скачать рефераты

МЕНЮ


Институции Гая и Дигесты Юстиниана

Институции Гая и Дигесты Юстиниана

23

Введение

Огромная империя, расположенная на границе между Европой и Азией, в течение, по крайней, мере семи столетий (с VI до начала XIII) играла важную, порой ведущую роль в экономической, политической и культурной жизни народов средневековой Европы и стран Ближнего Востока. От позиции империи, ее побед или поражений зависели судьбы многих народов, как ближних, так и дальних.

Союза с императорами искали почти все христианские государи и мусульманские правители. Духовное влияние империи простиралось от Балтийского моря до Красного, от Сирии и Армении до Атлантики.

Знание всеобщей истории государства и права заключается, прежде всего, в том, что позволяет глубже понять современную государственность и дает возможность прогнозировать основные тенденции ее развития в ближайшем обозримом будущем.

Современная действительность не обособлена от прошлого и будущего. Она лишь новая, важная веха в истории. Настоящее, воплощая в себе разносторонние, сложные, подчас противоречивые, тенденции прошлого, отрицает отжившее, наделяет перспективное иным качеством, порождает тем самым новые тенденции и явления, закладывающие предпосылки будущего.

Соответственно, чтобы понять современные государство и право, нужно знать, как они возникли, какие основные этапы прошли в своем развитии, какие причины влияли на их образование, становление, развитие, изменение их формы и содержания.

Решение этих задач невозможно без знания исторических фактов, являющихся фундаментом историко-юридической науки.

Предметом исследования в данной работе являются Институции Гая и Дигесты Юстиниана, в частности византийское право, которое являлось одной из наиболее ярких сторон византийской культуры, и по силе воздействия на культуру других народов средневекового мира оно может идти в сравнении лишь с византийским искусством и архитектурой. В Византии значительно дольше и более глубоко, чем на Западе, сказывалось влияние римской юридической традиции. В отличие от большинства государств средневековой Европы, в Византии сохранялось единое кодифицированное, распространяющее свое действие на всю территорию Империи законодательство.

В данной работе были поставлены следующие задачи: показать необходимость изучения законодательных памятников, которые имеют первостепенное значение для изучения внутренней жизни Византийской империи IV -- XI вв.; дать краткую характеристику содержания законодательных документов, показать историю их создания, значимость для данной эпохи, выделить основные этапы законотворчества.

Законодательные памятники содержат неоценимый материал о социально-экономических отношениях Византии, о государственном и административном устройстве империи, о взаимоотношениях классов, сословий, различных социальных групп и их правовом статусе, об организации церкви и ее имуществах, о политике различных императоров. Ценные материалы в юридических источниках встречаются и по международному праву.

Законодательные памятники ранневизантийской эпохи так же, как и труды историков и хронистов, отразили постоянную, пронизывавшую все сферы жизни борьбу старого с новым, традиций рабовладельческого мира с зачатками феодализма. Для историков они имеют исключительное значение и актуальность потому, что не только дают возможность воссоздать во всем многообразии картину социально-экономической и политической жизни в империи IV--ХI вв. но и помогают установить, какие нормы гражданского права могли оказывать организующее или тормозящее влияние на развитие новых производственных отношений.

Одной из наиболее слабо изученных в советской византинистике проблем является история византийского государства и права. Лишь в последние годы этот пробел начал в известной степени заполняться.

1. Институции Гая

Особого расцвета римская юриспруденция достигла в период принципата (1-3 века н. э.), признаваемый за классический. В эту именно эпоху право частной собственности, частное право достигло своего высшего развития. Это обусловило широкое развитие деятельности юристов. Задачи, стоявшие перед юристами классической эпохи, отличались большой сложностью. Классовые противоречия все больше углублялись и обострялись, восстания рабов приняли такие формы и размеры, что весь рабовладельческий строй оказывался в опасности, и требовались чрезвычайные меры для обеспечения господства верхушки рабовладельческого класса. Беспрерывно росли и противоречия между различными группировками свободного населения. С другой стороны рост государственной территории, расширение торгового оборота, развитие и усложнение всех хозяйственных отношений вызывали необходимость соответствующих изменений правовой надстройки. Необходимо было проявить гибкость и разрешать вновь возникающие вопросы в интересах господствующего класса, в первую очередь - в целях закрепления неограниченного права собственности рабовладельцев на рабов и права собственности на землю. Классические юристы успешно справились со стоявшими перед ними задачами. Верные своему практическому направлению, они в своих кратких и весьма четких решениях отдельных казусов удовлетворяли новые запросы жизни, в соответствии с интересами господствующего класса.

