скачать рефераты

МЕНЮ


Государство в сфере трудового права

Федеральным органом исполнительной власти, который по заданию Правительства РФ осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда, является Минздравсоцразвития России.

Осуществляя указанные функции, Минздравсоцразвития России утверждает: межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда; перечень документации и материалов, предоставляемых на государственную экспертизу условий труда (в зависимости от объекта экспертизы); порядок обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда работников организаций, в т.ч. руководителей организации, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей; нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, а также порядок осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда; перечень предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, проведение которых частично финансируется за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, форма программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания; методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда и др. Комментарий к ТК РФ. / ответ. ред. Орловский Ю.П. М., 2009.

Другие федеральные органы исполнительной власти решают вопросы управления охраной труда в соответствии с их компетенцией, закрепленной в положениях об этих органах или в других нормативных правовых актах.

Значительная роль в механизме государственного управления охраной труда принадлежит федеральным органам исполнительной власти, выполняющим функции надзора и контроля за соблюдением работодателями государственных нормативных требований охраны труда.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ федеральными органами исполнительной власти состоит в том, что эти органы в соответствии с их компетенцией издают обязательные для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами обязательные правила поведения в области охраны труда либо осуществляют контроль и надзор за исполнением ими государственных требований охраны труда, а также осуществляют координационно-рекомендательную деятельность по охране труда.

Государственная экспертиза условий труда - это оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии с ч. 1 ст. 2161 ТК РФ ТК РФ. М.: «Проспект», 2009. государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти.

Перечень документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда, определяется Минздравсоцразвития России в зависимости от объекта экспертизы.

Органы исполнительной власти, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право в процессе проведения экспертизы запрашивать у ее заказчика дополнительную информацию, необходимую для оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Для проведения государственной экспертизы в каждом случае определяется специалист (эксперт) или группа специалистов (экспертов) из числа штатных и внештатных специалистов (экспертов), обладающих соответствующими знаниями.

Срок проведения государственной экспертизы не должен превышать одного месяца. В исключительных случаях он может быть продлен, но не более чем на месяц.

4 Государственный надзор и контроль в сфере труда

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства является одним из способов защиты трудовых прав и законных интересов работников. Он распространяется в равной мере на предприятия и организации всех форм собственности и всех организационно-правовых форм, а также на работодателей -- индивидуальных предпринимателей и физических лиц

Законодательством определены система и компетенция специальных органов государства, основным направлением деятельности которых является надзор за соблюдением законодательства о труде, правил и норм охраны труда. Высший надзор за исполнением законодательства о труде осуществляется органами прокуратуры РФ.

В соответствии со ст. 353 ТК РФ ТК РФ. М.: «Проспект», 2009. государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Т.о. основным контролирующим государственным органом является Федеральная инспекция труда, деятельность которой регулируется ст. 354-365 ТК РФ.

Так, согласно ст. 354 ТК РФ ТК РФ. М.: «Проспект», 2009. федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, - главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение указанного надзора и контроля, является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Федеральная служба находится в ведении Минздравсоцразвития России и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Орловский Ю.П. Трудовое право России. М., 2007.

Как единая централизованная система, включающая помимо Федеральной службы по труду и занятости также государственные инспекции труда, федеральная инспекция труда наделена в соответствии со ст. 356 ТК РФ ТК РФ. М.: «Проспект», 2009. следующими основными полномочиями:

- осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

- анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

- осуществляет в соответствии с законодательством РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях;

- направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

- осуществляет надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

- обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;

- анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно и другие полномочия.

Непосредственную деятельность по проведению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на всей территории России осуществляют государственные инспекторы труда.

В соответствии со ст. 357 ТК РФ ТК РФ. М.: «Проспект», 2009. они имеют право:

- в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;

- запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления (их представителей) документы, объяснения, информацию, необходимые для осуществления своих полномочий; предъявлять работодателям (их представителям) предписания об устранении нарушений законодательства о труде и охране труда, о восстановлении нарушенных прав граждан с предложением о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

- направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

- выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда и др.

