Признаки нормы права: 1) исходит от государства и представляет собой государственно-властное веление; 2) имеет общеобязательное значение и адресована неопределенному кругу лиц; 3) обладает формальной определенностью, что означает строгость внешней формы и точности правовых формулировок; 4) рассчитана на многократное применение в типичных ситуациях; 5) охраняется мерами гос. принуждения. Нормы права действуют как интеллектуально-волевой регулятор поведения. Нормы права имеют также представительно - обязывающий характер. В структуре нормы права традиционно выделяют три элемента, которые носят названия «гипотезы», «диспозиции» и «санкции». Гипотеза - часть нормы, которая указывает на условия ее применения (время, место, круг лиц, на которых рассчитана норма). Диспозиция - часть нормы, которая указывает на содержание самого правила поведения. Санкция - часть нормы, которая указывает на меры принуждения, применяемые за нарушение требований диспозиции. Классификация норм права: 1) по содержанию предписания: а) обязывающие; б) запрещающие; в) управомочивающие (предоставляют права)). 2) по юридической силе: а)законы; б)подзаконные акты). 3) по сфере действия: а) общие (касаются всех граждан и государственных органов; б)специальные (только определенный круг лиц). 4) по степени свободы: а) императивные (категоричность предписания); б) диспозитивные (предполагают возможность выбора). 5) по назначению: а) регулятивные; б) охранительные (указывают меру ответственности). 6) по отраслям права: а) конституционные; б) гражданско-правовые; в) административно-правовые и др.7) по способу изложения: а) прямого изложения (содержит все элементы, необходимые для применения); б) бланкетные (дается ссылка на статьи другого нормативно-правового акта); в) отсылочные.

14. Нормотворчество: понятие, принципы и стадии

Под нормотворчеством понимают специальную деятельность компетентных государственных органов, непосредственно народа (при референдуме) по установлению норм права, их переработке и отмене. Нормотворчество - это государственная деятельность, связанная не только с принятием новых норм права, новых нормативно-правовых актов, но также с изменением и отменой устаревших нормативно-правовых установлений.

Принципы нормотворчества: 1) Демократизм - (должны учитываться пожелания граждан, общества). Законы должны приниматься легитимным высшим представительным органом, представляющим всё население страны, а не только его часть. 2) Законность - в соответствии с этим принципом нормативно-правовые акты должны приниматься строго в рамках правомочий, предоставленных правотворческому органу. 3) Гласность - деятельность по подготовке нормативных актов должна проходить гласно. 4) Научность. 5) Профессионализм - важное значение имеет профессионализм законодателей, знание ими основ законодательной техники и сложившейся системы права. 6) Плановость - у нас в Белоруссии осуществляется по специальным планам, утвержденным Президентом.

Стадии нормотворческого процесса:

1)Принятие решения о подготовке проекта нормат. акта

2)Подготовка проекта норм. акта

3)Обсуждение и принятие проекта в нормотворческом органе

4)Опубликование норм. акта

15. Основные стадии нормотворческого процесса

Порядок подготовки, оформления, принятия, опубликования нормативных правовых актов в Республике Беларусь установлен Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 года (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом от 4 января 2002 года).

Нормотворческая деятельность как достаточно сложная и длящаяся во времени процедура имеет свои стадии, на которых решаются конкретные задачи.

Принятие решения об издании нормативного акта. В соответствии со ст.99 Конституции право законодательной инициативы принадлежит президенту, депутатам Национального собрания, Правительству, а также гражданам в количестве не менее 50 тыс. человек.

Разработка проекта акта и его согласование. На этом этапе проводится экспертная оценка предложенного проекта, отработка его текста. Эта деятельность осуществляется в комиссиях парламента с привлечением специалистов-практиков.

Обсуждение проекта и принятие нормативного акта. Рассмотрение проекта может осуществляться в нескольких чтениях. После принятия законопроекта в нижней палате парламента его передают на утверждение в верхнюю палату.

Опубликование нормативного акта и введение его в действие. Подписанные главой государства законы публикуются в специальном издании «Ведомости Национального Собрания РБ». Акты Президента и Правительства публикуются в «Собрании декретов, указов Президента и постановлений Правительства РБ». Все нормативно-правовые акты подлежат опубликованию в Национальном реестре правовых актов РБ.