1.1 Возникновение Институций Гая

В период от I до середины III в. работали многие выдающиеся юристы, совмещавшие глубину теоретических знаний, практические дарования, педагогически-воспитательное влияние и, наконец, оставивших литературное наследие. Среди них одно из важнейших мест занимает юрист Гай. Он выходец из сабиньянской юридической школы, основанной Капитоном (школа названа так по имени его знаменитого ученика Мазурия Сабина). Сабин был великим юристом I в. н. э., комментировавшим цивильное право. Из сабинцев во II веке н. э. надо отметить Сальвия Юлиана, получившего при Адриане поручение кодифицировать преторское право и успешно выполнившего это поручение.

Последним сабианцем считается Гай оставивший учебное руководство - Институции, написанные с большой ясностью и наиболее упорядоченные.

1.2 Значение Институций

Наибольшей популярностью пользовались краткие элементарные руководства - institutiones. Обучение юристов в республиканском Риме выражалось в допущении молодых юристов к слушанию даваемых консультаций и к обсуждению с ними отдельных казусов. В конце республики стали вести систематическое чтение лекций. В качестве пособия к этим занятиям и появились институции. Наибольшей популярностью пользовались институции Гая. В конце классического периода появились институции Марциана, Каллестрата, Павла и Ульпиана. Но они не могли затмить старых институций Гая (II в. н.э.) послуживших в дальнейшем образцом институционной системы. Эту своеобразную систему можно назвать доктринальной; при отсутствии или лишь кратком рассмотрении исторического материала все сосредоточено на догматическом изложении действующего права. Институционная система излагает право и его применение не разрознено в случайном смешении казуистики, а стремиться весь материал расчленить с точки зрения общих правовых категорий, которыми являются, прежде всего, лица, вещи и иски.

Институции Гая дополняются еще его сочинением («Повседневные дела»). В совокупности они дают краткий обзор всего действующего права, привлекая к изложению две системы - цивильного и преторского права с преобладанием догматического толкования над историческим.

Институции Гая получили широкое распространение у юристов и грамматиков последующей эпохи, а в VI в. н. э. они, правда, в искаженном и переработанном виде были внесены в кодификацию Юстиниана. Еще в V в. н. э. они распространялись в Италии в списках в своем подлинном виде. Один из таких списков с искажениями и ошибками был найден в библиотеке в Вероне ученым Нибуром (1816 г.) Текст институций был стерт и покрыт сверху посланиями Иероониума (VIII-IX в.в.). Восстановленная рукопись - палимпсест известен под названием веронский. В 1933 г. в Александрии были куплены у антиквара пергаментные листы с отрывками Гая, дополняющие веронский палимпсест. Они называются то «новыми отрывками Гая», то - Александрийский, Египетский и Флорентийский Гай. Существуют русские переводы, институций Гая - Расснера (1888 г.), Дыдынского (1890-1892 г.), М. Бобина - 3, 4 книг.

1.3 Содержание Институций Гая

«Институции Гая», состоят из четырех книг. Каждая книга разделена на главы (например, О гражданском праве и естественном, О разделении права и т.д.) и на статьи.

Система изложения.

Институции Гая говорят: «Все то право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам, или к правовым действиям (искам)» Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Т.1. Древний мир и Средние века/Главный редактор Н.А. Крашенникова. М., НОРМА, 2005. Стр. 225. .

Итак, «Институции Гая» построены по институционной системе, «всё право зависит от того, кто в нём нуждается, вещах и формах». Институционная система - о лицах, вещах и формах.

Разделение права.

Гай разделяет право на гражданское и естественное. Этому посвящена Глава 1 Институций «О гражданском праве и естественном» Институции Гая./Пер. Ф. Дыдынского/Под ред. Л.Л. Кофанова и В.А. Савельева. М., 1997. Стр. 6.

. Согласно ему, все народы, которые управляются законами и обычаями пользуются частью своим собственным правом, частью общим правом всех людей: и так, то право, которое каждый народ сам для себя установил, есть его собственное право и называется правом гражданским, как бы собственным правом, свойственным самим гражданам. А то право, которое между всеми людьми установил естественный разум, применяется и защищается одинаково у всех народов и называется правом общенародным, как бы правом, которым пользуются все народы. Таким образом, и римский народ пользуется отчасти своим собственным правом, отчасти правом, общим всем людям.