Государственные инспекторы труда при осуществлении своих правомочий являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону (ст. 359 ТК).

Вместе с этим на государственных инспекторов возложены определенные обязанности. Так, при осуществлении надзорно-контрольной деятельности они должны соблюдать законодательство; хранить государственную, служебную, коммерческую и иные тайны, ставшие им известными при выполнении своих полномочий, как в период их работы, так и после ее оставления; держать в тайне источник всякой жалобы по поводу нарушений законодательства о труде и охране труда; воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением и он не желает разглашения сведений о себе (ст. 358 ТК).

Как указывает Сапфирова А.А.: «порядок инспектирования может быть общим и особенным. Основываясь на общем порядке инспектирования, осуществляют свою деятельность инспекторы труда в отношении большинства объектов. Особенный порядок применяется при инспекции лишь отдельных объектов. Тем не менее, проблемы возникают при инспектировании, как общего, так и особенного объекта». Сапфирова А.А. Федеральная инспекция труда: некоторые проблемы реализации. // Трудовое право, № 9, 2008.

Так же она указывает, что «проверки могут быть комплексные (затрагивают все институты трудового права), тематические (по соблюдению норм отдельных институтов трудового права), целевые (по обращениям граждан). Все три вида проверок должны осуществляться инспекторами в полном объеме, однако статистика о деятельности федеральной инспекции труда показывает, что она «перетянула» на себя огромный поток обращений граждан, ранее направленный в суды и другие органы государства, а также в профсоюзы. Иными словами, число обращений граждан и соответствующих целевых проверок, направленных на восстановление их трудовых прав, значительно превысило количество комплексных и тематических проверок, при помощи которых осуществляется предупредительный надзор, отражающий основное предназначение федеральной инспекции труда. Содержание деятельности по надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, состоит не только в «защитном» аспекте деятельности федеральной инспекции труда, главная цель которой - восстановить нарушенные субъективные трудовые права, но в первую очередь в ее предупредительном характере. В этом плане надзор действительно имеет своей целью предупреждение правонарушений и устранение их с целью восстановления нарушенного права». Сапфирова А.А. Федеральная инспекция труда и государственный трудовой арбитраж: соотношение компетенции. // Трудовое право, № 9, 2009.

Так же необходимо отметить, что проверки могут быть плановыми и внеплановыми. В соответствии со ст. 9 ФЗ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ ФЗ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».// Система Гарант. предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

В соответствии со ст. 10 указанного акта, предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Кроме Федеральной инспекции труда функционируют и другие специальные государственные органы и инспекции. Они осуществляют государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности (ст. 366 ТК); государственный энергетический надзор (ст. 367 ТК); государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ст. 368 ТК); государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью (ст. 369ТК) и др.

Компетенция всех контролирующих органов четко регламентирована законом. Их должностные лица вправе проводить проверки подконтрольных им объектов по всем вопросам, относящимся к кругу их полномочий. Они могут требовать от работодателей представления всех необходимых документов и объяснений по выявленным нарушениям; давать предписания об устранении нарушений; в установленном порядке привлекать (либо передавать в компетентные органы материалы о привлечении) виновных к административной или иной правовой ответственности и т. д.

В целях проверки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда введена государственная экспертиза условий труда. Она проводится Министерством здравоохранения и социального развития РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ, ведающими вопросами охраны труда.

Итак, в РФ действует разветвленная система органов надзора и контроля в сфере труда. Т.о., это предотвращает нагрузку на один какой-то орган и способствует своевременному решению проблем, возникающих в указанной деятельности.

