скачать рефераты

МЕНЮ


Государство и политические партии

Государство и политические партии

2

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

1. ГОСУДАРСТВО. ЕГО ПРИЗНАКИ И СУЩНОСТЬ.

6

1.1. Понятие государства и его признаки.

7

1.2. Сущность государства.

10

2. ПАРТИИ КАК СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

14

2.1. Понятие политической партии.

14

2.2. Функции политических партий.

19

2.3. Типология партии и партийных систем

23

2.4. Правовое закрепление партий.

27

2.5. Возникновение и развитие партий.

30

3. ГОСУДАРСТВО И ПАРТИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

53

БИБЛИОГРАФИЯ

57

Приложение 1. Схема классификации партий по классовой природе

Приложение 2. Схема классификации партий по типу организационной структуры

Приложение 3. Схема классификации партий по месту и роли в политической системе общества

Приложение 4. Схема классификации партий по отношению к форме государственного устройства

Приложение 5. Схема классификации партий по отношению к идеологии

Приложение 6. Схема классификации партий по отношению к общественному строю

Приложение 7. Схема классификации партий по отношению к средствам политической деятельности

9

ВВЕДЕНИЕ

Темой для выпускной квалификационной работы я выбрал "Государство и политические партии", на мой взгляд эта тема наиболее актуальна именно сейчас. Так как политическая жизнь современного общества сложна, противоречива и многообразна. В ней занято огромное число участников (субъектов политики), среди которых одно из самых видных мест принадлежит политическим партиям. Сегодня трудно представить себе государство, в котором не было хотя бы одной политической партии. В подавляющем большинстве государств современного мира существуют двух- или много партийные системы.

Политическая партия - одно из важных достижений цивилизации необходимый для нормальной общественной жизни политический институт. Партия, самая политическая из всех общественных организаций: ее целью является завоевание и удержание власти, осуществление прямых и обратных связей между обществом и государством. Обратная связь помогает партии выполнять уникальную роль - агрегирования, согласования, выведения на политический уровень реальных и многообразных интересов, существующих или вновь зарождающихся в обществе. Партии выступают существенным элементом политической системы общества, предоставляют собой важные структуры политики. Они являются выразителями потребностей, интересов и целей определенных классов и социальных групп, принимают активное участие в функционировании механизма политической власти, либо оказывают на него опосредованное влияние. Принципиальной стороной деятельности партий является их идеологическое воздействие на население, они играют значительную роль в формировании политического сознания. В современную эпоху ведущую, а часто и решающую роль в организации и в ходе борьбы за власть, особенности которой, обусловлены либо однопартийным характером политической системы либо, наоборот, большим количеством партий обычно играют политические партии, пользующиеся авторитетом в обществе. Взаимоотношения между государством и политическими партиями строятся на основах невмешательства в деятельность друг друга. Однако государство оставляет за собой право на правовую регламентацию деятельности политических партий, право на запрет определенных политических партий, которые своей деятельностью пытаются дестабилизировать обстановку в обществе и оказывают другие негативные влияния на граждан.

Часто сталкиваясь с такой позицией я начал задумываться о том: Что такое политическая партия на самом деле? Как она взаимодействует с обществом и государством? Действительно ли партия представляет интересы большого количества членов общества? Каковы ее конечные цели? Может ли гражданское общество напрямую управлять государством, не прибегая к посредничеству партий и др. Чтобы ответить на эти вопросы и высказать свою позицию на роль политических партий в государстве я и выбрал данную тему.

Во время подготовки к написанию данной работы, я изучил большое число нормативно-правовых актов, литературы (как учебной, так и научной следующих авторов: Чудаков М.Ф.; Черниловский З.М.; Федоров В.А.; Павленко Н.И. и др. ) по этой теме, а также беседовал с представителями партий по этим вопросам.

В своей работе я попытаюсь проследить в мировом масштабе этапы становления политических партий и возможное с моей точки зрения их будущее, а также каковы были взаимоотношения партий и государства.

1. ГОСУДАРСТВО. ЕГО ПРИЗНАКИ И СУЩНОСТЬ.

1.1. Понятие государства и его признаки.

С точки зрения науки теории государства и права, государствопредставляет собой исторически сложившуюся организацию политической власти определенного общества. Такое или близкое к нему определение можно встретить как в отечественной, так и в зарубежной литературе.

В этом определении следует выделить следующие ключевые моменты.