16. Систематизация нормативных актов: понятие и виды

Под систематизацией нормативных правовых актов понимается целенаправленная деятельность государственных органов, негосударственных организаций по упорядочению, усовершенствованию нормативного правового материала, приведению его в определенную согласованную систему. Необходимость систематизации обусловлена тем, что постоянно идет процесс издания новых нормативно-правовых актов, с течением времени некоторые акты устаревают, накапливаются противоречия между юридическими предписаниями и т.п. Современная юриспруденция знает и использует в основном три вида систематизации: кодификацию, инкорпорацию и консолидацию. Кодификация - такой вид систематизации, который предполагает коренную переработку нормативного правового материала или внесения в него новых существенных изменений и дополнений. В результате кодификации создается нормативный правовой акт, обладающий сводным характером. Он объединяет нормативный материал, отличающийся внутренним единством, регулирующий однородные общественные отношения и имеющий, как правило, сложную структуру. Примеры: кодексы, положения, уставы, правила. Инкорпорация - такое объединение действующих нормативных правовых актов по определенным признакам, при котором они полностью или частично помещаются (включаются) в различные сборники без изменения их содержания.

Имеется два вида инкорпорации: официальная и неофициальная.

Официальная инкорпорация предполагает издание сборников (собраний) правовых актов государственными органами. Примеры: Ведомости Национального Собрания РБ; Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства РБ; Бюллетень текущего законодательства (для систематизации нормативных актов министерств и ведомств). Неофициальная - издание сборников правовых актов юр. учреждениями, отдельными юристами-учеными и гражданами. Консолидация как форма систематизации предполагает объединение в одном правовом акте разрозненных актов, регулирующих один и тот же вод общественных отношений.

17. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

В Республике Беларусь указанные вопросы регулируются Законом. «О нормативных правовых актах РБ». Нормативно-правовые акты могут вступать в силу: а) с момента принятия; б) со времени, указанного в самом нормативном акте; в) по истечении установленного срока со дня опубликования; Утрата юридической силы происходит вследствие: а) истечения срока, установленного в самом нормативном акте; б) прямой отмены нормативного акта; в) замены акта другим, который устанавливает новые правила. Нормативные правовые акты вступают в силу со следующего времени: 1)законы РБ и декреты Президента РБ вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования, если в этих актах не установлен иной срок; 2)указы Президента, постановления Совета Министров и иные нормативные акты вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики. НПА, касающиеся прав и свобод граждан (обязанностей) вступают в силу после официального опубликования. С действием нормативно-правовых актов во времени связано понятие «обратная сила закона», которое выступает исключением из правила. Обратная сила закона означает распространение действия акта на те отношения, которые возникли до его вступления в юридическую силу. По общему правилу, закон обратной силы не имеет, за исключением случаев: 1)если он смягчает или отменяет ответственность граждан или иным образом улучшает положение лиц, на которых распространяется действие нормативного правового акта; 2)если в самом акте прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу. Действие нормативно-правовых актов в пространстве: а)распространяются на всю территорию государства; б)применяются лишь на определенной части страны; в)в порядке исключения действуют за пределами государства. Действие нормативный актов по кругу лиц: распространяются на всех лиц, находящихся на территории страны, за исключениями (речь идет об иностранных гражданах, наделенных дипломат. иммунитетом).

18. Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь

Системность предполагает единство права и деление его на составляющие части, взаимосвязанные между собой. Системность права предполагает его следующие характеристики: 1) целостность; 2) наличие структуры; 3) наличие системообразующего фактора. Система права - это внутренняя организация права, которая выражается в единстве и согласованности юридических норм, их делении на отрасли и институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования. Система права представляет собой сложную, многоуровневую систему: 1) Норма права - правила поведения, регулирующие определенную разновидность общественных отношений; 2) Институт права - совокупность правовых норм, составляющих обособленную часть отрасли права и регулирующих конкретный вид общественных отношений (например, институт соучастия в уголовном праве); 3) Подотрасль - обособленная часть отрасли права, объединяющая нормы и институты, регулирующие специальные виды общественных отношений (например, наследственное право); 4) Отрасль права - совокупность правовых институтов, объединенных общностью предмета и методов правового регулирования. Систему права следует отличать от системы законодательства, которая представляет собой совокупность нормативных правовых актов, в которых выражаются содержательные и структурные характеристики права. Система права и система законодательства взаимосвязаны и взаимообусловлены. Между ними, однако, есть и различия. Первичным элементом системы права является норма права, а системы законодательства - статья нормативного правового акта. Отличие состоит и в том, что в системе права каждая отрасль имеет единый предмет и метод правового регулирования. Предмет регулирования отраслей законодательства не столь однороден. Нормативные правовые акты могут быть рассчитаны на регулирование не вида, а сферы общественных отношений (здравоохранение, культура, наука и т.п.). В системе законодательства могут создаваться по необходимости и такие структурные элементы, которые не совпадают с системой права.

19. Понятие и основные формы реализации права

Реализация права - это осуществление юридически закрепленных и гарантированных государством возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и организаций.

Реализация права как процесс воплощения права в жизнь включает в себя формы непосредственной реализации права и юридические механизмы реализации права

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.