Заключение

Трудовое законодательство - предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Это исходное конституционное положение конкретизировано в статье 6 ТК. Кодекс в целях устранения противоречий между нормативными правовыми актами федерального уровня и законами, а также иными нормативными правовыми актами субъектов РФ разграничивает полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в сфере трудовых и связанных с ними отношений. Это разграничение осуществляется путем перечня полномочий, закрепленных только за федеральными органами государственной власти и определения полномочий органов государственной власти субъектов РФ.

Социальное партнерство -- это система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей, а так же органы государственной власти и органы местного самоуправления, в том случае если они выступают работодателями.

Основное предназначение социального партнерства -- предупреждать возникновение конфликтов между работниками и работодателями в сфере трудовых отношений, добиваться согласования интересов работников, работодателей, государства.

Формами социального партнерства являются: коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров и соглашений; взаимные консультации (переговоры) по вопросам установления трудовых и иных связанных с ними отношений, обеспечение гарантий трудовых прав работников и совершенствование трудового законодательства; участие работников и их представителей в управлении организацией; участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

В Трудовом кодексе охрана труда определяется как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационные, технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Из этого определения вытекает, что охрана труда -- проблема не только правовая, но и экономическая, социальная, медицинская и др.

Государственное управление охраной труда является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. Государственное управление охраной труда осуществляется на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ в пределах их полномочий и органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами субъектов РФ.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства является одним из способов защиты трудовых прав и законных интересов работников. Законодательством определены система и компетенция специальных органов государства, основным направлением деятельности которых является надзор за соблюдением законодательства о труде, правил и норм охраны труда. Высший надзор за исполнением законодательства о труде осуществляется органами прокуратуры РФ. Основным контролирующим государственным органом является Федеральная инспекция труда.

Итак, мы можем заметить, что государство играет весомую роль в трудовой сфере. Т.о. можно констатировать, что государство выступает неким особым субъектом трудовых отношений.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ. М.: «Проспект», 2006.

2. ТК РФ. М.: «Проспект», 2009.

3. ФЗ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».// Система Гарант.

4. Комментарий к ТК РФ. / под ред. Шкатуллы В.И. М.: 2009.

5. Комментарий к ТК РФ. / ответ. ред. Орловский Ю.П. М., 2009.

6. Анисимов Л.Н. Новое в трудовом законодательстве. М., 2007.

7. Бородин И.И. Формы социального партнерства и их место в системе социального партнерства. // Трудовое право, № 1, 2007.

8. Буянова М.О. Трудовое право. М.: Проспект, 2007.

9. Васильев В.А. Процессуальный механизм осуществления представительства работников в социально-трудовых отношениях. // Трудовое право, № 5, 2008.

10. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права. М.: «Эксмо», 2007.

11. Гусов К.Н. Трудовое право России. М: Велби, 2006.

12. Кирилловых А.А. Проблемы правового статуса объединений работодателей в системе некоммерческих организаций. // Законодательство и экономика, № 2, 2010.

13. Коршунова Т.Ю. Понятие, основные принципы и формы социального партнерства в сфере труда. // Трудовое право, № 9, 2006.

14. Кошелев Д.А. Федеральная инспекция труда: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства.// Трудовое право, № 12, 2009.

15. Куренной А.М. Трудовое право. М.: «ЮРИСТЪ», 2004.

16. Магницкая Е. В., Евстигнеев Е. Н. Трудовое право. СПб.: Питер, 2008.

17. Миронов В.И. Трудовое право России. М., 2004.

18. Орловский Ю.П. Трудовое право России. М., 2007.

19. Рыженков А.Я., Мелихов В.М.. Трудовое право. М., 2007.

20. Сапфирова А.А. Федеральная инспекция труда: некоторые проблемы реализации. // Трудовое право, № 9, 2008.

21. Сапфирова А.А. Федеральная инспекция труда и государственный трудовой арбитраж: соотношение компетенции. // Трудовое право, № 9, 2009.

22. Сошникова Т.Л. Проблемы совершенствования законодательства о социальном партнерстве. // Трудовое право, № 12, 2008

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.