Виды источников права.

Гражданское право римского народа состоит из законов, решений плебеев, постановлений сената, указов императоров, эдиктов тех сановников, которые имеют право издавать распоряжения, и из ответов юристов.

Закон есть то, что народ римский одобрил и постановил; плебейское решение есть то, что плебеи одобрили и постановили. Плебс же отличается от народа тем, что словом народ обозначаются все граждане, включая сюда и патрициев; наименованием же плебса обозначаются прочие граждане, за исключением патрициев. Вот почему патриции некогда утверждали, что постановления плебеев для них не обязательны, так как они составлены без их соизволения и участия. Но впоследствии издан был закон Гортензиев, которым было определено, чтобы постановления плебейских собраний были обязательны для всего народа. Таким образом решения плебеев поставлены были наравне с настоящими законами.

Сенатское постановление есть то, что сенат повелевает и устанавливает; оно имеет силу закона, хотя это было спорно.

Указ императора есть то, что постановил император или декретом, или эдиктом, или рескриптом; и никогда не было сомнения в том, что указ императора имеет силу настоящего закона, так как сам император приобретает власть на основании особого закона, (который придавал императорским распоряжениям силу закона).

Эдикты суть постановления и предписания тех сановников, которые имеют право их издавать. Право же издавать эдикты предоставляется должностным лицам римского народа; самое важное значение, однако в этом отношении, имеют эдикты двух преторов -- городского и иностранного, юрисдикция которых в провинциях принадлежит их наместникам. То же самое относится к эдиктам курульных Эдилов, юрисдикцию которых в провинциях римского народа имеют квесторы. В императорские же провинции квесторов вообще не назначают, а потому в этих провинциях такой эдикт не обнародуется.

Ответы законоведов -- это мнения и суждения юристов, которым позволено было устанавливать и творить право. Если мнения этих лиц сходятся, то приобретает силу закона то, в чем они согласны. Если же мнения юристов не согласны между собою, то судье предоставляется право, следовать тому мнению, которое он считает самым лучшим, -- что прямо выражается в рескрипте блаженной памяти Адриана.

Помимо вышеназванных вопросов Институции Гая включают главы: Об иностранцах, покоренных с оружием в руках; Об отпущении на волю и законном основании отпущения на волю; О собрании совета; О способах приобретения латинами римского гражданства, а также многое другое: Лица, Формы, Защиты, Наследство, Семейное право и многое, многое другое Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://tarasei.narod.ru (17.11.08).

.

На то время, Институции Гая являются самой подробной, и популярной, самой часто используемой. Как я уже отмечала, в последствии основываясь на Институциях Гая, была выполнена Институция и кодификация Юстиниана.

2. Создание Свода законов и Дигест Юстиниана

С учреждением имперских порядков после республиканского периода возвысилось значение императорского законодательства. Отныне все законы и конституции предшествующих веков были объявлены старым правом (ius vetus), и текущее императорское законотворчество стало именоваться термином законы (leges). Вышли из употребления императорские конституции в виде мандатов, декретов и рескриптов, преобладающей и нормальной формой общего императорского указа (constitutio generalis) стали эдикты. В тех случаях когда императорский указ даровал какие-либо привилегии лицу или корпорации, он стал называться прагматической санкцией. Это было одним из важных последствий возвышения власти принцепса (первого лица) до власти доминуса (господина) всего римского народа. Римский император, начиная с правления Диоклетиана, приобрел власть господина (domini potestas), которая формально сопоставима и отчасти выводима из власти владыки римского семейства (patria potestas).

Перечисленные перемены в области иерархии законов и власти получили закрепление в кодификаторской деятельности римских императоров - Диоклетиана (частные кодификации Грегориана и Гермогиана), а затем Феодосия ЙЙ (Кодекс Феодосия, собравший императорские конституции с 311 по 437 г.). Законы, изданные этими императорами и не вошедшие в кодексы, собирались отдельно и получили название «новеллы». Кодификации времен Диоклетиана и Феодосия были затем использованы в кодификациях варварских королевств в конце V - начале VI в.: вестготские - Кодекс Эрика и Бревиарий Алариха II, бургундский - Римский закон Гундобада и остготский - Эдикт Теодориха. Эволюция постклассического права идет в сторону его унификации, подчинения разрозненного самостоятельного творчества юристов интересам центральной власти. Явственно намечается тенденция превратить все право в писаный закон, а в условиях усиления неограниченной власти монарха -- в закон императора. С этим связано стремление возвести в ранг писаного закона право, уже существующее как юридическая доктрина. Одновременно делаются попытки упростить и стабилизировать законодательство. Свое выражение это находит в тенденции преодолеть юридический формализм классической юриспруденции, сделать огромное и разрозненное наследие римских классических юристов и римских императоров достоянием современников, которое можно было бы применить в судебной практике.