1. Государство - это организация политической власти. Можно говорить об экономической, религиозной и любой иной организации общества. Но, ведя речь о государстве, следует иметь в виду, что оно является организацией политической власти.

2. Политика есть взаимоотношения между определенными социальными группами (классами, если они есть и явно выделяются). Любое общество объективно плюралистично по своей структуре и по образу жизни и мысли проживающих в нем людей. В любом обществе всегда возникают трения между носителями различных интересов. Как найти их согласование и увязку? Социальное назначение любого государства заключается в регулировании, стабилизации различных общественных интересов.

3. Есть до духсот различных определений власти, но все авторы сходятся на том, что - это сила, способная оказывать воздействие на поведение людей. С помощью власти государство при необходимости вмешивается в общественные процессы, воздействует на общественные отношения. Государственная власть - это особая разновидность социальной власти, которая, в отличие от других ее видов (отцовской и пр.), опирается на возможность публичного принуждения с применением специальных средств.

4. Государство есть организация политической власти определенного общества. "Государство вообще", как известно, бывает лишь в теории, в обобщении. На практике же функционируют конкретные государства конкретных обществ. Нельзя, конечно, умалять значение государственно-правовых обобщений. Именно из обобщений деятельности конкретных государств выводятся параметры наиболее совершенного государства, и с этих позиций оцениваются конкретные государства. Однако, когда речь идет о государстве как организации политической власти, следует иметь в виду и параметры общества, на обслуживание интересов которого оно нацеливается. От уровня развития конкретного общества зависит и степень зрелости государственных институтов.

Осмысливая понятие государства, необходимо сосредоточить внимание на его признаках, на том, что оно из себя представляет и чем отличается от других организаций в обществе.

Государство как организация политической власти определенного общества от иных организаций и институтов общества отличается следующими признаками набор которых различен (в зависимости от точки зрения автора).

1. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства.

2. Государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство - единственный носитель суверенной власти.

3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права.

4. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними социальными сферами и процессами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств (вещественных придатков), необходимых для выполнения его задач и функций.

Специфическая особенность органов, образующих в своей совокупности государственный механизм, состоит в государственно-властном характере их полномочий, что связано с обязательным юридическим закреплением формирования и деятельности этих органов и основанной на этом способности издавать правовые акты и охранять их от нарушения.

Функционирование этого специально созданного государственного механизма, этой своеобразной отлаженной "машины" необходимым образом предполагает наличие особого слоя лиц - государственных служащих, основное назначение которых, с учетом сложившегося в классовом обществе разделения труда, в том только и состоит, чтобы управлять.

5. Государство - единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка.

6. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность.

7. Один из важнейших признаков государства, так или иначе соприкасающиеся со всеми рассмотренными выше и обобщающий некоторые из них, - это тесная органическая связь государства с правом, представляющим собой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли общества, государственный регулятор общественных отношений. Трудно найти в истории пример, когда бы государство могло обходиться без права, а право - без государстваТеория государства и права курс лекций /По д.ре д.Мату зова Н.И. и Малько А.В.. -М.:2001г.

.

Взятые в совокупности отмеченные признаки государства объясняют его особое место и ведущую роль в политической системе общества. Вполне понятно, что в разные исторические эпохи, в различных социально-экономических условиях указанные признаки государства отличаются как конкретным внутренним содержанием, так и своим внешним проявлением.

В современных условиях Российскому государству принадлежит первостепенная роль в утверждении демократии и свободы, стабильности и гражданского мира, согласия и сотрудничества народов страны, в продолжении реформ и переходе к цивилизованному обществу, организации обороны страны.

Успешное претворение этих целей в жизнь неразрывно связано с осуществлением задач укрепления государства, совершенствования его механизма, обеспечения действенности всех институтов государственной власти в России, наведения правопорядка в самой власти и в стране.

1.2. Сущность государства.

Понятие государства включает в себя характеристику его сущности, т.е. главного, определяющего, устойчивого, закономерного в данном явлении, и социального назначения, служебной роли и исторической цели.

Марксизм научно обосновал, что политическая власть является одновременно и важнейшими признаками, и основным содержанием его сущности. Государство по своей сущности есть организация политической власти общества.

Политическая (государственная) власть представляет собой особую разновидность общественной власти. Политическая власть в собственном смысле этого слова и есть власть государственная, т.е. такая, история которой исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии.

Политическая, или государственная, власть - это разновидность общественной власти, которая или осуществляется непосредственно самим государством, или делегирована или санкционирована т.е. проводится от его имени, по его уполномочию и при его поддержке.

Характерные черты этой свойственной государству особой публичной или политической власти заключаются в следующем:

1. Государственная власть носит классовый характер;

2. Политическая публичная власть не совпадает непосредственно снаселением, осуществляется выделением из человеческого общества аппаратом управления, состоящим из категории людей, которые только тем и заняты, чтобы управлять другими;

3. Политическая власть опирается на возможность государственного принуждения, для осуществления которого создаются вооруженные силы, специально приспособленный для этой цели аппарат, включающий в себя так называемые карательные или правоохранительные органы;

4. Для содержания этой публичной власти необходимы взносы граждан - налоги;

5. Учреждения политической власти, сообразуются с разделением населения по территориальному признаку;

6. Политическая, государственная власть есть "авторитет власти".

Таковы основные признаки политической власти.

Для более полного и точного, современного понимания политической власти ее характеристику, кроме сказанного выше, необходимо дополнить указанием на сочетание в ней классового и общечеловеческого начал.

Любое государство, наряду с решением сугубо классовых задач (государство выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другим), выполняет и общечеловеческую миссию, без которой не может существовать ни одно общество. К выполнению общих дел относится прежде всего осуществление разнообразных коллективных потребностей общества: организация здравоохранения, образование, социального обеспечения, средств транспорта и связи, строительство ирригационных сооружений, борьба с эпидемиями, преступностью, меры по предотвращению войны и обеспечению мира и т.п.

Общечеловеческое предназначение государства в более широком смысле состоит в том. чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил; обеспечения обще социальной направленности в содержании всех осуществляемых им функций.

Сочетая в себе, таким образом, и классовую, и общечеловеческую сущность государство выступает одновременно и как организация политической власти общества, и как его единственный официальный представитель. Согласно этому оно призвано обеспечить выполнение и общих дел. вытекающих из природы всякого общества, и специфических классовых задач.

Только учитывая общечеловеческое и классовое в государстве можно достигнуть научной объективности в его изучении, рассматривать его таким, каково оно есть в действительности.

Следует иметь в виду, что соотношение между общечеловеческим и классовым в государстве в разные эпохи не одинаково, это не застывшее состояние, а динамично отражающее реалии социально-экономического и политико-государственного развития, достигнутый уровень прогресса и демократии.

1

2. ПАРТИИ КАК СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

2.1. Понятие политической партии.

Политическая партия - организованная группа единомышленников. представляющая и выражающая политические интересы и потребности определенных социальных слоев и групп общества, иногда значительной части населения, и ставящая целью их реализацию путем завоевания государственной власти и участия в ее осуществлении.

Политические партии являются относительно молодым институтом публичной власти, если иметь в виду массовые партии, так как объединения людей в борьбе за власть либо за непосредственное влияние на нее всегда являлись важным элементом политических отношений. Такого рода объединения имеют давнюю историческую традицию. Современные же партии, действующие в массовой среде, сформировались в Европе во второй половине 19 Века. В этом смысле политические партии могут рассматриваться как политический институт, возникший в сфере европейской культуры и распространившийся затем по иным культурным регионам современного мира.

В западной политической науке партии определяются чаще всего через ту роль, которую они играют в избирательном процессе. В этом плане под партией понимается нередко любая группа людей. придерживающихся одних взглядов по тем или иным вопросам политики и участвующих в выборах, чтобы добиться возможности провести своих представителей в государственный аппарат. Понятно, что участие в избирательном процессе - одно из важнейших направлений деятельности партии в демократической стране. Первые партии в современном их понимании, появляются в тесной связи с возникновением и развитием национальных избирательных систем парламентаризма. Однако характеристика современных партий как "машины, для выборов" справедлива лишь до известной степени. Их функции и аспекты деятельности значительно шире, чем задачи достижения победы на выборах. Необходимо выделять такие признаки политической партии, как длительность и непрерывность ее функционирования. сложившаяся структура партии с регулярной связью между местными и общенациональными органами, нацеленность партийных функционеров как на общенациональном, так и на местном уровнях на "вхождение" во власть, на ее удержание, на реализацию через нее партийной программы, забота о своих сторонниках и последователях, принятие мер для обеспечения широкой "народной поддержки".

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.