Все это привело к первым, еще несовершенным, попыткам кодификации права и к созданию трех самостоятельных кодексов римских законов, предшествовавших законодательной реформе Юстиниана. Кодификационные работы начинаются с систематизации и унификации императорских конституций, изданных по самым разнообразным правовым вопросам.

Свод Юстиниана стал со временем основным источником для изучения римского права. В XII в. он получил сохранившееся доныне название Corpus juris civilis - Свод гражданского права. Он состоит из четырех основных частей:

1) Codex - собрание императорских установлений (конституций) в 12 книгах со времени Андриана до времени составления кодекса, 529 г. (первое издание), 534 г. (второе издание).

2) Institutiones - Институции - в четырех книгах опубликованы в 533 г. с приданием им специальным указом императора силы, равной всем другим частям свода.

3) Digesta (Pandectae) - Дигесты, или пандекты, в составе: 7 частей и 50 книг, 432 титулов 9123 фрагментов; изданы в 533 г.

4) Novellae (leges) - 168 новелл (новых законов), изданных Юстинианом после второй редакции Кодекса в 535 - 565 гг. Работа по составлению Свода велась по поручению императора под руководством Трибониана, «квестора дворцового ведомства», фактически главного министра, ведавшего законодательными работами и председательствовавшего в консистории (Совете при императоре) Учебник для вузов//Всеобщая история государства и права. Под редакцией Графского. М., 2007. Стр. 114..

2.1 Дигесты Юстиниана

Digesta, vel Pandectae. Дигесты или Пандекты (в 50 книгах) -- монументальное собрание отрывков из сочинений прославленных римских юристов. Это -- неисчерпаемый источник самых разнообразных сведений о Поздней Римской и Византийской империи. По определению исследователей, термин «Дигеста» обозначал сочинение, представляющее собой систематически расположенное изложение права, т.е. систему права Бартошек М. Римское право: понятия, термины, определения. М., Юридическая литература, 1988. Стр . 87..

Покончив с конституциями, Юстиниан решил приступить к кодификации т.н. Ius, т.е. права, содержавшегося в сочинениях юристов классического периода. Мысль об этой работе была еще у императора Феодосия II: он хотел выборки из сочинений юристов присоединить к существующим титулам своего Кодекса. Но ему не удалось осуществить этого намерения. Его современник Валентиниан III, побуждаемый сходными стремлениями, издал упомянутый выше закон, устранивший лишь в небольшой степени трудность пользования сочинениями юристов. С тех пор в этой области не было сделано ничего, чтобы облегчить это пользование.

Главные затруднения при пользовании классиками во времена Юстиниана заключались в следующем: во-первых, не по силам людям того времени было усвоение всего материала, содержавшегося в сочинениях классических юристов, даже при ограничениях, установленных законом Валентиниана III; во-вторых, сочинения менее популярных авторов были малодоступны; в-третьих, некоторые институты или отдельные правила устарели и перестали применяться вполне или отчасти; в-четвертых, в сочинениях классических юристов было много спорных юридических вопросов (контроверз), оставшихся без разрешения. Чтобы взяться за их разрешение, а также, чтобы выбрать из сочинений то, что еще сохраняло силу, нужно было такое научное развитие, каким не обладали юристы времен Юстиниана.

2.2 Комиссия по созданию Дигест

По всем вышеперечисленным причинам Юстининан решился кодифицировать ius. С этой целью он учредил в 530 г. (15 декабря) комиссию из 16 человек под председательством Трибониана, в которую вошли помимо видных чиновников и практиков известные профессора константинопольской (Феофил, Грациан) и бейрутской (Дорофей и Анатолий) правовых школ. Составители дигест позднее стали называться компиляторами. Этой комиссии поручено было составить сборник в 50 книг, который бы назывался Digesta, или Pandectae. В состав этого сборника должны были войти выдержки из сочинений классических юристов, которых, по словам самого Юстиниана, было собрано до 2000 книг (tibri). Этой комиссии даны были широкие полномочия изменять текст сочинений, выбрасывать то, что уже не применялось в жизни, и исключать места противоречивые.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.